Патент на изобретение №2399014

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2399014 (13) C2
(51) МПК

F42B5/15 (2006.01)
F42B12/46 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 28.09.2010 – действует

На основании пункта 1 статьи 1366 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации патентообладатель обязуется заключить договор об отчуждении патента на условиях, соответствующих установившейся практике, с любым гражданином Российской Федерации или российским юридическим лицом, кто первым изъявил такое желание и уведомил об этом патентообладателя и федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

(21), (22) Заявка: 2008141855/02, 21.10.2008

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

21.10.2008

(43) Дата публикации заявки: 27.04.2010

(46) Опубликовано: 10.09.2010

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2231742 C2, 20.03.2004. RU 2292008 C1, 20.01.2007. RU 2280835 C1, 27.07.2006. RU 2278347 C2, 20.06.2006. RU 2183811 C1, 20.06.2002.

Адрес для переписки:

420059, г.Казань, ул.Павлюхина, 106-15, Н.Е. Староверову

(72) Автор(ы):

Староверов Николай Евгеньевич (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Староверов Николай Евгеньевич (RU)

(54) ЛОЖНАЯ ЦЕЛЬ ДЛЯ ПРОТИВОСАМОЛЕТНЫХ РАКЕТ С ИНФРАКРАСНЫМ НАВЕДЕНИЕМ

(57) Реферат:

Изобретение относится к противоракетной технике, в частности к средствам создания помех и ложных целей для ракет с инфракрасным наведением. Ложная цель выполнена в виде имитатора сопла двигателя или воздухозаборника самолета и содержит цилиндрический корпус и установленный в нем с зазором пиротехнический заряд инфракрасного излучения. Корпус выполнен из того же материала, что и сопло или воздухозаборник самолета, или материала, близкого по спектру излучения к материалу сопла или воздухозаборника, или корпус покрыт снаружи материалом, близким по спектру излучения к материалу сопла или воздухозаборника, или его окислами, и/или солями. Корпус выполнен с перфорацией или соплами для выпуска газов при горении пиротехнического заряда, корпус снаружи дополнительно покрыт слоем материала, пропускающего инфракрасные лучи. На корпусе могут быть выполнена реборда или отбортовка или завальцовка и гнездо для капсуля. Торцы корпуса могут быть выполнены с кольцевым гофрированием или рельефом. В состав пиротехнического заряда могут входить кислородвыделяющие соединения металлов, содержащихся в составе сплавов сопла двигателя или воздухозаборника самолета или дисперсное аморфное железо, или железосодержащий сплав. Обеспечивается спектр излучения имитатора, близкий к спектру излучения двигателя или воздухозаборника самолета. 5 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к пиротехническим ловушкам (ложным целям) для противосамолетных ракет с инфракрасным наведением.

Известны ловушки, состоящие из пиротехнического состава, см. например патент России 2231742. Их недостатком является отличие их спектра излучения от спектра излучения сопла или воздухозаборника самолета. Для того чтобы спектр излучения имитатора вполне соответствовал нужному, пиротехнический заряд помещен с зазором в корпус, состоящий из того же материала, что и материал сопла самолета или близкого к нему по излучению.

Газы пирозаряда, обтекая изнутри указанный корпус, будут нагревать его до температуры, примерно равной температуре сопла самолета или даже выше.

Для экономии дефицитных материалов корпус может состоять из жаростойкой стали и плакирован снаружи нужным материалом, например титаном.

При одной и той же температуре светимость солей и окислов выше светимости чистого металла. Поэтому корпус может быть покрыт снаружи, например, окисью титана.

Корпус интенсивно обдувается снаружи встречным потоком воздуха, который снижает его температуру. Для уменьшения теплопотерь корпус может быть дополнительно покрыт снаружи материалом, пропускающим инфракрасное излучение, например кварцевым стеклом, слюдой.

Целесообразность такого покрытия следует определить опытным путем: превысит ли выигрыш в светимости потери излучения в самом указанном слое.

Для выпуска газов и образования факела корпус имеет перфорирование или одно или несколько сопел на боковой и/или торцевых поверхностях, например кольцевое сопло на боковой цилиндрической поверхности.

Расчетное давление внутри корпуса должно быть небольшим – 0,1-0,3 атм, чтобы стенки корпуса были тоньше и быстрее прогревались докрасна.

Сопла служат в основном для придания факелу нужной формы. Однако ориентировать сопло (сопла) следует так, чтобы создавалась и некоторая тяга, направленная назад относительно направления полета самолета.

Так как давление в корпусе будет очень небольшое, то он будет очень легким (примерно 10% от веса ловушки) и дешевым (по сути – консервная банка).

На корпусе может иметься реборда, отбортовка или завальцовка (кольцевое углубление) для удержания в выбрасывающем механизме. А также гнездо для капсюля.

Для лучшего удержания заряда внутри корпуса на торцах корпуса может иметься кольцевое гофрирование или иной рельеф.

В состав пиротехнического заряда входят кислородвыделяющие соединения металлов, входящих в состав сплавов сопла и лопаток компрессора, или близкие к ним по излучению. Например, нитрат, хлорат или перхлорат титана.

Кислородвыделяющая способность таких соединений меньше, чем, например, перхлората аммония. Зато спектр пламени пирозаряда будет полнее соответствовать спектру излучения сопла или воздухозаборника самолета.

В состав пирозаряда часто входит мелкодисперсный алюминий или магний, способный сгорать, используя кислород воздуха, что увеличивает излучение ловушки. Однако спектр этого излучения отличается от нужного. Нужному спектру больше соответствует спектр излучения железа.

В состав пирозаряда входят дисперсные аморфные (полученные сверхбыстрым охлаждением) железо или железосодержащий сплав. Связи между атомами в аморфном железе слабее, чем в кристаллическом, и его способность сгорать на воздухе выше. Нагревшись при горении пиротехнического заряда, железо будет догорать на воздухе, усиливая излучение нужного спектра.

Такая ловушка будет иметь оптимальные световые и динамические характеристики: в момент отделения она будет иметь наибольший факел и наименьшую относительно самолета скорость, что создает благоприятные условия для перезахвата целей головкой самонаведения ракеты. По мере удаления от самолета скорость относительно самолета увеличивается за счет торможения в атмосфере, а светимость уменьшается постепенно и остается некоторое время даже после полного выгорания пирозаряда.

На прилагаемом эскизе изображена предлагаемая ловушка. Она состоит из цилиндрического корпуса 1, имеющего около торца завальцовку 2, а около другого торца – кольцевое сопло 3, тяга которого ориентирована назад. В донце корпуса имеется капсюль 4, соединенный фторопластовой трубочкой 5 с воспламеняющим зарядом 6. Внутри корпуса с зазором расположен пиротехнический заряд 7, содержащий кислородвыделяющие соединения металлов, входящих в состав сопла, и мелкодисперсное аморфное железо.

Работает ловушка так: выбрасывающий механизм должен выдвинуть корпус 1 из ствола так, чтобы кольцевое сопло 3 вышло за срез дула. Затем ударник (выбрасывающий механизм не показан) бьет по капсюлю так, чтобы ловушка получила достаточный импульс, чтобы вылететь из ствола. Одновременно воспламеняется капсюль 4, затем по трубочке 5 пламя передается воспламеняющему заряду 6, который поджигает пиротехнический заряд 7. Пламя вылетает из сопла 3, а корпус 1 нагревается докрасна.

Формула изобретения

1. Ложная цель для противосамолетных ракет с инфракрасным наведением в виде имитатора сопла двигателя или воздухозаборника самолета, содержащая цилиндрический корпус и установленный в нем с зазором пиротехнический заряд инфракрасного излучения, отличающаяся тем, что корпус выполнен из того же материала, что и сопло или воздухозаборник самолета, или материала близкого по спектру излучения к материалу сопла или воздухозаборника, или корпус покрыт снаружи материалом, близким по спектру излучения к материалу сопла или воздухозаборника, или его окислами и/или солями, причем корпус выполнен с перфорацией или соплами для выпуска газов при горении пиротехнического заряда.

2. Ложная цель по п.1, отличающаяся тем, что корпус снаружи дополнительно покрыт слоем материала, пропускающего инфракрасные лучи.

3. Ложная цель по п.1, отличающаяся тем, что на корпусе выполнена реборда или отбортовка или завальцовка и гнездо для капсуля.

4. Ложная цель по п.1, отличающаяся тем, что торцы корпуса выполнены с кольцевым гофрированием или рельефом.

5. Ложная цель по п.1, отличающаяся тем, что в состав пиротехнического заряда входят кислородвыделяющие соединения металлов, содержащихся в составе сплавов сопла двигателя или воздухозаборника самолета.

6. Ложная цель по п.1, отличающаяся тем, что в состав пиротехнического заряда входит дисперсное аморфное железо или железосодержащий сплав.

РИСУНКИ

Categories: BD_2399000-2399999