Патент на изобретение №2392367

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2392367 (13) C1
(51) МПК

E01C3/04 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 18.08.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2009117951/03, 12.05.2009

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

12.05.2009

(46) Опубликовано: 20.06.2010

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2288986 С2, 10.12.2006. RU 2289648 С2, 20.12.2006. RU 2310031 C1, 10.11.2007. SU 1730323 A1, 30.04.1992. FR 2290534 А, 09.07.1976. ЕР 0378310 A1, 18.07.1990.

Адрес для переписки:

440026, г.Пенза, ул. Красная, 40, Пензенский государственный университет

(72) Автор(ы):

Артамонов Дмитрий Владимирович (RU),
Кузнецов Никита Сергеевич (RU),
Смогунов Владимир Васильевич (RU),
Вдовикина Ольга Анатольевна (RU),
Бахилин Вячеслав Александрович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Пензенский государственный университет” (ПГУ) (RU)

(54) СОТОВАЯ КОНСТРУКЦИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА

(57) Реферат:

Изобретение относится к области дорожного строительства и может быть использовано для усиления слабого основания, повышения прочности и несущей способности дороги. Сущность изобретения состоит в следующем: в автомобильной дороге, содержащей конструкцию земляного полотна с обочинами, откосами, расположенными в земляном полотне продольными и поперечными траншеями, заполненными сыпучим материалом, в продольные траншеи дополнительно введены вертикальные армирующие элементы с частотой шага поперечных траншей, при этом продольные и поперечные траншеи выполнены глубиной, большей глубины промерзания, траншеи заполнены дискретным армирующим материалом, например ветвями деревьев, соломой и т.п., залиты на 90%95% глубины связующей композицией, например глинопесчаной, поверх которой уложены непрерывные горизонтальные, скрепленные между собой в перекрестиях траншей армирующие элементы, например полипропиленовые ленты, и траншеи дозалиты связующей композицией доверху, причем горизонтальные продольные и поперечные армирующие элементы скреплены с вертикальными армирующими элементами, а поперечные армирующие элементы натянуты, что обеспечивает напряжение сжатия в поверхностном слое. 5 ил.

Изобретение относится к области дорожного строительства и может быть использовано для усиления слабого основания, повышения прочности и несущей способности дороги.

Известны конструкции дорог, в которых с целью повышения несущей способности в тело дороги уложены различные укрепляющие элементы – деревья и порубочные остатки, сетки, маты из полимерных материалов и пр. [1, 2, 3].

Недостатком этих решений является низкая устойчивость тела дороги к сезонным температурным и влажностным циклам, особенно переходам от положительным к отрицательным температурам, замерзанием-оттаиваниям многослойных, многофазных гетерогенных структур тела дороги.

Известны дороги, в которых дорожные одежды армированы кольцами, металлическими полосами, металлическими штырями и сваями [1, 4, 5, 6, 7].

Недостатком этих решений является малая эффективность укрепления дорожной одежды, поскольку деформации нижележащих слоев и тела дороги при воздействии температурно-влажностных и силовых факторов зачастую превышают допустимые.

Наиболее близким решением, взятым за прототип, является земляное полотно с обочинами, откосами, расположенными в земляном полотне продольными траншеями, заполненными сыпучим материалом, дополнительно введены поперечные траншеи, при этом продольные траншеи выполнены по краям дороги и по колейным линиям глубиной, большей глубины промерзания, а поперечные траншеи с частотой шага, возрастающей пропорционально транспортной нагрузке, траншеи заполнены дискретным армирующим материалом, например ветвями деревьев, соломой и т.п., залиты на 90%95% глубины связующей композицией, например глинопесчаной, поверх которой уложены непрерывные, скрепленные между собой в перекрестиях траншей армирующие элементы, например полипропиленовые ленты, и траншеи дозалиты связующей композицией доверху, причем продольные армирующие элементы натянуты. Что обеспечивает напряжение сжатия в поверхностном слое [8].

Прототип имеет недостаток – низкую устойчивость дороги к нагрузкам тяжелого транспорта, что приводит к дефектам дороги типа «келейность», «выбоины», «просадки», «разрывы».

Техническим результатом предлагаемого изобретения является повышение устойчивости основания дороги и увеличение его трещиностойкости.

Сущность изобретения состоит в следующем: в автомобильной дороге, содержащей конструкцию земляного полотна с обочинами, откосами в земляном полотне выполнены продольные и поперечные траншеи, заполненные сыпучим материалом. Продольные траншеи выполнены по краям дороги и по колейным линиям глубиной, большей глубины промерзания, а поперечные траншеи с частотой шага, возрастающей пропорционально транспортной нагрузке. Траншеи заполнены дискретным армирующим материалом, например ветвями деревьев, соломой и т.п., залиты на 90%95% глубины связующей композицией, например глинопесчаной, поверх которой уложены непрерывные, скрепленные между собой в перекрытиях траншей армирующие элементы, например полипропиленовые ленты, и траншеи дозалиты связующей композицией доверху. При этом в продольные траншеи дополнительно введены вертикальные армирующие элементы с частотой шага поперечных траншей, в котором прикреплены горизонтальные продольные и поперечные армирующие элементы, причем поперечные армирующие элементы натянуты, что обеспечивает напряжение сжатия в поверхностном слое.

На фиг.1 приведена схема разреза конструкции по А-А.

На фиг.2 представлена схема конструкции – поперечный разрез дороги.

На фиг.3 приведена схема разреза конструкции по А-А.

На фиг.4 дан разрез по В-В.

На фиг.5 схемы перекрестных траншей.

Сотовая конструкция земляного полотна содержит:

1 – насыпь (фиг.2),

2 – продольные траншеи (фиг.2),

3 – верхнее покрытие дороги (фиг.2),

4 – поперечные траншеи (фиг.3),

5 – вертикальные армирующие элементы (фиг.5),

6 – узел скрепления (фиг.5).

Примеры исполнения.

Пример 1. В земляном полотне шириной 6 м вновь строящейся дороги по одной полосе в обе стороны прорезают продольные по краям и под колейные линии траншеи шириной 810 см на глубину 1,4 м и поперечные на глубину 0,7 м, используя трактор Беларусь со стандартной навесной пилой траншеи заполняют дискретным армирующим материалом, ветвями деревьев, порубочными остатками. В продольные траншеи вводят вертикальные армирующие элементы, заливают глинопесчаной композицией не доверху, а на 90%95% глубины траншеи, поверх композиции укладывают продольные и поперечные армирующие элементы, например полипропиленовую ленту, скрепляют между собой и с вертикальными армирующими элементами в перекрестиях траншей, поперечные армирующие элементы натягивают по петлям и дозаливают траншеи глинопесчаной композицией, после чего устраивают поверхностное покрытие дороги, получая таким образом устойчивую сотовую конструкцию земляного полотна.

Пример 2. При ремонте участка дороги с асфальтобетонным покрытием с дефектами типа «колейность», «просадка» прорезают траншеи образуя сотовую сеточную структуру, с ячейками 1000 мм × 1000 мм заполняют траншеи тощим бетоном с внутренними вертикальными армирующими элементами в продольных траншеях, после чего на поверхности сотовой структуры размещают сваренную сетку из полипропиленовых лент, которые скрепляют с вертикальными армирующими элементами и закатывают асфальтобетоном.

Пример 3. При проектировании и изготовлении дорог или взлетно-посадочных полос из плит прорезают сотовую сеточную структуру по размерам плит. Армирование и заливку связующей композицией осуществляют в соответствии с нагрузками, воздействующими на дорогу или взлетно-посадочную полосу, например для взлетно-посадочных полос под тяжелые самолеты типа А-380 армирование осуществляют полиэфирные ленты, а в качестве связующей композиции используют бетон.

Источники информации

1. Бабков В.Ф. и др. Проектирование автомобильных дорог. – М.: Транспорт, 1987.

2. Справочник инженера-дорожника. Ремонт и содержание автомобильных дорог. Под ред. А.П.Васильева. М.: Транспорт, 1989.

3. Разработка новых конструкций дорожных покрытий, армированных фиброй и сетями. 30.10.2002, ГУП «НИИ Мосстрой», статья в Интернете: www.srtoinanka.ru

4. SU 1011757 А, 15.04.1983; DE 2438822 А1, 26.02.1976; GB 1105961 А, 13.03.1968.

5. Карпов В.К. «Автомобильная дорога». RU 61297 U1, 27.02.2007.

6. Боровик В.С.«Конструкция дорожной одежды». RU 2310031 С1, 10.11.2007.

7. Смогунов В.В. и др. Инновационные пути строительства дорог. Отчет и НИР. 5-ТМТ, 2008 г., 286 с.

8. Решение о выдаче патента от 04.03.2009 г. по заявке на изобретение 2008111293/03 «Сотовая конструкция земляного полотна».

Формула изобретения

Сотовая конструкция земляного полотна, содержащая конструкцию земляного полотна с обочинами, откосами, расположенными в земляном полотне продольными и поперечными траншеями, заполненными сыпучим материалом, при этом продольные траншеи выполнены по краям дороги и по колейным линиям глубиной, больше глубины промерзания, а поперечные траншеи с частотой шага, возрастающей пропорционально транспортной нагрузке, траншеи заполнены дискретным армирующим материалом, например ветвями деревьев, соломой и т.п., залиты на 90%95% глубины траншеи связующей композицией, например глинопесчаной, поверх которой уложены непрерывные, скрепленные между собой в перекрестиях траншей армирующие элементы, например полипропиленовые ленты, траншеи дозалиты связующей композицией доверху, отличающаяся тем, что в продольные траншеи введены вертикальные армирующие элементы с частотой шага поперечных траншей, к которым прикреплены горизонтальные продольные и поперечные армирующие элементы, причем поперечные армирующие элементы натянуты.

РИСУНКИ

Categories: BD_2392000-2392999