Патент на изобретение №2396678

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2396678 (13) C1
(51) МПК

H02K31/04 (2006.01)
H02K21/36 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 17.09.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2009116350/09, 28.04.2009

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

28.04.2009

(46) Опубликовано: 10.08.2010

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
БЕРТИНОВ А.И. Специальные электрические машины. – М.: Энергия, 1982, с.310-318. RU 2074485 C1, 27.02.1997. SU 527805 А, 20.05.1977. SU 936256 А, 15.06.1982. SU 864450 А, 15.09.1981. RU 2187191 С2, 10.08.2002. US 3185877 А, 25.05.1995. US 4024422 А, 17.05.1977. FR 2115310 A5, 07.07.1972. БУТ А.Д. Бесконтактные электрические машины. – М.: Высшаяшкола, 1990. БЕРТИНОВ А.И. и др. Униполярные электрические машины с жидкометаллическими токосъемами. – М.-Л.: Энергия, 1966.

Адрес для переписки:

428009, г.Чебоксары, ул. Лебедева, 25, кв.25, М.Ф. Ефимову

(72) Автор(ы):

Ефимов Михаил Федорович (RU),
Пичугин Юрий Петрович (RU),
Захаров Валерий Григорьевич (RU),
Столяров Николай Аркадьевич (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Ефимов Михаил Федорович (RU),
Столяров Николай Аркадьевич (RU)

(54) УНИПОЛЯРНАЯ МАШИНА С ЦИЛИНДРИЧЕСКИМ РОТОРОМ БЕЗ СКОЛЬЗЯЩИХ КОНТАКТОВ

(57) Реферат:

Изобретение относится к области электрических машин, в частности к униполярным машинам (УМ). Наиболее близко по конструкции предложенная машина подходит к униполярным машинам постоянного тока с цилиндрическим ротором. Названная УМ постоянного тока имеет ряд недостатков, в том числе ненадежный щеточно-контактный узел и низкое рабочее напряжение, что соответственно сужает область ее применения. Технический результат предложенного изобретения – это повышенная надежность, износостойкость, более высокое напряжение и расширение области применения, которые, прежде всего, связаны с отсутствием в узле токосъема искрения. Технический результат предложенной УМ постоянного тока достигается тем, что в ее конструкции отсутствуют скользящие щеточные контакты и кольцевые периферийные жидкостные токосъемы, которые характеризуются тем, что ведут к ухудшению износостойкости и надежности УМ, связанные с большим коэффициентом трения и сложностью ее конструкции. В качестве периферийного и кольцевого узла токосъема в данном случае служат электропроводящие ременные передачи, которые относительно легко позволяют соединить последовательно активные части нескольких якорных обмоток цилиндрических роторов для существенного повышения рабочего напряжения. Это связано с тем, что между соприкасающимися движущимися электропроводящими частями, то есть поверхностями контактных колец и ремней, отсутствует скольжение. Независимо от числа активных частей обмоток якорей и к внешнему источнику постоянного напряжения их можно включить через два осевые жидкостные токосъемы, которые не имеют тех недостатков, которые бывают у кольцевых жидкостных узлов токосъема. 2 ил.

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам постоянного тока. Наиболее близким аналогом предложенной машины является униполярная машина постоянного тока с цилиндрическим ротором со скользящими щеточными электрическими контактами или жидкометаллическими токосъемами. Но наличие у названной униполярной машины (УМ), как минимум, двух скользящих контактов на один виток якорной обмотки не только усложняет ее конструкцию, ухудшает электромеханические характеристики, но и снижает надежность в работе и существенно сужает область ее применения. Трение скольжения между неподвижными щетками и подвижными кольцами ведет к их ускоренному износу, к повышенному искрению в точках их соприкосновения и соответственно – к существенному повышению переходного электрического сопротивления. Это происходит из-за высокого коэффициента трения скольжения по сравнению с коэффициентом трения качения (примерно в 100 раз).

Преодоление недостатков щеточно-скользящих контактов возможно с помощью токосъема на основе электропроводящей жидкости. Однако создание надежно герметизированных конструкций аппаратов жидкостного периферийного кольцевого токосъема, не допускающих утечки инертного газа и паров электропроводящей жидкости, достаточно трудоемко и дорого. Кроме того, в режимах пуска и торможения УМ, а также при относительно высоких скоростях на жидкостной слой в кольцевом канале действуют центробежные и гравитационные, магнитные и электромагнитные силы, а также силы трения, которые отрицательно влияют на ее работу.

Техническим результатом заявленного изобретения являются улучшение электромеханических характеристик, повышение надежности в работе, увеличение износостойкости, упрощение конструкции, повышение в несколько раз рабочего напряжения и расширение области ее применения.

Технический результат достигается тем, что в предложенной конструкции УМ отсутствуют скользящие щеточные контакты. Отсутствуют также периферийные кольцевые жидкостные токосъемы. В качестве таких аппаратов токовых контактов служит электропроводящие ременные передачи, у которых отсутствуют скольжения в местах соприкосновения их с активными частями обмоток якоря. Кроме того, они позволяют достаточно просто включать в цепь якорной обмотки как параллельно, так и последовательно столько ее активных частей, сколько это необходимо, или какая величина рабочего напряжения требуется для внешней цепи якоря.

Предложенная униполярная машина с цилиндрическим ротором без скользящих контактов, содержащая два неподвижных статора и подвижные два якоря, разделенные воздушными зазорами, выполнена в виде двух униполярных машин постоянного тока с цилиндрическими роторами и скользящими щеточными контактами, отличающаяся тем, что ее статоры состоят из полых цилиндрически постоянных магнитов с обращенными к якорям парами полюсов противоположной полярности, а якоря состоят из целых цилиндрических магнитопроводов с электропроводящими поверхностями, являющимися активными частями их обмоток, смежные концы которых соединены электропроводящими ременными передачами, а середины каждой в таком же порядке соединены с отдельными электропроводящими шкивами, оси которых погружены в металлические емкости с электропроводящей жидкостью, одна из которых соединена с положительной клеммой внешней цепи, а другая – с отрицательной.

На фиг.1 и 2 показаны соответственно продольные и поперечные разрезы предложенной УМ. На них приняты следующие обозначения:

1 – электропроводящий ремень

2 – цилиндрический ротор

3 – полый цилиндрический постоянный магнит (статор)

4 – электропроводящая емкость

5 – электропроводящая жидкость

6 – электропроводящий шкив

7 – электропроводящая ось

8 – активная часть обмотки якоря.

Как видно из фигур, для подключения обмотки якоря к источнику постоянного напряжения независимо от количества электропроводящих цилиндров достаточно двух осевых жидкостных токосъемов, у которых отсутствуют недостатки, имеющиеся у периферийных кольцевых жидкостных токосъемов. При необходимости последние можно заменить катящимися электропроводящими роликовыми контактами, у которых трение качения на несколько порядков меньше трения скольжения. На фиг.2 также видно, что электропроводящие ремни плотно прилегают к электропроводящим поверхностям роторов УМ наполовину, что способствует постоянному образованию хорошего электрического контакта между ними, так как в это время точки их соприкосновения не двигаются относительно друг друга.

Предложенная УМ с цилиндрическим ротором без скользящих контактов и с электропроводящими ремнями может работать как в двигательном, так и в генераторном режимах.

В генераторном режиме предложенная УМ работает следующим образом. При вращении по часовой стрелке с угловой скоростью цилиндрические роторы 2, в активных частях 8 обмоток якорей, находящиеся в магнитных полях под соответствующими магнитными полюсами статора 3, в силу явления электромагнитной индукции наводятся электродвижущие силы (ЭДС), соответствующими правилу правой руки направлениями, которые, суммируясь на электрических выводах УМ, создадут результирующее постоянное напряжение =U. Если при этом к этим выводам подключить некоторую нагрузку, то по обмоткам якорей потечет от одной клеммы электрического вывода УМ к другой постоянный ток i через активные части 8 обмотки якоря, электропроводящие ремни 1, шкивы 6 и их оси 7 по направлению, указанному на фиг.1 и 2.

В двигательном режиме предложенная УМ работает следующим образом. При подключении электрических выводов УМ к источнику постоянного напряжения =U, ток якоря i потечет от положительной клеммы источника постоянного напряжения к электропроводящей емкости 4 с такой же жидкостью 5 и через электропроводящие ось 7, шкив 6 и ремень 1 потечет начиная с середины цилиндрического ротора по активным частям обмотки якоря 8 к обоим концам цилиндрического ротора 2, как это показано на фиг.1. Далее токи якоря потекут через электропроводящие ремни 1 к обоим концам другого цилиндрического ротора 2 и по активным частям обмотки якоря 8 устремятся к его середине, где суммарный ток через следующий электропроводящие ремень 1, шкив 6, его ось 7 и емкость 4 с жидкостью 5 потечет к отрицательной клемме источника постоянного напряжения. Вследствие взаимодействия токов якоря протекающие через активные части обмотки якоря 8 с магнитными полями цилиндрических постоянных магнитов статоров 3 в соответствии правилу левой руки возникают механические моменты, действующие на цилиндрические роторы 2 и приводящие их во вращение с угловыми скоростями – .

Источники информации

1. Бертинов А.И. и др. Униполярные Эл. Машины с жидкометаллическим токосъемами. – М. Л.: Энергия, 1966.

2. Д.А.Бут. Бесконтактные электрические машины. – М.: ВШ – 1990.

3. Бертинов А.И. Специальные электрические машины. – М.: Энергия, 1982.

4. Калашников С.Г. Электричество. – М.: Наука. 1985.

5. Копылов И.П. Электрические машины. – М.: Энергоиздат – 1986.

6. Костенко М.П. Электрические машины. – М.: Энергия – 1964.

7. Ландсберг Г.С. Эл. Учебник физики, т.1. Механика – М.: Наука – 1968.

8. Матвеев А.Н. Механика и теория относительности – М.: ВШ – 1986.

9. Токарев Б.Ф. Электрические машины. – М.: Энергоиздат – 1990.

Формула изобретения

Униполярная машина с цилиндрическим ротором без скользящих контактов, содержащая два неподвижных статора и подвижные два якоря, разделенные воздушными зазорами, выполненная в виде двух униполярных машин постоянного тока с цилиндрическими роторами и скользящими щеточными контактами, отличающаяся тем, что ее статоры состоят из полых цилиндрически постоянных магнитов с обращенными к якорям парами полюсов противоположной полярности, а якоря состоят из целых цилиндрических магнитопроводов с электропроводящими поверхностями, являющимися активными частями их обмоток, смежные концы которых соединены электропроводящими ременными передачами, а середины каждой в таком же порядке соединены с отдельными электропроводящими шкивами, оси которых погружены в металлические емкости с электропроводящей жидкостью, одна из которых соединена с положительной клеммой внешней цепи, а другая – с отрицательной.

РИСУНКИ

Categories: BD_2396000-2396999