|
|
(21), (22) Заявка: 2008103973/02, 01.02.2008
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
01.02.2008
(30) Конвенционный приоритет:
06.12.2007 UA a200713647
(43) Дата публикации заявки: 10.08.2009
(46) Опубликовано: 10.06.2010
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
RU 2165347 C2, 20.04.2001. RU 2192339 C2, 10.11.2002. SU 1388245 A1, 15.04.1988. JP 59-092180 A1, 28.05.1984.
Адрес для переписки:
03680, Украина, г. Киев-150, МСП, ул. Боженко, 11, Институт электросварки им. Е.О. Патона НАН Украины, патентный отдел
|
(72) Автор(ы):
Кучук-Яценко Сергей Иванович (UA), Кривонос Вадим Петрович (UA), Микитин Ярослав Иванович (UA), Дедюх Владимир Иванович (UA)
(73) Патентообладатель(и):
Институт электросварки им. Е.О. Патона национальной академии наук Украины (UA)
|
(54) СПОСОБ ЦЕНТРОВКИ ДВУХ ПРОФИЛЬНЫХ ЗАГОТОВОК, В ЧАСТНОСТИ, РЕЛЬСОВ В МАШИНЕ ДЛЯ КОНТАКТНОЙ СТЫКОВОЙ СВАРКИ
(57) Реферат:
Изобретение может быть использовано для центровки свариваемых заготовок в стационарных рельсосварочных машинах. Положение зажатых концов свариваемых рельсов корректируют с помощью сервомеханизмов их горизонтального перемещения по сигналу рассогласования. Сигнал формируют с учетом измеренных расстояний от общей базы до совмещаемых поверхностей боковых граней головок свариваемых рельсов в зоне стыкуемых торцов. Упомянутое расстояние измеряют одновременно со стороны правой и со стороны левой боковых граней головок свариваемых рельсов. Сигнал рассогласования формируют как разность сигналов с правой и левой сторон рельсов. Способ обеспечивает точное совмещение осей стыкуемых заготовок. 1 ил.
Изобретение относится к сварке, а более точно к способу центровки двух профильных заготовок, в частности, рельсов в машине для контактной стыковой сварки.
Известен способ центровки, когда для совмещения осей рельсов в конструкции машины предусматривают сервомеханизмы для перемещения в различных направлениях одной из свариваемых заготовок (вторая рельсовая заготовка закреплена неподвижно, патент 654363, кл. E01B 29/46, Швейцария), либо перемещают одну из заготовок в горизонтальной плоскости, а другую в вертикальной, как, например, в стационарной рельсосварочной машине К-190П (Оборудование для контактной сварки рельсов и его эксплуатация. С.А.Солодовников и др., Киев: Наукова думка, 1974, с.179). При этом управление сервомеханизмами осуществляется оператором вручную по результатам визуального и тактильного осмотра стыкуемых торцов рельсов. Точность совмещения осей рельсов зависит от квалификации оператора.
Известен способ автоматической центровки свариваемых заготовок, когда для совмещения поверхностей катания головки рельсов в одной плоскости измеряют с помощью датчиков расстояния от общей базы до совмещаемых поверхностей и разность полученных сигналов используют для управления механизмом корректировки (патент РФ 2192339, B23K 11/04, 11/24). Недостаток известного способа состоит в том, что он не решает второй проблемы центровки рельсов – совмещения в одной плоскости боковых граней головок рельсов.
Наиболее близким по техническому решению является способ центровки двух профильных заготовок, в частности, рельсов в машине для контактной стыковой сварки, при котором положение зажатых концов свариваемых заготовок корректируют с помощью сервомеханизмов по сигналу рассогласования, в качестве которого принимают разность расстояний от фиксированной точки начала отсчета (общей базы) до совмещаемых поверхностей свариваемых заготовок, при этом центровку проводят в два этапа: на первом этапе измеряют расстояния от общей базы до совмещаемых поверхностей со стороны поверхности катания головки рельсов и полученный сигнал рассогласования используют для управления сервомеханизмом вертикального перемещения одной рельсовой заготовки, а на втором этапе измеряют расстояния от общей базы до совмещаемых поверхностей со стороны правой или левой боковой грани головки рельсов и полученный сигнал рассогласования используют для управления сервомеханизмом горизонтального перемещения другой рельсовой заготовки (патент РФ 
При сварке новых рельсов несовпадение торцов стыкуемых рельсов должно быть смещено по ширине головки в обе стороны, т.е. центровка рельсов должна выполняться по оси, а не по боковой грани (Рельсы железнодорожные новые сварные. Технические условия ТУ 0921-057-01124328-98 с.13, М.: Транспорт, 1999). По этой причине известный способ центровки не дает желаемого результата при сварке новых рельсов.
В основу изобретения поставлена задача создать способ центровки двух рельсов в машине для контактной стыковой сварки, который обеспечивает совмещение осей стыкуемых заготовок.
Сущность изобретения заключается в том, что в способе центровки двух профильных заготовок, в частности, рельсов в машине для контактной стыковой сварки, при котором положение зажатых концов свариваемых заготовок корректируют с помощью сервомеханизмов по сигналу рассогласования, в качестве которого принимают разность расстояний от общей базы до совмещаемых поверхностей свариваемых заготовок в зоне стыкуемых торцов, измеряют одновременно расстояния от общей базы до правой и левой боковых граней головок рельсов и разность измеренных сигналов используют для управления сервомеханизмом горизонтального перемещения рельсовой заготовки.
Фактически задача совмещения осей стыкуемых заготовок сводится к определению ширины головок свариваемых рельсов и их положения относительно общей базы. Предлагаемый способ центровки поясняется чертежом, где приняты следующие обозначения: 1, 2 – датчики, измеряющие расстояния соответственно а2 и в2 от общей базы 3 до левой боковой грани головок стыкуемых заготовок; 4, 5 – датчики, измеряющие расстояния соответственно a1 и в1 от общей базы 6 до правой боковой грани головок стыкуемых заготовок; 7, 8 – свариваемые рельсы; А – расстояние между датчиками со стороны левой и правой боковых граней головки рельса.
Ширина головки рельсовой заготовки 7 равна А-(a1+а2).
Расстояние от боковой грани заготовки 7 до ее оси: 0,5[A-(a1+a2)]. Расстояние от общей базы 6 до оси заготовки 7 равно 0,5[А-(a1+a2)]+a1.
Аналогично расстояние от общей базы 6 до оси заготовки 8 равно 0,5[A-(в1+в2)]+в1.
Оси рельсов будут совмещены, если выполняется равенство:
0,5[A-(a1+a2)]+а1=0,5[A-(в1+в2)]+в1.
После простых преобразований приходим к выражению сигнала управления сервомеханизмом горизонтального перемещения заготовок в виде: (a1-в1)-(a2-в2)=0, где
выражения в скобках – измеренные расстояния от общей базы до правой и левой боковых граней головок рельсов соответственно.
Предлагаемый способ центровки реализован в новых стационарных рельсосварочных машинах типа К-1000, оборудованных специальным манипулятором с индукционными датчиками расстояния, который на период проведения подготовительных операций к сварке вводится в зону стыкуемых торцов.
Формула изобретения
Способ центровки рельсов в машине для контактной стыковой сварки, при котором положение зажатых концов свариваемых рельсов корректируют с помощью сервомеханизмов их горизонтального перемещения по сигналу рассогласования, который формируют с учетом измеренных расстояний от общей базы до совмещаемых поверхностей боковых граней головок свариваемых рельсов в зоне стыкуемых торцов, отличающийся тем, что упомянутое расстояние измеряют одновременно со стороны правой и со стороны левой боковых граней головок свариваемых рельсов, а сигнал рассогласования формируют как разность сигналов с правой и левой сторон рельсов.
РИСУНКИ
|
|