Патент на изобретение №2392520

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2392520 (13) C1
(51) МПК

F16H57/04 (2010.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 18.08.2010 – действует

На основании пункта 1 статьи 1366 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации патентообладатель обязуется заключить договор об отчуждении патента на условиях, соответствующих установившейся практике, с любым гражданином Российской Федерации или российским юридическим лицом, кто первым изъявил такое желание и уведомил об этом патентообладателя и федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

(21), (22) Заявка: 2009112071/11, 01.04.2009

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

01.04.2009

(46) Опубликовано: 20.06.2010

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
DE 19757855 A1, 01.07.1999. SU 1618972 A1, 07.01.1991. SU 1618973 A1, 07.01.1991. SU 411256 A, 03.06.1974.

Адрес для переписки:

344038, г.Ростов-на-Дону, пл. Полка народного ополчения, 2 РГУПС, НИЧ

(72) Автор(ы):

Мендрух Денис Николаевич (RU),
Мендрух Николай Викторович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Мендрух Денис Николаевич (RU),
Мендрух Николай Викторович (RU)

(54) СМАЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ

(57) Реферат:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания жидкими смазочными материалами открытых тихоходных зубчатых передач с крупномодульными зубчатыми колесами (1, 2) большого диаметра, расположенных вертикально, друг над другом. Смазочное устройство содержит масляную ванну с погруженным в нее специальным смазочным колесом (5). На обоих торцах каждого зубчатого колеса по окружности впадин зубьев укреплены кольцевые Г-образные желоба (8-11). Одни стороны желобов перпендикулярны торцам зубьев, а другие – параллельны торцам зубьев, образуют с ними зазоры к вершинам зубьев и короче длин зубьев. Желоба верхнего колеса (2) входят с зазором в желоба нижнего колеса (1). На выходе из зоны зацепления колес в желобах верхнего колеса расположен неподвижно относительно вращающегося колеса П-образный маслосъемный скребок, ориентированный радиально относительно колеса и охватывающий зубчатый венец. Участок скребка, направленный в сторону от центра колеса, ориентирован относительно нижнего колеса с возможностью стекания снимаемого скребком смазочного материала на венец и в желоба нижнего колеса. Изобретение позволяет оптимизировать процессы смазывания зубчатых передач. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания жидкими смазочными материалами открытых тихоходных зубчатых передач с крупномодульными колесами большого диаметра, расположенных вертикально, друг над другом.

Известно смазочное устройство зубчатой передачи, включающее масляную ванну, в которую погружено нижнее зубчатое колесо передачи, передающее жидкий смазочный материал посредством своих зубьев на вышерасположенные колеса (см., например, Гузенков П.Г. Детали машин: учебник для ВУЗов. 4-е изд., испр., М., Высшая школа, 1986, 359 с, ил., стр.214).

Недостаток данного смазочного устройства состоит в том, что смазочный материал, вытесненный из зоны зацепления колес, попадает обратно в масляную ванну, стекая по торцевым поверхностям колес. Это приводит к нерациональному расходу смазочного материала, большая часть которого покрывает ступицы колес, в случае колес большого диаметра – порядка нескольких метров – количество смазочного материала, покрывающего нетрущиеся части зубчатых колес, во много раз превышает количество смазочного материала, непосредственно участвующего в процессе трения при работе передачи, что требует уже изначально предусматривать использование излишнего количества смазочного материала. При этом смазочный материал загрязняет нетрущиеся поверхности колес и загрязняется сам под воздействием окружающей среды. Контактирование смазочного материала на большой поверхности с атмосферным воздухом и солнечным светом приводит к его быстрому старению и ухудшению режимов его смазывающего действия на трущиеся поверхности.

В качестве прототипа взято смазочное устройство зубчатой передачи, включающее масляную ванну, в которую погружено специальное смазочное колесо, передающее жидкий смазочный материал посредством своих зубьев наверх в зону зацепления с нижним зубчатым колесом, которое, в свою очередь, передает его в зону зацепления с другим зубчатым колесом (см. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин: учебное пособие для машиностроительных специальностей ВУЗов. 4-е изд., перераб. и доп. М., Высшая школа, 1985, 416 с, ил., стр.149).

Недостатки прототипа – те же, что и у аналога.

Изобретением решается задача оптимизации процессов смазывания зубчатых передач.

Для этого смазочное устройство содержит масляную ванну с погруженным в нее специальным смазочным колесом, причем на обоих торцах каждого зубчатого колеса по окружности впадин зубьев укреплены кольцевые Г-образные желоба, одни стороны которых перпендикулярны торцам зубьев, а другие параллельны торцам зубьев, образуют с ними зазоры, обращены к вершинам зубьев и короче длины зубьев; желоба верхнего колеса входят с зазором в желоба нижнего колеса; на выходе из зоны зацепления колес в желобах верхнего колеса расположен неподвижно относительно вращающегося колеса П-образный маслосъемный скребок, ориентированный радиально относительно колеса, охватывающий зубчатый венец; участок скребка, направленный в сторону от центра колеса, ориентирован относительно нижнего колеса с возможностью стекания снимаемого скребком смазочного материала на венец и в желоба нижнего колеса.

Смазочное устройство зубчатой передачи из зубчатых колес 1 и 2 с зубьями 3 и 4 состоит из специального смазочного колеса 5, погруженного в жидкий смазочный материал 6 ванны 7. На торцах колес укреплены по окружности впадины зубьев кольцевые Г-образные желоба: на колесе 1 – желоба 8 и 9, на колесе 2 – желоба 10 и 11. Желоба верхнего колеса 2 входят с зазором в желоба нижнего колеса 1. На выходе из зацепления в желобах 10 и 11 верхнего колеса 2, с охватом его зубчатого венца 4 установлен неподвижно относительно вращающегося колеса П-образный маслосъемный скребок 12.

Работает данное смазочное устройство следующим образом. При вращении зубчатых колес 1 и 2 посредством специального смазочного колеса 5 жидкий смазочный материал подается на нижнее зубчатое колесо 1, а им – в зону зацепления с верхним колесом 2. Вытесненный в зоне зацепления колес 1 и 2 смазочный материал вытесняется в желоба 8 и 9 нижнего колеса. Смазочный материал стекает по ним, не загрязняя торцевых поверхностей колес 1 и 2, обратно в ванну. Наличие скребка оптимизирует процесс возврата.

По сравнению с прототипом данная конструкция смазочного устройства предотвращает растекание смазочного материала на торцевые поверхности зубьев, не загрязняет их, снижается потребное количество смазочного материала, уменьшается степень его загрязнения, увеличивается срок службы, улучшаются условия смазывания трущихся поверхностей колес, повышается их износостойкость и долговечность.

Формула изобретения

Смазочное устройство зубчатой передачи, преимущественно тихоходной открытой с крупномодульными зубчатыми колесами большого диаметра, смазываемыми жидкими смазочными материалами, расположенными вертикально друг над другом, содержащее масляную ванну с погруженным в нее специальным смазочным колесом, отличающееся тем, что на обоих торцах каждого зубчатого колеса по окружности впадин зубьев укреплены кольцевые Г-образные желоба, одни стороны которых перпендикулярны торцам зубьев, а другие параллельны торцам зубьев, образуют с ними зазоры, обращены к вершинам зубьев и короче длин зубьев, причем желоба верхнего колеса входят с зазором в желоба нижнего колеса, на выходе из зоны зацепления колес в желобах верхнего колеса расположен неподвижно относительно вращающегося колеса П-образный маслосъемный скребок, ориентированный радиально относительно колеса, охватывающий зубчатый венец, участок скребка, направленный в сторону от центра колеса, ориентирован относительно нижнего колеса с возможностью стекания снимаемого скребком смазочного материала на венец и в желоба нижнего колеса.

РИСУНКИ

Categories: BD_2392000-2392999