Патент на изобретение №2395710

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2395710 (13) C1
(51) МПК

F03B3/14 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 18.08.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2008152994/06, 31.12.2008

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

31.12.2008

(46) Опубликовано: 27.07.2010

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 684152 A, 15.09.1979. DE 845930 A, 07.08.1952. US 6554573 B1, 29.04.2003. EP 0201500 A1, 20.11.1986. US 4648788 A, 10.03.1987.

Адрес для переписки:

446010, Самарская обл., г. Сызрань, Гидротурбинная, 13, ОАО “ТЯЖМАШ”, юрд.отдел

(72) Автор(ы):

Салиенко Александр Евгеньевич (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Открытое акционерное общество “ТЯЖМАШ” (RU)

(54) МЕХАНИЗМ ПОВОРОТА ЛОПАСТЕЙ РАБОЧЕГО КОЛЕСА ПОВОРОТНО-ЛОПАСТНОЙ ГИДРОТУРБИНЫ

(57) Реферат:

Изобретение относится к гидромашиностроению и может быть использовано в поворотно-лопастных гидротурбинах. В механизме поворота лопастей рабочего колеса поворотно-лопастной гидротурбины в многогранной крестовине на гранях сделаны наклонные пазы с расположенными в них ползунами, шарнирно-соединенными с поворотными рычагами лопастей. Сопрягающиеся поверхности каждого паза и ползуна выполнены цилиндрическими, а шарнир, соединяющий ползун с поворотным рычагом лопастей, выполнен сферическим. Увеличивается жесткость конструкции поворотно-лопастной гидротурбины. 2 ил.

Изобретение относится к гидромашиностроению и может быть использовано в поворотно-лопастных гидротурбинах

Известен механизм поворота лопастей рабочего колеса гидромашины, содержащий многогранную крестовину, на гранях которой закреплены консольные направляющие, имеющие наклонные пазы с расположенными в них ползунами, шарнирно соединенными с поворотными рычагами лопастей (а.с. СССР 684152, кл. F03B 3/14, опубл. 05.09.79 г.).

Недостатком известного устройства является недостаточная жесткость конструкции, так как каждый паз с сопрягающимся ползуном выполнен прямоугольным, что увеличивает усадочные напряжения и уменьшает прочность деталей вследствие увеличения моментов сопротивления сечений.

Задачей изобретения является увеличение жесткости конструкции поворотно-лопастной гидротурбины.

Указанная задача достигается тем, что в механизме поворота лопастей рабочего колеса гидротурбины, в многогранной крестовине которой на гранях находятся наклонные пазы с расположенными в них ползунами, шарнирно-соединенными с поворотными рычагами лопастей, каждый паз с сопрягающимся ползуном выполнен цилиндрическим, а шарнир, соединяющий ползун с поворотным рычагом лопастей, выполнен сферическим.

Изобретение поясняется чертежами, на фиг.1 которого изображен механизм поворота лопастей, на фиг.2 – вид А фиг 1.

Механизм поворота лопастей рабочего колеса поворотно-лопастной гидротурбины содержит многогранную крестовину 1, на гранях 2 которой находятся наклонные пазы 3 с расположенными в них ползунами 4, шарнирно-соединенными с поворотными рычагами 5 (на чертеже не показаны) лопастей. При этом сопрягающиеся поверхности пазов 3 и ползунов 4 выполнены цилиндрическими. Поворотный рычаг 5 лопастей соединяется с ползунами через сферический шарнир 6.

Устройство работает следующим образом.

При поступательном движении крестовины 1 ползуны 4 перемещаются в пазах 3, расположенных на гранях 2 крестовины 1. Поворотные рычаги лопастей, шарнирно-соединенные с перемещающимися ползунами 4, поворачиваются, поворачивая при этом лопасти рабочего колеса поворотно-лопастной гидротурбины.

Использование изобретения позволяет уменьшить усадочные напряжения и увеличить прочность деталей вследствие увеличения моментов сопротивления сечений, что способствует увеличению жесткости конструкции.

Формула изобретения

Механизм поворота лопастей рабочего колеса поворотно-лопастной гидротурбины, содержащий многогранную крестовину, на гранях которой находятся наклонные пазы с расположенными в них ползунами, шарнирно соединенными с поворотными рычагами лопастей, отличающийся тем, что сопрягающиеся поверхности пазов и ползунов выполнены цилиндрическими, а шарнир, соединяющий ползун с поворотным рычагом лопастей, выполнен сферическим.

РИСУНКИ

Categories: BD_2395000-2395999