Патент на изобретение №2169355

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2169355 (13) C1
(51) МПК 7
G01N3/20, G01N3/18
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 27.05.2011 – может прекратить свое действие

(21), (22) Заявка: 2000110373/28, 26.04.2000

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

26.04.2000

(43) Дата публикации заявки: 20.06.2001

(45) Опубликовано: 20.06.2001

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 1033917 A, 07.08.1983. US 5199305 A, 06.04.1993. FR 2238397 A, 21.03.1975. US 4002061 A, 11.01.1977. SU 1493926 A, 15.07.1989. RU 2082146 C1, 20.06.1997. SU 744272 A, 30.06.1980. US 3937072 A, 10.02.1976.

Адрес для переписки:

140180, Московская обл., г. Жуковский, ЦАГИ им. проф. Н.Е. Жуовского, НИО-24, Кириленко Г.В.

(71) Заявитель(и):

Центральный аэрогидродинамический институт им. проф. Н.Е. Жуковского

(72) Автор(ы):

Ильин Ю.С.

(73) Патентообладатель(и):

Центральный аэрогидродинамический институт им. проф. Н.Е. Жуковского

(54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОДУЛЯ УПРУГОСТИ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ КРИОГЕННЫХ И ПОВЫШЕННЫХ ТЕМПЕРАТУРАХ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ


(57) Реферат:

Изобретение относится к испытательной технике, в частности, к способам испытания конструкционных материалов на прочность в широком диапазоне температур. Изобретение заключается в том, что в предлагаемом способе исследуемый образец нагружают на изгиб поочередно двумя грузами разной величины при нормальной и заданной температурах, измеряют максимальные прогибы образца в направлении действия нагрузки и расчетным путем определяют модуль упругости материала на растяжение или сжатие при заданной температуре. Устройство для осуществления данного способа содержит нагружающий механизм, измеритель перемещений, систему регулирования температуры и устройства для измерения и регистрации температуры образца. Данное изобретение позволяет исследовать металлические материалы на прочность в широком диапазоне температур с высокой точностью задания величины нагрузки и измерения больших изгибных деформаций, а также сократить затраты на испытательное оборудование и снизить трудоемкость испытаний. 2 c.п. ф-лы, 2 ил.


Изобретение относится к испытательной техникe, в частности к способам испытания конструкционных материалов на прочность в широком диапазоне температур.

Область применения – авиастроение, судостроение, машиностроение, атомная энергетика, металлургия и др.

Модуль упругости при растяжении (сжатии) является характеристикой сопротивления материала упругой деформации, численно равной отношению напряжения к вызванной им упругой деформации, не выходящей за предел пропорциональности. Знание величины модуля упругости необходимо при расчетах на прочность, жесткость и устойчивость конструкций, при обработке результатов измерений с целью определения напряжений в конструкции по величине относительной деформации, а также как мера силы межатомной связи (см. Политехнический словарь. – М. : Советская энциклопедия, 1977 г., с. 295; Бэкофен В. Процессы деформирования.- М.: Металлургия, 1977, с. 21 и др.).

Методы испытаний на растяжение, сжатие и изгиб металлических и неметаллических материалов регламентированы рядом отечественных и зарубежных ГОСТов, нормалей и справочных пособий, например, ГОСТ 1497-84 “Металлы. Методы испытаний на растяжение”, “Методы статических испытаний армированных пластиков/Справочное пособие, Рига: Зинатне, 1972 г.; Тернопольский Ю.М., Кинцис Т. Я. Методы статических испытаний армированных пластиков.- М.: Химия, 1981; ГОСТ 9651-84; ГОСТ 25.503-80; ГОСТ 11150-84 и др.

Модуль упругости конструкционных металлических материалов сильно зависит от природы самого материала (сплавы алюминия – 7,2 103 кг/мм2, сплавы титана – 11103 кг/мм2, стали – 20103 кг/мм2) слабо зависит от химического состава в группе материалов (титановый сплав ВТ14 – 11103 кг/мм2, ВТ7 – 11,4103 кг/мм2); зависит от нагортовки поверхности при прокате, штамповке; зависит от термической закалки, старения; и очень сильно зависит от температуры (для сплава титана ВТЗ-1 модуль E при температуре 20oC равен 11,5103 кг/мм2, а при 500oC равен 8103 кг/мм2, т.е. отличается на 32%).

Поэтому для поверочных расчетов конструкций на прочность обработки результатов тензометрирования натурных конструкций самолетов использование значений модулей E из справочных данных не всегда обосновано. Так, например, в практике ЦАГИ отмечен случай, когда в результате контрольной поверки действительный модуль упругости материала на растяжение одного из отечественных самолетов отличался от указанного в технической документации на 4,8%. В то же время определение модуля упругости материалов в широком диапазоне температур известными способами является достаточно трудоемким и дорогостоящим технологическим процессом, требующим дальнейшего совершенствования.

Известен способ определения модуля упругости металлов динамическим методом путем измерения собственной частоты продольных колебаний образцов (см. Вопросы высокотемпературной прочности в машиностроении.- Киев, Труды Научн. -техн. конференции, 1961 г. , Ин-тут металлокерамики и спец. сплавов, с. 226).

Недостатком этого способа является высокая погрешность в определении модуля упругости (5-7%) и необходимость наличия специальных цилиндрических образцов.

Известен способ определения модуля упругости материалов при криогенных и повышенных температурах (Способ определения модуля упругости материала. А.с. N 954850, кл. 01 N 3108, СССР, 1982 г.). Сущность способа заключается в том, что наклеивают на образцы из исследуемого и эталонного материалов тензорезисторы одной партии, соединяют образцы последовательно шарнирно, нагревают и нагружают совместно, измеряют изменение номинального электрического сопротивления тензорезисторов и рассчитывают модуль упругости.

Недостатком этого способа является ограничение температурного диапазона рабочим диапазоном термостойких тензорезисторов, который в настоящее время равен (-100)-(+300)oC (для тензорезисторов ЦАГИ типа ЗСПК) и 20-450oC (для тензорезисторов Краснодарского завода “Тензоприбор” типа НМТ-450), и высокая их стоимость.

Известен способ определения модуля упругости металлов и пластмасс с использованием плоских и цилиндрических образцов при нормальных, криогенных и повышенных температурах (ГОСТ 9550-71. Пластмассы. Методы определения модуля упругости, М., Гос. ком. cтандартов, 1972, с. 104, 132), принятый за прототип. Сущность способа заключается в том, что партию образцов нагревают до заданной температуры, поочередно нагружают в упругой зоне диаграммы “напряжение-деформация”, измеряют изменение длины образца на принятой базе и рассчитывают модуль упругости. Недостатками этого способа является высокая погрешность измерения деформаций при высоких температурах (величина которых может достигать 3-7% в диапазоне температур 100-500oC), большая трудоемкость испытаний, необходимость наличия дорогостоящей испытательной машины и др.

Известно устройство для испытания материалов на изгиб (см. В.С. Золотаревский, Механические свойства материалов.- М.: Металлургия, 1989 г., с. 190), содержащее механизм нагружения, специальные опоры и устройство для измерения перемещений.

Недостатком устройства является высокая погрешность воспроизведения нагрузки и измерения прогибов при повышенных температурах.

Известно устройство для испытания материалов на изгиб (см. И.И. Жуковец, Механические испытания материалов на изгиб.- М.: Высшая школа, 1986 г., с. 79), принятое за прототип (для реализации способа), содержащее нагружающий механизм, систему регулирования температуры, специальные раздвижные опоры и измеритель перемещений образца для получения диаграммы “нагрузка-прогиб”.

Недостатком устройства является высокая погрешность при определении диаграммы “нагрузка-прогиб” в условиях повышенных температур и соответственно низкая точность определения модуля упругости испытываемых материалов.

Обоснование формулы (I) для определения модуля упругости металлических материалов при криогeнных и повышенных температурах.

Если нагрузить симметричную балку на двух опорах с двумя консолями силами P, то в среднем пролете балка будет нагружаться постоянным изгибающим моментом M, равным P a (“чистый” изгибающий момент, см. М.Ф. Астахов, А.В. Караваев, С. Я. Маказов, Я.Я. Сердальцев. Справочная книга по расчету самолета на прочность. – M.: Гос. издат. Oборонной промышленности, 1954 г., с. 209).

Максимальный прогиб в среднем пролете балки при нормальной температуре будет равен

где P – силы, прикладываемые на концах консолей балки;
a – длина консолей балки;
l – длина балки в среднем пролете;
E0 – модуль упругости материала при нормальной температуре;
J – момент инерции.

А при заданной температуре t и нагружении теми же силами максимальный прогиб балки в среднем пролете будет равен

Решая уравнение (а) и (б) относительно силы P, имеем

и

Из уравнений (в) и (г) имеем

или
fpo Eo = fpt Et (д)
Из уравнения (д) модуль упругости Et при заданной температуре t равен

или
Et = Eo t (I)
где t – функция влияния температуры на модуль упругости материала при изгибе балки, равная отношению fpo/fpt.

При испытаниях более точные результаты будут получены, если нагружать балку не одной постоянной силой P, а поочередно двумя разными по величине силами P1 и P2 и определять соответственно разность прогибов.

В этом случае функция влияния температуры на модуль упругости будет иметь вид

где fp1o и fp1t – прогибы балки при нагружении на изгиб грузом P1 при нормальной и повышенной температурах, соответственно;
fp2o и fp2t – прогибы балки при нагружении на изгиб грузом P2 при нормальной и повышенной температурах, соответственно.

Определив при растяжении или сжатии образца из конструкционного материала модуль упругости Eo при нормальной температуре по стандартной методике и функцию влияния температуры на модуль упругости материала при изгибе, рассчитываем значение модуля упругости материала при заданной температуре по формуле (I).

Задачей предложенного изобретения является увеличение точности и температурного диапазона определения модуля упругости материалов, сокращение затрат на испытательное оборудование и трудоемкости испытаний.

Технический результат достигается широким диапазоном воспроизведения криогенных и повышенных температур, высокой точностью задания величины нагрузки и измерения больших изгибных деформаций (прогибов продольной оси образцов).

Технический результат достигается тем, что в предлагаемом способе исследуемый образец нагружают на изгиб поочередно двумя грузами разной величины при нормальной и заданной температурах, измеряют максимальные прогибы оси образца в направлении действия нагрузки, рассчитывают модуль упругости материала на растяжение или сжатие при заданной температуре по формуле
Et = Eo t, (I)
где Eo – модуль упругости материала на растяжение (сжатие) при нормальной температуре, определенный по известной технологии;
t – функция влияния температуры на модуль упругости исследуемого материала, равная

fp1o и fp1t – прогибы образца при нагружении на изгиб грузом P1 при нормальной и заданной температурах, соответственно;
fp2o и fp2t – прогиб образца при нагружении на изгиб грузом P2 при нормальной и заданной температурах, соответственно.

Обоснование формулы (I) приведено выше.

На фиг. 1 приведена структурная схема испытательной установки.

На фиг. 2 приведена функция влияния температуры на модуль упругости и изменение модуля упругости некоторых титановых сплавов в рабочем диапазоне температур.

Способ осуществляется следующим образом. Устанавливают исследуемый образец 1 (фиг. 1), выполненный в виде двухопорной с двумя консолями балки, в захваты 2 нагружающего механизма испытательной установки 4. Тягами 3 нагружают образец при нормальной температуре поочередно грузами различной величины P1 (5) и P2 (6) при помощи гидравлического блока опускания или подъема 7 и пульта управления 8. При этом измеряют максимальные прогибы продольной оси образца в центре среднего пролета (точка А) fp1o и fp2o при помощи измерителя перемещений 9. Затем образец разгружают, нагревают (охлаждают) до заданной температуры и выдерживают при этой температуре в течение времени до установления равномерного температурного поля по всему общему материала образца в зачетной зоне. Для нагревания образцов используется система регулирования температуры с кварцевыми инфракрасными нагревателями 10 и регулятором электрического напряжения 11, а в случае охлаждения – криогенная панель 12 с устройством управления охлаждением образца 13. Затем при установившейся заданной температуре вновь нагружают образец теми же грузами P1 и P2 и измеряют максимальные прогибы продольной оси в средине среднего пролета fp1t и fp2t.

Измерение прогибов образца производится измерителем перемещений 9, который состоит из корпуса, базовых опор 14, электрического преобразователя линейных перемещений 15 и измерительного штока 16. Опоры и шток шарнирно соединены с образцом, что обеспечивает измерение прогиба образца в точке А на выбранной базе измерения. Базовые опоры и измерительный шток выполнены из керамических стержней.

Регистрация показаний электрического преобразователя осуществляется измерительной аппаратурой 17, например самопишущим прибором КСТ-4. Измерение температуры производится термопарами 18, а регистрация – самопишущим прибором КСП-4 (19).

Затем модуль упругости материала на растяжение (сжатие) при заданной температуре определяют по формуле
Et = Eo t, (I)
где Eo – модуль упругости материала на растяжение (сжатие) при нормальной температуре, определенный по стандартной технологии;
t – функция влияния температуры на модуль упругости материала, равная

fp1o и fp1t – прогибы образца при нагружении на изгиб грузом P1 при нормальной и заданной температурах, соответственно;
fp2o и fp2t – прогибы образца при нагружении на изгиб грузом P2 при нормальной и заданной температурах, соответственно.

В измерителе перемещений в качестве электрического преобразователя могут применяться тензорезисторные датчики линейных перемещений типа ДП (см. Баранов А.Н., Белозеров Д.Г., Ильин Ю.С., Кутьинов В.Ф. Статические испытания на прочность сверхзвуковых самолетов.- М.: Машиностроение, 1974 г., с. 262), прибор, показывающий с индуктивным преобразователем модель 276 (паспорт прибора, Московский з-д “Калибр”), который обеспечивает измерение прогибов с погрешностью не более 5,0 мкм.

Для измерения прогибов образцов в широком диапазоне температур может использоваться оптический катетометр типа КО-6 (см. Паспорт катетометра. Ленинградское оптико-механическое объединение, Инструкция к использованию, 1966 г. ), обеспечивающий бесконтактное измерение прогибов в пределах 0-200 мм с предельной погрешностью 6,0 мкм.

Увеличение точности определения модуля упругости на растяжение (сжатие) в широком диапазоне температур достигается за счет следующего:
1) исключения погрешностей измерения нагрузки (нагружение производится двумя постоянными грузами, причем сама величина грузов в расчетах не используется);
2) расширения диапазона измеряемых перемещений (прогибы образца на изгиб больше, чем изменение базы измерения при растяжении или сжатии на несколько порядков);
3) исключения погрешностей измерения перемещений, возникающих за счет изменения базы измерения при нагревании, температурных деформаций выносных тяг измерителей деформаций, люфтов в узлах подвески измерительных устройств и др.

Погрешность определения модуля упругости материалов на растяжение (сжатие) предлагаемым способом может быть оценена следующим образом. Если для определения модуля упругости при растяжении (сжатии) при температуре 20oC воспользоваться способом по а.с. N 954850, среднеквадратическая погрешность которого составляет 1-1,3%, то с учетом дополнительных погрешностей определения функции влияния температуры на модуль упругости эта погрешность возрастает до 1,7-2% в рабочем диапазоне температур 100-1000oC.

Снижение расходов на приобретение оборудования достигается за счет следующего:
1) использования в испытательной установке стандартных широко применяемых приборов и устройств;
2) отсутствия необходимости использования в качестве нагружающего оборудования универсальной испытательной машины;
3) oтсутствия в установке больших теплоемких захватов образца, что позволяет сократить число зон регулирования температуры с 3 до 1.

На фиг. 2 приведены в качестве примера результаты определения функции влияния температуры на модуль упругости конструкционных титановых сплавов марки ВТ3, ВТ5 и ВТ10 в диапазоне температур 20-500oC. Там же пунктирной кривой показана зависимость E от температуры при растяжении, определенная по формуле (I), для титанового сплава ВТ3, где Eo – модуль упругости сплава на растяжение при 20oC.

Устройство для определения модуля упругости материалов при криогенных и повышенных температурах (фиг. 1) состоит из нагружающего механизма, измерителя перемещений, системы регулирования температуры, устройства для измерения и регистрации. Нагружающий механизм снабжен двумя разными по величине грузами (5 и 6) и гидравлическим блоком их опускания и поднятия 7, соединенным с пультом управления 8. Система регулирования температуры снабжена кварцевыми инфракрасными нагревателями 10, управляемыми регулятором электрического напряжения 11, и криогенной панелью 12 с устройством управления охлаждением образца 13. Измеритель перемещений 9, выполненный в виде измерителя прогиба продольной оси образца, базовыми опорами 14 и измерительным штоком 16 шарнирно крепится к образцу. Базовые опоры и измерительный шток выполнены из керамических стержней. Электрический преобразователь 15 измерителя перемещений своим выходом соединен с входом измерительной аппаратуры 17. Для измерения поля температур образца на его поверхности установлены термопары 18, соединенные с входом регистрирующей аппаратуры 19.

Осуществление способа и работа устройства для его осуществления описаны выше.

Экспериментальная проверка и расчеты показали, что предлагаемые способ и устройство для его осуществления обеспечивают расширение рабочего диапазона температур в 1,5-2 раза, увеличение точности исследования в 2-3 раза, уменьшение затрат на приобретение материалов и оборудование, снижение трудоемкости испытаний в 1,5-2 раза.

Формула изобретения


1. Способ определения модуля упругости металлических материалов при криогенных и повышенных температурах, заключающийся в нагружении образца растягивающей или сжимающей нагрузкой при нормальной температуре в упругой области диаграммы “напряжение – деформация”, измеряют нагрузку и изменение длины образца на принятой базе измерения и рассчитывают модуль упругости материала при нормальной температуре, отличающийся тем, что после указанной последовательности операций нагружают образец на изгиб поочередно двумя грузами разной величины при нормальной температуре, измеряют максимальные прогибы образца в направлении действия нагрузки, разгружают образец, нагревают или охлаждают образец до заданной температуры, выдерживают его при этой температуре до установления равномерного температурного поля по всему объему материала образца в зачетной зоне, нагружают образец на изгиб поочередно теми же двумя грузами, измеряют максимальные прогибы образца в направлении действия нагрузки и рассчитывают модуль упругости материала на растяжение или сжатие при заданной температуре по формуле
Et = E0t,
где E0 – модуль упругости материала на растяжение (сжатие) при нормальной температуре;
t – функция влияния температуры на модуль упругости исследуемого материала, равная

где fp10 и fp1t – изгибы образца при нагружении на изгиб грузом P1 при нормальной и заданной температурах соответственно;
fp20 и fp2t – изгибы образца при нагружении на изгиб грузом P2 при нормальной и заданной температурах соответственно.

2. Устройство для определения модуля упругости металлических материалов при криогенных и повышенных температурах, содержащее нагружающий механизм, измеритель перемещений, систему регулирования температуры и устройства для измерения и регистрации температуры образца, отличающееся тем, что нагружающий механизм снабжен двумя разными по величине грузами и блоком их опускания и поднятия при нагружении, система регулирования температуры снабжена кварцевыми инфракрасными нагревателями и криогенной панелью охлаждения, измеритель перемещений выполнен в виде измерителя прогиба продольной оси образца при нагружении, базовые опоры и измерительный шток которого выполнены из керамических стержней и шарнирно соединены с испытываемым образцом.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2

Categories: BD_2169000-2169999