Патент на изобретение №2398110

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2398110 (13) C1
(51) МПК

E21C41/26 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 28.09.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2009106307/03, 24.02.2009

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

24.02.2009

(46) Опубликовано: 27.08.2010

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2007118629 А, 27.11.2008. SU 1008450 A1, 30.03.1983. SU 1744255 A1, 30.06.1992. RU 2233982 C1, 10.08.2004. RU 2282721 C1, 27.08.2006. RU 2148713 C1, 10.05.2000.

Адрес для переписки:

620219, г.Екатеринбург, ГСП-936, ул. Мамина-Сибиряка, 58, ИГД УрО РАН

(72) Автор(ы):

Яковлев Виктор Леонтьевич (RU),
Берсенев Виктор Анатольевич (RU),
Бахтурин Юрий Алексеевич (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Государственное учреждение Институт горного дела Уральского отделения Российской академии наук (RU)

(54) СПОСОБ ВСКРЫТИЯ КАРЬЕРОВ

(57) Реферат:

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке крутонаклонных, глубокозалегающих, с ограниченной площадью в плане месторождений полезных ископаемых. Техническим результатом является сокращение затрат на разработку полезного ископаемого за счет уменьшения объема выемки вскрыши при формировании автомобильного съезда на конечных бортах в верхней части карьера. Способ включает формирование с начала выхода рабочего висячего борта карьера на его конечный контур по границе рабочего и конечного бортов на временном целике пород висячего и лежачего бортов и уступах в нижней части рабочего борта карьера съезда для автосамосвалов большой грузоподъемности. Параллельно этому съезду с поверхности на рабочем борту карьера формируют съезд для автосамосвалов малой грузоподъемности. Когда формирование съезда для автосамосвалов большой грузоподъемности в нижней части карьера из-за уменьшающегося пространства станет невозможным, целик пород под съездом для автосамосвалов большой грузоподъемности разрабатывают вместе с оставшимся в конечном контуре карьера объемом горной массы. При разработке используют автосамосвалы малой грузоподъемности с транспортированием горной массы по съезду для этих автосамосвалов, который по мере погашения рабочих уступов формируют на конечных бортах карьера с поверхности до горизонта проектной глубины карьера. 2 ил.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке крутонаклонных, глубокозалегающих, с ограниченной площадью в плане месторождений полезных ископаемых.

Известен способ вскрытия с проведением на конечных бортах карьера съезда для автосамосвалов большой грузоподъемности, что требует выемки большого дополнительного объема вскрыши, а также способ вскрытия с проведением на конечных бортах в верхней части карьера съезда для автосамосвалов большой грузоподъемности, а в его нижней части съезда для автосамосвалов малой грузоподъемности [1].

Общим с заявляемым способом признаком является “проведение на бортах карьера съездов для автосамосвалов большой и малой грузоподъемности”.

Формирование на конечных бортах в нижней части карьера узкого съезда вместо широкого съезда позволит значительно сократить объем выемки вскрыши в карьере. Однако объем выемки вскрыши при формировании в верхней части карьера широкого автомобильного съезда остается значительным.

Задачей изобретения является сокращение затрат на разработку полезного ископаемого, за счет уменьшения объема выемки вскрыши при формировании автомобильного съезда на конечных бортах в верхней части карьера.

Указанный результат достигается тем, что в известном способе вскрытия карьеров, заключающемся в проведении на бортах карьера съездов для автосамосвалов большой и малой грузоподъемности, с начала выхода рабочего висячего борта карьера на его конечный контур по границе рабочего и конечного бортов с поверхности на временном целике пород висячего и лежачего бортов и уступах в нижней части рабочего борта карьера формируют съезд для автосамосвалов большой грузоподъемности, параллельно этому съезду с поверхности на рабочем борту карьера формируют съезд для автосамосвалов малой грузоподъемности, когда дальнейшее формирование съезда для автосамосвалов большой грузоподъемности из-за уменьшающегося с глубиной карьерного пространства станет невозможным, целик пород под съездом для автосамосвалов большой грузоподъемности вместе с оставшимся в конечном контуре карьера объемом горной массы разрабатывают с использованием автосамосвалов малой грузоподъемности и транспортированием горной массы по съезду для этих автосамосвалов, который по мере погашения рабочих уступов формируют на конечных бортах карьера с поверхности до горизонта проектной глубины карьера.

Способ вскрытия карьеров поясняется графически, где на фиг.1 показан карьер, горизонты которого с поверхности вскрыты съездом для автосамосвалов большой грузоподъемности, сформированным на целике пород висячего и лежачего бортов по границе между конечным и рабочим бортами и уступах в нижней части рабочего борта карьера и съездом для автосамосвалов малой грузоподъемности, сформированным с поверхности на рабочем борту карьера параллельно съезду для автосамосвалов большой грузоподъемности; на фиг.2 показан карьер в отработанном виде со съездом для автосамосвалов малой грузоподъемности на его конечных бортах.

Способ вскрытия включает следующие операции: проведение с поверхности на целике пород висячего и лежачего бортов по границе между конечным 1 и рабочим 2 бортами карьера и уступах в нижней части рабочего борта карьера съезда 3 для автосамосвалов большой грузоподъемности; проведение с поверхности на рабочем борту 2 карьера параллельно съезду 3 для автосамосвалов большой грузоподъемности съезда 4 для автосамосвалов малой грузоподъемности; разработку с применением автосамосвалов малой грузоподъемности целика пород под съездом 3 для автосамосвалов большой грузоподъемности и оставшегося в конечном контуре карьера объема горной массы с транспортированием горной массы по съезду 4 для автосамосвалов малой грузоподъемности с постановкой его на конечных бортах карьера в стационарное положение 5.

Способ заключается в проведении с поверхности на целике пород висячего и лежачего бортов карьера по границе между конечным 1 и рабочим 2 бортами и уступах в нижней части рабочего борта карьера съезда 3, по которому с рабочих горизонтов карьера на поверхность автосамосвалами большой грузоподъемности транспортируют основной объем разрабатываемой горной массы. Параллельно съезду 3 с поверхности на рабочем борту 2 карьера формируют съезд 4 для автосамосвалов малой грузоподъемности. Когда формирование съезда 3 для автосамосвалов большой грузоподъемности из-за уменьшающегося с глубиной карьерного пространства станет невозможным, целик пород под съездом 3 для автосамосвалов большой грузоподъемности и оставшийся в конечном контуре карьера объем горной массы разрабатывают с транспортированием горной массы автосамосвалами малой грузоподъемности по съезду 4, ширина которого соответствует их габаритам. При выходе рабочих уступов на конечный контур съезд 4 ставят в положение 5.

Предлагаемый способ вскрытия карьеров позволяет разработать основной объем горной массы в карьере с ее транспортированием на поверхность автосамосвалами грузоподъемностью более 100 т, применение которых при разработке больших объемов горной массы значительно более эффективно в сравнении с применением автосамосвалов меньшей грузоподъемности. В то же время формирование на конечных бортах в верхней части карьеров съездов для автосамосвалов грузоподъемностью 3040 т требует выемки объема вскрыши, который меньше объема выемки вскрыши при формировании на конечных бортах в верхней части карьеров съездов для автосамосвалов грузоподъемностью более 100 т на миллионы кубометров. Использование предлагаемого способа вскрытия позволит разрабатывать основной объем горной массы в карьере с использованием автосамосвалов большой грузоподъемности при наименьших затратах. Использование при постановке рабочего борта на конечный контур в верхней части карьера, когда оставшийся объем разрабатываемой горной массы будет минимальным, автосамосвалов относительно малой грузоподъемности вместо автосамосвалов большой грузоподъемности позволит значительно сократить объем выемки вскрыши при формировании капитального автомобильного съезда и соответственно уменьшить затраты на разработку.

Источники информации

Формула изобретения

Способ вскрытия карьеров, разрабатывающих крутонаклонные, глубокозалегающие, с ограниченной площадью в плане месторождения полезных ископаемых, заключающийся в проведении на бортах карьера съездов для автосамосвалов большой и малой грузоподъемности, отличающийся тем, что сначала выхода рабочего висячего борта карьера на его конечный контур, по границе рабочего и конечного бортов с поверхности, на временном целике пород висячего и лежачего бортов и уступах в нижней части рабочего борта карьера формируют съезд для автосамосвалов большой грузоподъемности, параллельно этому съезду с поверхности на рабочем борту карьера формируют съезд для автосамосвалов малой грузоподъемности, когда дальнейшее формирование съезда для автосамосвалов большой грузоподъемности из-за уменьшающегося с глубиной карьерного пространства станет невозможным, целик пород под съездом для автосамосвалов большой грузоподъемности вместе с оставшимся в конечном контуре карьера объемом горной массы разрабатывают с использованием автосамосвалов малой грузоподъемности и транспортированием горной массы по съезду для этих автосамосвалов, который по мере погашения рабочих уступов формируют на конечных бортах карьера с поверхности до горизонта проектной глубины карьера.

РИСУНКИ

Categories: BD_2398000-2398999