|
(21), (22) Заявка: 2009118718/11, 18.05.2009
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
18.05.2009
(46) Опубликовано: 27.08.2010
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
US 6080982 А, 27.06.2000. ЕР 0760434 А1, 05.03.1997. SU 727886 А1, 15.04.1980. ГОСТ 24832-81. Втулки биметаллические и вкладыши толстостенные биметаллические подшипников скольжения. Типы и основные размеры. RU 40415 U1, 10.09.2004.
Адрес для переписки:
302020, г.Орел, Наугорское ш., 29, Орловский государственный технический университет (ОрелГТУ)
|
(72) Автор(ы):
Савин Леонид Алексеевич (RU), Поляков Роман Николаевич (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Орловский государственный технический университет” (ОрелГТУ) (RU)
|
(54) МЕХАТРОННЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ
(57) Реферат:
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по надежности опорного узла. Подшипник скольжения содержит корпус и размещенную в нем втулку из биметаллического материала. При этом в слое антифрикционного материла втулки расположен изолированный провод. Корпус снабжен элементом электрического питания, соединенным с изолированным проводом и сигнальным устройством. Изолированная часть провода выступает в слое антифрикционного материала втулки на величину, равную предельному износу. При достижении износа антифрикционного слоя втулки предельной величины происходит интенсивный износ изоляции провода, после нарушении сплошности которой произойдет уменьшение силы тока в цепи и, соответственно, произойдет уменьшение силы света в световом диоде. Уменьшение силы света на контрольном устройстве свидетельствует о том, что необходимо произвести замену втулки подшипника скольжения. Технический результат: повышение надежности системы “ротор – опоры” и уменьшение затрат в процессе эксплуатации путем контроля величины износа рабочей поверхности втулки подшипника скольжения. 1 ил.
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по надежности опорного узла.
Известен подшипник скольжения [1], который является наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению, содержащий корпус и размещенную в нем втулку из биметаллического материала. В таком подшипнике повышение работоспособности достигается за счет того, что прочность и жесткость втулки подшипника скольжения определяется свойствами стали, а параметры трения за счет тонкого слоя антифрикционного материала.
Недостатком данной опоры является то, что в процессе работы слой антифрикционного материала неизбежно изнашивается под действием сил сухого трения в моменты пуска и останова ротора и переменных гидродинамических сил на основном режиме работы. После изнашивания антифрикционного слоя поверхность вала начинает изнашиваться из-за контакта с более твердой, чем антифрикционный материал, поверхностью основы биметаллической втулки, выполняемой, как правило, из стали. При несвоевременном контроле данного процесса случается ситуация, когда цапфа вала не подлежит восстановлению и приходится вместе с втулкой подшипника скольжения заменять вал, что приводит к существенному увеличению затрат на эксплуатацию всей машины в целом.
Задача, на решение которой направлено изобретение, состоит в повышении надежности системы “ротор – опоры” и уменьшении затрат в процессе эксплуатации путем контроля величины износа рабочей поверхности втулки подшипника скольжения.
Поставленная задача достигается тем, что в подшипнике скольжения, содержащем корпус и размещенную в нем втулку из биметаллического материала, в отличие от прототипа в слое антифрикционного материла втулки расположен изолированный провод, а корпус снабжен элементом электрического питания, соединенным с изолированным проводом и сигнальным устройством.
Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображен мехатронный подшипник скольжения.
Мехатронный подшипник скольжения состоит из корпуса 1, в котором установлена втулка из биметаллического материала 2, в которой закреплен изолированный провод 3, причем его изолированная часть выступает в слое антифрикционного материала втулки на величину, равную предельному износу. В корпусе располагается элемент электрического питания 4, который соединен с проводом и сигнальным устройством 5, например светодиодом. В подшипнике скольжения вращается вал 6.
Устройство работает следующим образом: элемент электрического питания 4, установленный в корпусе 1, пропускает ток через заизолированный провод 3 и питает светодиод 5; при достижении износа антифрикционного слоя биметаллической втулки 2 предельной величины происходит интенсивный износ изоляции провода 3, после нарушения сплошности которой произойдет уменьшение силы тока в цепи и, соответственно, произойдет реакция в сигнальном устройстве, например уменьшение силы света в световом диоде. Уменьшение силы света на сигнальном устройстве свидетельствует о том, что необходимо произвести замену втулки подшипника скольжения.
Предельная величина износа устанавливается на основании теоретических расчетов и результатов экспериментальных исследований, что, в свою очередь, определяет глубину залегания заизолированного провода в стальной части биметаллической втулки подшипника скольжения.
Данное изобретение позволяет значительно уменьшить риск возникновения внезапного отказа системы «ротор – опоры», тем самым повышая ее надежность за счет контроля параметров износа, и снизить затраты на эксплуатацию всей машины в целом.
Источники информации
1. ГОСТ 24832-81 Втулки биметаллические и вкладыши толстостенные биметаллические подшипников скольжения. Типы и основные размеры. (Прототип)
2. ГОСТ 28813-90 Подшипники скольжения. Металлические многослойные материалы для тонкостенных подшипников скольжения.
Формула изобретения
Подшипник скольжения, содержащий корпус и размещенную в нем втулку из биметаллического материала, отличающийся тем, что в слое антифрикционного материала расположен изолированный провод, а корпус снабжен элементом электрического питания, соединенным с изолированным проводом и сигнальным устройством, причем изолированная часть провода выступает в слое антифрикционного материала втулки на величину, равную предельному износу.
РИСУНКИ
|
|