|
(21), (22) Заявка: 2008128184/14, 10.07.2008
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
10.07.2008
(43) Дата публикации заявки: 10.02.2010
(46) Опубликовано: 20.06.2010
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
RU 2321034 С2, 27.03.2008. RU 2318477 C2, 10.03.2008. ПОПОВ А. Когда в глазах двоится, Интернет,
Адрес для переписки:
420141, г.Казань, ул. Кул Гали, 20, кв.15, В.Н. Антипову
|
(72) Автор(ы):
Антипов Владимир Николаевич (RU), Антипов Антон Владимирович (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина” (RU), Антипов Владимир Николаевич (RU)
|
(54) СПОСОБ РАЗВИТИЯ СТЕРЕОСКОПИЧЕСКОГО ЗРЕНИЯ
(57) Реферат:
Изобретение относится к области медицины, а именно к психологии, экологии человека, психофизиологии, офтальмологии, и может быть использовано при изучении деятельности мозга, построении новых принципов деятельности нейронных сетей; применяться в разработке компьютеров параллельного принципа деятельности или в иной области, связанной с применением творческих способностей. На первом этапе предъявляют идентично-подобное изображение с элементами стереоскопической глубины, получают режим наложения структур, фиксируют количество элементов глубины на изображении и при наблюдении большего числа элементов глубины в режиме наложения, чем в условиях построения стереоскопической глубины, переходят ко второму этапу. На втором этапе обучают человека самостоятельно строить идентично-подобные структуры, при этом постоянно осуществляют режим наложения структур в процессе их построения до того момента, пока не возникает зрительное ощущение отделения одиночных образов от фона в режиме наложения, а затем и без него; по окончании этапа повторно определяют число элементов глубины на идентично-подобном изображении. На третьем этапе строят изображения с непрерывным перекрытием образов с элементами стереоскопический глубины, процесс их наблюдения осуществляют до тех пор, пока зрительное ощущение глубины наблюдается в режиме наложения для большего числа образов на идентично-подобном изображении, чем в конце второго этапа, и переходят к четвертому этапу тогда, когда аналогичные эффекты глубины остаются и без условия наложения, осуществляют проверку числа элементов глубины на идентично-подобном изображении в режиме наложения и без него. На четвертом этапе используют изображения с монокулярной пространственной перспективой образов с элементами стереоскопической глубины, осуществляют наблюдение до тех пор, пока в режиме наложения образуется ощущение глубины для большего, чем в конце третьего этапа, числа образов на идентично-подобном изображении, а перспектива пространственного восприятия остается и без режима наложения. На пятом этапе выбирают изображения с эффектом рельефности, наблюдают их, а переход к шестому этапу осуществляют после возникновения объемного ощущения интенсивности тех ее распределений, для которых у большинства не может возникать никаких эффектов глубины; на шестом этапе тренируют способность для любых изображений регулировать ощущения глубины плоских образов как в режиме наложения, так и без него. Способ позволяет обеспечить развитие стереоскопического зрения. 8 ил.
Изобретение относится к оптике, психологии, экологии, экологии человека и геоэкологии и может быть использовано в психофизиологии, при изучении деятельности мозга; нейронауке, при построении новых принципов деятельности нейронных сетей; применяться в разработке компьютеров параллельного принципа деятельности; в бизнесе и любой иной области, связанной с применением творческих способностей.
Известно, что в современном развитом обществе востребовано развитие творческих способностей и интуиции. Проблема формирования интуитивных способностей аналогично и самому понятию «интуиция» на сегодняшний день остается очень актуальной. Развитие творческих способностей, особенно в раннем возрасте, способствует раскрепощению ребенка и создает тем самым хорошие предпосылки для высокого уровня подсознания [1]. Индустриальные великаны, наводняющие Америку и Европу, не жалеют средств на развитие интуитивных способностей своих служащих. Пример – руководство компании «Майкрософт» [1].
Известно, что интуицией от рождения обладает каждый человек [1] и она присуще не только человеку, но и высшим животным. Имеется определение интуиции как антиципации или опережающего отражения (т.е. предсказание будущих событий). Считают, что она присуща любому роду деятельности и упреждение времени ее проявления до реализации события имеет различные значения [2]. Некоторые исследователи относят интуицию к элементам строения генетической структуры, другие относят ее к результатам накопленного жизненного опыта и вовлечения в какой-то род деятельности [3]. В философском понимании интуиции она состоит из чувственной и интеллектуальной [4].
Т.е. интуиция вовлеченного мышления (или интеллектуальная интуиция) есть результат совместного действия биологической сущности человека (или генетической структуры) и его осознанной деятельности, т.е. сознания. Развитие интуиции вовлеченного действия (или мышления) может быть основано и на накопленном жизненном опыте, углубленных и специальных знаниях в какой-то области, необходимости приобретения профессиональных навыков [3].
Известно, что зрительная система и высокоуровневое абстрактное мышление используют общие принципы обработки информации [5]. Способность зрительной системы определять расстояние развилась миллионы лет назад еще у первых биологических видов, и она относится к уровню строения генетической структуры. В соответствии с принципами действия эволюционно – развитой биологической зрительной системы нельзя получить полноценных эффектов глубины, если 2D- образы находятся на плоском носителе или объекты окружающего пространства расположены на расстояниях больше 200-300 м. Однако известно, что с использованием специальной методики обучения (т.е. применения сознания) и современной информационно-компьютеризованной окружающей среды имеется возможность развить способность получать полноценные ощущения пространственного зрительного восприятия плоских образов на 2D- носителях. При этом их восприятие становится образно-структурированным и эффекты глубины возникают для нового формирования образов по признаку отделения по цвету, интенсивности, местоположению в поле зрения и т.д. [6]. Сопоставляя принципы деятельности зрительной системы и высокоуровневого мышления видно, что они используют как подсознание, так и сознание. Для абстрактного мышления – это интуиция генетической структуры и интуиция вовлеченного действия. У зрительной системы – это глубина объектов окружающего пространства и способность восприятия глубины и объемности образов на плоских носителях. В одном из определений интуиции утверждается, что это способность получать результат (ответ) какой-то проблемы (или задачи) без этапа его решения. При этом такой ответ противоречит логической постановке первоначальных целей и может быть сначала непонятен человеку (или даже на него не обращают внимания), получившему ответ. В обучении зрительной системы – это способность получать ощущение глубины и объемности образов на плоских носителях не имеет никаких логических предпосылок из методики обучения и построения идентично-подобных структур. Возникла она и развивалась при непосредственном участии двух видов интуиции [6]. Т.к. мышление и зрительная система при обработке информации используют общие принципы, то для любого человека применение методики обучения зрительной системы [7, 8], развитие способности получать ощущение глубины образов на плоских носителях приведет к возникновению системы интуитивного планирования в общении с окружающей действительностью.
Задачей изобретения является развитие стереоскопического зрения.
Задача достигается на первом этапе предъявлением зрительной системе идентично-подобного изображения с элементами стереоскопической глубины, получением режима наложения структур, фиксированием количества элементов глубины на изображении и с наблюдением большего числа элементов глубины в режиме наложения, чем в условиях их построения, переходом ко второму этапу и обучением человека самостоятельно строить идентично-подобные структуры при постоянном осуществлении режима наложения структур в процессе их построения до момента возникновения зрительного ощущения отделения одиночных образов от фона в режиме наложения, а затем и без него, повторным определением числа элементов на идентично-подобном изображении, на третьем этапе построением изображений с непрерывным перекрытием образов с элементами стереоскопической глубины, с осуществлением процесса их наблюдения до состояния зрительного ощущения глубины для большего числа образов, чем в конце второго этапа, и переходом к четвертому этапу с регистрацией аналогичных эффектов глубины и без условия наложения, осуществлением проверки числа элементов глубины на идентично-подобном изображении в условиях наложения и без него; на четвертом этапе с использованием изображения с монокулярной пространственной перспективой образов с элементами стереоскопической глубины, с осуществлением наблюдения глубины для большего, чем в конце третьего этапа, числа образов, с пространственным восприятием образов и без режима наложения; выбором на пятом этапе изображения с эффектами рельефности, наблюдением их, с осуществлением перехода к шестому этапу после возникновения объемного ощущения интенсивности тех ее распределений глубины, отсутствующих у большинства; на шестом этапе с проведением тренировки способностей и осуществлением регулируемого ощущения глубины плоских образов при условии наложения и без него.
На фиг.1 приведен пример изображения, взятый в одной из ТВ передач канала National Geographic, когда в одну сторону происходило движение изображения буквы Y малого размера. Это позволило построить обобщенный стереоскопический ряд из четырех изображений. Название приставки «обобщенный» применено потому, что под стереоскопическими проекциями всегда понимают только два изображения, полученных с двух пространственно – разделенных точек, а на фиг.1 их больше. На изображении два горизонтальных ряда структур, но верхний ряд не имеет смещения образов. Цифры «06» используются как контрольные при получении наложения структур. По принципу построения на изображении выделяются только два слоя – это буква Y меньшей величины и Y большого размера на красно-желтом фоне. И эти слои должны восприниматься как плоские. Расстояния между буквами Y различной величины и фоном отличаются на 0,5%, а цифры «06» имеют расстояние больше фона на 3%. Изображения построены так, что необходимо осуществлять режим наложения структур при концентрации взгляда на предмет, расположенный между глазами и плоскостью рисунка. При этом число структур в ряду буквы Y большого размера и фона увеличивается до пяти. На переднем плане воспринимается ряд «06», на самом дальнем плане фон изображения, перед ним выделяется буква Y малого размера. На фиг.2 представлен набор отдельных слов, состоящий из семи слоев глубины. Формирование слоев получено подбором расстояний различной величины по горизонтали, но для одного слоя они одинаковые для каждого элемента его горизонтальной структуры. Отличие расстояний между надписями составляет величину около 15%. Однако эти надписи разделены по вертикальному размеру листа. Для данного рисунка не имеет значение, как происходит концентрация взгляда, достаточно осуществить условия наложения, когда число букв в ряду увеличится на одну. Тогда каждый ряд будет восприниматься на постоянной глубине относительно других. На фиг.3 показано сложное изображение, когда образы формируются как непрерывное распределение облачного покрова и образующие его фон, как и отдельные элементы – это глаза, чайки и отдельные облака. Т.к. развивается образно-структурированное зрительное восприятие, то любой образ, отделяющийся от другого цветом или оттенком серого, может приобрести ощущение глубины. На фиг.4 показана картина художника Голбейна «Иисус» с пространственной перспективой элементов. На переднем плане ложе, на которой лежит человек, на нем его тело и далее темная пустота. Все это помещено в проеме гроба. Фиг.5 иллюстрирует обобщенную стереоскопическую проекцию (как идентично-подобную структуру), на которой все воспринимаемые элементы расположены в реальном пространственном построении. Но для его восприятия следует сконцентрировать взгляд на объект между глазами и изображением, получить в наложенном режиме наблюдения четыре горизонтальные проекции картины. На фиг.6 показана Физическая карта мира, на которой множество образов, имеющих ощущение глубины уже для развитой зрительной системы. Чтобы воспринять этот эффект, на фиг.7 построены смещенные проекции для Антарктиды (концентрация взгляда на предмет между глазами и фиг.7). Некоторые горизонтальные ряды не имеют смещения материка, для других его величина изменяется. На фиг.8 приведена подборка изображений полета самолета «Конкорд», имеющая множественные слои зрительного ощущения глубины. В режиме наложения (концентрация взгляда на предмет между глазами и фиг.8) верхний и нижние ряды приобретают пространственное расположение образов. При этом мелкая структура формирует вертикальное слово «КГУ» и каждый элемент структуры имеет пространственное построение.
На приведенных примерах изображений принцип действия способа следующий. Выбирается видеосюжет любой передачи, у которого происходит монотонное смещение одних k-образов относительно других, а изображение сформировано образами с участками непрерывного распределения цвета, его интенсивности. Из сюжета оцифровываются отдельные кадры, на которых каждый смещающийся образ меняет свое местоположение относительно неподвижных не более чем на 25%. На фиг.1 это изображение Y малого размера. Все остальные образы остаются без изменения. Для упрощения наблюдения смещение может возрастать по структурам горизонтального ряда. Кадры располагаются в горизонтальный ряд и образуют структуру, называемую обобщенной стереоскопической проекцией – «I» (или еще одно название – идентично-подобной структурой). На фиг.1 смонтировано два ряда изображений, верхний ряд не имеет смещения образов и цифры «06» как опорные символы. Если, глядя на обобщенную проекцию, осуществить режим наложения горизонтальных структур, т.е. сначала сконцентрировать взгляд вне плоскости изображения (по принципу построения изображения необходимо концентрировать взгляд на предмет между глазами и фиг.1) и получить двоение каждого горизонтального элемента, а затем добиться слияния двух смежных изображений, то возникают некоторые элементы глубины. Для биологически-физического принципа действия зрительной системы глубина образов может возникать только для k-образов, т.е. букв Y малого размера и контрольных цифр «06». Образы и их количество, для которых наблюдаются эффекты глубины, фиксируются. У тех, у кого глубина возникает для k+q образов (или распределения интенсивности букв Y, фона, окружающих их), уже имеют новые первичные элементы развивающейся зрительной системы, т.е. интуиции зрительной системы как адаптации к воздействию двумерных изображений, учитывая взаимосвязь принципов действия зрительной системы и высокоуровневого мышления и первичные элементы интуиции вовлеченного действия. Те, кто воспринимает глубину только для 2 образов, на момент начала обучения зрительной системы не обладают первичными навыками интуиции вовлеченного действия. Глубина и объемность тех структур, для которых не проводилось смещение, наблюдаются в любых вариантах их наложения и даже для одной копии. Главным условием получения данной процедуры является обучение наблюдения глубины в режимах наложения для обобщенных стереоскопических проекций или идентично-подобных структур в двух условиях концентрации взгляда, т.е. до изображения или на удаленные предметы.
Следующий этап состоит в освоении принципов самостоятельного построения идентично-подобных изображений на одиночных образах. Но его целесообразно проводить только для тех, у кого успешно реализован первый этап. Его можно осуществить в пакете WORD или Photoshop. На каждом горизонтальном ряду набираются идентичные символы, а смежные ряды располагаются на расстояниях, отличающиеся не более чем на 25%. Причем между символами каждого горизонтального ряда целесообразно выбирать разброс расстояний, не превышающий тех же значений. Например, надпись «2008-04-ФИПС» образует один уровень между элементами, у которых расстояние 215 пк, между слоем из слова «спор» расстояние 161 пк, т.к. расстояния отличаются на предельно допустимые. Отметим, что зрительная система без особых усилий разносит одиночные образы с таким большим разбросом, но они должны быть раздвинуты друг от друга. Процесс построения выполняется постоянно только в режиме наложения, и он следующий. Сначала устанавливаются первые два символа горизонтального ряда на выбранном интервале U. Затем ставится третий символ и, осуществляя режим наложения, символ начинает передвигаться и он не имеет ощущения глубины. По мере движения к выбранному интервалу U происходит как бы его захват в общую структуру, и символ приобретает глубину. Аналогично, по мере удаления от расстояния от значения U сначала меняется ощущение глубины его восприятия, а затем она для него пропадает. Поэтому имеется интервал расстояния U, в пределах которого при режиме наложения символ имеет эффект глубины. Следующий символ и другие горизонтальные ряды строятся аналогично. Выбор расстояний между символами каждого горизонтального ряда осуществляется в режиме наложения и пределах тех интервалов Uj, чтобы без особого напряжения можно было осуществлять режим наложения и наблюдение эффектов глубины между символами. Целесообразно изменять масштабирование отдельных символов одного горизонтального ряда, но не выходить за пределы ±10%. Режим наложения осуществляется при концентрации взгляда на предмет между изображением и глазами или при ориентации взгляда на удаленные объекты. На данном этапе необходимо научиться выполнять оба режима концентрации взгляда и применять их непосредственно в процессе построения одиночных горизонтально-подобных структур. Этап завершается, когда построенная одиночная структура (в том числе и любой текст на экране монитора PC) без условия режима наложения приобретает эффект отделения от фона листа. Развивается явление, которого нет в первичных задачах методики построения изображений. Глубина возникает только между символами и в режиме наложения. Поэтому можно отнести ее к первичному ощущению глубины как интуиции зрительной системы или назвать результатом познавательной операции. По завершению этапа производится контроль на изображении «I» и, в режиме наложения, определение возникновения эффектов объемности букв Y и фона вокруг них. Очередной этап развития осуществляется при построении более сложных изображений, по типу представленных на фиг.3. Сначала выбирается фоновый слой – это слой из облачного покрова. По горизонтальной и вертикальным составляющим он должен иметь распределение интенсивности изображения от светлых до темных оттенков. Далее из него монтируется вертикальный набор структуры. Затем копируется и устанавливается второй и далее вертикальные слои (на фигуре их три). Т.к. это будет фоновый слой, то вертикальные слои монтируются на равных расстояниях – L. В принципах такого построения фонового уровня для обычной зрительной системы и в режиме наложения на нем не должны возникать эффекты глубины областей различной интенсивности. Далее на этот фоновый слой наносятся одиночные образы с изменением расстояния в пределах не более ±0,1 L. На фиг.3 одиночных образов 13. Это четыре ряда белых чаек, 2 ряда глаз, 3 ряда облаков, 3 ряда черных провалов и один ряд светлого сектора. Когда осуществляется режим наложения, эти одиночные образы по принципу построения имеют зрительное восприятие глубины друг относительно друга и фонового слоя. Все этапы построения изображения сопровождаются условиями наложения в его двух режимах. Длительность данного цикла обучения завершается, когда на среднем фоне сначала в режиме наложения возникает зрительное ощущение глубины и объемности, а затем аналогичный эффект остается и без режима наложения. При этом работа проводится с одной единственной задачей в течение такого промежутка времени, который для этого необходим. По завершению этапа производится контроль на изображении «I» и в режиме наложения определение количества эффектов зрительного ощущения глубины образов. В том случае, если число эффектов глубины превышает величину k и возникают зрительные ощущения глубины для образов объемности букв Y и фона вокруг них, отсутствующие в условиях первого этапа, то эти ощущения проверяются и без режима наложения. Данные эффекты неизобразимы в условиях построения обобщенных стереоскопических проекций. Они демонстрируют возникновение принципиально новых явлений, отсутствующих как в принципах построения проекций, методике обучения, так и в принципах зрительного восприятия. Фактически это результат зрительного ощущения, который логически не имеет никакого объяснения. И его можно заметить только в том случае, если имеется желание быть внимательным и наблюдательным.
Следующий этап познавательных действий начинается с выбора изображения, имеющего монокулярные признаки пространственной перспективы, как на фиг.4. На его основе строятся идентично-подобные структуры со стереоскопическим смещением – фиг.5. Наиболее оптимальное число изображений в одном ряду – три. Тогда среднее остается неизменным, а для крайних производится смещение образов. Величина и направление смещения подбираются так, чтобы в режиме наложенных изображений обеспечить зрительное восприятие реального пространственного построения. На фиг.5 для еще неразвитой зрительной системы следует концентрировать взгляд на объект, расположенный между глазами и изображением. При этом цифры «06» располагаются на переднем плане. В качестве тренировки монтируется несколько горизонтальных рядов с изменением абсолютной величины смещения образов. Это позволяет регулировать стереоскопическую глубину отдельных образов друг относительно друга. Этап завершается, когда построенная перспектива пространства изображения стереоскопического восприятия остается и без режима наложения структур или появляется способ решить с восприятием пространственной перспективы образов по другому, т.е. без условия наложения и только на одной проекции, как на фиг.4.
Производится контроль на изображении «I» и в режиме наложения определение структур изображения с эффектами зрительного ощущения глубины образов и их общее число. В том случае, если количество эффектов глубины превышает величину k, и возникают зрительные ощущения глубины для образов, отсутствующие в условиях «выявления», то эти ощущения проверяются и без режима наложения.
Перед началом очередного этапа зрительная система уже должна иметь способность ощущения глубины зрительного восприятия на всех используемых и на множестве иных двумерных изображениях. Возникает возможность регулирования направления вектора глубины образов друг относительно друга и его инверсионное состояние. Для многих изображений ощущение рельефности некоторых образов усиливается. Поэтому выбираются изображения, как предчувствие, на которых средствами его построения усилен эффект рельефности некоторых образов, как, например, для изображения физической карты мира, представленной на фиг.6. Некоторые образы на карте уже имеют эффекты рельефности. Наибольший эффект может наблюдаться для Антарктиды. Для закрепления условий восприятия глубины на его основе строятся обобщенные стереоскопические проекции. При этом на первом этапе копии материка располагаются в горизонтальный ряд на равных расстояниях – L. Подбор расстояний проводится в режиме наложения. Затем вырезается контур Антарктиды и размещается на расстояниях не более L±0,1 L, с подбором расстояния, чтобы материк отделялся на одинаковый уровень относительно фона. Для повышения эффективности монтируется несколько горизонтальных подборок с различной величиной L. Процесс построения и длительность этапа завершается, когда без режима наложения возникает ощущение рельефности Антарктиды при максимальной величине отклонения L=0,1 L в его стереоскопическом восприятии. На данном этапе для изображения «I» уже присутствует зрительное ощущение объемного восприятия тех распределений интенсивности, для которых у стандартной зрительной системы не может возникать никаких эффектов глубины.
Задачей завершающего этапа является получение зрительного ощущения пространства с фиксированием возможности регулирования глубины изображений на различных гармониках распределения расстояний на изображении и для различных условий получения глубины. Для этого выбирается сюжет со смещением некоторых образов. Они распределяются на изображении с расстоянием L. Затем они уменьшаются в размере и образуют ряд с распределением расстояний L/n. Как правило, если число проекций, установленных на расстоянии L, будет N, то число более мелких проекций увеличивается до (n×N). Мелкие гармоники образуют фон, который в режиме наложения имеет стереоскопическое смещение, т.е. восприятие глубины. Над ним располагаются более крупные проекции, также со стереоскопическим смещением. Расстояния L и L/n выбираются так, чтобы в режиме наложения более крупные структуры отделялись от мелких. Тогда будет ровный плоский фон из более мелких структур. Причем оба имеют эффекты стереоскопической глубины. Далее из мелкого фона выделяется буква или слово, копируется N раз и размещается по горизонтали со смещением L+ L. Таким образом, образуется четыре уровня восприятия стереоскопической глубины, как показано на фиг.8. Это мелкие и крупные структуры, их внутренняя глубина и вертикальная надпись «КГУ». Основной задачей этапа является получение и наблюдение всех слоев и регулировка возможности глубины по мелким структурам относительно крупной. Регулировка может проходить как в локальной области, так и по всему изображению. Этап завершается с освоением механизма переключения глубины по гармоникам мелких структур в режиме наложения с фиксированием глубины остальных и получением на двух структурах эффекта глубины без стереоскопического смещения. У развитой зрительной системы (т.е. креативной или когнитивной) для множества обобщенных стереоскопических изображений для двух режимов наложения возникают практически одинаковые эффекты глубины и пространственной перспективы образов, и это несмотря на то, что принципы построения ориентированы только на один из них.
Представленный выше процесс развития зрительной системы и интеллектуальной интуиции состоит из ряда аналогичных познавательных операций, но они могут происходить одновременно и параллельно. Если интеллектуальная интуиция, как считалось ранее, есть следствие накопленного жизненного опыта и требует специальных знаний и времени (т.е. времени для приобретения образования и его применения в профессиональной деятельности) в какой-то определенной области, то ее развитие с применением зрительной системы значительно упрощает процесс достижения результата. Развитие интуиции с применением зрительной системы основано лишь на получении минимальных навыков работы с компьютерами. Хотя и будет затрачиваться достаточное длительное время на сам процесс обучения, но он становится доступным широкому кругу потребителей из самых различных слоев общества и профессиональной деятельности. Если согласиться с мнением некоторых исследователей, что первое применение интуиции – это новая «тропа» во взаимодействиях нейронных сетей и на ее прокладывание требуется значительное время, то ее последующее применение (или преобразование «тропы» уже в проторенную «дорогу») происходит значительно быстрее. При этом если первый путь «проложить» с использованием зрительной системы, то во все последующие времена интуиция будет возникать в любых условиях и области деятельности, если, конечно, требуется получить нестандартный результат на поставленную и решаемую человеком проблему.
Так для того, чтобы осознать, что зрительная система может создавать ощущения пространства, разработать методику обучения потребовалось более пяти лет. Однако применение ее в системе образования показало, что в течение двух часов в неделю на протяжении двух семестровых циклов (т.е. 64 часа) развили интуицию и зрительную систему 10% студентов до середины указанных выше этапов. Причем проявление результата происходило уже после окончания обучения. Весь представленный выше процесс происходил при взаимодействии чувственной, интеллектуальной интуиции и интуиции зрительной системы. И эта интегрированная интуиция развивается, используя «подсказки» интуиции мышления двух уровней, создавая как бы взаимодействия интуиции различной направленности, т.е. интуиции высокоуровневого абстрактного мышления с использованием подсознания и интуиции зрительной системы. Можно предположить, что такое взаимодействие будет способствовать развитию психических возможностей человека. Тогда в статистическом варианте ее развития и в процессе обучения можно будет определить, как происходит ее формирование и в каких областях головного мозга происходит обработка информации наличия когнитивной глубины. Если считать, что сознание – это метафеномен мозга, то взаимодействие интуиции подсознания и сознания как абстрактного мышления и интуиции зрительной системы может стать элементом формирования следующей структурной организации – метасознания. Фактически это могут быть закономерности, на которые опирается интуиция. И тот, кто будет слушать собственную интуицию и упражнять ее, способен будет развить новые структурные образования принципов действия нейронных сетей головного мозга и сконструировать новое генетическое программное обеспечение жизнедеятельности человека. С позиции холономной парадигмы, в предположении голографического устройства мозга, интегрированное применение чувственной и интеллектуальной интуиции может стать инструментом для взаимосвязи памяти различных этапов жизни человека.
Изобретение относится к оптике, психологии, экологии, экологии человека и геоэкологии и может быть использовано в психофизиологии, при изучении деятельности мозга; нейронауке, при построении новых принципов деятельности нейронных сетей; применяться в разработке компьютеров параллельного принципа деятельности; в бизнесе и любой иной области, связанной с применением творческих способностей.
Литература
1. Асоскова Ю.В. и др. SUPERинтуиция / Ю.В.Асоскова и др. – М.: Эксмо, 2006. – 288 с.
2. Евин И.А. Синергетика мозга и синергетика искусства / И.А.Евин. – 2-изд. – М. – Иж.: Институт компьютерных исследований, 2003. – 164 с.
33. – С.80-88.
4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. / А.Г.Спиркин – М.: Гардарики, 1999. – 816 с.
5. Хакен Г. Тайны восприятия / Г.Хакен, М.Хакен – Крель. – М.: Институт компьютерных исследований, 2002. – 272 с.
7. Пат. 2264299 RU, МКП С2 В44С 5/00. Способ формирования трехмерных изображений (варианты) / В.Н.Антипов (Россия). – 2003102864/12; Заявл. 03.02.03: Опубл.20.11.05; Бюл. 32; – 11 с., 3 с.п. ф-лы: 8 ил.
8. Пат. 2318477 RU, МПК A61F 9/00. Способ развития зрительной системы человека / В.Н.Антипов (Россия). – 2005126575; Заявл. 22.08.2005: Опубл.10.03.2008; Бюл. 7; – 8 с.: 5 ил.
Формула изобретения
Способ развития способности восприятия глубины и объемности образов на плоских носителях, включающий предъявление идентично-подобных структур, концентрацию взгляда вне плоскости изображения, наблюдение изображения в режиме наложения, когда число элементов в горизонтальной строчке становится на одно больше, отличающийся тем, что на первом этапе предъявляют идентично-подобное изображение с элементами стереоскопической глубины, получают режим наложения структур, фиксируют количество элементов глубины на изображении и при наблюдении большего числа элементов глубины в режиме наложения, чем в условиях построения стереоскопической глубины, переходят ко второму этапу, на котором обучают человека самостоятельно строить идентично-подобные структуры, при этом постоянно осуществляют режим наложения структур в процессе их построения до того момента, пока не возникает зрительное ощущение отделения одиночных образов от фона в режиме наложения, а затем и без него; по окончании этапа повторно определяют число элементов глубины на идентично-подобном изображении; на третьем этапе строят изображения с непрерывным перекрытием образов с элементами стереоскопический глубины, процесс их наблюдения осуществляют до тех пор, пока зрительное ощущение глубины наблюдается в режиме наложения для большего числа образов на идентично-подобном изображении, чем в конце второго этапа, и переходят к четвертому этапу тогда, когда аналогичные эффекты глубины остаются и без условия наложения, осуществляют проверку числа элементов глубины на идентично-подобном изображении в режиме наложения и без него; на четвертом этапе используют изображения с монокулярной пространственной перспективой образов с элементами стереоскопической глубины, осуществляют наблюдение до тех пор, пока в режиме наложения образуется ощущение глубины для большего, чем в конце третьего этапа числа образов на идентично-подобном изображении, а перспектива пространственного восприятия остается и без режима наложения; на пятом этапе выбирают изображения с эффектом рельефности, наблюдают их, а переход к шестому этапу осуществляют после возникновения объемного ощущения интенсивности тех ее распределений, для которых у большинства не может возникать никаких эффектов глубины; на шестом этапе тренируют способность для любых изображений регулировать ощущения глубины плоских образов как в режиме наложения, так и без него.
РИСУНКИ
|
|