Патент на изобретение №2395616
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(54) НИЗКОУГЛЕРОДИСТАЯ ХОЛОДНОКАТАНАЯ АВТОЛИСТОВАЯ СТАЛЬ ДЛЯ ГЛУБОКОЙ ШТАМПОВКИ
(57) Реферат:
Изобретение относится к черной металлургии, а именно к низкоуглеродистой холоднокатаной листовой стали для штампованных деталей корпуса автомобилей. Сталь содержит углерод, марганец, кремний, серу, фосфор, хром, никель, медь, азот, алюминий, титан, ниобий и железо, при следующем соотношении компонентов, мас.%: углерод
Изобретение относится к черной металлургии и может быть использовано при производстве холоднокатаной листовой стали для изготовления штампованных лицевых деталей корпуса легковых автомобилей. Такая сталь содержит относительно небольшое количество углерода и другие элементы, в том числе – алюминий. Сталь указанного назначения должна обладать определенными механическими свойствами (временное сопротивление – Известна сталь повышенной износостойкости при ударно-абразивном изнашивании, содержащая углерод, кремний, марганец, хром, титан, ванадий, азот и железо, причем содержание углерода в ней составляет 0,8 Наиболее близким аналогом к заявляемой автолистовой стали является тонколистовая холоднокатаная низкоуглеродистая сталь 08Ю для глубокой штамповки по ГОСТ 9045 – 93. Эта сталь с заданными механическими свойствами содержит углерод, марганец, серу, фосфор, кремний, хром, никель, медь и железо и характеризуется тем, что она содержит металлический алюминий, а указанные компоненты – в соотношении: С Технической задачей настоящего изобретения является улучшение потребительских свойств автолистовой стали. Для решения этой задачи предлагаемая низкоуглеродистая холоднокатаная автолистовая сталь для глубокой штамповки, содержащая углерод, марганец, кремний, серу, фосфор, хром, никель, медь, азот, алюминий, титан, ниобий и железо, отличается тем, что она содержит компоненты при следующем соотношении, мас.%:
где (S), (N) и (С) – содержание в стали серы, азота и углерода, и имеет временное сопротивление стали Сущность заявляемого технического решения заключается в оптимизации химсостава и механических характеристик супернизкоуглеродистой холоднокатаной стали, что обеспечивает получение требуемых свойств листового проката, предназначенного для изготовления лицевых деталей корпуса автомобиля. Опытную проверку предлагаемой стали осуществляли в ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат». С этой целью при выплавке стали варьировали содержание в ней компонентов (при постоянстве режимов горячей и холодной прокатки) т.е. получали автолист с различными механическими характеристиками. Результаты опытов оценивали по выходу листовой стали категорий вытяжек ОСВ и СВ по ГОСТ 9045 – 93 толщиной 0,5 Наилучшие результаты (выход листов категории ОСВ – 99,8%, остальное – СВ) получены с использованием заявляемой стали. Отклонения от рекомендуемых ее параметров ухудшали достигнутые показатели. Например, каждое увеличение содержания С на 0,001% повышало значение предела прочности отожженных холоднокатаных листов на ~3,0 Н/мм2, с одновременным увеличением предела текучести и уменьшением удлинения. При повышении содержания Si, P, S и Cr в стали возрастали величины Увеличение содержания в прокате хрома и титана приводило к росту величин Уменьшение содержания компонентов в стали снижало прочностные характеристики проката, что в сочетании с увеличением коэффициента r90 до 1,61 (для листов толщиной более 2 мм – до 1,45) и показателя n90 до 0,22 приводило к появлению линий текучести (линий Людерса) на штампованных образцах и к отсортировке до 5% готового проката. Контрольные испытания холоднокатаной стали, выбранной в качестве ближайшего аналога, дали выход листов категории ОСВ не более 99,0%. Таким образом, опытная проверка подтвердила приемлемость найденного технического решения для достижения поставленной цели и его преимущество перед известным объектом. Технико-экономические исследования, выполненные в Центральной лаборатории ОАО «ММК», показали, что реализация настоящего изобретения на комбинате повысит выход качественной автолистовой стали не менее чем на 6% с соответствующим ростом прибыли от реализации. Пример конкретного выполнения Низкоуглеродистая холоднокатаная листовая сталь толщиной 2,2 мм содержащая компоненты в следующем соотношении, мас.%: С=0,005, Mn=0,2, Si=0,015, S=0,01, P=0,012, Cr=0,02, Ni=0,025, Cu=0,04, N=0,005, Al=0,04; Ti=2,4S+3,43N+0,01=2,4·0,01+3,43·0,005+0,01=0,05, a Nb=7,75C+0,01=7,75·0,005+0,01 выплавлялась конверторным способом, прокатывалась на широкополосном стане горячей прокатки при Тк.п=860-850°С, Тсм=660-680°С. Холодная прокатка производилась на 4-клетевом стане 2500 с подката 4,2 мм (обжатие – 47%), отжигалась в колпаковых печах с азотоводородной защитной атмосферой, дрессировалась с обжатием 0,8±0,1%. Мехсвойства стали:
Формула изобретения
Низкоуглеродистая холоднокатаная автолистовая сталь для глубокой штамповки, содержащая углерод, марганец, кремний, серу, фосфор, хром, никель, медь, азот, алюминий, титан, ниобий и железо, отличающаяся тем, что она содержит компоненты при следующем соотношении, мас.%:
где (S), (N) и (С) – содержание в стали серы, азота и углерода, и имеет временное сопротивление |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||