Патент на изобретение №2396176
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
(57) Реферат:
Изобретение относится к технике защиты транспортных средств (ТС) от угона и контроля за их использованием. На ТС устанавливают контрольное устройство (КУ), содержащее спутниковый навигационный приемник, блок беспроводного приема и передачи данных, информационное табло и прорези для установки ЧИП-карт. В КУ записывают информацию о ТС и его владельце (частной фирме-владельце или индивидуальном владельце), содержащуюся в страховом полисе, оформленном на это ТС. Если ТС принадлежит индивидуальному владельцу, то в КУ вводят также данные о других водителях, имеющиеся в страховом полисе. Посредством КУ сравнивают данные о водителе, записанные на его индивидуальной ЧИП-карте, вставленной в прорезь КУ, с данными, введенными из страхового полиса. При их совпадении вырабатывают разрешающий сигнал на запуск двигателя, в противном случае с помощью блока беспроводного приема и передачи данных передают сообщение владельцу ТС или контролирующему органу о попытке несанкционированного доступа к данному ТС. Если же ТС принадлежит фирме-владельцу, то последней на свою ЧИП-карту предварительно записывают данные о водителях, которым она доверяет управление этим ТС. Тогда посредством КУ сначала сравнивают данные этой фирмы-владельца с данными, введенными из страхового полиса, а затем, при их совпадении, сравнивают данные, записанные на индивидуальной ЧИП-карте водителя, с данными о водителях, введенными ранее в КУ с ЧИП-карты фирмы-владельца. Только при их совпадении посредством КУ вырабатывают разрешающий сигнал на запуск двигателя, в противном случае запуск двигателя не производят, а на информационное табло КУ выдают сообщение об этом несовпадении. Изобретение позволит повысить защищенность ТС от несанкционированного использования. 1 з.п. ф-лы.
Изобретение относится к противоугонным системам и системам контроля за использованием транспортных средств. Известен способ защиты от несанкционированного запуска двигателя транспортного средства, реализованный с помощью цифрового тахографа [1], установленного на грузопассажирском транспортном средстве, включающий приобретение ЧИП-карт для водителей и для владельца транспортного средства, оснащенного цифровым тахографом, установку в один из его слотов (прорезей) ЧИП-карты водителя, на магнитном слое которой записаны его имя и фамилия, тип и регистрационный номер транспортного средства, номер ЧИП-карты, наименование организации, выдавшей ЧИП-карту, и другие необходимые данные, которые считываются в память цифрового тахографа. Наличие у водителя такой ЧИП-карты свидетельствует о том, что он имеет право на управление любым транспортным средством, принадлежащим данной организации. После установки этой ЧИП-карты в прорезь цифрового тахографа осуществляют разблокирование двигателя транспортного средства и его запуск, движение транспортного средства, во время которого ЧИП-карта надежно фиксируется в прорези и может быть извлечена только после выключения двигателя, определение цифровым тахографом скорости, пути и времени его движения, определение факта и времени нарушения им режима труда и отдыха водителя и скоростного режима. Цифровой тахограф производит запись в свою память и на ЧИП-карту текущей скорости движения транспортного средства, а также времени его движения и стоянок, т.е. режима труда и отдыха водителя. Контроль параметров движения транспортного средства осуществляет инспектор (сотрудник) дорожной полиции, для чего он устанавливает свою ЧИП-карту в прорезь цифрового тахографа и инициирует печать результатов движения транспортного средства. На распечатке при этом указываются регистрационный номер транспортного средства, данные о водителе и фирме-владельце транспортного средства, параметры его движения, в том числе скорость и режим труда и отдыха данного водителя. По распечатке инспектор дорожной полиции выявляет наличие нарушений в движении транспортного средства и работе водителя. Недостатки данного способа заключаются в том, что, во-первых, любой человек, имеющий ЧИП-карту данной организации, может воспользоваться транспортным средством, принадлежащим этой организации, во-вторых, отсутствует возможность определения местоположения транспортного средства, а определение времени, пути и скорости осуществляется с недостаточной точностью, в-третьих, отсутствует возможность дистанционного беспроводного приема и передачи данных и, в-четвертых, необходимы дополнительные финансовые затраты на приобретение ЧИП-карт для водителей и владельца транспортного средства. Известен способ охраны и защиты от угона транспортного средства, реализованный с помощью телематической системы для транспортного средства [2]. Он включает запись в возимую часть системы данных о транспортном средстве и водителе, дистанционную бесконтактную (электромагнитную) идентификацию пользователя путем сравнения данных, записанных в возимой части системы, с данными, записанными на транспондерной карточке (носимой части системы), запись контролируемых параметров отклонений от штатных режимов (в том числе параметров движения и режима труда и отдыха водителя) в память транспондерной карточки, определение координат транспортного средства с помощью спутникового навигационного приемника, дистанционный беспроводной прием и передача необходимых сообщений. К недостаткам этого способа можно отнести: – низкую надежность охраны транспортного средства от угона, обусловленную использованием дистанционной (электромагнитной) системы считывания информации с транспондерной карточки, которая легко может быть идентифицирована профессиональным угонщиком, – необходимость изготовления и приобретения специальной транспондерной карточки для пользователя, – свободный доступ к транспортному средству лица, владеющего транспондерной карточкой. Настоящее изобретение призвано устранить указанные недостатки. Задачами предлагаемого способа являются: – повышение защищенности транспортного средства от несанкционированного доступа к нему, – упрощение системы защиты от угона и прочих видов несанкционированного доступа к транспортному средству, – снижение эксплуатационных затрат автопарка и индивидуального водителя за счет исключения необходимости приобретения специальных транспондерных карточек. Сущность предложенного способа заключается в том, что в известный способ, реализованный в прототипе, включающий установку на транспортное средство контрольного устройства, содержащего, кроме всего прочего, спутниковый навигационный приемник, блок беспроводного приема и передачи данных, информационное табло, прорези для установки ЧИП-карт, ввод в контрольное устройство данных о транспортном средстве и параметров ограничений в его передвижении, установку в одну из прорезей контрольного устройства ЧИП-карты фирмы-владельца транспортного средства, а в другую – индивидуальной ЧИП-карты водителя, разблокирование двигателя транспортного средства и его запуск, движение транспортного средства, во время которого ЧИП-карта надежно фиксируется в прорези и может быть извлечена только после выключения двигателя, определение контрольным устройством координат, пути, скорости и времени его движения, установление факта, места и времени нарушения водителем скоростного режима и режима труда и отдыха, формирование сообщения об этом нарушении и передача его контролирующему органу с помощью блока беспроводного приема и передачи данных, дополнительно введены операции записи в контрольное устройство, например, с помощью блока беспроводного приема и передачи данных или путем непосредственного подключения к USB-порту информации о транспортном средстве и его владельце (частной фирме-владельце или индивидуальном владельце), содержащейся в страховом полисе, оформленном на это транспортное средство, например в полисе добровольного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), причем если оно принадлежит индивидуальному владельцу, то в контрольное устройство вводят также данные о других водителях, имеющиеся в страховом полисе, сравнения в контрольном устройстве данных о водителе, записанных на его индивидуальной ЧИП-карте и вставленной в прорезь цифрового тахографа, с данными, введенными из страхового полиса, выработки при их совпадении разрешающего сигнала на запуск двигателя, в противном случае передачи сообщения владельцу транспортного средства и/или контролирующему органу о попытке несанкционированного доступа к данному транспортному средству, предварительной записи на ЧИП-карту фирмы-владельца данных о водителях, которым она доверяет управление этим транспортным средством, сравнения в контрольном устройстве данных об этой фирмы-владельце с информацией, введенной из страхового полиса, а затем, при их совпадении, сравнения данных, представленных на индивидуальной ЧИП-карте водителя, с данными о водителях, введенными ранее в контрольное устройство с ЧИП-карты фирмы-владельца, и выработки при их совпадении контрольным устройством разрешающего сигнала на запуск двигателя, в противном случае разрешающий сигнал не вырабатывается и запуск двигателя не производится, а на информационное табло контрольного устройства выдается сообщение об этом несовпадении. В качестве же индивидуальной ЧИП-карты водителя можно использовать его водительское удостоверение (права), имеющее форму и размер ЧИП-карты, на котором дополнительно размещают энергонезависимую “память”, например, в виде магнитного слоя или электронного ЧИПа, расположенного в том же месте, что и на индивидуальной ЧИП-карте водителя, а все данные о нем, имеющиеся на водительском удостоверении, записывают в таком же формате и структуре, как и на индивидуальной ЧИП-карте водителя. Запись в контрольное устройство данных из страхового полиса осуществляет страховая компания либо по каналу беспроводной связи, либо непосредственно через USB-порт сама или через контролирующий орган (пункт контроля). При этом в контрольное устройство транспортного средства записывают данные (название, контактные телефоны и т.п.) о страховой компании. Реализация предложенного способа позволит повысить защищенность транспортного средства от несанкционированного его использования (угона) и в то же время упростить систему доступа к нему за счет записи в контрольное устройство данных, имеющихся в страховом полисе, а также применения и непосредственной установки в прорезь контрольного устройства, вместо индивидуальной ЧИП-карты водителя водительского удостоверения (прав), с размещенной на них энергонезависимой “памятью”, например, в виде магнитного слоя или электронного ЧИПа, расположенного в том же месте, что и на индивидуальной ЧИП-карте водителя, а все данные о нем записывают в таком же объеме, формате и структуре, как и на индивидуальной ЧИП-карте водителя. К данным о водителе относится вся та информация на русском и английском языках, которая имеется на водительском удостоверении: его фамилия, имя и отчество, номер, дата и место рождения, место жительства, категории транспортных средств, к управлению которыми допущен этот водитель, и другая необходимая информиция. Причем наличие категории транспортных средств, к управлению которыми допущен данный водитель, является еще одной возможностью контроля доступа данного водителя к этому транспортному средству. Использование такого водительского удостоверения позволит автопарку и индивидуальным владельцам транспортных средств снизить эксплуатационные затраты, связанные с приобретением специальных транспондерных карточек (ЧИП-карт водителя). Данный способ может быть реализован, например, с помощью известной телематической системы [2], в состав которой, кроме всего прочего, входят цифровой тахограф с информационным табло и прорезями для установки ЧИП-карт водителя (водительского удостоверения), а также ЧИП-карты фирмы-владельца этим транспортным средством или ЧИП-карты инспектора, спутниковый навигационный приемник и блок беспроводного приема и передачи данных, а можно создать специальное более простое контрольное устройство. Предварительно должен быть решен вопрос с размещением на водительском удостоверении энергонезависимой “памяти”, например, в виде магнитного слоя или электронного ЧИПа и записи в нее данных о водителе, как это сделано на ЧИП-картах, используемых в существующих цифровых тахографах. Источники информации 1. «Новый цифровой тахограф», журнал «Дальнобойщик», 2003 г., 7. 2. Бондарик А.Н., Герасимчук А.Н., Ефимцев А.А., Харченко Г.А. Патент RU 2207262 на изобретение “Телематическая система для транспортного средства”.
Формула изобретения
1. Способ предотвращения несанкционированного использования транспортного средства, включающий установку на транспортное средство контрольного устройства, содержащего спутниковый навигационный приемник, блок беспроводного приема и передачи данных, информационное табло и прорези для установки ЧИП-карт, ввод в контрольное устройство данных о водителе и о транспортном средстве и параметров ограничений в его передвижении, установку в одну из прорезей контрольного устройства ЧИП-карты фирмы-владельца транспортного средства, а в другую – индивидуальной ЧИП-карты водителя, разблокирование двигателя транспортного средства и его запуск, движение транспортного средства, во время которого ЧИП-карта надежно фиксируется в прорези и может быть извлечена только после выключения двигателя, определение контрольным устройством координат пути, скорости и времени движения транспортного средства, установление факта, места и времени нарушения водителем скоростного режима и режима труда и отдыха, формирование сообщения об этом нарушении и передача его контролирующему органу с помощью блока беспроводного приема и передачи данных, отличающийся тем, что в контрольное устройство записывают информацию о транспортном средстве и его владельце (частной фирме-владельце или индивидуальном владельце), содержащуюся в страховом полисе, оформленном на это транспортное средство, причем если оно принадлежит индивидуальному владельцу, то в контрольное устройство вводят также данные о других водителях, имеющиеся в страховом полисе, контрольным устройством сравнивают данные о водителе, записанные на его индивидуальной ЧИП-карте, вставленной в прорезь контрольного устройства, с данными, введенными из страхового полиса, и при их совпадении вырабатывают разрешающий сигнал на запуск двигателя, в противном случае с помощью блока беспроводного приема и передачи данных передают сообщение владельцу транспортного средства или контролирующему органу о попытке несанкционированного доступа к данному транспортному средству, если же транспортное средство принадлежит фирме-владельцу, то на ЧИП-карту фирмы-владельца предварительно записывают данные о водителях, которым она доверяет управление этим транспортным средством, и тогда контрольным устройством сначала сравнивают данные этой фирмы-владельца с данными, введенными из страхового полиса, а затем, при их совпадении, сравнивают данные, записанные на индивидуальной ЧИП-карте водителя, с данными о водителях, введенными ранее в контрольное устройство с ЧИП-карты фирмы-владельца, и только при их совпадении контрольным устройством вырабатывают разрешающий сигнал на запуск двигателя, в противном случае запуск двигателя не производят, а на информационное табло контрольного устройства выдают сообщение об этом несовпадении. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве индивидуальной ЧИП-карты водителя используют его водительское удостоверение, имеющее форму и размер ЧИП-карты, на которой дополнительно размещают энергонезависимую “память”, например, в виде магнитного слоя, который располагают в том же месте, что и на индивидуальной ЧИП-карте водителя, а все данные о нем, имеющиеся в водительском удостоверении, записывают в таком же объеме, формате и структуре, как и на индивидуальной ЧИП-карте водителя.
|
||||||||||||||||||||||||||