|
(21), (22) Заявка: 2009116317/11, 28.04.2009
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
28.04.2009
(46) Опубликовано: 27.08.2010
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
RU 71602 U1, 20.03.2008. US 4588223 А, 13.05.1986. JP 2007112216 А, 10.05.2007. CN 2556082 Y, 18.06.2003. JP 2004067051 А, 04.03.2004. RU 2140800 С1, 10.11.1999.
Адрес для переписки:
432027, г.Ульяновск, Северный Венец, 32, ГОУ ВПО “Ульяновский государственный технический университет”, проректору по научной работе
|
(72) Автор(ы):
Белый Давид Михайлович (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Ульяновский государственный технический университет” (RU)
|
(54) СРЕДСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ВОДИТЕЛЯ ОТ НАПАДЕНИЯ
(57) Реферат:
Изобретение относится к области обеспечения безопасности водителя при эксплуатации автотранспорта. Средство для защиты водителя от нападения выполнено в виде экрана, размещенного между потолком салона автомобиля и спинками передних сидений по всей ширине салона, и снабжено средствами креплений. Экран выполнен из тонкого пружинного металла в виде гармошки, полностью сжатой в исходном состоянии, и размещен в полости декоративного прямоугольного выступа, установленного на потолке над торцами спинок передних сидений. Фиксация экрана в сжатом состоянии осуществлена с помощью подпружиненных сердечников электромагнитов, установленных на наружной поверхности выступа со стороны водителя. На поверхности экрана, обращенной к задним сиденьям и торцам спинок передних сидений, наклеена структура из гибкого, оголенного по наружной поверхности провода. Провод подключен, как и обмотки возбуждения электромагнитов, к системе электропитания через специальную кнопку, установленную на полу салона в ногах у водителя. Достигается увеличение эффективности защиты водителя от нападения. 3 ил.
Изобретение относится к области обеспечения безопасности при эксплуатации автотранспорта.
Известно устройство для фиксации пассажиров в кресле, содержащее дугу, охватывающую ветвями плечи пассажира, поперечный элемент, располагаемый над бедрами пассажира, а также снабженные регулируемыми упорами на спинке сиденья и ветвях дуги для исключения соударений лица пассажира с дугой /см., например, патент РФ на изобретение 2236273, кл. A63G 7/00, 21/00, 2002 [1]/.
Известно также устройство, удерживающее пассажира в кресле или сиденье с помощью специальных фиксирующих ремней со средствами крепления, а также крепежных лямок, выполненных в виде грудных и пояничных крепежных ремней, соединенных фиксирующим механизмом, и снабженное средством втягивания ремней в нерабочем состоянии /см. патент РФ на полезную модель 75358, кл. B60R 22/00, 2008 [2]/.
Недостатками известных устройств является то, что обеспечивая в некоторой степени защиту пассажиров от вибрационных и импульсных инерционных воздействий, они абсолютно не защищают водителя от нападения со стороны пассажиров. Особенно это относится к пассажиру, расположенному за спиной водителя вне поля его зрения и представляющему в данном плане максимальную опасность для водителя.
Наиболее близким устройством того же назначения к заявленному изобретению по совокупности существенных признаков является средство для защиты водителя от нападения, выполненное в виде экрана из твердого плоского листового материала, размещенного между потолком салона автомобиля и спинками сиденья водителя и соседнего переднего сиденья и снабженного средствами крепления к спинкам сидений /см. патент РФ на полезную модель 71602, кл. B60N 2/44, 2007 [3]/, и принятое за прототип.
Недостатками устройства-прототипа являются состояние дискомфорта, ограниченного пространства, чувства тревоги и т.п., сообщаемое пассажирам при их изоляции от водителя специальным экраном, решеткой и т.п., а главное – низкая эффективность защиты водителя. Последнее обусловлено тем, что пассажир при наличии агрессивных намерений и наличии не замаскированного средства защиты в виде экрана, решетки и т.п., продумывает другой вариант нападения на водителя: в момент высадки либо посадки, провоцируя водителя на остановку и т.п., что еще больше увеличивает опасность.
Целесообразным было бы создание скрытого в салоне автотранспортного средства от пассажиров устройства защиты водителя от нападения, легко и быстро приводимого в действие водителем непосредственно в момент нападения и обеспечивающего при этом как изоляцию водителя от нападающих /главным образом от пассажиров на задних сиденьях за спиной водителя/, так и мгновенное шоковое воздействие на нападающих: либо ударное, либо силовое захватывающее, либо электрическое, причем с нарастающей интенсивностью воздействия при продолжении агрессии.
Сущность изобретения заключается в создании электромеханического устройства защиты водителя, замаскированного от пассажиров, приводимого в действие водителем непосредственно в момент нападения и обеспечивающего как изоляцию водителя от пассажиров, так и одновременное ударное и электрическое воздействие на нападающих.
Технический результат – увеличение эффективности защиты водителя от нападения, повышение комфортности при проезде пассажиров в автотранспорте.
Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что в известном средстве защиты водителя от нападения, выполненном в виде экрана, размещенного между потолком салона автомобиля и спинками передних сидений по всей ширине салона и снабженного средствами креплений, особенность заключается в том, что экран выполнен из тонкого пружинного металла с поперечной горизонтальной гофрировкой пильчатой формы, то есть в виде гармошки, полностью сжатой в исходном состоянии, и размещен в данном состоянии в полости установленного на потолке над торцами спинок передних сидений декоративного прямоугольного выступа, при этом фиксация экрана в сжатом состоянии осуществлена с помощью подпружиненных сердечников электромагнитов, установленных на наружной поверхности выступа со стороны водителя, а на поверхности экрана, обращенной к задним сиденьям и торцам спинок передних сидений, нанесена /наклеена/ структура из гибкого оголенного по наружной поверхности провода, подключенного, как и обмотки возбуждения электромагнитов, к системе электропитания через специальную кнопку, установленную на полу салона в ногах у водителя.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 и фиг.2 схематично изображено предлагаемое устройство на виде сбоку с продольным разрезом: на фиг.1 – в исходном сложенном состоянии, на фиг.2 – в рабочем состоянии после срабатывания; на фиг.3 – вид А на фиг.2 /нижние края витков спирали на торце экрана развернуты на 90° в плоскость экрана и показаны пунктиром/.
Средство для защиты водителя 1 на переднем сиденье 2 от нападения /преимущественно со стороны пассажиров 3 на задних сиденьях 4, находящихся вне поля зрения водителя/ выполнено в виде экрана 5, размещенного между потолком 6 салона автомобиля и спинками 7 передних сидений 2 по всей ширине салона, и снабжено средствами крепления к потолку 6 /не показаны/, при этом экран b выполнен из тонкого пружинного металла, например, из углеродистых легированных сталей типа У9А-У12А, применяемых для изготовления упругих элементов машин и приборов, с поперечной горизонтальной гофрировкой пильчатой формы, то есть в виде гармошки, полностью сжатой в исходном, готовом к работе состоянии /см. фиг.1/, и размещен в данном состоянии в полости 8 установленного на потолке 6 салона над торцами спинок 7 передних сидений 2 декоративного прямоугольного выступа 9, при этом фиксация экрана 5 в полости 8 выступа 9 в сжатом состоянии осуществлена с помощью подпружиненных сердечников 10 электромагнитов 11, установленных на наружной поверхности выступа 9 со стороны водителя 1 /по одному электромагниту 11 с левой и правой сторон салона/, а на поверхности экрана 5, обращенной к задним сиденьям 4 и торцам спинок 7 передних сидений 2, нанесена /наклеена/ структура из гибкого, оголенного по наружной поверхности провода 12, подключенного, как и обмотка возбуждения электромагнитов 11, к системе электропитания автомобиля через специальную кнопку, установленную на полу салона в ногах у водителя 1. Указанная выше схема подключения подпружиненной кнопкой обмоток исполнительных элементов силового привода /и одновременного с ними проводной структуры 12/ достаточно хорошо известна и отработана, поэтому заявитель на электрической схеме подключения подробно не останавливается. Естественно, что величина электрического сигнала в проводниках 12 при их замыкании на источник питания подбирается из условия безопасности для жизни пассажиров 3, однако достаточной для интенсивного шокирующего воздействия при их касании оголенного провода 12. Следует указать, что нормы и уровень таких электрических сигналов для безопасного, но эффективного воздействия на человека достаточно подробно отработаны в защитных, ограждающих, охранных и т.п. устройствах в соответствующих областях техники. На фиг. 3 показана структура из гибкого провода 12, нанесенного в форме спирали, последовательно захватывающей как поверхность экрана 5, обращенную к задним сиденьям 4, так и нижнюю торцовую поверхность экрана 5. В качестве провода 12 может быть использована гибкая проволока без изоляции, при этом предварительно на поверхность экрана 5 с помощью специального эластичного клея наносится слой стеклоткани, а далее уже на нее таким же клеем приклеивается спираль из гибкой медной проволоки. Возможен вариант наклеивания прямо на экран гибкого медного провода с эмалевой изоляцией с последующей зачисткой изоляции /ее снятием/ по наружной поверхности спирали.
Работа предлагаемого устройства осуществляется следующим образом.
В исходном состоянии /см. фиг.1/ полностью сжатая гармошка экрана 5 зафиксирована в полости 8 прямоугольного выступа 9 на потолке 9 салона автомобиля. Данный выступ для постороннего взгляда представляет собой просто декоративный элемент интерьера салона, то есть средство защиты для пассажиров замаскировано. При необходимости для полной маскировки вход снизу в полость 8 по всей ширине салона может быть закрыт тонкой, легко выскакивающей пластиковой прокладкой. Подпружиненные сердечники 10 электромагнитов 11 удерживают экран 5 в сжатом состоянии. При попытке нападения пассажиров 3 сзади на водителя 1 последний нажимает ногой на кнопку, при этом обмотки возбуждения электромагнитов 11 подключаются к цепи питания, сердечники 10 скачком втягиваются внутрь катушек электромагнитов 11, и гармошка экрана 5 скачком под действием сил упругости распрямляется, то есть “выщелкивает” из полости 8, так, что нижний торец гармошки прижимается к верхним торцам спинок 7 передних сидений 2, изолируя,тем самым, водителя 1 от задних пассажиров 3. Одновременно с обмотками возбуждения электромагнитов 11 при нажатии кнопки к источнику питания подключается проводниковая структура 12, оголенная как со стороны задних пассажиров 3, так и с нижнего торца экрана 5. В случае, если нападению предшествуют, например, угрозы и т.п., такое срабатывание экрана 5 даст водителю 1 возможность выиграть время, покинуть автомобиль или сообщить о нападении, так как сам процесс разрушения стального экрана под током довольно затруднителен. В случае, если сразу произошло нападение на водителя 1, а именно попытка захвата водителя сзади, удушения и т.п., сопровождающееся, естественно, переносом каких-то частей тела задних пассажиров 3 через вертикальную плоскость, проходящую через торцы спинок 7 передних сидений 2, срабатывание экрана 5 приведет одновременно с ударом нападающего к поражению его током либо при контакте с нижним торцом экрана 5, либо его задней плоскостью. При этом, естественно, нападающий будет отброшен назад на сиденья 4, а далее ситуация развивается в соответствии с вышеописанной.
Предлагаемое средство защиты водителя от нападения характеризуется, по мнению заявителя, предельной простотой конструкции и эффективностью защиты, высокой надежностью. Оно абсолютно не ухудшает эстетику салона автомобиля, вписывается в его интерьер, не вызывает у пассажиров чувство дискомфорта из-за наличия решеток, экранов между водителем и пассажирами, замаскировано от пассажиров, за счет чего позволяет использовать эффект внезапности при предотвращении нападения.
Формула изобретения
Средство для защиты водителя от нападения, выполненное в виде экрана, размещенного между потолком салона автомобиля и спинками передних сидений по всей ширине салона и снабженного средствами креплений, отличающееся тем, что экран выполнен из тонкого пружинного металла с поперечной горизонтальной гофрировкой пильчатой формы, то есть в виде гармошки, полностью сжатой в исходном состоянии и размещенной в данном состоянии в полости установленного на потолке над торцами спинок передних сидений декоративного прямоугольного выступа, при этом фиксация экрана в сжатом состоянии осуществлена с помощью подпружиненных сердечников электромагнитов, установленных на наружной поверхности выступа со стороны водителя, а на поверхности экрана, обращенной к задним сиденьям и торцам спинок передних сидений, нанесена /наклеена/ структура из гибкого оголенного по наружной поверхности провода, подключенного, как и обмотки возбуждения электромагнитов, к системе электропитания через специальную кнопку, установленную на полу салона в ногах у водителя.
РИСУНКИ
|
|