Патент на изобретение №2392468

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2392468 (13) C2
(51) МПК

F02C9/00 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 18.08.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2008117244/06, 29.04.2008

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

29.04.2008

(43) Дата публикации заявки: 10.11.2009

(46) Опубликовано: 20.06.2010

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
ШЛЯХТЕНКО С.М. Теория ВРД. – М.: Машиностроение, 1975, с.460-464. ЧЕРКАСОВ Б.А. Автоматика и регулирование ВРД. – М.: Машиностроение, 1965, с.324-328. RU 2316663, 10.02.2008. RU 2133359 C1, 20.07.1999. SU 176660799 A1, 30.01.1994. RU 2317431 С1, 20.02.2008. GB 2272783 A, 25.05.1994. US 4719750 А, 19.01.1988.

Адрес для переписки:

614990, г.Пермь, ГСП, ул. Куйбышева, 140А, ОАО “СТАР”

(72) Автор(ы):

Дудкин Юрий Петрович (RU),
Гладких Виктор Александрович (RU),
Фомин Геннадий Викторович (RU),
Остапенко Сергей Владимирович (RU),
Шарифуллин Юрий Гиздуллович (RU),
Титов Юрий Константинович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Открытое акционерное общество “СТАР” (RU)

(54) СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОМ ТОПЛИВА НА ЗАПУСКЕ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

(57) Реферат:

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления ГТД. Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно, в зависимости от расхода топлива, поступающего в коллектор, формируют расчетное значение давления топлива в коллекторе КС, сравнивают расчетное значение давления топлива в коллекторе с измеренным, если измеренное выше расчетного на наперед заданную величину, определяемую экспериментально для каждого типа двигателя, формируют сигнал на прекращение подачи топлива в КС и завершение запуска двигателя. Технический результат изобретения – повышение качества работы САУ и, как следствие, повышение надежности ГТД и безопасности ЛА за счет соблюдения баланса между расходом воздуха через компрессор двигателя и расходом топлива в КС. 1 ил.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления газотурбинными двигателями (ГТД).

Известен способ управления расходом топлива на запуске ГТД, заключающийся в том, что подают в камеру сгорания (КС) двигателя постоянный расход топлива – расход розжига, определяемый для каждого типа двигателей расчетно-экспериментальным путем (Черкасов Б.А. «Автоматика и регулирование ВРД». М.: «Машиностроение», 1965 г., с.324-328).

Недостатком известного способа является его низкая эффективность с точки зрения обеспечения требуемых запасов газодинамической устойчивости (ГДУ) компрессора и, как следствие, невозможность использования для управления современными ГТД, а именно турбореактивными двигателями с высокой степенью двухконтурности (ТРДД), такими, например, как двигатели семейства ПС-90А.

Наиболее близким к данному изобретению по технической сущности является способ управления расходом топлива на запуске ГТД, заключающийся в том, что измеряют температуру и давление воздуха на входе в двигатель, вычисляют по известным для каждого типа двигателя первый, в зависимости от температуры воздуха, и второй, в зависимости от давления воздуха, корректирующие коэффициенты, умножают наперед заданную константу, определяемую для каждого типа двигателей расчетно-экспериментальным путем, на первый и второй корректирующие коэффициенты и вычисляют заданный расход топлива на розжиге КС, измеряют фактический расход топлива в коллектор КС и изменяют его до тех пор, пока он не станет равным заданному (Шляхтенко С.М. «Теория ВРД». М.: «Машиностроение», 1975 г., с.460-464).

Недостатком этого способа является следующее.

При отказе измерителя фактического расхода топлива возможно неконтролируемое увеличение расхода топлива в КС. Это приводит к неконтролируемому росту температуры газов перед турбиной и ее перегреву. В эксплуатации зафиксированы такие случаи с двигателем ТВ3-117ВМА-СБМ1, входящим в состав силовой установки самолета Ан-140. Как следствие, в этих случаях происходило частичное разрушение турбины компрессора. Это снижает надежность работы двигателя и безопасность летательного аппарата (ЛА).

Целью изобретения является повышение качества работы системы автоматического управления (САУ) ГТД и, как следствие, повышение надежности ГТД и безопасности ЛА.

Поставленная цель достигается, в способе управления расходом топлива на запуске газотурбинного двигателя, заключающемся в том, что измеряют температуру и давление воздуха на входе в двигатель, вычисляют по известным для каждого типа двигателя первый, в зависимости от температуры воздуха, и второй, в зависимости от давления воздуха, корректирующие коэффициенты, умножают наперед заданную константу, определяемую для каждого типа двигателей расчетно-экспериментальным путем, на первый и второй корректирующие коэффициенты и вычисляют заданный расход топлива на розжиге КС, измеряют фактический расход топлива в коллектор КС и изменяют его до тех пор, пока он не станет равным заданном, дополнительно в зависимости от расхода топлива, поступающего в коллектор, формируют расчетное значение давления топлива в коллекторе КС, сравнивают расчетное значение давления топлива в коллекторе с измеренным, если измеренное выше расчетного на наперед заданную величину, определяемую экспериментально для каждого типа двигателя, формируют сигнал на прекращение подачи топлива в КС и завершение запуска двигателя.

На чертеже представлена схема устройства, реализующая заявляемый способ.

Устройство содержит последовательно соединенные блок 1 датчиков, задатчик 2 режимов работы двигателя, первый сумматор 3, электрогидропреобразователь 4, дозатор 5 топлива, клапан 6 отсечки топлива, второй вход сумматора 3 подключен к блоку 1, управляемый вход клапана 6 подключен к задатчику 2.

Устройство работает следующим образом.

В блоке 1 измеряют температуру (Твх.) и давление (Рвх.) воздуха на входе в двигатель и передают их в задатчик 2.

Задатчик 2 представляет собой счетно-решающее устройство программируемого типа.

По измеренным с помощью блока 1 давлению и температуре воздуха на входе в двигатель в задатчике 2 вычисляют по известным для каждого типа двигателя зависимостям первый, в зависимости от температуры воздуха, и второй, в зависимости от давления воздуха, корректирующие коэффициенты:

где

Ктвх., Крвх. – корректирующие коэффициенты (для двигателя ТВ3-117ВМА-СБМ1, например: Ктвх. в зависимости от температуры на воздуха на входе в двигатель изменяется от 0,9 до 1,05, Крвх. в зависимости от давления воздуха на входе в двигатель изменяется от 0.3 до 1,1).

Далее умножают наперед заданную константу, определяемую для каждого типа двигателей расчетно-экепериментальным путем, на первый и второй корректирующие коэффициенты и вычисляют заданный расход топлива на розжиге КС

где

Gт зад. – заданный расход топлива,

А – константа, определяемая типом двигателя (для двигателя ТВ3-117ВМА-СБМ1, например, А = 35 кг/час),

Ктвх., Крвх. – корректирующие коэффициенты.

Величина заданного расхода топлива в сумматоре 3 сравнивается с фактическим расходом, измеренным с помощью блока 1. По величине рассогласования, поступающей в электрогидропреобразователь 4, формируется управляющее воздействие на дозатор 5, с помощью которого изменяется расход топлива в КС до тех пор, пока он не станет равным заданному.

Дополнительно задатчик 2 формирует расчетное значение давления топлива в коллекторе КС

где

Рт расч. – расчетное значение давления топлива в коллекторе КС,

Gт изм. – заданный расход топлива.

Для двигателя ТВ3-117ВМА-СБМ1 эта зависимость имеет вид

Расчетное значение давления топлива в коллекторе сравнивается с измеренным с помощью блока 1.

При отказе датчика расхода топлива, приводящего к занижению фактического расхода топлива и, как следствие, неконтролируемому увеличению расхода топлива в КС управляющей цепью электрогидропреобразователь 4 – дозатор 5. При этом измеренное давление топлива будет увеличиваться, а расчетное – уменьшаться. При превышении измеренного давления над расчетным на наперед заданную величину, определяемую экспериментально для каждого типа двигателя (для двигателя ТВ3-117ВМА-СБМ1 эта величина равна 4 кг/ см кв.), задатчик 2 формирует сигнал на клапан 6 и прекращает подачу топлива в КС, завершая запуск двигателя.

Т.о., обеспечивается повышение качества работы системы автоматического управления (САУ) ГТД и, как следствие, повышение надежности ГТД и безопасности ЛА.

Формула изобретения

Способ управления расходом топлива на запуске ГТД, заключающийся в том, что измеряют температуру и давление воздуха на входе в двигатель, вычисляют по известным для каждого типа двигателя первый, в зависимости от температуры воздуха, и второй, в зависимости от давления воздуха, корректирующие коэффициенты, умножают наперед заданную константу, определяемую для каждого типа двигателей расчетно-экспериментальным путем, на первый и второй корректирующие коэффициенты и вычисляют заданный расход топлива на розжиге КС, измеряют фактический расход топлива в коллектор КС и изменяют его до тех пор, пока он не станет равным заданному, отличающийся тем, что дополнительно в зависимости от расхода топлива, поступающего в коллектор, формируют расчетное значение давления топлива в коллекторе КС, сравнивают расчетное значение давления топлива в коллекторе с измеренным, если измеренное выше расчетного на наперед заданную величину, определяемую экспериментально для каждого типа двигателя, формируют сигнал на прекращение подачи топлива в КС и завершение запуска двигателя.

РИСУНКИ

Categories: BD_2392000-2392999