Патент на изобретение №2168023

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2168023 (13) C1
(51) МПК 7
F01C1/16
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 27.05.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 99122952/06, 26.03.1997

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

26.03.1997

(43) Дата публикации заявки: 27.05.2001

(45) Опубликовано: 27.05.2001

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 1146482 A, 23.03.1985. SU 1838632 A3, 30.08.1993. DE 3326910 A1, 22.03.1984. US 4781553 A, 01.11.1988. US 5348456 A, 20.09.1994. GB 1026165 A, 14.04.1966.

(85) Дата перевода заявки PCT на национальную фазу:

26.10.1999

(86) Заявка PCT:

RU 97/00087 (26.03.1997)

(87) Публикация PCT:

WO 98/42951 (01.10.1998)

(71) Заявитель(и):

Закрытое акционерное общество “Независимая энергетика”

(72) Автор(ы):

Березин С.Р.,
Ведайко В.И.,
Носков А.Н.,
Щеглов А.Г.

(73) Патентообладатель(и):

Закрытое акционерное общество “Независимая энергетика”

(54) ПАРОВАЯ ВИНТОВАЯ МАШИНА


(57) Реферат:

Паровая винтовая машина может быть использована для преобразования энергии пара в механическую энергию. Особенностью конструктивного выполнения паровой машины является то, что она снабжена устройством для уравновешивания реактивных усилий в подшипниковых узлах, возникающих со стороны винтов, и разделителями пара и масла. Устройство для уравновешивания реактивных усилий в подшипниковых узлах выполнено в виде полости, образованной между валом и корпусом и сообщенной с одной стороны с источником пара, а с другой стороны – посредством дросселирующих каналов с выпускным патрубком. Полость выполнена в корпусе по обе стороны от винтов и размещена вдоль боковой поверхности вала на участке, расположенном противоположно направлению действия реактивных усилий. Разделители пара и масла снабжены элементами отвода пара и/или масла. Повышается КПД при одновременном увеличении ее моторесурса за счет улучшения уплотнения эксплуатационных и технологических зазоров между подвижными и неподвижными деталями паровой винтовой машины. 4 з.п.ф-лы, 4 ил.


Изобретение относится к области машиностроения, в частности к паровым расширительным машинам объемного вытеснения, а именно к паровым винтовым машинам, предназначенным для преобразования энергии пара в механическую энергию.

Предшествующий уровень техники
Известна паровая винтовая машина (SU, A3, 1838632), содержащая корпус, внутри которого выполнена камера высокого давления с размещенными в ней ведущим и ведомым винтами, находящимися в зацеплении, выходной редуктор и синхронизирующая передача, первый из которых связан с одной стороны с выходным валом машины, а с другой – с ведущим винтом, вторая передача предназначена для синхронизации оборотов винтов, которые установлены в подшипниковых опорах.

Известна также винтовая машина (SU, A, 1146482), содержащая корпус, в котором расположены находящиеся в зацеплении ведущий и ведомый винты, валы которых установлены в подшипниковых узлах, синхронизирующую передачу, впускной и выпускной патрубки для подачи и отвода рабочего тела, в частности пара, цилиндр для компенсации осевых усилий, подвижная деталь которого связана с валом ведущего винта, и система смазки подшипниковых узлов и упомянутых передач, впускной патрубок и цилиндр сообщены с источником пара.

Недостатком известных устройств является относительно невысокий КПД, обусловленный потерями в подшипниковых узлах ввиду проникновения в них пара из области высокого давления и наличия осевых и радиальных перенапряжений от действия винтов. Кроме этого, известные машины обладают небольшим сроком службы ввиду повышенного износа подшипниковых узлов и передач.

В основу настоящего изобретения положена задача создания паровой винтовой машины, обладающей повышенным КПД при одновременном увеличении ее моторесурса за счет улучшения уплотнения эксплуатационных и технологических зазоров между подвижными и неподвижными деталями паровой винтовой машины, включая зазоры между винтами, и более эффективного использования рабочего тела, а также за счет уравновешивания сил, действующих на тела вращения, в том числе в подшипниковых узлах.

Поставленная задача решается тем, что известная паровая винтовая машина, содержащая корпус, в котором расположены находящиеся в зацеплении ведущий и ведомый винты, валы которых установлены в подшипниковых узлах, выходная и синхронизирующая передачи, посредством первой из которых ведущий винт связан с выходным валом, а посредством второй – ведущий и ведомый винты связаны между собой, впускной и выпускной патрубки, цилиндр для компенсации осевых усилий, подвижная деталь которого связана с валом ведущего винта, и система смазки подшипниковых узлов и упомянутых передач, при этом выходная и синхронизирующая передачи расположены по разные стороны от упомянутых винтов, а впускной патрубок и цилиндр сообщены с источником пара, она снабжена устройством для уравновешивания реактивных усилий в подшипниковых узлах, возникающих со стороны винтов, и разделителями пара и масла, установленными на валах между винтами и подшипниковыми узлами, при этом устройство для уравновешивания реактивных усилий в подшипниковых узлах выполнено в виде полости, образованной между валом и корпусом и сообщенной с одной стороны с источником пара, а с другой стороны – посредством дросселирующих каналов с выпускным патрубком, причем полость выполнена в корпусе по обе стороны от винтов и размещена вдоль боковой поверхности вала на участке, расположенном противоположно направлению действия реактивных усилий, при этом разделители пара и масла снабжены элементами отвода пара и/или масла.

Целесообразно, чтобы каждый разделитель пара и масла был выполнен в виде уплотнительных колец, между которыми расположены элементы отвода пара и/или масла.

Предпочтительно, чтобы каждый элемент отвода пара и/или масла был выполнен в виде, по меньшей мере, двух полостей, каждая из которых расположена между обращенными друг к другу уплотнительными кольцами, причем первая полость – дренажная, расположенная со стороны подшипникового узла, была сообщена каналом с атмосферой, а вторая полость, расположенная со стороны винта, была сообщена посредством канала с выпускным патрубком. Целесообразно, чтобы элемент отвода пара и/или масла был снабжен с механизмом принудительного отвода пара и масла.

Целесообразно, чтобы механизм принудительного отвода пара и/или масла был выполнен в виде диафрагмы, расположенной между обращенными друг к другу уплотнительными кольцами с зазорами, один из которых со стороны подшипникового узла сообщен с каналом, связанным с гидробаком системы смазки, а второй зазор, расположенный со стороны винта, сообщен с каналом, связанным с атмосферой, при этом на поверхности вала или диафрагмы на участке их взаимодействия между собой выполнены противоположно направленные винтовые канавки, входы которых сообщены с атмосферой, а выходы – с соответствующим зазором, при этом винтовая канавка, сообщенная с зазором, связанным с гидробаком, выполнена с направлением, соответствующим направлению ведущего винта, с возможностью обеспечения принудительного отвода просочившегося масла в гидробак.

Краткое описание чертежей
На фиг. 1 изображен общий вид паровой винтовой машины; на фиг. 2 – сечение А-А по фиг. 1; на фиг. 3 – разделитель пара и масла паровой винтовой машины; на фиг. 4 – разделитель пара и масла, выполненный с механизмом принудительного их отвода.

Лучший вариант осуществления изобретения
Паровая винтовая машина согласно изобретению содержит корпус 1 (фиг. 1), в камере высокого давления которого расположены находящиеся в зацеплении ведущий 2 и ведомый 3 винты, валы 4 и 5 которых установлены в подшипниковых узлах 6. Винты связаны между собой синхронизирующей передачей 7, шестерни которой размещены на валах 4 и 5 с одной стороны винтов. С другой стороны винтов 2 и 3 расположена выходная передача 8, предназначенная для снятия выходной мощности и связанная с одной стороны с ведущим винтом 2, а с другой стороны – с выходным валом 9 машины.

Для подачи и отвода пара служат впускной и выпускной патрубки 10 и 11 (фиг. 1), первый из которых сообщен с камерой высокого давления и с источником пара, обеспечивающим подачу теплоносителя под высоким давлением в упомянутую камеру (изображено в виде стрелки и сплошной линии). Система смазки подшипниковых узлов 6 и передач 7 и 8 выполнена в виде насоса 12 (фиг. 1) с приводом от выходного вала 9. Вход насоса 12 гидравлически связан с гидробаком 13, а выход насоса 12 через охладитель 14 масла и фильтр 15 – с нагнетательным масляным коллектором 16, обеспечивающим подачу масла в зону передач 7 и 8, а также к подшипниковым узлам 6 (изображено в виде стрелки и пунктирной линии).

Для уравновешивания осевых усилий, возникающих на винтах 2 и 3 и, как следствие, в подшипниковых узлах 6, паровая винтовая машина (фиг. 1) снабжена цилиндром 17 для компенсации осевых усилий, поршень 18 которого связан с валом 4 ведущего винта 2, при этом полость цилиндра 17 сообщена с источником пара.

На валах 4 и 5 винтов 2 и 3 между подшипниковыми узлами 6 и упомянутыми винтами, т.е. в зонах наиболее вероятного соприкосновения пара и масла, расположены разделители пара и масла. Каждый разделитель пара и масла выполнен в виде установленных в несколько рядов уплотнительных колец 19, отдельные из которых обращены друг к другу с возможностью предотвращения проникновения пара или масла с противоположных направлений. При этом между уплотнительными кольцами 19, обращенными друг к другу, расположены элементы отвода пара и/или масла.

Элемент отвода пара и/или масла выполнен в виде, по меньшей мере, двух полостей 20 и 21 (фиг. 3, 4), каждая из которых расположена между уплотнительными кольцами 19, причем первая 20, расположенная со стороны подшипникового узла, сообщена каналом 22 с атмосферой – выполняет функцию дренажной полости, а вторая полость 21, расположенная со стороны соответствующего винта, сообщена посредством канала 23 с выпускным патрубком. Для повышения эффективности изоляции камеры высокого давления от масла каждый элемент отвода пара и/или масла выполнен с механизмом принудительного отвода пара и/или масла.

Механизм принудительного отвода пара и/или масла выполнен в виде диафрагмы 24 (фиг. 4), расположенной между обращенными друг к другу уплотнительными кольцами 19 с зазорами 25, один из которых со стороны подшипникового узла 6 сообщен с каналом 26 с гидробаком 13 системы смазки, а второй зазор, расположенный со стороны винта, сообщен с каналом 23, связанным с выпускным патрубком 11.

На поверхностях валов 4 и 5 ( фиг.4) на участке их взаимодействия с диафрагмой 24 выполнены противоположно направленные винтовые канавки 27 и 28, входы которых сообщены посредством выполненных в диафрагме 24 кольцевой проточки 29 и канала 30 с атмосферой, а выходы – с соответствующим зазором 25, при этом винтовая канавка 27, сообщенная с зазором 25, связанным с гидробаком 13, выполнена с направлением, соответствующим направлению ведущего винта 2 для обеспечения принудительного отвода масла в гидробак 13 за счет выталкивания его из зазора 25 напором воздуха, обеспечивая, тем самым, надежную изоляцию масляных и паровых сред, способствующую повышению КПД и срока службы машины в целом. Возможно выполнение винтовых канавок 27 и 28 в диафрагме 24 на участке ее взаимодействия с валом винта. Канал 30 сообщен с атмосферой посредством канала 31.

Устройство для уравновешивания реактивных усилий в подшипниковых узлах также предназначено для достижения этого эффекта. Устройство (фиг. 2) расположено на валах 4 и 5 между винтами 2 и 3 и подшипниковыми узлами 6. Каждое устройство выполнено в виде полости 32, образованной между валом 4 или 5 и корпусом 1 и сообщенной с одной стороны с источником пара, а с другой стороны – посредством, по меньшей мере, одного дросселирующего канала 33 с выпускным патрубком 11, в частности через промежуточную камеру 34. На фиг. 2 изображен вариант выполнения дросселирующего канала 33 в виде щели, образованной между валом винта и выступом 35 корпуса 1. В другом варианте (фиг. 2) дросселирующие каналы 33 выполнены в виде отверстий 36, размещенных в выступах 35. Выступы 35 выполнены на корпусе 1 вдоль валов 4 и 5 и разделяют полость 32 и промежуточную камеру 34.

Полость 32 выполнена в корпусе 1 и размещена вдоль боковой поверхности вала 4 или 5 на участке, расположенном противоположно направлению действия реактивных усилий.

С целью дополнительного повышения эффективности разделения пара от масла, между поршнем 18 (фиг. 1) и цилиндром 17 для компенсации осевых усилий последовательно расположены в направлении от его полости узел для уплотнения и разделитель пара от масла.

В одном из вариантов уплотнительное кольцо 19 (фиг. 3, 4) выполнено в виде стакана 37 с размещенным в нем и подпружиненным относительно него уплотнительным элементом, выполненного с кожухом 38. Уплотнительные кольца 19, расположенные на валах 4 и 5, установлены в промежуточном корпусе 39. Работа паровой винтовой машины осуществляется следующим образом. Пар под высоким давлением поступает во впускной патрубок 10 и приводит во вращение винты 2 и 3 (фиг. 1, 3 и 4). Отработанный пар выходит через выпускной патрубок 11 под давлением, превышающим атмосферное. Одновременно пар от его источника под высоким давлением поступает в цилиндр 17, где воздействуя на поршень 18, связанный с валом 4, формирует силу, противодействующую осевым усилиям, обусловленным, в частности, взаимодействием винтов 2 и 3 между собой и с теплоносителем. В процессе преобразования энергии теплоносителя в механическую энергию пар под высоким давлением постоянно подается в полость 32 (фиг. 2) устройства для уравновешивания реактивных усилий в подшипниковых узлах 6. В полостях 32, размещенных вдоль боковой поверхности вала 4 и 5 на участках, противоположно расположенных направлению действия реактивных усилий со стороны винтов, за счет давления пара на вал в этих участках возникает радиальное усилие “P”, компенсирующее действие реактивных усилий и разгружающее, тем самым, подшипниковые узлы 6. Кроме этого, при перетекании пара через дросселирующие каналы 33 из полости 32 в промежуточную камеру 34 и далее в выпускной патрубок 11 происходит его конденсация. Образующаяся в процессе конденсации пара жидкость заполняет эксплуатационные и технологические зазоры, повышает сопротивление на пути движения пара, уменьшая тем самым вероятность его проникновения в зону подшипниковых узлов при одновременном обеспечении эффективной разгрузки подшипниковых узлов.

Насос 12 подает масло под давлением через фильтр 15 и охладитель 14 к передачам 7 и 8, а также в подшипниковые узлы 6.

Проникновение масла в камеру высокого давления, а пара в зону работы подшипниковых узлов и передач существенно снижает КПД машины и срок службы отдельных ее узлов. Для исключения этого предусмотрено следующее.

В случае выхода пара, находящегося под высоким давлением, за пределы камеры высокого давления и первые ряды уплотнительных колец 19, пар (на фиг. 3 и 4 изображено в виде стрелки и сплошной линии) попадает в полость 21 и далее посредством канала 23 – в выпускной патрубок 11. Учитывая, что давление пара во впускном патрубке 10 превышает атмосферное, значительная его часть, просочившаяся через зазоры и уплотнительные кольца 19, будет отведена за пределы передач и подшипниковых узлов. Оставшаяся часть пара в небольшом количестве через последующие ряды уплотнительных колец 19 попадает в полость 20, сообщенную с атмосферой. В эту же полость 20 с другой стороны, т.е. со стороны подшипникового узла 6, попадает просочившееся через уплотнительные кольца 19 масло.

Соприкосновению масла и пара в полости 20 препятствует диафрагма 24, которая обеспечивает отведение просочившегося масла в гидробак 13, а пара – в атмосферу.

Для обеспечения стабильного выведения масла и пара применен механизм принудительного отвода пара и/или масла. Согласно варианту, изображенному на фиг. 4, при вращении вала с винтом 2 или 3 противоположно направленные винтовые канавки, выполненные на валу, работая как шнековые насосы, подсасывают воздух (изображено в виде стрелки с точками) из атмосферы через канал, направляют поток воздуха по одной канавке навстречу просочившемуся маслу и по другой канавке – навстречу пару и конденсату, подхватывают их и по зазорам 25 и каналам 26 масло транспортируют в гидробак 13, а по каналам 23 пар и конденсат – в атмосферу. Таким образом создается надежная изоляция масла и пара.

Промышленная применимость
Настоящее изобретение может быть использовано в энергетических установках, наземных и водных транспортных средств.

Формула изобретения


1. Паровая винтовая машина, содержащая корпус, в котором расположены находящиеся в зацеплении ведущий и ведомый винты, валы которых установлены в подшипниковых узлах, выходная и синхронизирующая передачи, посредством первой из которых ведущий винт связан с выходным валом, а посредством второй ведущий и ведомый винты связаны между собой, впускной и выпускной патрубки, цилиндр для компенсации осевых усилий, подвижная деталь которого связана с валом ведущего винта, и система смазки подшипниковых узлов и упомянутых передач, при этом выходная и синхронизирующая передачи расположены по разные стороны от упомянутых винтов, а впускной патрубок и цилиндр сообщены с источником пара, отличающаяся тем, что она снабжена устройством для уравновешивания реактивных усилий в подшипниковых узлах, возникающих со стороны винтов, и разделителями пара и масла, установленными на валах между винтами и подшипниковыми узлами, при этом устройство для уравновешивания реактивных усилий в подшипниковых узлах выполнено в виде полости, образованной между валом и корпусом и сообщенной с одной стороны с источником пара, а с другой стороны – посредством дросселирующих каналов с выпускным патрубком, причем полость выполнена в корпусе по обе стороны от винтов и размещена вдоль боковой поверхности вала на участке, расположенном противоположно направлению действия реактивных усилий, при этом разделители пара и масла снабжены элементами отвода пара и/или масла.

2. Паровая винтовая машина по п.1, отличающаяся тем, что каждый разделитель пара и масла выполнен в виде противоположно расположенных уплотнительных колец, между которыми расположены элементы отвода пара и/или масла.

3. Паровая винтовая машина по пп.1 и 2, отличающаяся тем, что элемент отвода пара и/или масла выполнен в виде, по меньшей мере, двух полостей, каждая из которых расположена между обращенными друг к другу уплотнительными кольцами, причем первая полость – дренажная, расположенная со стороны подшипникового узла, сообщена каналом с атмосферой, а вторая полость, расположенная со стороны винта, сообщена посредством канала с выпускным патрубком.

4. Паровая винтовая машина по пп.1 – 3, отличающаяся тем, что элемент отвода пара и/или масла выполнен с механизмом принудительного отвода пара и/или масла.

5. Паровая винтовая машина по п.4, отличающаяся тем, что механизм принудительного отвода пара и/или масла выполнен в виде диафрагмы, расположенной между уплотнительными кольцами с зазором, один из которых со стороны подшипникового узла сообщен с каналом, связанным с гидробаком системы смазки, а второй зазор, расположенный со стороны винта, сообщен с каналом, связанным с атмосферой, при этом на поверхности вала или диафрагмы на участке их взаимодействия между собой выполнены противоположно направленные винтовые канавки, входы которых сообщены с атмосферой, а выходы – с соответствующим зазором, при этом винтовая канавка, сообщенная с зазором, связанным с гидробаком, выполнена с направлением, соответствующим направлению ведущего винта.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 27.03.2005

Извещение опубликовано: 20.02.2006 БИ: 05/2006


Categories: BD_2168000-2168999