Патент на изобретение №2398127

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2398127 (13) C2
(51) МПК

F02M65/00 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 28.09.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2007129164/06, 30.07.2007

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

30.07.2007

(43) Дата публикации заявки: 10.02.2009

(46) Опубликовано: 27.08.2010

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2289720 C2, 20.12.2006. Техническое обслуживание и ремонт машин в сельском хозяйстве. – М., 2003, с.565-568. RU 2156377 C1, 20.09.2000. RU 2224907 C1, 27.02.2004. RU 9491 U1, 16.03.1999. RU 9490 U1, 16.03.1999. SU 920247 A, 12.07.1982. RU 2007610 C1, 15.02.1994. RU 2054573 C1, 20.02.1996. US 4348895 A, 14.09.1982. US 4497201 A, 05.02.1985. GB 1499636 A, 01.02.1978. GB 2089441 A, 23.06.1982.

Адрес для переписки:

390046, г.Рязань, ул. Есенина, 116/1, ЦОПКТБ-филиал ГОСНИТИ, В.Н. Бетину

(72) Автор(ы):

Бетин Вячеслав Николаевич (RU),
Кочуров Алексей Алексеевич (RU),
Зуб Дмитрий Владимирович (RU),
Козлов Сергей Александрович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

ГНУ Всероссийский научно-исследовательский технологический институт ремонта и эксплуатации машинно-тракторного парка Россельхозакадемии (RU)

(54) СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ И РЕГУЛИРОВКИ ДИЗЕЛЬНОЙ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ (ВАРИАНТЫ)

(57) Реферат:

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано для испытания и регулировки топливной аппаратуры (ТА) дизелей. Изобретение направлено на повышение качества регулировки дизельной топливной аппаратуры, установленной на двигателе, в процессе его эксплуатации или ремонта. Способ испытания и регулировки дизельной топливной аппаратуры заключается в раздельном испытании и регулировке топливного насоса высокого давления на испытательном стенде в комплекте с эталонными форсунками и топливопроводами, подборе комплекта форсунок и топливопроводов высокого давления на один двигатель по группам пропускной способности, отличающийся тем, что форсунки, снятые с двигателя, испытываются и регулируются на давление начала впрыскивания топлива, качество распыливания топлива, герметичность, гидравлическую плотность, демонтированные с двигателя топливопроводы высокого давления испытываются на герметичность и вместе с испытанными форсунками и топливным насосом высокого давления устанавливаются на стенд для испытания топливных насосов высокого давления, после чего топливный насос высокого давления дополнительно испытывается и регулируется в комплекте с топливопроводами и форсунками, предназначенными для установки на один двигатель, по критерию величины и равномерности цикловой подачи. По второму варианту способ испытания и регулировки дизельной топливной аппаратуры заключается в том, что форсунки, снятые с двигателя, испытываются и регулируются на давление начала впрыскивания топлива, качество распыливания топлива, герметичность, гидравлическую плотность, демонтированные с двигателя топливопроводы высокого давления испытываются на герметичность, после чего топливный насос высокого давления совместно с испытанными форсунками и топливопроводами высокого давления устанавливается на стенд для испытания топливных насосов высокого давления, испытывается и регулируется в комплекте с топливопроводами и форсунками, предназначенными для установки на один двигатель. 2 н.п. ф-лы.

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано для испытания и регулировки топливной аппаратуры (ТА) дизелей.

Известен способ испытания ТА дизелей, заключающийся в определении характеристик и параметров работы приборов топливной системы при их раздельном испытании по установленным ГОСТ методикам на специальных стендах или с использованием специальных приборов (Кривенко П.М., Федосов И.М. Техническое обслуживание дизельной топливной аппаратуры. М.: «КОЛОС», 1973. С-343; Горбаневский В.Е., Горбач Р.И. Оборудование для испытания топливной аппаратуры дизелей. – М.: «Машиностроение», 1969. С-195; Файнлейб Б.Н. Методы испытаний и исследований ТА автотракторных дизелей. М-Л.: «Машиностроение», 1965. С-176), с последующим комплектованием по группам пропускной способности.

Испытание и регулировка топливного насоса высокого давления производится на испытательном стенде в комплекте с эталонными форсунками и топливопроводами по установленной методике испытаний для насосов конкретного типа.

Испытание и регулировка форсунок производится на давление начала впрыскивания топлива, качество распыливания топлива, герметичность, гидравлическую плотность и пропускную способность. По результатам испытаний, в случае если диапазон разброса величины пропускной способности превышает 4%, форсунки делят на группы по величине пропускной способности с таким расчетом, чтобы разность пропускной способности форсунок, входящих в одну группу, не превышала 4%. При этом на дизель должны устанавливаться форсунки одной группы.

Испытание топливопроводов высокого давления производится измерением их пропускной способности, объема канала, его длины и герметичности. По результатам испытаний топливопроводы делят на группы по величине пропускной способности.

Комплектование топливной аппаратуры дизеля осуществляется путем подбора комплекта форсунок и топливопроводов по группам пропускной способности. Допускается комплектование форсунок из группы с большей пропускной способностью с топливопроводами из группы с меньшей пропускной способностью, а также топливопроводов из групп с максимальной пропускной способностью с форсунками из групп, как с меньшей, так и с большей пропускной способностью (Федосов И.М., Машкин А.Л. Руководство по испытанию и регулировке топливной аппаратуры автотракторных дизелей. – Малоярославец: ОАО “МОПАЗ”, 2004. – 76 с. е-mail: mopaz @ kaluga.ru www.mopaz.ru).

Недостатком существующих способов испытания и регулировки дизельной топливной аппаратуры является то, что при комплектовании таким способом топливной аппаратуры дизеля значительно возрастает суммарная погрешность регулировки комплекта ТА дизеля по критерию величины и равномерности цикловой подачи топлива, что приводит к ухудшению качества регулировки ТА, снижению мощностных и экономических показателей работы дизеля.

Это обусловлено тем, что регулировка величины и равномерности цикловой подачи топлива насосом высокого давления (ТНВД) производится в комплекте со стендовыми эталонными топливопроводами и форсунками, а работает он в последующем при установке на двигатель с форсунками и топливопроводами, существенно отличающимися друг от друга гидравлическими характеристиками. В результате такие регулировочные параметры ТА, как величина и равномерность цикловой подачи топлива форсунками, устанавливаемыми на один двигатель, могут значительно отличаться от значений, полученных в результате регулировки ТНВД на стенде с использованием стендовых форсунок. Вследствие этого снижаются мощностные и экономические показатели работы дизеля, повышается дымность его работы.

При реализации существующего способа испытаний ТА дизелей погрешность измерения величины и равномерности цикловой подачи собранного комплекта топливной аппаратуры при его установке на один двигатель будет складываться из отклонений параметров регулировки всех приборов комплекта и будет значительно большей, чем установленная нормативно-технической документацией для испытываемого ТНВД.

Так, величина допустимых отклонений неравномерности подачи топлива в цилиндры дизеля в соответствии с ГОСТ 10578-96 составляет: при регулировке ТНВД на стенде 3-4%, а при его проверке 6-8% в зависимости от числа секций.

Величина допустимых отклонений пропускной способности распылителей форсунок согласно ГОСТ 10579-88 составляет ±1,5% при прокачке от секций ТНВД, а давления начала впрыскивания – от (+0,8 МПа) до (+1,2 МПа) в зависимости от типа форсунки.

Клапаны насоса, отверстия распылителей форсунок и топливопроводы высокого давления имеют широкие пределы изменения гидравлического сопротивления и пропускной способности даже при точном соответствии узлов и деталей требованиям чертежей. Установка же элементов топливной системы, имеющих различные гидравлические характеристики, на один двигатель оказывает существенное влияние на неравномерность подачи топлива в цилиндры дизеля. Так, последовательная установка на один и тот же комплект топливной аппаратуры распылителей форсунок с крайними значениями допустимой величины эффективного проходного сечения (µf)min и (µf)max, приводит к увеличению цикловой подачи топлива (qц) на 4%. Аналогичная замена топливопропроводов высокого давления также изменяет qц на 4%. И, наконец, замена обратных разгружающих клапанов секций ТНВД, обладающих крайними значениями эффективного проходного сечения, изменяет qц на 4,5%.

Таким образом, при реализации существующего способа комплектования дизелей приборами топливной системы суммарные отклонения величины и равномерности цикловой подачи топлива в цилиндры могут составить 10-12%, в то время как для эффективной работы дизеля неравномерность подачи топлива форсунками в цилиндры не должна превышать 2%.

Анализ существующих методов испытания и комплектования дизельной топливной аппаратуры показывает, что рассмотренные методы применимы для комплектования ТА на заводах изготовителях (стационарных предприятиях) при изготовлении, ремонте и проверке значений параметров их работы, где имеется достаточный запас приборов и деталей, подобранных в группы по пропускной способности, а также эталонных приборов.

Цель изобретения – повышение качества регулировки комплекта топливной аппаратуры, устанавливаемого на один двигатель, по критерию величины и равномерности цикловой подачи топлива в цилиндры дизеля, поддержание мощностных и экономических показателей его работы на заданном уровне.

Технический результат направлен на повышение качества регулировки дизельной топливной аппаратуры, установленной на двигателе, в процессе его эксплуатации или ремонта.

Технический результат достигается тем, что топливный насос высокого давления испытывается и регулируется на испытательном стенде в комплекте с эталонными форсунками и топливопроводами по установленной методике испытаний для насосов конкретного типа, форсунки испытываются и регулируются на давление начала впрыскивания топлива, качество распыливания топлива, герметичность, гидравлическую плотность, топливопроводы высокого давления испытываются на герметичность и вместе с испытанными форсунками и топливным насосом высокого давления устанавливаются на стенд для испытания топливных насосов высокого давления, после чего топливный насос высокого давления дополнительно испытывается и регулируется в комплекте с топливопроводами и форсунками, предназначенными для установки на один двигатель, по критерию величины и равномерности цикловой подачи.

Отличительным признаком от прототипа является то, что с целью снижения неравномерности цикловой подачи топлива подбор комплекта топливной аппаратуры на один двигатель осуществляется таким образом, что форсунки испытываются и регулируются на давление начала впрыскивания топлива, качество распыливания топлива, герметичность, гидравлическую плотность, топливопроводы высокого давления испытываются на герметичность и вместе с испытанными форсунками и топливным насосом высокого давления устанавливаются на стенд для испытания топливных насосов высокого давления, после чего топливный насос высокого давления дополнительно испытывается и регулируется в комплекте с топливопроводами и форсунками, предназначенными для установки на один двигатель, по критерию величины и равномерности цикловой подачи.

Способ осуществляется следующим образом.

Топливный насос высокого давления устанавливается на испытательный стенд и регулируется в комплекте с эталонными форсунками и топливопроводами по установленной методике испытаний для насосов конкретного типа.

Форсунки, снятые с двигателя, испытываются и регулируются на давление начала впрыскивания топлива, качество распыливания топлива, герметичность, гидравлическую плотность в соответствии с предусмотренными для них нормативно-технической документацией методами испытаний, после чего устанавливаются на испытательный стенд вместо стендовых форсунок.

Демонтированные с двигателя топливопроводы высокого давления испытываются на герметичность установленными для этого нормативно-технической документацией методами, после чего также устанавливаются на испытательный стенд ТНВД вместо стендовых топливопроводов.

После этого топливный насос высокого давления дополнительно испытывается и регулируется на испытательном стенде в комплекте с топливопроводами и форсунками, предназначенными для установки на один двигатель, по критерию величины и равномерности цикловой подачи. Испытанный и отрегулированный комплект ТА устанавливается на двигатель с соблюдением размещения приборов по линиям нагнетания топлива, соответствующим их регулировке на стенде.

Предлагаемый способ испытания и регулировки дизельной топливной аппаратуры более совершенен по сравнению с известным, так как повышает качество регулировки ТА, обусловленное уменьшением величины погрешности регулировки комплекта ТА по критерию величины и равномерности цикловой подачи топлива в цилиндры дизеля до значения 3-4% (против 10-12% в известном способе) за счет снижения относительной погрешности измерений, обусловленной различием гидравлических характеристик форсунок и топливопроводов высокого давления. Это достигается тем, что топливный насос высокого давления дополнительно испытывается и регулируется на испытательном стенде в комплекте с топливопроводами и форсунками, предназначенными для установки на один двигатель, по критерию величины и равномерности цикловой подачи.

В свою очередь, это повышает равномерность подачи топлива в цилиндры двигателя на основных режимах его работы, а следовательно позволит улучшить (или поддержать на заданном уровне) мощностные и экономические характеристики работы двигателя.

Вместе с тем не все организации, занимающиеся эксплуатацией автомобильного транспорта, в том числе его техническим обслуживанием и ремонтом, имеют достаточную производственную базу, позволяющую испытывать и регулировать топливные насосы высокого давления дизелей с использованием эталонных стендовых форсунок и топливопроводов высокого давления, в связи с чем испытывают трудности в выполнении качественной регулировки дизельной топливной аппаратуры.

Вместе с тем требуемого качества регулировки ТА можно достичь при реализации следующего способа испытания и регулировки дизельной топливной аппаратуры.

Способ осуществляется следующим образом.

Форсунки, снятые с двигателя, испытываются и регулируются на давление начала впрыскивания топлива, качество распыливания топлива, герметичность, гидравлическую плотность в соответствии с предусмотренными для них нормативно-технической документацией методами испытаний, после чего устанавливаются на испытательный стенд вместо стендовых форсунок.

Демонтированные с двигателя топливопроводы высокого давления испытываются на герметичность установленными для этого нормативно-технической документацией методами, после чего также устанавливаются на испытательный стенд ТНВД вместо стендовых топливопроводов.

После этого топливный насос высокого давления устанавливается на испытательный стенд совместно с испытанными форсунками и топливопроводами высокого давления, испытывается и регулируется по установленной методике испытаний для насосов конкретного типа в комплекте с топливопроводами и форсунками, предназначенными для установки на один двигатель.

В результате реализации предлагаемого способа обеспечивается высокое качество регулировки комплекта ТА дизеля по критерию величины и равномерности цикловой подачи топлива в цилиндры дизеля. Неравномерность цикловой подачи в этом случае составит 3-4%.

Формула изобретения

1. Способ испытания и регулировки дизельной топливной аппаратуры, заключающийся в раздельном испытании и регулировке топливного насоса высокого давления на испытательном стенде в комплекте с эталонными форсунками и топливопроводами, подборе комплекта форсунок и топливопроводов высокого давления на один двигатель по группам пропускной способности, отличающийся тем, что форсунки, снятые с двигателя, испытываются и регулируются на давление начала впрыскивания топлива, качество распыливания топлива, герметичность, гидравлическую плотность, демонтированные с двигателя топливопроводы высокого давления испытываются на герметичность и вместе с испытанными форсунками и топливным насосом высокого давления устанавливаются на стенд для испытания топливных насосов высокого давления, после чего топливный насос высокого давления дополнительно испытывается и регулируется в комплекте с топливопроводами и форсунками, предназначенными для установки на один двигатель, по критерию величины и равномерности цикловой подачи.

2. Способ испытания и регулировки дизельной топливной аппаратуры, заключающийся в раздельном испытании и регулировке топливного насоса высокого давления на испытательном стенде в комплекте с эталонными форсунками и топливопроводами, подборе комплекта форсунок и топливопроводов высокого давления на один двигатель по группам пропускной способности, отличающийся тем, что форсунки, снятые с двигателя, испытываются и регулируются на давление начала впрыскивания топлива, качество распыливания топлива, герметичность, гидравлическую плотность, демонтированные с двигателя топливопроводы высокого давления испытываются на герметичность, после чего топливный насос высокого давления совместно с испытанными форсунками и топливопроводами высокого давления устанавливается на стенд для испытания топливных насосов высокого давления, испытывается и регулируется в комплекте с топливопроводами и форсунками, предназначенными для установки на один двигатель.

Categories: BD_2398000-2398999