Патент на изобретение №2169251

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2169251 (13) C1
(51) МПК 7
E21B33/04, E21B33/035
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 27.05.2011 – действует

(21), (22) Заявка: 99126064/03, 08.12.1999

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

08.12.1999

(43) Дата публикации заявки: 20.06.2001

(45) Опубликовано: 20.06.2001

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 1602962 А1, 30.11.1990. RU 2057897 С1, 10.04.1996. US 3396139 А, 24.08.1976. GB 2057032 А, 25.03.1981.

Адрес для переписки:

416154, Астраханская обл., Красноярский р-н, пос.Аксарайский, ОАО “Газпром” ООО “Астраханьгазпром”

(71) Заявитель(и):

ОАО “Газпром” ООО “Астраханьгазпром”

(72) Автор(ы):

Семеняк М.В.,
Шляховой С.Д.,
Тихонов В.Г.,
Заручаев Г.И.,
Авилов А.Х.

(73) Патентообладатель(и):

ОАО “Газпром” ООО “Астраханьгазпром”

(54) СПОСОБ ПОДВЕСКИ ОБСАДНЫХ КОЛОНН


(57) Реферат:

Изобретение относится к нефтяной и газовой промышленности и может быть использовано при бурении нефтяных и газовых скважин на суше и морских скважин с надводным устьем. Для подвески обсадной колонны срезают направление и кондуктор на расчетных высотах. На торце направления и кондуктора устанавливают опорную плиту. Затем в скважину на бурильных трубах спускают и закрепляют первую секцию обсадной колонны – якорь расчетной длины. Длину якоря рассчитывают по формуле. После подъема бурильных труб в скважину спускают обсадную колонну, соединяют с якорем, производят натяжение ее на расчетную величину и посадку на клиновую подвеску. Опорная втулка при этом упирается в верхний торец направления. Обсадную колонну цементируют в напряженно-растянутом состоянии. Возможен спуск якоря в скважину на обсадной колонне. Способ позволяет предотвратить осевое перемещение колонного фланца и повысить надежность подвески обсадных колонн.


Изобретение относится к нефтяной и газовой промышленности и может быть использовано при бурении нефтяных и газовых скважин на суше и морских скважин с надводным устьем.

Недостатками способа являются: невозможность создания необходимого натяжения по всей длине спускаемой обсадной колонны, вероятность потери устойчивости кондуктора при возникающих температурных напряжениях и большом весе последующих обсадных колонн, возможность разрушения бандажной муфты при большом весе последующих обсадных колонн, сложность монтажа и металлоемкость оборудования.

Недостатками способа являются: невозможность создания необходимого натяжения по всей длине спускаемой обсадной колонны, вероятность потери устойчивости кондуктора при возникающих температурных напряжениях и большом весе последующих обсадных колонн, возможность разрушения бандажной втулки при большом весе последующих обсадных колонн, подвешивание обсадной колонны только по муфте обсадной трубы, сложность монтажа и металлоемкость оборудования.

Наиболее близким к заявляемому является способ [А.с. N 1609962, МПК 5 E 21 B 33/035, “Способ обвязки устья при бурении с надводным размещением противовыбросового оборудования”], в котором производят срезание направления на расчетной высоте. На направлении устанавливают опорную плиту с упором ее в верхний торец направления. Кондуктор натягивают и фиксируют посредством клиньев с насечкой, размещенных между наружной поверхностью кондуктора и внутренней конусной поверхностью опорной втулки. Кондуктор срезают на расчетной высоте, закрепляют на нем колонную головку, соединяют между собой стойками опорную втулку и корпус колонной головки и устанавливают стойки в вертикальные прорези в наружном кольцевом выступе. Опорная плита состоит из корпуса колонной головки, установленного на кондукторе, опорной втулки, имеющей коническую внутреннюю поверхность для установки клиньев с насечкой, концентрично размещенной между кондуктором и направлением с упором в верхний торец направления и стойки, связанные с корпусом колонной головки.

Недостатками способа являются: невозможность создания необходимого натяжения по всей длине спускаемой обсадной колонны, вероятность потери устойчивости кондуктора при возникающих температурных напряжениях за счет осевого перемещения колонной головки.

Цель изобретения – повышение надежности подвески обсадных колонн.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачу минимизации и рационального распределения осевых растягивающих напряжений по обсадной колонне, что предотвращает осевое перемещение колонного фланца при испытании, освоении и эксплуатации скважин, а также при проведении ремонтных работ. Основным условием, предопределяющим расчеты, является исключение “проседания” устья скважины под действием суммарных осевых нагрузок.

Поставленная задача решается следующим образом. Перед установкой и монтажом опорной плиты направление и кондуктор срезают на расчетной высоте и производят центрирование кондуктора относительно направления. На торце кондуктора и направления устанавливают и монтируют опорную плиту, причем сопряжения и горизонтальности соответствующих поверхностей обсадных колонн и опорной плиты добиваются шлифовкой верхних кромок направления и кондуктора. Затем в скважину на бурильных трубах спускают и закрепляют якорь, представляющий собой первую секцию спускаемой обсадной колонны расчетной длины, производят разъединение якоря с бурильными трубами и подъем бурильных труб. Далее спускают в скважину обсадную колонну и соединяют ее с якорем. Производят натяжение обсадной колонны до расчетной величины нат и посадку обсадной колонны на клиновую подвеску в виде клиньев с насечкой, размещенных между внутренней поверхностью колонной головки и наружной поверхностью обсадной трубы. После этого производят цементирование обсадной колонны в напряженно-растянутом состоянии. Возможен также спуск якоря на обсадной колонне и цементирование обсадной колонны в две ступени при помощи муфты ступенчатого цементирования (МСЦ). Сначала цементируют якорь, затем производят натяжение колонны на расчетную величину и посадку колонны на клиновую подвеску, после чего цементируют колонну в напряженно-растянутом состоянии. Подвешивание всех последующих промежуточных и эксплуатационной обсадной колонн на колонную головку производится аналогично.

Пример:
Подвеску обсадных колонн на устье скважины и цементирование колонн в напряженно-растянутом состоянии производят следующим образом. В скважину спускают и цементируют направление диаметром 630 мм и кондуктор диаметром 426 мм, на котором устанавливают опорную плиту с упором на направление и кондуктор. Спускают и цементируют в напряженно-растянутом состоянии обсадную колонну диаметром 324 мм. Спускают и цементируют в напряженно-растянутом состоянии обсадную колонну диаметром 244,5 мм. Длину якоря рассчитывают по следующей методике.

Определяют вес обсадной колонны в воздухе:
Qк = lкq, (1)
где lк – длина спускаемой обсадной колонны;
q – удельный вес спускаемой обсадной колонны.

Qк = lкq = 3550 м 60,2 кг/м = 213,71 т.

Определяют сжимающую нагрузку на опорную плиту (Qсж.оп.), равную весу обсадной колонны в буровом растворе:

где р – плотность бурового раствора, г/см3;
мет – плотность материала спускаемой обсадной колонны, г/см3.


Определяют температурное приращение:
t = tр– tст, (3)
где tр – температура на устье при эксплуатации скважины, oC;
tст – температура нейтрального слоя, oC.

t = tp– tст = 71-17 = 54C.
Определяют удлинение обсадной колонны от воздействия температурного поля:
l = l(tp– tст). (4)
где – коэффициент удельного температурного удлинения материала обсадной колонны.


Определяют осевую нагрузку от воздействия температурного поля:
Pt = 0,785lE(D2– d2). (5)
где E – модуль Юнга;
D – наружный диаметр обсадной колонны;
d – внутренний диаметр обсадной колонны;

Определяют необходимую силу натяжения обсадной колонны для посадки ее на клинья опорной плиты:
Qнат = Pt+Qmin+, (6)
где Qmin – минимально необходимая загрузка клиновой подвески колонной головки;
– потеря величины натяжения за счет просадки клиньев.

Qнат = Pt+Qmin+ = 303,1+32+10 = 345,1 т;
Определяют минимально необходимую длину якоря:

где pсц – удельная сила сцепления цементного камня с поверхностью обсадной колонны.

Принимаем удельную силу сцепления цементного камня с поверхностью обсадной колонны из реальных условий скважины сц = 0,02 МПа.


Принимаем длину якоря равной 250 м.

Длина натягиваемой обсадной колонны определится из выражения:
L = lк-lя, (8)
L = 3550-250 = 3300 м.

Определяют вес натягиваемой обсадной колонны в воздухе:
Qк = 3300 м 60,2 кг/м = 198,66 т,
определяют сжимающую нагрузку на опорную плиту (Qсж.оп.), равную весу обсадной колонны в буровом растворе:

Определяют удлинение обсадной колонны от воздействия температурного поля
l = 10,210-63300(71-17)102 = 18,2 см.
Определяют осевую нагрузку от воздействия температурного поля:
Pt = 0.785 18.2 2.1 103 (24.452 – 22.452) = 281.4 т.

Определяют необходимую силу натяжения обсадной колонны для посадки ее на клинья опорной плиты.

Учитывая, что осевая нагрузка на обсадную колонну от действия температуры превышает собственный вес обсадной колонны в буровом растворе, перед ее цементированием необходимо произвести натяжение обсадной колонны с 150.6 т до 323.4 т, т.е. дополнительно на 172.8 т.

В скважину на бурильных трубах спускают и закрепляют якорь, представляющий собой первую секцию спускаемой обсадной колонны расчетной длины. Производят разъединение якоря с бурильными трубами и подъем бурильных труб. Затем в скважину спускают техническую обсадную колонну диаметром 244.5 мм и соединяют ее с якорем. Производят натяжение обсадной колонны на расчетную величину Qнат и производят посадку обсадной колонны на клиновую подвеску, в виде клиньев с насечкой, размещенных между внутренней поверхностью колонного фланца и наружной поверхностью обсадной трубы. Производят цементирование обсадной колонны в напряженно-растянутом состоянии.

Или в скважину спускают обсадную колонну и закрепляют якорь, представляющий собой первую секцию спускаемой обсадной колонны расчетной длины. Производят натяжение обсадной колонны на расчетную величину Qнат и посадку обсадной колонны на клиновую подвеску в виде клиньев с насечкой, размещенных между внутренней поверхностью колонного фланца и наружной поверхностью обсадной трубы. Производят цементирование обсадной колонны в напряженно-растянутом состоянии. Также производится подвешивание всех последующих промежуточных и эксплуатационной обсадной колонн.

Предлагаемый способ позволяет производить:
– подвешивание промежуточных и эксплуатационной колонн в растянутом состоянии с опорой на направление и кондуктор;
– цементирование всех обсадных колонн в подвешенном и растянутом состоянии с необходимой нагрузкой;
– создание неподвижной опоры для колонного фланца всех обсадных колонн на клиньевые подвески;
– предотвращение потери устойчивости кондуктора при возникающих температурных напряжениях и большом весе последующих обсадных колонн;
– предотвращение осевого перемещения колонного фланца и обсадных колонн на устье при изменении температуры и давления в скважине;
– предотвращение разрушения оборудования для подвески обсадных колонн на устье скважины, упрощение конструкции и монтажа оборудования для подвески обсадных колонн на устье скважины, а также снижение металлоемкости оборудования для обвязки устья скважины;
– предотвращение возможности гидроразрыва пласта при цементировании обсадных колонн.

Формула изобретения


Способ подвески обсадных колонн, включающий установку опорной плиты путем срезания направления и кондуктора на расчетных высотах, установку на кондукторе корпуса колонной головки со стойками и опорной втулкой с упором последней в верхний торец направления и закрепление корпуса колонной головки на кондукторе, установку обсадной колонны на клиновую подвеску, расположенную между внутренней поверхностью колонной головки и наружной поверхностью обсадной трубы, и цементирование обсадной колонны, отличающийся тем, что в скважину спускают и цементируют нижнюю секцию обсадной колонны, длину которой рассчитывают по формуле

где Qнат – величина необходимого усилия натяжения;
D – наружный диаметр обсадной колонны;
pсц – удельная сила сцепления цементного камня с поверхностью обсадной колонны,
затем спускают верхнюю секцию обсадной колонны, соединяют ее с нижней, зацементированной секцией, проводят натяжение обсадной колонны до расчетной величины, устанавливают ее на клиновую подвеску, после чего цементируют обсадную колонну в напряженно-растянутом состоянии.


HE4A – Изменение адреса для переписки с обладателем патента Российской Федерации на изобретение

Новый адрес для переписки с патентообладателем:

414000, г. Астрахань, ул. Ленина, 30, ООО “Астраханьгазпром”, технический отдел

Извещение опубликовано: 10.07.2006 БИ: 19/2006


PD4A – Изменение наименования обладателя патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение

(73) Новое наименование патентообладателя:

Общество с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Астрахань» (RU)

Адрес для переписки:

414000, г. Астрахань, Кировский район, ул. Ленина/ул. Бабушкина, 30/33, литер строение А, ООО «Газпром добыча Астрахань»

Извещение опубликовано: 20.11.2010 БИ: 32/2010


Categories: BD_2169000-2169999