Патент на изобретение №2395888

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2395888 (13) C1
(51) МПК

H02K31/04 (2006.01)
H02K21/36 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 18.08.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2009112681/09, 06.04.2009

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

06.04.2009

(46) Опубликовано: 27.07.2010

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
БЕРТИНОВ А.И. Специальные электрические машины. – М.: Энергия, 1982, с.310-318. RU 2074485 C1, 27.02.1997. RU 2282930 C2, 14.12.2004. SU 1251244 A1, 15.08.1986. RU 2096899 С1, 20.11.1997. US 3699370 А, 17.10.1972. GB 1266621 А, 15.03.1972. US 4208600 А, 17.06.1980. FR 2241151 A1, 14.03.1975. US 3585398 A, 15.06.1971. БЕРТИНОВ А.И. и др. Униполярные электрические машины с жидкометаллическими токосъемами. – М.-Л.: Энергия, 1966.

Адрес для переписки:

428009, г.Чебоксары, ул. Лебедева, 25, кв.25, М.Ф. Ефимову

(72) Автор(ы):

Ефимов Михаил Федорович (RU),
Пичугин Юрий Петрович (RU),
Столяров Николай Аркадьевич (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Ефимов Михаил Федорович (RU),
Столяров Николай Аркадьевич (RU)

(54) УНИПОЛЯРНАЯ МАШИНА ПОСТОЯННОГО ТОКА С ЭЛЕКТРОПРОВОДЯЩИМИ РЕМНЯМИ

(57) Реферат:

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам постоянного тока. Прототипом изобретенной УМ является обычная униполярная машина постоянного тока с дисковым ротором. Названная униполярная машина постоянного тока имеет ряд недостатков, в том числе наличие в ее конструкции щеточных скользящих контактов и относительно низкое рабочее напряжение. Техническим результатом заявленного изобретения являются улучшение электромеханических характеристик, повышение надежности в работе, увеличение износостойкости, упрощение конструкции, повышение в несколько раз рабочего напряжения и расширение области ее применения. Технический результат достигается тем, что в предложенной конструкции УМ отсутствуют как скользящие механоэлектрические, так и периферийные жидкостные электрические контакты. В качестве периферийных электрических контактов в предложенной УМ служат электропроводящие ремни, опоясывающие по два диска якоря, вращающихся в одном направлении в своих магнитных полях. Через названные ремни электропроводящие части осей вращения последовательно включены в обмотку якоря, которая через две токопроводящие части крайней оси вращения, погруженные в емкости с электропроводящей жидкостью, присоединена к источнику постоянного напряжения. При этом трение между названными частями оси вращения и этой жидкостью практически отсутствует. Отсутствует также скольжение между поверхностями краев электропроводящих дисков и ремней, что позволяет избавиться не только от перечисленных недостатков, имеющихся в существующих УМ, но и относительно легко повышать до необходимой величины рабочее напряжение. 2 ил.

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам постоянного тока. Наиболее близким аналогом предложенной машины является униполярная машина постоянного тока с дисковым ротором со скользящими щеточными электрическими контактами или жидкометаллическими токосъемами. Но наличие у названной униполярной машины (УМ), как минимум, двух скользящих контактов на один виток якорной обмотки не только усложняет ее конструкцию, ухудшает электромеханические характеристики, но и снижает надежность в работе и существенно сужает область ее применения. Трение скольжения между неподвижными щетками и подвижными кольцами ведет к их ускоренному износу, к повышенному искрению в точках их соприкосновения и соответственно к существенному повышению переходного электрического сопротивления. Это происходит из-за высокого коэффициента трения скольжения по сравнению с коэффициентом трения качения (примерно в 100 раз).

Преодоление недостатков щеточно-скользящих контактов возможно с помощью токосъема на основе электропроводящей жидкости. Однако создавать надежно герметизированные конструкции аппаратов жидкостного периферийного кольцевого токосъема, не допускающих утечки инертного газа и паров электропроводящей жидкости, достаточно трудоемко и дорого. Кроме того, в режимах пуска и торможения УМ, а также при относительно высоких скоростях на жидкостный слой в кольцевом канале действуют центробежные и гравитационные, магнитные и электромагнитные силы, а также силы трения, которые отрицательно влияют на ее работу. В то же время перечисленные выше недостатки и отрицательные явления, относящиеся к периферийным жидкостным контактам, практически не относятся к осевым жидкостным контактам.

Техническим результатом заявленного изобретения являются улучшение электромеханических характеристик, повышение надежности в работе, увеличение износостойкости, упрощение конструкции, повышение в несколько раз рабочего напряжения и расширение области ее применения.

Технический результат достигается тем, что в предложенной конструкции УМ отсутствуют как скользящие механоэлектрические, так и периферийные жидкостные электрические контакты. В качестве таких контактов в предложенной УМ служат электропроводящие ремни, которыми опоясаны, как правило, два электропроводящих диска якоря, вращающихся в одном направлении относительно постоянных магнитных полей между магнитными полюсами противоположной полярности, силовые линии которых направлены в противоположные стороны. Такая конструкция УМ постоянного тока с электропроводящими ремнями и общими для нескольких дисков осями без особой трудности позволяет включить последовательно в цепь обмотки якоря необходимое число названных дисков для повышения рабочего напряжения до необходимой величины.

Предложенная униполярная машина постоянного тока с электропроводящими ремнями, состоящая из нескольких комбинированных осей вращения, выполненная в виде нескольких униполярных электрических машин постоянного тока с дисковым ротором, отличающаяся тем, что неподвижный статор состоит из нескольких постоянных магнитов с цилиндрическими полюсами, между которыми размещены несколько подвижных электропроводящих дисков якоря, электрически последовательно соединенных через несколько электропроводящих замкнутых ремней, центральной электропроводящей части одной оси вращения и двух крайних электропроводящих частей другой оси, концы которой через соответствующие манжеты погружены в небольшие емкости с электропроводящими жидкостями, присоединенные соответственно к положительному и отрицательному клеммам источника постоянного напряжения.

На фигурах 1 и 2 показаны соответственно продольные и поперечные разрезы предложенной УМ. На них приняты следующие обозначения: 1 – электропроводящий ремень, 2 – электропроводящие части осей вращения, 3 – электропроводящие диски, 4 и 4′ – цилиндрические южные и северные полюса постоянных магнитов, 5 – диэлектрические подшипники, 6 – электропроводящая жидкость, 7 – диэлектрическая часть оси вращения, 8 – герметичная емкость для жидкости.

Как видно из чертежей, для подключения обмотки якоря к источнику постоянного напряжения независимо от количества электропроводящих дисков достаточно двух осевых жидкостных контактов. При необходимости, последних можно заменить катящими электропроводящими роликовыми контактами, у которых трение качения на несколько порядков меньше трения скольжения. С фиг.2 также видно, что электропроводящие ремни плотно прилегают к краям дисков ротора УМ наполовину, что способствует постоянному образованию хорошего электрического контакта между ними, так как в это время точки их соприкосновения не двигаются относительно друг друга.

Предложенная УМ постоянного тока с электропроводящими ремнями может работать как в двигательном, так и в генераторном режимах.

В генераторном режиме предложенная УМ работает следующим образом. При вращении против часовой стрелки с угловой скоростью электропроводящих дисков 1, находящихся между магнитными полюсами противоположной полярности 4 и 4′ магнитов статора, в их секторах в силу явления электромагнитной индукции наводятся электродвижущие силы (ЭДС), которые, суммируясь на выводах УМ, создадут результирующее постоянное напряжение =U. Если при этом к этим выводам подключить некоторую нагрузку, то по обмотке якоря потечет с одного полюса к другому постоянный ток iя через электропроводящие части осей 2, электропроводящие ремни 1 и диски 3 по направлению, указанному на фиг.1 и 2. При этом необходимо иметь в виду, что хотя противоположные свободные части электропроводящих ремней 1 двигаются по противоположным направлениям, токи якорные iя в них текут в одном направлении. Это связано с тем, что их скорости несоизмеримы.

В двигательном режиме предложенная УМ работает следующим образом. При подключении электрических выводов УМ к источнику постоянного напряжения =U, ток якоря iя потечет от положительной клеммы источника к одной герметичной емкости 8 и через электропроводящую жидкость 6 потечет вдоль одной электропроводящей части 2 одной оси. Далее ток потечет вдоль секторов первого диска 3 от его центра к его краям, где попадет на первый электропроводящий ремень 1, связанный с краем второго диска 3. Оттуда он потечет к центру последнего и через электропроводящую часть 2 другой оси попадет в центр третьего диска 3 якоря. Далее ток по секторам третьего диска потечет к его краям и попадет на второй электропроводящий ремень 1, через который потечет с краев четвертого диска 3 вдоль секторов последнего к его центру, откуда вдоль второй электропроводящей части 2 первой оси вращения попадет в электропроводящую жидкость, находящуюся во второй герметичной емкости 8, связанной с отрицательной клеммой электрического вывода машины.

Таким образом, ток якоря при этом проходит последовательно через все секторы всех четырех электропроводящих дисков 3 якоря, находящихся в магнитных полях между противоположными цилиндрическими полюсами 4 и 4′ постоянных магнитов неподвижного статора. Вследствие взаимодействия токов якоря, протекающих через секторы названных дисков 3 с магнитными полями, созданными магнитными полюсами, возникают пондеромоторные силы, направленные согласованно и соответственно приводящие во вращение обе оси с названными дисками 3 по направлению часовой стрелки по правилу левой руки с угловой скоростью .

Источники информации

1. Бертинов А.И. и др. Униполярные эл. машины с жидкометаллическими токосъемами. – М. – Л.: Энергия, 1966.

2. Бертинов А.И. Специальные электрические машины. – М.: Энергия, 1982.

3. Иродов И.А. Электромагнетизм. – М.: Бином, 2003.

4. Калашников С.Г. Электричество. – М.: Наука, 1985.

5. Копылов И.П. Электрические машины – М.: Энергоатомиздат – 1986.

6. Ландсберг Г.С. Эл. учебник физики; Т. 1, Механика. – М.: Наука – 1968.

7. Матвеев А.Н. Механика и теория относительности – М.: ВШ – 1986.

Формула изобретения

Униполярная машина постоянного тока с электропроводящими ремнями, состоящая из нескольких комбинированных осей вращения, выполненная в виде нескольких униполярных электрических машин постоянного тока с дисковым ротором, отличающаяся тем, что неподвижный статор состоит из нескольких постоянных магнитов с цилиндрическими полюсами, между которыми размещены несколько подвижных электропроводящих дисков якоря, электрически последовательно соединенных через несколько электропроводящих замкнутых ремней, центральной электропроводящей части одной оси вращения и двух крайних электропроводящих частей другой оси, концы которой через соответствующие манжеты погружены в небольшие емкости с электропроводящими жидкостями, присоединенные соответственно к положительной и отрицательной клеммам источника постоянного напряжения.

РИСУНКИ

Categories: BD_2395000-2395999