Патент на изобретение №2397596

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2397596 (13) C1
(51) МПК

H02K31/02 (2006.01)
H02K21/36 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 28.09.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2009131771/09, 21.08.2009

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

21.08.2009

(46) Опубликовано: 20.08.2010

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
БЕРТИНОВ А.И. Специальные электрические машины. – М.: Энергия, 1982, с.310-318. SU 10544 А, 31.07.1929. SU 546066 А, 24.02.1977. SU 37169 А, 30.06.1934. SU 1328892 А1, 07.08.1987. RU 2074484 С1, 27.02.1997. RU 2037942 C1, 19.06.1995. DE 1613159 A1, 23.04.1970. CH 470795 A, 31.03.1969. FR 1524266 A, 10.05.1968. US 3293470 A, 20.12.1966. БЕРТИНОВА.И. и др. Униполярные электрические машины с жидкометаллическими токосъемами. – М.-Л.: Энергия, 1966.

Адрес для переписки:

428009, Чувашская Республика, г.Чебоксары, ул. Лебедева, 25, кв.25, М.Ф. Ефимову

(72) Автор(ы):

Ефимов Михаил Федорович (RU),
Столяров Николай Аркадьевич (RU),
Захаров Валерий Григорьевич (RU),
Пичугин Юрий Петрович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Ефимов Михаил Федорович (RU),
Столяров Николай Аркадьевич (RU)

(54) УНИПОЛЯРНАЯ МАШИНА ПОСТОЯННОГО ТОКА С ГУСЕНИЧНЫМ ТОКОСЪЕМОМ

(57) Реферат:

Изобретение относится к области электрических машин, в частности к униполярным машинам (УМ) постоянного тока. Наиболее близким аналогом предложенной машины по физической и технической сущности является униполярная машина (УМ) постоянного тока с дисковым ротором. Наличие у названной машины минимум двух скользящих контактов на один диск снижает не только ее электромеханические характеристики, но и сужает область применения, так как нельзя получить на ее электрическом выводе относительно и необходимое большое напряжение. Кроме того, имеющее место между неподвижными электрическими щеточными контактами и подвижными частями якоря машины трения скольжения ведет к искрению на местах их соприкосновения и соответственно к повышению там переходных электрических сопротивлений и преждевременному износу машины. Преодоление недостатков щеточно-скользящих контактов возможно с помощью токосъема на основе электропроводящей жидкости. Однако создавать надежно герметизированные конструкции аппаратов жидкостного, особенно периферийного кольцевого, токосъемов, не допускающих утечки инертного газа и паров электропроводящей жидкости, достаточно трудоемко и дорого. Кроме того, в режимах пуска и торможения УМ, а также при относительно высоких скоростях на жидкостный слой в кольцевом канале действуют центробежные и гравитационные, магнитные и электромагнитные силы, а также силы трения, которые отрицательно влияют на ее работу. Техническим результатом заявленного изобретения являются улучшения электромеханических характеристик, повышение надежности в работе, увеличение износостойкости, повышение в несколько раз рабочего напряжения и расширение области ее применения. Технический результат достигается тем, что в предложенной конструкции УМ отсутствуют как скользящие механоэлектрические, так и жидкостные электрические контакты. В качестве таких контактов в предложенной УМ служат электропроводящие ремни, которыми опоясаны, как правило, два электропроводящих диска якоря, вращающиеся в одном направлении относительно постоянных магнитных полей между магнитными полюсами противоположной полярности, силовые линии которых направлены в противоположные стороны. Этому способствует и то, что поверхности периметров первого и последнего электропроводящих гусеничных дисков якоря машины связаны с ее электрическим выводом через электропроводящие гусеницы и два неподвижных обода. УМ с гусеничным ротором может работать и в генераторном, и в двигательном режимах. В генераторном режиме при вращении электропроводящих гусеничных и ременных дисков от постороннего двигателя в их секторах в радиальном направлении или к их центрам, или от центров, в зависимости от того, в каком направлении они вращаются, в каком направлении их пересекают магнитные силовые линии статора, возникают ЭДС в силу закона электромагнитной индукции, которые, суммируясь на клеммах электрического вывода, дают результирующее напряжение = U. В двигательном режиме при подаче на электрический вывод УМ постоянного напряжения = U от постороннего источника по секторам электропроводящих дисков и ее якоря потекут постоянные токи в радиальном направлении, которые взаимодействуют с магнитными полями постоянных магнитов статора, что заставит их вращаться в одинаковом направлении синхронно. 2 ил.

Изобретение относится к области электрических машин, в частности к машинам постоянного тока. Наиболее близким аналогом предложенной машины по физической и технической сущности является униполярная машина (УМ) постоянного тока с дисковым ротором.

Наличие у названной машины минимум двух скользящих контактов на один диск снижает не только ее электромеханические характеристики, но и сужает область применения, так как нельзя получить на ее электрическом выводе относительно и необходимое большое напряжение. Кроме того, имеющее место между неподвижными электрическими щеточными контактами и подвижными частями якоря машины трение скольжения ведет к искрению на местах их соприкосновения и соответственно к повышению там переходных электрических сопротивлений и преждевременному износу машины.

Преодоление недостатков щеточно-скользящих контактов возможно с помощью токосъема на основе электропроводящей жидкости. Однако создавать надежно герметизированные конструкции аппаратов жидкостного, особенно периферийного кольцевого, токосъемов, не допускающих утечки инертного газа и паров электропроводящей жидкости, достаточно трудоемко и дорого. Кроме того, в режимах пуска и торможения УМ, а также при относительно высоких скоростях на жидкостный слой в кольцевом канале действуют центробежные и гравитационные, магнитные и электромагнитные силы, а также силы трения, которые отрицательно влияют на ее работу.

Техническим результатом заявленного изобретения являются улучшения электромеханических характеристик, повышение надежности в работе, увеличение износостойкости, повышение в несколько раз рабочего напряжения и расширение области ее применения.

Технический результат достигается, тем, что в предложенной конструкции УМ отсутствуют как скользящие механоэлектрические, так и жидкостные электрические контакты. В качестве таких контактов в предложенной УМ служат электропроводящие ремни, которыми опоясаны, как правило, два электропроводящих диска якоря, вращающиеся в одном направлении относительно постоянных магнитных полей между магнитными полюсами противоположной полярности, силовые линии которых направлены в противоположные стороны.

Кроме того, поверхности периметров двух выходных электропроводящих гусеничных дисков якоря машины связаны с ее электрическим выводом через электропроводящие гусеницы и два неподвижных обода.

Предложенная униполярная машина постоянного тока с гусеничным токосъемом, выполненная в виде четырех униполярных машин с общим статором и электрически последовательно соединенными дисками, отличающаяся тем, что в качестве ее статора служат две крайние и один центральный общие неподвижные постоянные магниты с круглыми, имеющими в центрах отверстия для свободного прохождения двух параллельных, состоящих из диэлектрических и электропроводящей частей осей вращения, отодвинутыми друг от друга полюсами противоположной полярности, между которыми и на упомянутых осях установлены электрически последовательно соединенные электропроводящими частями последних и таким же ремнем, служащие в качестве ее ротора две пары ременных и гусеничных дисков, один из последней которых присоединен через движущиеся по поверхности его периметра электропроводящие гусеницы и неподвижный обод к положительной клемме ее электрического вывода, а другой, в таком же порядке – к отрицательному.

На фигурах 1 и 2 показаны соответственно поперечный и продольный разрезы предложенной УМ. На них приняты следующие обозначения: 1 – электропроводящая гусеница; 2 – электропроводящий обод; 3 – гусеничный диск; 4 – электропроводящий ремень; 5 – ременный диск; 6, 6′ – соответственно электропроводящая и диэлектрическая части оси вращения; 7 – крайний постоянный магнит статора; 8 – центральный постоянный магнит статора.

Предложенная УМ постоянного тока с гусеничным токосъемом работает следующим образом.

1. Генераторный режим. При вращении гусеничных и ременных дисков 3 и 5 соответственно против часовой стрелки с угловой скоростью от постороннего двигателя в их секторах в силу явления электромагнитной индукции возникнут электродвижущие силы (ЭДС) по направлению радиусов, как это показано на фигурах. Это связано с тем, что они при этом вращаются в постоянных магнитных полях статора. ЭДС, возникшие в каждом диске, суммируясь на электрическом выводе, создадут постоянное напряжение = U. Если при этом к этому выводу присоединить определенную электрическую нагрузку, по якорной цепи УМ потечет ток якоря iя по направлению, показанному на фигурах.

2. Двигательный режим. При подключении якорной цепи УМ к источнику постоянного напряжения = U ток якоря iя потечет от положительной клеммы электрического ее вывода через электропроводящие первый неподвижный обод 2, гусеницы 1, первый гусеничный диск 3, электропроводящую часть 6 одной оси вращения ротора, первый ременный диск 5, электропроводящий ремень 4, другой ременный диск 5, электропроводящую часть 6 другой оси вращения, другой гусеничный диск 3, гусеницы 1 и другой неподвижный обод 2 к отрицательной клемме. То есть ток якоря потечет против направления, показанного на фигурах, в режиме генератора. Токи якоря, текущие по всем секторам всех электропроводящих дисков, будут при этом взаимодействовать с магнитными полями созданными круглыми полюсами крайних 7 и центрального 8 постоянных магнитов статора, что приводит к возникновению пондеромоторных сил, действующих на все названных четыре диска ротора УМ. В итоге все диски будут вращаться по направлению против часовой стрелки в соответствии с правилом левой руки с угловой скоростью .

Источники информации

1. Бертинов А.И. и др. Униполярные Эл. машины с жидкометаллическими токосъемами. – М.-Л.: Энергия, 1966.

2. Бертинов А.И. Специальные электрические машины. – М.: Энергия, 1982.

3. Иродов И.А. Электромагнетизм. – М.: Бином, 2003.

4. Калашников С.Г. Электричество. – М.: Наука, 1985.

5. Копылов И.П. Электрические машины. – М.: Энергоатомиздат, 1986.

6. Ландсберг Г.С. Эл. учебник физики; Т.1, Механика. – М.: Наука, 1968.

7. Матвеев А.Н. Механика и теория относительности. – М.: ВШ, 1986.

Формула изобретения

Униполярная машина постоянного тока с гусеничным токосъемом, выполненная в виде четырех униполярных машин с общим статором и электрически последовательно соединенными дисками, отличающаяся тем, что в качестве ее статора служат два крайние и один центральный общие неподвижные постоянные магниты с круглыми, имеющими в центрах отверстия для свободного прохождения двух параллельных, состоящих из диэлектрических и электропроводящей частей осей вращения, отодвинутыми друг от друга полюсами противоположной полярности, между которыми и на упомянутых осях установлены электрически последовательно соединенные электропроводящими частями последних и таким же ремнем, служащие в качестве ее ротора, две пары ременных и гусеничных дисков, один из последней которых соединен через движущиеся по поверхности его периметра электропроводящие гусеницы и неподвижный обод к положительной клемме ее электрического вывода, а другой, в таком же порядке – к отрицательной.

РИСУНКИ

Categories: BD_2397000-2397999