Патент на изобретение №2391083
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ ДЫХАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ВОКАЛЬНОЙ ТЕХНИКЕ С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАГРУЗКАМИ В ТАНЦЕ
(57) Реферат:
Изобретение относится к области образования и медицины, в частности к способам обучения вокальной технике. Предварительно определяют голосовой диапазон. При этом тренировку дыхания осуществляют в два этапа. На первой ступени первого этапа под контролем ладоней рук проводят дыхательные упражнения по грудному типу дыхания. На второй ступени первого этапа дыхательные упражнения осуществляют по брюшному типу дыхания с одновременным пропеванием на одном дыхании определенных гласных и-э-а-о-у или их комбинаций: иа-иа-иа, йе-йе-йе. На втором этапе выполняют физические упражнения одновременно с пропеванием в голосовом диапазоне на одном дыхании под звучащие музыкальные фрагменты пиано, форте, диминуэндо, кресчендо, легато, стоккато, а также при акценте на верхние и нижние ноты диапазона при брюшном типе дыхания. Способ обучает технике речевого пения, совмещенного с активным движением в танце, а также восстанавливает голос после перенесенных респираторно-вирусных заболеваний.
Изобретение относится к области образования и медицины, в частности к способам обучения вокальной технике, позволяющей петь во время активных двигательных нагрузок, и может быть использовано для обучения артистов-вокалистов, артистов музыкальных театров, а также для коррекции состояния респираторной системы после перенесенных респираторно-вирусных заболеваний у артистов и вокалистов. Дыхание – один из важнейших процессов, воздействующих на нормальное функционирование организма человека. Изучению этого процесса уделяется большое внимание, т.к. по состоянию дыхания можно не только определить уровень здоровья и физической работоспособности, но и расширить или развить новые вокально-речевые возможности человека. Из научно-технической и патентной литературы известны способы нормализации механики дыхания, пп. 2299007 РФ, А61В 5/0205, 04.07.2005, 2212838 РФ, А61В 5/02, 26.01.2000, 2193385 РФ, А61Н 31/02, 25.08.1999, 2256467 РФ, А61М 16/00, 16.01.2003, 2123865 РФ, А61М 16/00, 12.01.98, способы, воздействующие на конкретный орган, пп. 2159602 РФ, А61Н 1/00, 12.05.1998, 2214812 РФ, А61Н 1/00, 10.06.2002, 2164125 РФ, А61Н 1/00, 21.08.1996, способ релаксационной регуляции человека, п. 2231292 РФ, А61В 5/16, 30.04.2003. Все перечисленные способы оказывают положительное лечебное воздействие на организм человека, однако не позволяют обучить новым приемам владения вокально-речевой техникой. Известен способ выполнения дыхательной гимнастики, включающий поэтапное выполнение дыхательных упражнений нижним, средним и верхним отделами легких с дополнением дыхательных упражнений физическими (п. 2203645 РФ, А61Н 1/00, 28.06.2000). Недостатком способа является его изначальная терапевтическая направленность, не позволяющая использовать способ для обучения вокальной технике, совмещенной с двигательными нагрузками в танце. Известен способ коррекции внешнего дыхания, включающий проведение коррекции дыхания в три этапа: на первом этапе определяют голосовой диапазон во время пропевания на одном дыхании музыкальной фразы-скороговорки и проводят массажное воздействие на воздухоносные пазухи черепа, скулы, нос, далее в положении лежа воздействие на межреберные промежутки, дыхательные упражнения при ходьбе, на втором этапе – дыхательные упражнений при выполнении физических упражнений, на третьем – последовательно упражнения первого и второго этапов (п. 2277405 РФ, А61Н 1/00, 15.09.2004 – прототип). Недостатком способа является необходимость обучения проведению массажных воздействий на придаточные пазухи лицевой части черепа и межреберных промежутков и в итоге способ не обеспечивает выполнение задачи облегчения пения во время движения в танце. В настоящее время – век быстрых ритмов, резких и интенсивных движений при создании мюзиклов перед артистами стоит проблема, заключающаяся в том, что при исполнении вокальных произведений и одновременном исполнении танцевальных движений дыхание становится прерывистым, определенные ноты диапазона, особенно крайние, – неустойчивыми, исполнение вокальной партии затрудняется из-за сбивающегося дыхания, возникновения одышки и невозможности правильного интонирования. Целью данного изобретение является разработка способа обучения механике дыхания для синхронизации движений и пения, а также для коррекции состояния респираторной системы после перенесенных респираторно-вирусных заболеваний у артистов и вокалистов. Поставленная цель достигается за счет того, что в предлагаемом способе, включающем этапы определения голосового диапазона, тренировку дыхания, физические упражнения, при обучении вокальной технике тренировку дыхания осуществляют в два этапа, на первой ступени первого этапа под контролем ладоней рук проводят дыхательные упражнения по грудному типу дыхания; на второй ступени первого этапа дыхательные упражнения осуществляют по брюшному типу дыхания с одновременным пропеванием на одном дыхании гласных и-э-а-о-у или их комбинаций: иа-иа-иа, йе-йе-йе, на втором этапе выполняют физические упражнения одновременно с пропеванием в голосовом диапазоне под звучащие музыкальные фрагменты пиано, форте, диминуэндо, кресчендо, легато, стоккато, а также при акценте на верхние и нижние ноты диапазона при брюшном типе дыхания. Сущность способа заключается в возможности влияния при помощи специальных дыхательных и вокальных упражнений на голосовой аппарат и дыхательную систему, позволяющей обучать технике речевого пения, совмещенного с активным движением в танце. Способ осуществляется следующим образом. До начала обучения определяют голосовой диапазон обучаемого с целью индивидуального подбора музыкальных фраз для воспроизведения во время выполнения упражнений. Затем на основе полученных данных проводят поэтапное обучение, которое делят на два этапа. Первый этап включает дыхательные упражнения и состоит из двух ступеней. Во время первой ступени первого этапа выполняют дыхательные упражнения по грудному типу в течение 5-10 минут под контролем ладоней рук. На второй ступени первого этапа последовательно обучают плавному и прерывистому (стоккатному) дыханию по брюшному типу в покое с одновременным пропеванием на одном дыхании определенных гласных и-э-а-о-у или их комбинаций иа-иа-иа, йе-йе-йе. Второй этап состоит из обучения восьми физическим упражнениям, которые выполняются одновременно с пропеванием под звучащие музыкальные фрагменты пиано, диминуэндо, кречендо, легато, стоккато, а также при акценте на верхние и нижние ноты диапазона при брюшном типе дыхания. Первое упражнение – под звучащий музыкальный фрагмент piano (пиано) делают малоамплитудные, спокойные движения руками с одновременным пропеванием звучащей музыкальной фразы от нижней рабочей ноты диапазона до верхней. При этом ноги расположены на ширине плеч, руки, согнутые в локтях, располагаются впереди на уровне нижней линии ребер. При пропевании фразы руки плавно перемещаются от центра в сторону, с опущенными параллельно полу ладонями, до положения параллельного. Второе упражнение – под звучащий музыкальный фрагмент forte (форте) делают крупноамплитудные движения руками, направленные вверх. При этом исходная поза – ноги на ширине плеч – сохраняется, попеременно правой или левой рукой выполняются следующие движения: рука из положения вдоль туловища сгибается в локтевом суставе, ладонь куполообразная, обращенная вниз, поднимается выше уровня плеча при согнутом локтевом суставе. Третье упражнение – под звучащий музыкальный фрагмент, уходящий на diminuendo (диминуэндо), делают движения руками сверху вниз, от резкого, направленного вверх, уходящие плавно вниз с постепенным уменьшением амплитуды. При этом исходное положение ног сохраняется, правая или левая рука опускается из положения выше уровня плеча (см. упражнение второе), положение ладони не меняется, рука опускается с усилием до положения вдоль туловища с сохранением положения кисти перпендикулярно предплечью. Четвертое упражнение – под звучащий музыкальный фрагмент, уходящий на crescendo (кресчендо), делают движения руками снижу вверх с волнообразно нарастающей амплитудой. При этом исходное положение ног сохраняется, правая или левая рука синхронно из положения руки вдоль туловища волнообразными движениями от себя вперед, кисти развернуты в сторону туловища, локти полусогнуты, поднимаются до положения выше уровня плеч с фиксацией наверху движения на конечной ноте с выпрямлением локтевых суставов и разворотом ладоней внутрь. Пятое упражнение – под звучащую легатированную (legato) музыкальную фразу делают плавные движения руками большой амплитуды справа налево по траектории восьмерки и круговые во фронтальной плоскости. При этом ноги расположены на ширине плеч, рука, согнутая в локте, располагается впереди на уровне нижней линии ребер. Движения по траектории горизонтальной восьмерки делают справа налево. Затем круговые движения от себя к себе. Шестое упражнение – под звучащую стоккатированную (staccato) музыкальную фразу делают отрывистые движения руками с маленькой амплитудой с акцентом на работу кисти и лучезапястного сустава совместно с пружинистыми движениями на полупальцах. При этом ноги на ширине плеч, обе руки, согнутые в локтевых суставах в положении параллельно друг другу, кисти рук расслаблены, пальцы полусогнуты («кисть обезьяны»). При подъеме на полупальцы одновременно руки сгибаются в локтевых суставах до положения уровня плеч, пальцы напрягаются и раскрываются с силой. Седьмое упражнение – при пропевании музыкальной фразы с акцентом на верхние ноты диапазона для достижения более точного интонирования высоких нот используют наклоны туловища вперед под углом. При этом ноги на ширине плеч, плечевой пояс расслаблен, ладони располагаются горизонтально полу на уровне паховых складок, локти согнуты. При пропевании фразы корпус наклоняется вперед при фиксированном положении таза до угла 90-110 градусов. Восьмое упражнение – при пропевании музыкальной фразы с акцентом на низкие ноты диапазона для достижения более точного интонирования низких нот делают в положении ноги на ширине плеч, «врастание в пол» при одновременном вытягивании позвоночного столба вверх. При этом ноги сохраняются в исходном положении, руки, согнутые в локтях, располагаются на верхней линии таза, ладонями вниз. Руки сильно напрягаются, сдавливая воздух, при этом полного разгибания локтевых суставов не допускается. Одновременно с движением рук происходит вытягивание позвоночного столба вверх («макушка тянется к солнцу»). Способ апробирован на артистах-вокалистах музыкального театра и студентах музыкального училища по классу эстрадного-джазового вокала. Способ поясняется следующими примерами: Пример 1. Артист-вокалист С., 23 года. Диапазон: ми малой октавы – до второй октавы. При исполнении арии «Короли ночной Вероны» из мюзикла «Ромео и Джульетта» и одновременном исполнении танцевальных движений дыхание становилось прерывистым, низкие ноты – неустойчивыми. В течение 2-х месяцев два раза в неделю проводились занятия по вышеприведенному способу, а именно: Первый этап, первая ступень – три минуты в положении лежа выполнялись следующие упражнения: плавный глубокий вдох сменяет выдох, при этом кисти ладоней рук расположены на нижней линии ребер. Далее вторая ступень первого этапа – семь минут также в положении лежа чередовалось пропевание плавных и прерывистых музыкальных фраз при дыхании по брюшному типу, при этом кисти рук располагают в промежутке между нижней линией ребер и линией пупка, ладонь одна на другой. Упражнения первого этапа повторялись артистом в домашних условиях ежедневно. Упражнения второго этапа были освоены за три занятия и, начиная с четвертого, повторялись по три раза за занятие каждое в последовательности 1-2-3-4-5-6-7-8 и далее сначала. На последнем занятии при исполнении арии «Короли ночной Вероны» с одновременным исполнением танцевальных движений отмечалась устойчивость исполнения высоких и низких нот, ровное дыхание, правильная смысловая нагрузка в движениях при изменении мелодии от форте к пиано и, наоборот, от кресчендо к диминуэндо. Пример 2. Артистка драматического театра, 52 года. Диапазон: до первой октавы – ре второй октавы. В мюзикле «Москва-Paris» возникла необходимость петь и танцевать «Арию Мадлен» в достаточно быстром темпе. На репетициях выявилось, что при активном движении исполнение вокальной партии невозможно из-за сбивающегося дыхания, возникновения одышки, невозможности чистого интонирования. В течение двух месяцев 2-3 раза в неделю проводились занятия по вышеприведенному способу, а именно: Первый этап, первая ступень – три минуты в положении лежа выполнялись следующие упражнения: плавный глубокий вдох сменяет выдох, при этом кисти ладоней рук расположены на нижней линии ребер. Далее вторая ступень первого этапа – семь минут также в положении лежа чередовалось пропевание плавных и прерывистых музыкальных фраз при дыхании по брюшному типу, при этом кисти рук располагают в промежутке между нижней линией ребер и линией пупка, ладонь одна на другой. Упражнения первого этапа повторялись в домашних условиях ежедневно. Упражнения второго этапа были освоены за четыре занятия и, начиная с пятого, повторялись по три раза за занятие каждое в последовательности 1-2-3-4-5-6-7-8 и далее сначала. На последнем занятии при исполнении песни «Ария Мадлен» с одновременным исполнением танцевальных движений отмечалась устойчивость исполнения высоких и низких нот, ровное дыхание, правильные движения, способствующие пению и подчеркивающие драматические аспекты сцены. Пример 3. Артист-вокалист, 23 года. Диапазон: соль малой октавы-ре второй октавы. Перенес ОРВИ, осложненное трахеитом. После перенесенного заболевания пропала верхняя часть диапазона, верхние частоты голоса; при пении отчетливо появлялась нехватка воздуха даже при исполнении короткой музыкальной фразы. В течение 2-х недель ежедневно проводились занятия по вышеприведенному способу, а именно: Первый этап, первая ступень – три минуты в положении лежа выполнялись следующие упражнения: плавный глубокий вдох сменяет выдох, при этом кисти ладоней рук расположены на нижней линии ребер. Далее вторая ступень первого этапа – семь минут также в положении лежа чередовалось пропевание плавных и прерывистых музыкальных фраз при дыхании по брюшному типу, при этом кисти рук располагают в промежутке между нижней линией ребер и линией пупка, ладонь одна на другой. Упражнения первого этапа повторялись в домашних условиях ежедневно, дважды в день. Упражнения второго этапа самостоятельно повторялись по три раза за занятие, каждое в последовательности 1-2-3-4-5-6-7-8 и далее сначала. Через две недели восстановились крайние верхние частоты диапазона полностью, дыхание при пропевании музыкальных фраз стало ровное, экономное. Как видно из приведенных примеров, использование предложенного способа способствует закреплению определенных двигательных навыков во время пения при правильной механике дыхания и индивидуализации обучения вокальной технике, что позволяет исполнять вокальные произведения при одновременном исполнении быстрых танцевальных движений.
Формула изобретения
Способ тренировки дыхания с двигательными нагрузками, включающий этапы: определения голосового диапазона, тренировку дыхания, физические упражнения, отличающийся тем, что при обучении вокальной технике тренировку дыхания осуществляют в два этапа, на первой ступени первого этапа под контролем ладоней рук проводят дыхательные упражнения по грудному типу дыхания; на второй ступени первого этапа дыхательные упражнения осуществляют по брюшному типу дыхания с одновременным пропеванием на одном дыхании определенных гласных и-э-а-о-у или их комбинаций: иа-иа-иа, йе-йе-йе; на втором этапе выполняют физические упражнения одновременно с пропеванием в голосовом диапазоне на одном дыхании под звучащие музыкальные фрагменты пиано, форте, диминуэндо, кресчендо, легато, стоккато, а также при акценте на верхние и нижние ноты диапазона при брюшном типе дыхания.
|
||||||||||||||||||||||||||