Патент на изобретение №2393204
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(54) ПРИСАДКА К АВТОМОБИЛЬНЫМ БЕНЗИНАМ
(57) Реферат:
Изобретение относится к жидким углеводородным топливам, в частности к автомобильным бензинам, которые содержат присадки для снижения потерь от испарения при хранении, и может быть использовано на нефтебазах и складах горючего. Присадка содержит: основа – фракционированный 50%-ный раствор хлоридбензилдиметиламмония (C12-C16), дибутиловый эфир фталевой кислоты, полиметилсилоксановая жидкость ПМС-1000, бутанол-1. Присадка вводится в бензин (после залива его в резервуар) в количестве 0,01 мас.% от массы залитого в резервуар бензина. Применение изобретения позволит значительно снизить потери автомобильных бензинов от испарения при хранении в резервуарах на нефтебазах и складах горючего. 4 табл.
Изобретение относится к жидким углеводородным топливам, в частности к автомобильным бензинам, которые содержат присадки для снижения потерь от испарения при хранении, и может быть использовано на нефтебазах и складах горючего. Способность топлива сохранять свои первоначальные свойства при хранении называют физической стабильностью. Физическая стабильность – склонность к изменению качества под действием физических процессов (факторов). Наиболее существенными физическими процессами, вызывающими изменение качества топлив при хранении и транспортировании, являются процессы испарения легких фракций [А.С.Сафонов, А.И.Ушаков, Н.Д.Юсковец. Автомобильные эксплуатационные материалы. – СПб.: Гидрометиоиздат, 1998. – c.223]. Автомобильные бензины являются массовым продуктом нефтехимической промышленности. Около 25% нефти, добываемой в мире, перерабатывается в бензин, являющийся основным видом топлива для автомобильного транспорта. Вследствие высокой испаряемости автомобильных бензинов происходит быстрое изменение его фракционного состава и соответственно ухудшение эксплуатационных свойств. В связи с этим возникает необходимость в периодическом контроле за показателями фракционного состава при длительном хранении бензина [Гуреев А.А., Фукс И.Г., Лашхи В.Л. Химмотология. – М.: Химия, 1986. – с.95]. Основная часть всех потерь нефтепродуктов приходится на испарение. На складах и базах горючего доля потерь от испарения в общей массе потерь доходит до 75% и только до 25% потерь приходится на утечки, проливы, смешения и т.п. [Экономия горючего. / Под ред. Серегина Е.П. – М.: Воениздат, 1980. – c.144]. В качестве альтернативных и наиболее экономически выгодных методов снижения потерь от испарения помимо выполнения основных требований к техническим средствам хранения и транспортирования и конструктивных усовершенствований резервуаров используют присадки, снижающие потери от испарения хранящихся нефтепродуктов. В основном, это поверхностно-активные вещества различной химической природы, которые, обладая высокой поверхностной активностью, образуют на поверхности топлива прочную сорбционную пленку, затрудняющую выход молекул легкокипящих углеводородов [С.Н.Волгин, В.А.Середа. Технико-экономическое обоснование применения присадок, снижающих скорость испытания бензинов при хранении. – СПб.: Академия прикладных исследований, 2002. – с.372]. Перед авторами стояла задача – разработать такую присадку к автомобильным бензинам, которая отвечала бы следующим требованиям: – основа присадки должна иметь товарно-сырьевую базу; – иметь невысокую стоимость; – снижать потери бензинов при испарении на 40% и более с этой присадкой. В настоящее время известна присадка для автомобильных бензинов, снижающая скорость испарения, состоящая из основы – фосфорсодержащей четвертичной аммониевой соли формулы [C8F17CONCHC3H6N(C2H4OH)(CH3)2]Cl, полиэфира на основе окиси этилена и окиси пропилена с мол.м. 2501 у.е., диоктилового эфира фталевой кислоты и взятых в соотношении 1:1 деканола-1 и бутанола-1. Указанные компоненты в этой присадке содержатся в следующем соотношении, мас.%:
(Патент РФ Известна также присадка к автомобильным бензинам, состоящая из основы – фторсодержащей четвертичной аммониевой соли, полиэфира на основе окиси этилена и окиси пропилена с мол.м. 3503 у.е., этиленгликоля и алифатического спирта, взятых в следующем соотношении, мас.%:
Опыт применения этой присадки свидетельствует о ее недостаточной эффективности по снижению потерь автобензина от испарения при хранении [Усин В.В., Улитько А.В. и др. Защита окружающей среды при применении топлив и эксплуатации транспорта, Ульяновск: УТЦНТИП, 1993. С.34-35]. Известна еще одна присадка к автомобильным бензинам, снижающая их испаряемость. Она состоит из основы – четверичной аммониевой соли (фторсодержащего хлорида четвертичной аммонийной соли [C8F17CONCHC3H6N(C2H4OH)(CH3)2]Cl и N-перфторнонаноил-
(Патент РФ Как видно из приведенных выше составов присадок основой для них являются четвертичные аммониевые соли, однако в России производство четвертичных аммониевых солей отсутствует вследствие токсичности компонентов соли и значительных материальных затрат на производство этих солей. Наиболее близкой к изобретению по технической сущности и взятой за прототип является присадка к автомобильным бензинам для снижения испаряемости, содержащая основу (фторсодержащую четвертичную аммониевую соль C8F17CONCHC3H6N(C2H4OH)(CH3)2Cl), полиэфир на основе окиси этилена и окиси пропилена с мол.м. 2501, динониловый эфир фталевой кислоты, дибутиловый эфир фталевой кислоты и бутанол-1 при следующем соотношении компонентов, мас.%:
(Патент РФ Основным недостатком присадки является высокая токсичность, обусловленная наличием в своем составе соединений фтора и хлора, что послужило запретом на производство четвертичных аммониевых солей и подтверждается отсутствием этих солей в перечне продуктов переработки нефти [С.А.Мельникова, Т.Л.Канделаки, Р.Р.Вахитов. Нефтехимия, нефте- и газопереработка в Российской Федерации. М.: ООО ИнфоТЭК-КОНСАЛТ, 2006 г. – 479 с.], и высокая стоимость присадки. Технический результат изобретения – расширение номенклатурного ряда присадок, снижающих скорость испарения автомобильных бензинов при их хранении в резервуарах на нефтебазах и складах горючего. Указанный технический результат достигается тем, что известная присадка к автомобильным бензинам, содержащая основу, дибутиловый эфир фталевой кислоты и бутанол-1, согласно изобретению дополнительно содержит полиметилсилоксановую жидкость ПМС-1000 и этиленгликоль, а в качестве основы – фракционированный 50%-ный раствор хлоридбензилдиметиламмония (C12-C16) при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Присадка вводится в бензин (после залива его в резервуар) в количестве 0,01 мас.% от массы залитого в резервуар бензина. Фракционированный 50%-ный раствор хлоридбензилдиметиламмония (C12-C16) производится в качестве лекарственного препарата по ЕС-законодательству в Швеции на фирме Akzo Nobel Surfase Chemistry AB (Российское представительство, г.Москва), альтернативный номер CAS (Реферативная служба по химии) 61789-71-7, 10840-ARQUARD МСВ-50, дата издания 2007-02-12. Согласно данным п.9 этого источника фракционированный 50%-ный раствор хлоридбензилдиметиламмония (C12-C16) представляет собой жидкость от бесцветного до желтоватого цвета, плотность Это вещество поступает на российский рынок в достаточных количествах при относительно низкой стоимости (40 тыс. руб. за бочку, V=200 л). На основании сравнения и выявленных сходных физико-химических свойств используемых ранее четвертичных аммониевых солей и фракционированного 50%-ного раствора хлоридбензилдиметиламмония (C12-C16) авторы провели исследования по возможности использования этого вещества в качестве основы присадки, снижающей испарение автомобильных бензинов при хранении (результаты представлены ниже). Дибутиловый эфир фталевой кислоты – прозрачная бесцветная или слегка желтоватая масляная жидкость. Имеет плотность Полиметилсилоксановая жидкость ПМС-1000 – кремнийорганический жидкий полимер, широко распространен в самых различных областях современной промышленности. Производится по ГОСТ 13032-77. Представляет собой бесцветную прозрачную жидкость, плотность Этиленгликоль (CH2OHCH2OH). Молекулярная масса 62,07. Бесцветная жидкость. Плотность Бутанол-1 представляет собой бесцветную прозрачную жидкость. Имеет плотность Для обоснования количественного состава присадки были приготовлены образцы (таблица 1), которые прошли испытания в композиции с автомобильными бензинами Нормаль-80 по ГОСТ Р 51105-97 и Регуляр-92 по ТУ 38.001165-97 (таблица 2). Для приготовления присадки фракционированный 50%-ный раствор хлоридбензилдиметиламмония (C12-C16) растворяют в бутаноле-1. В полученный раствор добавляют дибутиловый эфир фталевой кислоты, полиметилсилоксановую жидкость ПМС-1000 и этиленгликоль в заданных соотношениях. Перемешивают до однородной смеси и готовый продукт может храниться до момента использования либо сразу же добавляться в залитый в емкости для хранения бензин. Эффективность действия присадки оценивалась по средней скорости испарения автомобильных бензинов с 0,01 мас.%, присадки (образцы
Как видно из результатов испытаний приготовленных образцов, наиболее оптимальными концентрациями компонентов присадки являются образцы При меньшей концентрации компонентов присадки (образец При визуальном контроле за автомобильным бензином с присадкой установлено, что присадка находится в топливе в виде тонкой пленки на поверхности бензина толщиной примерно 0,5-1,0 мм. Суть изобретения заключается в том, что присадка при заданном процентном содержании компонентов создает на поверхности хранимого бензина надежную пленку, толщина которой незначительна (менее 1 мм) и которая инертна к бензину, т.е. добавление присадки в автомобильный бензин не ухудшает качественное состояние топлива (таблицы 3 и 4), что подтверждается результатами испытания образцов бензина с предлагаемой присадкой.
Таким образом, заявляемая присадка к автомобильным бензинам, в которой в качестве основы использован фракционированный 50%-ный раствор хлоридбензилдиметиламмония (C12-C16) в совокупности с известными компонентами, имеет товарно-сырьевую базу (поставляется в Россию в достаточном количестве и не требует переработки), относительно невысокую стоимость (
Формула изобретения
Присадка к автомобильным бензинам, содержащая основу, дибутиловый эфир фталевой кислоты и бутанол-1, отличающаяся тем, что дополнительно содержит полиметилсилоксановую жидкость ПМС-1000, этиленгликоль, а в качестве основы – фракционированный 50%-ный раствор хлоридбензилдиметиламмония (C12-C16) при следующем соотношении компонентов, мас.%:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||