Патент на изобретение №2168036

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2168036 (13) C2
(51) МПК 7
F02B75/04, F02D15/02
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 27.05.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 98123762/06, 29.12.1998

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

29.12.1998

(43) Дата публикации заявки: 20.10.2000

(45) Опубликовано: 27.05.2001

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 1002631 A, 07.03.83. RU 2121590 C1, 10.11.98. RU 2121580 C1, 10.11.98. RU 2015361 C1, 30.06.94. RU 2007594 C1, 15.02.94. SU 878990 A, 07.11.81. DE 3107244 A1, 16.09.82. US 5595146 A, 21.01.97.

(71) Заявитель(и):

Конюхов Виталий Алексеевич,
Конюхов Алексей Витальевич,
Конюхова Елена Витальевна

(72) Автор(ы):

Конюхов В.А.,
Конюхов А.В.,
Конюхова Е.В.

(73) Патентообладатель(и):

Конюхов Виталий Алексеевич,
Конюхов Алексей Витальевич,
Конюхова Елена Витальевна

(54) СПОСОБ РАБОТЫ АДИАБАТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ СО СГОРАНИЕМ ПРИ ПОСТОЯННОМ ОБЪЕМЕ И АДИАБАТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ СО СГОРАНИЕМ ПРИ ПОСТОЯННОМ ОБЪЕМЕ


(57) Реферат:

Изобретение может быть использовано в двигателестроении. Способ работы адиабатного двигателя внутреннего сгорания со сгоранием при постоянном объеме заключается во впуске рабочего заряда в нагнетательный цилиндр двигателя, сжатии заряда, перепуске сжатого заряда в камеру сгорания, сгорании топлива при постоянном объеме, расширении продуктов сгорания в расширительном цилиндре двигателя и выпуске отработавших газов. Перепуск сжатого заряда производят в теплоизолированную камеру сгорания, образованную поршнем, головкой и стенками расширительного цилиндра, а сгорание топлива осуществляют при остановке поршня расширительного цилиндра в верхней мертвой точке. В зависимости от вида используемого топлива и нагрузки на двигатель осуществляют регулирование степени сжатия, объема камеры сжатия нагнетательного цилиндра и объема камеры сгорания расширительного цилиндра изменением положения верхних мертвых точек поршней. Раскрыт двигатель, реализующий заявленный способ. Технический результат заключается в повышении эффективности процесса сгорания топлива. 2 с. и 4 з.п. ф-лы, 7 ил.


Изобретение относится к области машиностроения, в частности к адиабатным двигателям внутреннего сгорания со сгоранием топлива при постоянном объеме и способам их работы.

Известен способ работы адиабатного двигателя внутреннего сгорания со сгоранием при постоянном объеме, заключающийся во впуске рабочего заряда в нагнетательный цилиндр двигателя, сжатии заряда, перепуске сжатого заряда в камеру сгорания, сгорании топлива при постоянном объеме, расширении продуктов сгорания в расширительном цилиндре двигателя и выпуске отработавших газов (см. авторское свидетельство СССР N 1002631, МПК F 02 B 41/00, 1983 г. ).

Из того же источника информации известен и адиабатный двигатель внутреннего сгорания со сгоранием при постоянном объеме, содержащий корпус, по меньшей мере одну пару цилиндров, один из которых выполнен нагнетательным, а другой расширительным, камеру сгорания постоянного объема, поршни с шатунами, установленные в цилиндрах, и коленчатый вал, причем нагнетательный и расширительный цилиндры выполнены с возможностью периодического сообщения между собой.

Недостатком известных способа и двигателя является недостаточно эффективный процесс сгорания топлива из-за потерь тепла в стенки цилиндра и невозможности регулирования величины камеры сгорания постоянного объема и степени сжатия в зависимости от вида потребляемого топлива и нагрузки на двигатель.

Задачей настоящего изобретения является повышение эффективности процесса сгорания топлива за счет уменьшения потерь тепла во время сгорания топлива при одновременном регулировании величины камеры сгорания постоянного объема и степени сжатия в зависимости от вида потребляемого топлива и нагрузки на двигатель.

Поставленная задача в части способа решается тем, что в способе работы адиабатного двигателя внутреннего сгорания со сгоранием при постоянном объеме, заключающемся во впуске рабочего заряда в нагнетательный цилиндр двигателя, сжатии заряда, перепуске сжатого заряда в камеру сгорания, сгорании топлива при постоянном объеме, расширении продуктов сгорания в расширительном цилиндре двигателя и выпуске отработавших газов, согласно изобретению перепуск сжатого заряда производят в теплоизолированную камеру сгорания, образованную поршнем, головкой и стенками расширительного цилиндра, сгорание топлива осуществляют при остановке поршня расширительного цилиндра в верхней мертвой точке, причем в зависимости от вида используемого топлива и нагрузки на двигатель осуществляют регулирование степени сжатия и объема камеры сжатия нагнетательного цилиндра и объема камеры сгорания расширительного цилиндра изменением положения верхних мертвых точек поршней нагнетательного и расширительного цилиндров, для чего шарниры сочлененных шатунов, преобразующих возвратно-поступательное движение поршней нагнетательного и расширительного цилиндров во вращательное движение коленчатого вала и наоборот, под действием маятниковых рычагов, одним концом воздействующих на шарниры сочлененных шатунов, а другим – взаимодействующих с приводами, перемещающими оси качания, смещают от осей цилиндров или к осям цилиндров при движении поршней к верхним мертвым точкам путем смещения осей качания маятниковых рычагов и их последующей фиксации, а остановку поршня расширительного цилиндра в верхней мертвой точке обеспечивают смещением шарнира сочлененного шатуна к оси цилиндра путем перемещения оси качания маятникового рычага во время сгорания топлива.

Поставленная задача в части способа может быть решена и тем, что в конце выпуска отработавших газов положение верхней мертвой точки поршня расширительного цилиндра переносят в крайнее верхнее положение, для чего осуществляют смещение шарнира сочлененного шатуна на ось цилиндра путем перемещения оси качания маятникового рычага и ее последующей фиксации.

Поставленная задача в части двигателя решается тем, что адиабатный двигатель внутреннего сгорания со сгоранием при постоянном объеме, содержащий корпус, по меньшей мере одну пару цилиндров, один из которых выполнен нагнетательным, а другой – расширительным, камеру сгорания постоянного объема, поршни с шатунами, установленные в цилиндрах, и коленчатый вал, причем нагнетательный и расширительный цилиндры выполнены с возможностью периодического сообщения между собой, согласно изобретению снабжен по меньшей мере одной парой маятниковых рычагов с приводами осей их качания, шатуны выполнены сочлененными из двух частей, соединенных шарнирами, маятниковые рычаги связаны с шарнирами сочлененных шатунов, приводы осей качания маятниковых рычагов выполнены с возможностью перемещения последних по прямым линиям, пересекающим оси цилиндров, причем привод оси качания маятникового рычага, связанного с сочлененным шатуном поршня нагнетательного цилиндра, выполнен с возможностью изменения положения верхней мертвой точки поршня, привод оси качания маятникового рычага, связанного с сочлененным шатуном поршня расширительного цилиндра, выполнен с возможностью изменения положения верхней мертвой точки поршня и остановки последнего в верхней мертвой точке, а камера сгорания образована поршнем, головкой и стенкой расширительного цилиндра и выполнена теплоизолированной.

Поставленная задача в части двигателя может быть решена тем, что привод оси качания каждого маятникового рычага состоит из профилированного кулачка, кинематически связанного с коленчатым валом, дополнительного рычага, взаимодействующего одной своей стороной с профилированной поверхностью кулачка, а другой стороной – с осью качания маятникового рычага с возможностью перемещения последней, пружины, установленной с возможностью поджатия оси качания маятникового рычага к дополнительному рычагу, и механизма осевого смещения кулачка, выполненного с возможностью изменения величины хода дополнительного рычага совместно с осью качания маятникового рычага.

Кроме того, поставленная задача в части двигателя может быть решена тем, что профилированная поверхность кулачка привода оси качания маятникового рычага, связанного с шарниром сочлененного шатуна поршня нагнетательного цилиндра, выполнена с возможностью перемещения дополнительного рычага для изменения положения верхней мертвой точки поршня.

Кроме того, поставленная задача в части двигателя может быть решена тем, что профилированная поверхность кулачка привода оси качания маятникового рычага, связанного с шарниром сочлененного шатуна расширительного цилиндра, выполнена с возможностью перемещения дополнительного рычага для изменения положения верхней мертвой точки поршня и его остановки в верхней мертвой точке во время сгорания топлива.

На фиг. 1 показан адиабатный двигатель, реализующий предлагаемый способ, при положении поршней в верхней мертвой точке (ВМТ).

На фиг. 2 – то же, при положении поршней в нижней мертвой точке (НМТ).

На фиг. 3 – положение звеньев кривошипно-шатунного механизма (КШМ) при сгорании топлива в камере сгорания постоянного объема в расширительном цилиндре и начале впуска в нагнетательном цилиндре.

На фиг. 4 – положение звеньев КШМ во время рабочего хода в расширительном цилиндре и впуска в нагнетательном цилиндре.

На фиг. 5 – положение звеньев КШМ в начале выпуска отработавших газов в расширительном цилиндре и начале сжатия в нагнетательном цилиндре.

На фиг. 6 – положение звеньев КШМ при перепуске свежего заряда из нагнетательного цилиндра в расширительный цилиндр.

На фиг. 7 – разрез А-А фиг. 1.

Адиабатный двигатель внутреннего сгорания со сгоранием при постоянном объеме, реализующий заявленный способ, содержит корпус 1, по меньшей мере одну пару цилиндров 2 и 3, один из которых выполнен нагнетательным, а другой – расширительным, головку 4 цилиндров 1, камеру сгорания 5 постоянного объема, поршни 6 с шатунами 7, установленные в цилиндрах, и коленчатый вал 8. Двигатель снабжен по меньшей мере одной парой маятниковых рычагов 9 с приводами осей 10 их качания. Шатуны 7 выполнены сочлененными из двух частей, соединенных шарнирами 11. Маятниковые рычаги 9 связаны с шарнирами 11 сочлененных шатунов 7. Приводы осей 10 качания маятниковых рычагов 9 выполнены с возможностью перемещения последних по прямым линиям, пересекающим оси О – О цилиндров 2 и 3. Привод оси 10 качания маятникового рычага 9, связанного с сочлененным шатуном 7 поршня 6 нагнетательного цилиндра 2, выполнен с возможностью изменения положения верхней мертвой точки поршня 6. Привод оси 10 качания маятникового рычага 9, связанного с сочлененным шатуном 7 поршня 6 расширительного цилиндра 3, выполнен с возможностью изменения положения верхней мертвой точки поршня и остановки последнего в верхней мертвой точке. Камера сгорания 5 образована поршнем 6, головкой 4 и внутренней поверхностью стенки расширительного цилиндра 3 и выполнена теплоизолированной за счет теплоизолированных покрытий 12, 13 и 14 соответственно на внутренних поверхностях головки 4, стенки расширительного цилиндра 3 и торцевой поверхности поршня 6. Нагнетательный и расширительный цилиндры 2 и 3 выполнены с возможностью периодического сообщения между собой при помощи перепускного канала 15. Камера сжатия 16 нагнетательного цилиндра 2 образована внутренними поверхностями головки 4, стенки нагнетательного цилиндра 2 и торцевой поверхностью поршня 6.

Привод оси 10 качания каждого маятникового рычага 9 состоит из профилированного кулачка 17, кинематически связанного с коленчатым валом 8 посредством зубчато-цепной или шестеренчатой передачи, дополнительного рычага 18, взаимодействующего одной своей стороной с профилированной поверхностью кулачка 17, а другой стороной – с осью 10 качания маятникового рычага 9 с возможностью перемещения последней, и пружины 19, установленной с возможностью поджатия оси 10 качания маятникового рычага 9 к дополнительному рычагу 18, и механизма осевого смещения кулачка, выполненного с возможностью изменения величины хода дополнительного рычага совместно с осью качания маятникового рычага. Механизм осевого смещения на чертежах не показан.

Для решения поставленной задачи может быть использован и любой другой привод, например электромагнитный с электронным блоком управления или гидравлический.

Профилированная поверхность кулачка 17 привода оси 10 качания маятникового рычага 9, связанного с шарниром 11 сочлененного шатуна 7 поршня 6 нагнетательного цилиндра 2, выполнена с возможностью перемещения дополнительного рычага 18 для изменения положения верхней мертвой точки поршня 6. На фиг. 7 показан разрез А-А кулачка 17, где угол обозначает наклон профилированной поверхности, отвечающей за изменение положений ВМТ и НМТ поршня 6 в зависимости от вида топлива, а угол обозначает наклон профилированной поверхности, отвечающей за изменение положений ВМТ и НМТ поршня 6 в зависимости от нагрузки двигателя.

Профилированная поверхность кулачка 17 привода оси 10 качания маятникового рычага 9, связанного с шарниром 11 сочлененного шатуна 7 поршня 6 расширительного цилиндра 3, выполнена с возможностью перемещения дополнительного рычага 18 для изменения положения верхней мертвой точки поршня 6 и его остановки в верхней мертвой точке во время сгорания топлива.

Способ работы адиабатного двигателя внутреннего сгорания со сгоранием при постоянном объеме заключается во впуске рабочего заряда в нагнетательный цилиндр 2 двигателя (фиг. 3, 4), сжатии заряда в нагнетательном цилиндре 2 (фиг. 5) и перепуске сжатого заряда из камеры сжатия 16 нагнетательного цилиндра 2 по перепускному каналу 15 в теплоизолированную камеру сгорания 5 (фиг. 6) расширительного цилиндра 3, где происходит сгорание топлива при постоянном объеме. Сгорание топлива осуществляют при остановке поршня 6 расширительного цилиндра 3 в верхней мертвой точке. В зависимости от вида используемого топлива и нагрузки на двигатель осуществляют регулирование степени сжатия и объема камеры сжатия 16 нагнетательного цилиндра 2 и объема камеры сгорания 5 расширительного цилиндра 3 изменением положения верхних мертвых точек поршней 6 нагнетательного и расширительного цилиндров 2 и 3. Для этого шарниры 11 сочлененных шатунов 7 смещают от осей О – О цилиндров 2 и 3 или к осям О – О этих цилиндров при движении поршней 6 к верхним мертвым точкам путем смещения осей качания 10 маятниковых рычагов 9 и их последующей фиксации. Смещение верхних мертвых точек поршня 6 нагнетательного цилиндра 2 показано на фиг. 4, 5, где показано смещение осей 10 качания маятниковых рычагов, например, из точки “а” в точку “b” и наоборот. В результате чего поршни 6 занимают заранее выбранное положение ВМТ, например BMТ1 или ВМТ2. Остановку поршня 6 расширительного цилиндра 3 в заранее выбранном положении ВМТ, например ВМТ2, обеспечивают смещением шарнира 11 сочлененного шатуна 7 к оси О – О цилиндра 3 путем перемещения оси 10 качания маятникового рычага 9, например, из точки “а” в точку “b” (фиг. 3) в течение всего времени сгорания топлива. Расширение продуктов сгорания (фиг. 4) и выпуск отработавших газов (фиг. 5) происходят в расширительном цилиндре 3.

В конце выпуска отработавших газов положение верхней мертвой точки поршня 6 расширительного цилиндра 3 переносят в крайнее верхнее положение, для чего осуществляют смещение шарнира 11 сочлененного шатуна 7 на ось O – O цилиндра 3 путем перемещения оси 10 качания маятникового рычага 9 и ее последующей фиксации, тем самым обеспечивается более полная очистка расширительного цилиндра 3 от отработавших газов.

Смещение осей 10 качания маятниковых рычагов 9 осуществляется воздействием на нее дополнительного рычага 18, который в свою очередь перемещается под действием профилированной поверхности кулачка 17. Пружина 19 осуществляет поджатие оси 10 к дополнительному рычагу 18. Кулачки 17 получают вращение от коленчатого вала 8 через кинематическую связь в виде зубчато-цепной или шестеренчатой передачи. Боковая профилированная поверхность кулачка 17 привода оси 10 качания маятникового рычага 9, связанного с сочлененным шатуном 7 поршня 6 нагнетательного цилиндра 2, участком профилированной поверхности с углом 1 (фиг.7) формирует воздействие на дополнительный рычаг 18 для смещения шарнира 11, а значит и положений мертвых точек поршня 6 (хода поршня и степени сжатия) в зависимости от вида используемого топлива, а участком поверхности с углом формирует воздействие на дополнительный рычаг 18 для смещения положений мертвых точек поршня 6 (хода поршня) в зависимости от нагрузки на двигатель.

Формула изобретения


1. Способ работы адиабатного двигателя внутреннего сгорания со сгоранием при постоянном объеме, заключающийся во впуске рабочего заряда в нагнетательный цилиндр двигателя, сжатии заряда, перепуске сжатого заряда в камеру сгорания, сгорании топлива при постоянном объеме, расширении продуктов сгорания в расширительном цилиндре двигателя и выпуске отработавших газов, отличающийся тем, что перепуск сжатого заряда производят в теплоизолированную камеру сгорания, образованную поршнем, головкой и стенками расширительного цилиндра, сгорание топлива осуществляют при остановке поршня расширительного цилиндра в верхней мертвой точке, причем в зависимости от вида используемого топлива и нагрузки на двигатель осуществляют регулирование степени сжатия и объема камеры сжатия нагнетательного цилиндра и объема камеры сгорания расширительного цилиндра изменением положения верхних мертвых точек поршней нагнетательного и расширительного цилиндров, для чего шарниры сочлененных шатунов, преобразующих возвратно-поступательное движение поршней нагнетательного и расширительного цилиндров во вращательное движение коленчатого вала и, наоборот, под действием маятниковых рычагов, одним концом воздействующих на шарниры сочлененных шатунов, а другим – взаимодействующих с приводами, перемещающими оси качания, смещают от осей цилиндров или к осям цилиндров при движении поршней к верхним мертвым точкам путем смещения осей качания маятниковых рычагов и их последующей фиксации, а остановку поршня расширительного цилиндра в верхней мертвой точке обеспечивают смещением шарнира сочлененного шатуна к оси цилиндра путем перемещения оси качания маятникового рычага во время сгорания топлива.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что в конце выпуска отработавших газов положение верхней мертвой точки поршня расширительного цилиндра переносят в крайнее верхнее положение, для чего осуществляют смещение шарнира сочлененного шатуна на ось цилиндра путем перемещения оси качания маятникового рычага и ее последующей фиксации.

3. Адиабатный двигатель внутреннего сгорания со сгоранием при постоянном объеме, содержащий корпус, по меньшей мере, одну пару цилиндров, один из которых выполнен нагнетательным, а другой – расширительным, камеру сгорания постоянного объема, поршни с шатунами, установленные в цилиндрах, и коленчатый вал, причем нагнетательный и расширительный цилиндры выполнены с возможностью периодического сообщения между собой, отличающийся тем, что он снабжен, по меньшей мере, одной парой маятниковых рычагов с приводами осей их качания, шатуны выполнены сочлененными из двух частей, соединенных шарнирами, маятниковые рычаги связаны с шарнирами сочлененных шатунов, приводы осей качания маятниковых рычагов выполнены с возможностью перемещения последних по прямым линиям, пересекающим оси цилиндров, причем привод оси качания маятников рычага, связанного с сочлененным шатуном поршня нагнетательного цилиндра, выполнен с возможностью изменения положения верхней мертвой точки поршня, привод оси качания маятникового рычага, связанного с сочлененным шатуном поршня расширительного цилиндра, выполнен с возможностью изменения положения верхней мертвой точки поршня и остановки последнего в верхней мертвой точке, а камера сгорания образована поршнем, головкой и стенкой расширительного цилиндра и выполнена теплоизолированной.

4. Двигатель по п.3, отличающийся тем, что привод оси качания каждого маятникового рычага состоит из профилированного кулачка, кинематически связанного с коленчатым валом, дополнительного рычага, взаимодействующего одной своей стороной с профилированной поверхностью кулачка, а другой стороной – с осью качания маятникового рычага с возможностью перемещения последней, пружины, установленной с возможностью поджатия оси качания маятникового рычага к дополнительному рычагу, и механизма осевого смещения кулачка, выполненного с возможностью изменения величины хода дополнительного рычага совместно с осью качания маятникового рычага.

5. Двигатель по п.4, отличающийся тем, что профилированная поверхность кулачка привода оси качания маятникового рычага, связанного с шарниром сочлененного шатуна поршня нагнетательного цилиндра, выполнена с возможностью перемещения дополнительного рычага для изменения положения верхней мертвой точки поршня.

6. Двигатель по п.5, отличающийся тем, что профилированная поверхность кулачка привода оси качания маятникового рычага, связанного с шарниром сочлененного шатуна расширительного цилиндра, выполнена с возможностью перемещения дополнительного рычага для изменения положения верхней мертвой точки поршня и его остановки в верхней мертвой точке во время сгорания топлива.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7


MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 30.12.2006

Извещение опубликовано: 20.01.2008 БИ: 02/2008


Categories: BD_2168000-2168999