Патент на изобретение №2399856

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2399856 (13) C1
(51) МПК

F41H7/00 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 08.10.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2009100465/02, 11.01.2009

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

11.01.2009

(46) Опубликовано: 20.09.2010

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 28343 U1, 20.03.2003. RU 2210720 C1, 20.08.2003. RU 2242699 С2, 20.12.2004. DE 3316068 А1, 08.11.1984. FR 2605095 А1, 15.04.1988. DE 102004026237 А1, 10.11.2005.

Адрес для переписки:

644020, г.Омск-20, Красный пер., 2, ОАО КБТМ, патентный отдел

(72) Автор(ы):

Беляев Владимир Владимирович (RU),
Болдырев Александр Петрович (RU),
Паршаков Станислав Леонидович (RU),
Шумаков Игорь Константинович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Открытое акционерное общество Конструкторское бюро транспортного машиностроения (ОАО КБТМ) (RU)

(54) УНИФИЦИРОВАННОЕ НИЗКОСИЛУЭТНОЕ ШАССИ ДЛЯ ВОЕННЫХ ГУСЕНИЧНЫХ МАШИН (ВАРИАНТЫ)

(57) Реферат:

Изобретение относится к области военных гусеничных машин (ВГМ) различного назначения. Шасси содержит корпус, моторно-трансмиссионное отделение, ходовую часть и модуль управления, который выполнен в виде бронированной надстройки, снабженной лобовым наклонным броневым листом, за которым в верхней части расположены отсек для размещения сидений экипажа и приборный комплекс управления движением машины и оборудованием функционального модуля, а в нижней части – ниша для размещения ног у членов экипажа. Ниша отделена от внутреннего объема корпуса со стороны кормы шасси ступенчатой перегородкой. За вертикальной стенкой перегородки в корпусе шасси расположена силовая установка, под ступенью у бортов корпуса – бортовые коробки передач трансмиссии, а сидения экипажа – над ступенью перегородки. У люков экипажа расположен комплекс приборов наблюдения. По варианту 2 в шасси (ВГМ) с кормовым расположением моторно-трансмиссионного отделения ступень перегородки размещена с минимально возможным превышением уровня общей оси кронштейнов направляющих колес. Изобретение обеспечивает создание шасси с повышенной подвижностью, защищенностью экипажа от поражения оружием прямой наводки и сохранением высокого уровня защиты от минного воздействия. 2 н. и 12 з.п. ф-лы, 10 ил.

Изобретение относится к области военных гусеничных машин (ВГМ) и может быть использовано при разработке низкосилуэтного шасси с высоким уровнем защиты экипажа для ВГМ различного назначения.

Отечественный и зарубежный опыт транспортного машиностроения показывает, что с позиций ремонтопригодности и обслуживания экономически очень выгодно использовать для создания семейств машин единое унифицированное шасси. Применение такого шасси для военных гусеничных машин позволяет дополнительно реализовать обеспечение единого уровня подвижности и защищенности, необходимых для выполнения поставленных задач при ведении боевых действий.

Известно многоцелевое бронированное гусеничное шасси [1], выполненное на базовом танковом шасси и в этой связи обладающее уровнем зашиты экипажа на танковом уровне. Такое шасси позволяет создать комплекс тяжелых боевых машин, пригодных к применению в составе, например автономного комплекса бронированных гусеничных машин [2], способного совершать автономные боевые действия как на линии фронта с обороной противника, использующей противотанковое вооружение, так и за ее пределами после прорыва обороны. Следует отметить, что даже для современного танкового шасси проблема защиты от минного воздействия является актуальной, поскольку срабатывание фугасных мин приводит к прогибу днища с нанесением травм экипажу и нарушению взаимодействия механизмов, а кумулятивных – к пробитию днища с еще более тяжелыми последствиями. Не решает проблему и повышение толщины брони днища, которое, например, достигает 16 мм на танке «Чифтен» Великобритании [3, стр.65].

Однако такое тяжелое танковое шасси [1] нецелесообразно использовать для создания ВГМ, не предназначенных для использования в качестве средства прорыва линий обороны, например для размещения зенитных ракетных комплексов противовоздушной обороны (ПВО) [4, 5], самоходных артиллерийских установок [6] или самоходных гаубиц [7], где традиционно используются легкобронированные шасси и защиту которых достаточно обеспечить на противопульном и противоосколочном уровне. В то же время, поскольку наведение минных полей с использованием современных средств, например авиации, может производиться противником в любой зоне, противоминную защиту экипажа и для легкобронированных машин необходимо осуществлять на высоком уровне.

Известен объект бронетехники по патенту 2274819 [7], использование которого предназначено преимущественно для самоходной гаубицы типа «Мста-С». Данный объект бронетехники содержит легкобронированное шасси с корпусом, гусеничным движителем в ходовой части и кормовым расположением моторно-трансмиссионного отделения, функциональный модуль вооружения, выполненный в виде башни, установленной на опорно-поворотном устройстве с размещенным основным вооружением, комплексом управления огнем из него, возимым боекомплектом и рабочими местами членов экипажа. Места членов экипажа расположены в бронированном модуле, установленном в носовой части корпуса, в зоне между первым и вторым опорными катками, как следует из описания и поясняющих материалов, и оснащены комплексом управления огнем и приборного контроля выполнения всех операций объекта бронетехники.

Использование бронированного модуля обеспечивает благоприятность жизнедеятельности экипажа при ведении стрельбы из гаубицы, исключая наличие загазованности от сгорания метательного вещества снарядов и снижая уровень акустического воздействия от стрельбы.

Недостаток данного технического решения заключается в повышении угрозы и степени минного воздействия на экипаж. Объясняется это следующим. Значительную угрозу для гусеничной бронированной техники (ранее упомянуто на примере танка) представляют противотанковые мины: фугасные контактного действия [8] типа ТМК 2, которые, находясь в заглубленном или набросанном (в зоне перемещения ВГМ) состоянии, срабатывают под опорной поверхностью гусениц при наезде первого опорного катка, вызывая не только разрушение элементов ходовой части, но и остаточную деформацию днища танка (в рассматриваемом случае бронированного модуля) в этой зоне с выводом из строя механика-водителя танка (в рассматриваемом случае экипажа бронированного модуля), либо противоднищевые мины с контактным взрывателем, использующим штыревую антенну, или неконтактным взрывателем магнитного принципа срабатывания [9] типа мины ТМ-89. При этом противоднищевые мины для гарантированного поражения ВГМ имеют замедлитель срабатывания, наличие которого смещает зону минного воздействия от лобовой части ВГМ в направлении кормы практически в ту зону, где по патенту 2274819 располагается бронированный модуль. Тем самым выполнение ВГМ в полном соответствии с предложенным в патенте 2274819 [7] размещением экипажа повышает опасность минного воздействия на экипаж ВГМ как фугасных мин контактного действия, так и противоднищевых мин.

Известна самоходная гусеничная машина СМ-100 по патенту на полезную модель 28343 [10], экипаж в которой располагается в вынесенной вперед кабине. Эта машина принята за прототип для заявляемого технического решения.

Данная самоходная гусеничная машина относится к инженерным гусеничным машинам, содержит крановое оборудование и лебедку, которые располагаются согласно полезной модели [10. стр.3] на упомянутом ранее и описанном в статье [6] гусеничном шасси, которое было разработано на Кировском заводе для самоходной артиллерийской установки «Пион» с тяжелым 203 мм орудием.

На этой установке дальнобойное 203 мм орудие, оборудованное для повышения дальности стрельбы длинным орудийным стволом, закреплено в кормовой части, чтобы исключить чрезмерное выступание пушки вперед за корпус шасси. В противном случае подвижность установки «Пион» существенно снижалась. Однако закрепление орудия в кормовой части шасси приводило к смещению центра масс в сторону кормы. Для корректировки положения центра масс и обеспечения более равномерного распределения нагрузок на опорные катки в установке «Пион» легкобронированная кабина членов экипажа была вынесена вперед (что повторено на машине СМ-100) на максимально возможное расстояние за пределы опорной поверхности гусеничного движителя, а поскольку максимальный угол наклона преодолеваемого препятствия требовалось сохранить на уровне ~30° (который в изделиях гусеничной техники определяется углом наклона передней ветви гусеничного движителя и исключением выступания элементов шасси в зону данного угла), то кабина, определяющая высотный габарит шасси, оказалась приподнятой на значительную высоту от уровня грунта. Кроме того, с целью корректировки положения центра масс и равномерного распределения нагрузок на опорные катки моторно-трансмиссионное отделение в шасси установки «Пион» было вынесено в носовую часть корпуса.

Самоходная гусеничная машина СМ-100 повторила рассмотренные технические решения, реализованные в установке «Пион».

Другими составляющими легкобронированного шасси машины СМ-100 является корпус с несущей платформой для размещения телескопического силового манипулятора с ротатором (функционального модуля), рабочие места для экипажа, расположенные в легкобронированном модуле управления, установленном в носовой части корпуса, гусеничный движитель в ходовой части и моторно-трансмиссионное отделение, расположенное непосредственно за перегородкой, отделяющей модуль управления от моторно-трансмиссионного отделения. Дополнительно для управления краном-манипулятором в машине СМ-100 на несущей платформе размещена кабина оператора.

При использовании шасси с описанным расположением модуля управления для ВГМ благодаря значительному вынесению модуля вперед – относительно опорной поверхности и вверх – относительно уровня грунта снижается в сравнении с объектом бронетехники [7] угроза минного воздействия на экипаж, что является достоинством шасси.

С другой стороны, смещение модуля управления вверх от грунта повышает силуэт шасси и выводит экипаж в зону с наибольшей вероятностью поражения оружием прямой наводки, что является недостатком применительно к военным гусеничным машинам. Кроме того, если для установки «Пион» значительное вынесение вперед модуля управления и моторно-трансмиссионной установки за пределы опорной поверхности гусеничного движителя было эффективным средством с позиций оптимального распределения нагрузок на катки, то для шасси машины СМ-100 с более легким и распределенным по длине шасси крановым и инженерным оборудованием такое техническое решение не является целесообразным из-за возникновения при движении значительных продольных колебаний относительно смещенного в сторону носа центра масс, что ограничивает скорость движения, а само шасси приобретает узкоспециализированное назначение и становится не пригодным, например, для зенитных ракетных комплексов ПВО [4, 5].

Тем самым недостатком известного шасси являются высокий силуэт, высокие продольные габариты и ограниченная подвижность.

Задачей настоящего изобретения является создание универсального низкосилуэтного шасси с повышенными подвижностью и защищенностью экипажа от поражения оружием прямой наводки и сохранением высокого уровня защиты от минного воздействия.

Технический результат, достигаемый изобретением, заключается в снижении силуэта шасси, уменьшении уровня продольных колебаний шасси и размещении экипажа в зоне с уменьшенными возможностями поражения оружием прямой наводки.

Заявителем предлагается два варианта решения поставленной задачи с достижением технического результата.

Поставленная задача по первому варианту исполнения решается тем, что в шасси для военных гусеничных машин, содержащем корпус с днищем и несущей платформой для размещения функционального модуля, например модуля вооружения, моторно-трансмиссионное отделение (МТО) с силовой установкой и трансмиссией, ходовую часть, включая гусеницы, ведущие колеса и торсионные подвески с опорными катками, определяющими продольные габариты опорной поверхности гусеничного движителя, модуль управления с рабочими местами экипажа, расположенный в носовой части корпуса, согласно изобретению модуль управления выполнен в виде бронированной, расположенной в продолжение корпуса за габаритами опорной поверхности гусеничного движителя надстройки, в которой за лобовым наклонным броневым листом расположены: в верхней части – отсек для размещения сидений экипажа и приборный комплекс управления движением машины и оборудованием функционального модуля, в нижней части – ниша, отделенная от внутреннего объема корпуса со стороны кормы шасси ступенчатой перегородкой, за вертикальной стенкой которой в корпусе шасси расположена силовая установка, а под ступенью перегородки у бортов корпуса – бортовые коробки передач трансмиссии, при этом ниша выполнена с обеспечением возможности размещения ног у членов экипажа в положении сидя, сидения экипажа размещены над ступенью перегородки с минимально возможным превышением ее уровня, а у люков экипажа, выполненных на крыше надстройки, расположен комплекс приборов наблюдения.

Наилучший технический результат в этом варианте исполнения достигается в случае, когда:

– верхняя часть каждого из бортов корпуса, расположенная за надстройкой и связанная с ней, выполнена в виде каркаса коробчатой формы, размещенного над гусеницей, донная часть которого выполняет функцию надгусеничной полки, при этом каркас снабжен поперечными перегородками с образованием отсеков;

– на одном из люков экипажа установлена зенитная пулеметная установка закрытого типа, выполненная с обеспечением дистанционного управления ведением стрельбы;

– лобовой наклонный броневой лист выполнен с уровнем защиты от пуль калибра 12 мм;

– в лобовом наклонном броневом листе выполнено окно со стеклом, обеспечивающим противопульную защиту экипажа;

– сидения членов экипажа, расположенные у бортов модуля управления, выдвинуты вперед;

– отсеки каркаса служат для размещения аккумуляторных батарей, запасных частей и инструментов военной гусеничной машины.

Поставленная задача по второму варианту исполнения решается тем, что в шасси для военных гусеничных машин корпус с кронштейнами направляющих колес, днищем и несущей платформой для размещения функционального модуля, например модуля вооружения, моторно-трансмиссионное отделение (МТО) с силовой установкой и трансмиссией, ходовую часть, включая гусеницы, ведущие и направляющие колеса и торсионные подвески с опорными катками, определяющими продольные габариты опорной поверхности гусеничного движителя, модуль управления с рабочими местами экипажа, расположенный в носовой части корпуса, согласно изобретению модуль управления выполнен в виде бронированной, расположенной в продолжение корпуса за габаритами опорной поверхности гусеничного движителя надстройки, в которой за лобовым наклонным броневым листом расположены: в верхней части – отсек для размещения сидений экипажа и приборный комплекс управления движением машины и оборудованием функционального модуля, в нижней части – ниша, отделенная от внутреннего объема корпуса со стороны кормы шасси ступенчатой перегородкой, ступень которой размещена с минимально возможным превышением уровня общей оси кронштейнов направляющих колес, при этом ниша выполнена с обеспечением возможности размещения ног у членов экипажа в положении сидя, а сидения экипажа размещены над ступенью перегородки с минимально возможным превышением ее уровня, при этом у люков экипажа, выполненных на крыше надстройки, расположен комплекс приборов наблюдения.

И в этом варианте исполнения наилучший технический результат достигается в случае, когда:

– верхняя часть каждого из бортов корпуса, расположенная за надстройкой и связанная с ней, выполнена в виде каркаса коробчатой формы, размещенного над гусеницей, донная часть которого выполняет функцию надгусеничной полки, при этом каркас снабжен поперечными перегородками с образованием отсеков;

– на одном из люков экипажа установлена зенитная пулеметная установка закрытого типа, выполненная с обеспечением дистанционного управления ведением стрельбы;

– лобовой наклонный броневой лист выполнен с уровнем защиты от пуль калибра 12 мм;

– в лобовом наклонном броневом листе выполнено окно со стеклом, обеспечивающим противопульную защиту экипажа;

– сидения членов экипажа, расположенные у бортов модуля управления, выдвинуты вперед;

– отсеки каркаса служат для размещения аккумуляторных батарей, запасных частей и инструментов военной гусеничной машины.

Анализ отличительных признаков предлагаемого шасси по первому варианту исполнения показал, что:

– выполнение модуля управления в виде бронированной, расположенной в продолжение корпуса за габаритами опорной поверхности гусеничного движителя надстройки, в которой за лобовым наклонным броневым листом расположены: в верхней части – отсек для размещения сидений экипажа и приборный комплекс управления движением машины и оборудованием функционального модуля, в нижней части – ниши, выполненной с обеспечением возможности размещения ног у членов экипажа в положении сидя, обеспечивает хорошие условия жизнедеятельности экипажа независимо от того, какое оборудование или вооружение используется в структуре функционального модуля. Той же цели служит установка перегородки, отделяющей модуль управления от внутреннего объема корпуса шасси со стороны кормы;

– расположение силовой установки и трансмиссии в носовой части корпуса освобождает объем кормовой части корпуса, образуя место для размещения в корпусе боекомплекта, отдельных элементов или оборудования функционального модуля, требующих повышенного уровня защиты. Этой же цели служит использование отсеков каркаса надстройки для размещения аккумуляторных батарей, запасных частей и инструментов военной гусеничной машины;

– выполнение перегородки ступенчатой по форме позволяет рационально использовать внутренние объемы корпуса шасси и модуля управления, благодаря чему зона под сидениями членов экипажа, не пригодная для функционального использования в модуле управления, использована для размещения бортовых коробок передач трансмиссии шасси, а зона в корпусе за вертикальной стенкой перегородки использована для расположения силовой установки функционально, связанной с трансмиссией;

– размещение сидений экипажа над (горизонтальной) ступенью перегородки с минимально возможным превышением ее уровня обеспечивает выполнение надстройки с минимально возможными размерами по высоте.

Перечисленные выше отличительные технические решения в комплексе позволяют вывести экипаж вперед за габариты опорной поверхности гусеничного движителя, минимизируя эффект минного воздействия от контактных мин и противоднищевых мин, в особенности противоднищевых мин, снабженных замедлителем срабатывания. С другой стороны, такое размещение экипажа (с минимально возможным превышением над уровнем грунта) уменьшает возможности поражения его оружием прямой наводки.

Расположение люков для каждого из членов экипажа на крыше надстройки (по танковому) способствует повышению устойчивости надстройки к деформациям, а расположение комплекса приборов наблюдения у люков, т.е. в наиболее возвышенной зоне надстройки способствует обеспечению хорошей обзорности (на уровне не ниже, чем у прототипа);

– выполнение верхней части каждого из бортов корпуса, расположенной за надстройкой и связанной с ней, в виде каркаса коробчатой формы, размещенного над гусеницей, донная часть которого выполняет функцию надгусеничной полки, при этом каркас снабжен поперечными перегородками с образованием отсеков;

– размещение на одном из люков экипажа зенитной пулеметной установки закрытого типа, выполненной с обеспечением дистанционного управления ведением стрельбы целесообразно с позиций возможности ведения экипажем прицельного огня по противнику непосредственно из отделения управления;

– выполнение лобового наклонного броневого листа с уровнем защиты от пуль калибра 12,7 мм обеспечивает достаточно высокий уровень защищенности экипажа;

– выполнение в лобовом наклонном броневом листе окна со стеклом, обеспечивающим противопульную защиту экипажа, целесообразно с позиций улучшения обзорности механику-водителю или командиру экипажа, хотя и снижает возможности обеспечения защиты экипажа от крупных осколков и пуль калибра 12,7 мм;

– смещение вперед сидений членов экипажа, располагающихся у бортов модуля управления, позволяет при сохранении продольных габаритов шасси обеспечить примерно равные эргономические условия для всех членов экипажа с учетом наибольшей функциональной загруженности механика-водителя.

Анализ отличительных признаков предлагаемого шасси по второму варианту исполнения показал, что общие с первым вариантом отличительные признаки оказывают то же самое влияние на достижение технического результата, и причинно-следственные связи между техническим результатом и отличительными признаками аналогичны.

В то же время в данном варианте, в сравнении с первым, расположение сидений экипажа над ступенью перегородки, которая, в свою очередь, размещена с минимально возможным превышением уровня над общей осью кронштейнов направляющих колес, позволяет обеспечить еще более низкое размещение экипажа над уровнем грунта. Однако такое решение может быть реализовано только при кормовом размещении силовой установки и трансмиссии в шасси ВГМ, что и вызывает различие между первым и вторым вариантами.

Изобретение поясняется чертежами, на которых изображено:

– на фиг.1 – вид сбоку на унифицированное низкосилуэтное шасси для ВГМ по первому варианту его исполнения, сокращенно именуемое далее по тексту описания как «низкосилуэтное шасси» или «шасси»;

– на фиг.2 – вид сверху на низкосилуэтное шасси по первому варианту его исполнения;

– на фиг.3 – продольный разрез по низкосилуэтному шасси, разрез по А-А на фиг.2;

– на фиг.4 – вид сверху на низкосилуэтное шасси по второму варианту исполнения;

– на фиг.5 – продольный разрез низкосилуэтного шасси по второму варианту исполнения, разрез по Б-Б на фиг.4;

– на фиг.6 – разрез надстройки в зоне продольной оси низкосилуэтного шасси, разрез по В-В на фиг.2;

– на фиг.7 – разрез надстройки в зоне над гусеницей низкосилуэтного шасси, разрез по Г-Г на фиг.2;

– на фиг.8 – пример выполнения объекта бронетехники (ранее упомянутой самоходной гаубицы типа «Мста-С») на предлагаемом низкосилуэтном шасси по первому варианту его исполнения;

– на фиг.9 – пример выполнения объекта бронетехники (ранее упомянутой самоходной гаубицы типа «Мста-С») на предлагаемом низкосилуэтном шасси по второму варианту его исполнения;

– на фиг.10 – пример выполнения наклонного броневого листа модуля управления с окном из стекла, обеспечивающего противопульную защиту экипажа.

Низкосилуэтное шасси по первому варианту исполнения (см. фиг.1-3) содержит корпус 1 с днищем 2 и несущей платформой 3 для размещения функционального модуля, например модуля вооружения, моторно-трансмиссионное отделение (МТО) 4 с силовой установкой 5 и трансмиссией 6, ходовую часть, включая гусеницы 7, ведущие колеса 8 и торсионные подвески 9, с опорными катками 10, количество и расположение которых определяет продольные габариты (фактически длину L опорной поверхности «а» гусеничного движителя), а также положение корпуса шасси и его устройств относительно опорной поверхности (под опорной поверхностью в гусеничном шасси понимается поверхность гусениц, контактирующая с грунтом). Шасси снабжено модулем управления 11, в котором на рабочих местах установлены сидения 12-14 экипажа. Модуль управления 11 расположен в носовой части корпуса, в его продолжении, и выполнен в виде бронированной, установленной в продолжение корпуса в направлении носовой части, надстройки 15 с лобовым наклонным броневым листом 16, выполненным с уровнем защиты от пуль калибра 12,7 мм, бортовыми броневыми листами 17 и 18 с таким же уровнем защиты и крышей 19. Надстройка 15 располагается вне пределов опорной поверхности «а» гусеничного движителя, под которым понимается комплекс механизмов, включая ранее упомянутые устройства (7, 8, 10), преобразующих крутящий момент, подводимый через бортовые коробки передач 20 трансмиссии 6, в тяговое усилие, реализуемое гусеницей 7, обеспечивающее движение шасси.

МТО в корпусе 1 низкосилуэтного шасси расположено непосредственно за надстройкой 15 и отделено от внутреннего объема модуля управления перегородкой 21, которая выполнена ступенчатой формы. Горизонтально расположенная ступень «б» перегородки является опорой для закрепления сидений 12-14 членов экипажа, верхняя часть «в» перегородки ограничивается по верху уровнем несущей платформы 3 и выполнена с небольшим отклонением от вертикали, обеспечивая эргономичное размещение членов экипажа. Высота надстройки 15 несколько превышает высоту бортов корпуса 1, из-за чего крыша 19 надстройки располагается выше уровня несущей платформы 3. В этой связи, поскольку функциональный модуль может и не обеспечивать полного перекрытия задней части надстройки, выступающей над уровнем несущей платформы 3 со стороны кормы шасси, то для обеспечения гарантированной защиты экипажа в этой зоне надстройка также выполнена с использованием броневого листа 22, который располагается в продолжение верхней части «в» перегородки 21.

Выступающая ступень «б» перегородки разделяет внутренний объем модуля управления на отсек 23, образованный в верхней его части, в котором размещаются сидения экипажа и приборный комплекс управления движением машины и оборудованием функционального модуля, и нишу 24, образованную в нижней части. Ниша служит, главным образом, обеспечению возможности размещения ног у членов экипажа в положении сидя в соответствии с эргономическими требованиями.

У люков 25-27, которые служат посадке экипажа и выполнены на крыше 19 надстройки, расположен комплекс приборов 28-30 наблюдения.

Верхняя часть бортов 31, 32 корпуса 1, расположенная за модулем управления 11 и связанная с ним, выполнена каждая в виде каркаса 33 коробчатой формы, размещенного над гусеницей, при этом донная часть «д» каркаса (показана на фиг.7) выполняет функцию надгусеничной полки. Внутренний объем каркаса 33 разделен поперечными перегородками 34 с образованием отсеков «е», «ж», служащих для размещения аккумуляторных батарей, запасных частей и инструментов военной гусеничной машины.

На люке 27 установлена зенитная пулеметная установка 35 закрытого типа, выполненная с обеспечением дистанционного управления ведением стрельбы из отделения управления.

Для улучшения обзорности механику-водителю ВГМ в лобовом листе 16 выполнено окно 36 (показано на фиг.10) со стеклом, обеспечивающим противопульную защиту экипажа.

Сидения членов экипажа, расположенные у бортов надстройки, смещены вперед относительно центрально расположенного сидения, что позволяет обеспечить примерно равные эргономические условия экипажу.

Следует отметить, что упомянутый приборный комплекс управления движением машины и оборудованием функционального модуля может широко меняться в зависимости от назначения ВГМ и в этой связи в материалах настоящей заявки не рассматривается.

Из поясняющих чертежей (см. также фиг.4 и 5) и примеров выполнения объекта бронетехники (ранее упомянутой самоходной гаубицы типа «Мста-С») с использованием предлагаемых первого и второго вариантов низкосилуэтного шасси (фиг.8, 9) видна разница между исполнениями. Так, если в шасси по первому варианту исполнения моторно-трансмиссионное отделение 4 расположено непосредственно за отделением управления, то моторно-трансмиссионное отделение 37 по второму варианту исполнения расположено в кормовой части ВГМ. В этой связи во втором варианте возможно более низкое расположение сидений экипажа, которое в этом варианте ограничивается в меньшей степени из-за отсутствия в зоне за модулем управления достаточно объемных бортовых коробок передач трансмиссии. При этом ограничительным фактором высоты расположения сидений экипажа, устанавливаемых на горизонтальной ступени «б’» перегородки 21′, становятся диаметральные размеры кронштейнов 38 направляющих колес 39′ ходовой части и уровень общей оси кронштейнов 38.

При использовании шасси по обеим вариантам исполнения низкая и более приближенная к центру масс (в продольных габаритах) посадка экипажа выводит экипаж в зону с более низкой амплитудой продольных колебаний при движении ВГМ, повышая комфортность и исключая снижение скоростей движения, в особенности на пересеченной местности, благодаря чему повышается подвижность ВГМ. Низкая посадка экипажа способствует его размещению в зоне с уменьшенными возможностями поражения оружием прямой наводки, в то же время вынесение экипажа вперед за пределы (за габариты) опорной поверхности гусеничного движителя снижает вероятность минного воздействия на экипаж.

Тем самым предлагаемое универсальное низкосилуэтное шасси обладает повышенным уровнем подвижности и защищенности экипажа от поражения оружием прямой наводки и обеспечивает высокую степень защиты от минного воздействия.

Источники информации

1. Изобретение «Многоцелевое бронированное гусеничное шасси» по патенту 2210720, заявка 2001132233 от 28.11.2001 г., МПК 7 F41H 7/00, B62D 55/00.

2. Изобретение «Автономный комплекс бронированных гусеничных машин» по патенту 2242699, заявка 2003100236/02 от 04.01.2003 г., МПК 7 F41H 7/00.

3. «Современные танки», ред. Сафонов Б.С, Мураховский В.И. М.: «Арсенал-Пресс», 1995 г., стр.37-42; стр.65, 106.

4. Зенитные ракетные комплексы ПВО сухопутных войск. Часть 1, Журнал «Техника и вооружение» 6, 2003 г.

5. Зенитные ракетные комплексы ПВО сухопутных войск. Часть 2, Журнал «Техника и вооружение» 7, 2003 г.

6. Г.Л.Холявский «Энциклопедия бронетехники. Гусеничные боевые машины». ООО «Харвест», 2001 г., стр.204-207, статья «203 мм самоходная пушка 2С7 “Пион”».

7. Изобретение «Объект бронетехники» по патенту 2274819, заявка 2004128377 от 23.09.2004 г., МПК F41H 7/00.

8. В.Хомутский, Е.Калугина, Е.Балыков. «Минное вооружение. Противопехотные и противотанковые фугасные мины. «Техника и вооружение» 12, 2006 г.

9. В.Хомутский, Е.Калугина, Е.Балыков. «Минное вооружение. Противотанковые кумулятивные противоднищевые и противобортовые мины ручной и механизированной установки», Журнал «Техника и вооружение» 8, 2007 г.

10. Полезная модель «самоходная гусеничная машина СМ-100» по патенту 28343, заявка 2002116599 от 24 06.2002 г., МПК 7 B60F 5/00.

Формула изобретения

1. Унифицированное низкосилуэтное шасси для военных гусеничных машин, содержащее корпус с днищем и несущей платформой для размещения функционального модуля, моторно-трансмиссионное отделение с силовой установкой и трансмиссией, ходовую часть, включающую гусеницы, ведущие колеса и торсионные подвески с опорными катками, определяющими продольные габариты опорной поверхности гусеничного движителя, модуль управления с рабочими местами экипажа, расположенный в носовой части корпуса, отличающееся тем, что модуль управления выполнен в виде бронированной, расположенной в продолжение корпуса за габаритами опорной поверхности гусеничного движителя, надстройки, в которой за лобовым наклонным броневым листом в верхней части расположены отсек для размещения сидений экипажа и приборный комплекс управления движением машины и оборудованием функционального модуля, а в нижней части – ниша, отделенная от внутреннего объема корпуса со стороны кормы шасси ступенчатой перегородкой, за которой в корпусе шасси расположена силовая установка, под ступенью перегородки у бортов корпуса – бортовые коробки передач трансмиссии, при этом ниша выполнена с обеспечением возможности размещения ног у членов экипажа в положении сидя, сидения экипажа размещены над ступенью перегородки с минимально возможным превышением ее уровня, а у люков экипажа, выполненных на крыше надстройки, расположен комплекс приборов наблюдения.

2. Шасси по п.1, отличающееся тем, что верхняя часть каждого из бортов корпуса, расположенная за надстройкой и связанная с ней, выполнена в виде каркаса коробчатой формы, размещенного над гусеницей, донная часть которого выполняет функцию надгусеничной полки, при этом каркас снабжен поперечными перегородками с образованием отсеков.

3. Шасси по п.1, отличающееся тем, что на одном из люков экипажа установлена зенитная пулеметная установка закрытого типа, выполненная с обеспечением дистанционного управления ведением стрельбы.

4. Шасси по п.1, отличающееся тем, что в лобовом наклонном броневом листе выполнено окно со стеклом, обеспечивающим противопульную защиту экипажа.

5. Шасси по п.1, отличающееся тем, что лобовой наклонный броневой лист выполнен с уровнем защиты от пуль калибра 12 мм.

6. Шасси по п.1, отличающееся тем, что сидения членов экипажа, расположенные у бортов надстройки, выдвинуты вперед.

7. Шасси по п.2, отличающееся тем, что отсеки каркаса служат для размещения аккумуляторных батарей, запасных частей и инструментов военной гусеничной машины.

8. Унифицированное низкосилуэтное шасси для военных гусеничных машин, содержащее корпус с кронштейнами направляющих колес, днищем и несущей платформой для размещения функционального модуля, моторно-трансмиссионное отделение с силовой установкой и трансмиссией, ходовую часть, включающую гусеницы, ведущие и направляющие колеса и торсионные подвески с опорными катками, определяющими продольные габариты опорной поверхности гусеничного движителя, модуль управления с рабочими местами экипажа, расположенный в носовой части корпуса, отличающееся тем, что модуль управления выполнен в виде бронированной, расположенной в продолжение корпуса за габаритами опорной поверхности гусеничного движителя, надстройки, в которой за лобовым наклонным броневым листом в верхней части расположены отсек для размещения сидений экипажа и приборный комплекс управления движением машины и оборудованием функционального модуля, а в нижней части – ниша, отделенная от внутреннего объема корпуса со стороны кормы шасси ступенчатой перегородкой, ступень которой размещена с минимально возможным превышением уровня общей оси кронштейнов направляющих колес, при этом ниша выполнена с обеспечением возможности размещения ног у членов экипажа в положении сидя, сидения экипажа размещены над ступенью перегородки с минимально возможным превышением ее уровня, а у люков экипажа, выполненных на крыше надстройки, расположен комплекс приборов наблюдения.

9. Шасси по п.8, отличающееся тем, что верхняя часть каждого из бортов корпуса, расположенная за надстройкой и связанная с ней, выполнена в виде каркаса коробчатой формы, размещенного над гусеницей, донная часть которого выполняет функцию надгусеничной полки, при этом каркас снабжен поперечными перегородками с образованием отсеков.

10. Шасси по п.8, отличающееся тем, что на одном из люков экипажа установлена зенитная пулеметная установка закрытого типа, выполненная с обеспечением дистанционного управления ведением стрельбы.

11. Шасси по п.8, отличающееся тем, что лобовой наклонный броневой лист выполнен с уровнем защиты от пуль калибра 12 мм.

12. Шасси по п.8, отличающееся тем, что в лобовом наклонном броневом листе выполнено окно со стеклом, обеспечивающим противопульную защиту экипажа.

13. Шасси по п.8, отличающееся тем, что сидения членов экипажа, расположенные у бортов надстройки, выдвинуты вперед.

14. Шасси по п.9, отличающееся тем, что отсеки каркаса служат для размещения аккумуляторных батарей, запасных частей и инструментов военной гусеничной машины.

РИСУНКИ

Categories: BD_2399000-2399999