Патент на изобретение №2167903

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2167903 (13) C2
(51) МПК 7
C09J175/04, C09J109/00
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 27.05.2011 – действует

(21), (22) Заявка: 99117284/04, 09.08.1999

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

09.08.1999

(43) Дата публикации заявки: 27.04.2001

(45) Опубликовано: 27.05.2001

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
GB 2038346 A, 23.07.1980 FR 2439174 A, 20.06.1980. SU 974482 A, 07.12.1982.

(71) Заявитель(и):

Государственное унитарное предприятие “Научно-исследовательский институт полимерных материалов”,
Федеральное государственное унитарное предприятие “Пермский завод им. С.М. Кирова”

(72) Автор(ы):

Албутова Р.Е.,
Степанов Е.С.,
Красильников Ф.С.,
Артемова О.В.,
Буторина В.Н.,
Федченко Н.Н.,
Вронский Н.М.,
Арефьев В.С.

(73) Патентообладатель(и):

Государственное унитарное предприятие “Научно-исследовательский институт полимерных материалов”,
Федеральное государственное унитарное предприятие “Пермский завод им. С.М. Кирова”

(54) БЫСТРООТВЕРЖДАЮЩИЙСЯ КРЕПЯЩИЙ СОСТАВ ДЛЯ СКРЕПЛЕНИЯ ТОПЛИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ С ДНОМ КАМЕРЫ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ


(57) Реферат:

Изобретение относится к получению состава для скрепления пучка топливных элементов твердого топлива с элементами стартового двигателя ручных противотанковых управляемых гранат и относится к ракетной технике. Состав содержит гидроксилсодержащий полибутадиеновый каучук с содержанием гидроксильных групп 0,9-2,0%, 4,4′-дифенилметандиизоцианам, удлинитель цепи – 1,4-бутиленгликоль, сшивающий агент триметилолпропан, пластификатор – трансформаторное топливо, оксид цинка, катализатор отверждения – дибутилдилаурат олова. Использование состава позволяет обеспечить высокую эксплуатационную надежность зарядов, упрощению технологии изготовления зарядов. 2 табл.


Настоящее изобретение связано с разработкой композиции для скрепления пучка топливных элементов твердого топлива с элементами стартового двигателя ручных противотанковых управляемых гранат “ПТУРС” методом инжекционно-реакционного формования и относится к области ракетной техники,
Технология скрепления с элементами стартовых двигателей заключается в обеспечении надежного скрепления топливных элементов с дном камеры РД в диапазоне температур эксплуатации зарядов, Ввиду разнородности механических и адгезионных свойств ракетного топлива, металлической крышки “из дюралюминия” и крепящего состава участок контакта топлива с дюралюминиевой крышкой является точкой концентрации напряжении. Скрепление с элементами стартовых двигателей обычно достигается путем применения крепящего состава, который служит средством передачи и компенсации напряжений.

В настоящее время скрепление топливных элементов с элементами двигателей ручных противотанковых гранат осуществляют силиконовыми, полиуретановыми и полиэфирными составами методом заливки.

В процессе отработки новых зарядов к стартовым двигателям противотанковых гранатометов с повышенным уровнем тактико-технических требований было показано, что существующие составы не обеспечивают уровень характеристик, предъявляемых к крепящему составу конструкцией гранатомета.

Кроме того, объем производства ручных противотанковых гранат имеет массовый характер, в связи с чем предъявляются определенные требования по технологическим и механическим характеристикам крепящего состава.

Известно, что крепление топливных элементов по патенту Франции 2439174, кл. C 06 B 21/00 производят при помощи кремнийорганических каучуков – силиконов. Силикон обладает высоким запасом эластичности в широком температурном диапазоне. Наличие кремния обеспечивает составу низкую гидролизуемость, но недостаточный уровень механических и технологических характеристик “высокая вязкость и большое время отверждения” не удовлетворяет требованиям, предъявляемым к составам, перерабатываемым методом инжекционно-реакционного формования.

Более подходящими материалами для этих целей являются полиуретановые композиции, которые легче регулируются для достижения необходимых технологических “вязкость, время отверждения” и механических “прочность, адгезия, эластичность” характеристик.

Известен полиуретановый состав “Английская заявка 2038346 от 23.07.80 г. , кл. C3R C 08 G 18.08, C 09 D 3/72” для зарядов твердого ракетного топлива, взятый за прототип, полученный взаимодействием алифатического полиола с алифатическими полиизоцианатами. В данном составе используются полиолы с 4-8 функциональными группами и молекулярным весом 400-1000. В качестве диизоцианатов используются гексаметиленди- или триизоцианат. Данный состав имеет высокую “до 45 MNм-2 или до 441 кгс/см2” прочность при растяжении, но не удовлетворяет требованиям, предъявляемым к составам для бронирования “скрепления” топливных элементов, т.к. обладает длительным временем отверждения. Для решения этой задачи нам необходим состав с малым временем живучести и отверждения.

Целью настоящего изобретения является разработка быстроотверждающегося крепящего состава с повышенным уровнем эксплуатационных и технологических характеристик для скрепления топливных элементов противотанковых гранат методом инжекционно-реакционного формования.

Для компоновки и создания рецептуры полиуретанового состава был выбран морозостойкий гидроксилсодержащий полибутадиеновый каучук с содержанием гидроксильных групп в пределах 0,9-2,0% и подобрана такая катализирующая система для него, которая позволила добиться сохранения текучести и живучести крепящего состава в пределах 30-40 с, при этом время отверждения составляет 5-10 мин при одностороннем термостатировании композиции на поверхности обогревающего стола. Этого удалось добиться путем использования в составе сочетания морозостойкого гидроксилсодержащего полибутадиенового каучука с содержанием гидроксильных групп 0,9-2,0% с оксидом цинка. Это сочетание помимо основы состава выполняет роль ингибитора на ранних стадиях отверждения крепящего состава и одновременно обладает каталитическим действием на последующих стадиях отверждения в целом.

В предлагаемом составе компоненты взяты в следующем соотношении, мас.%:
гидроксилсодержащий полибутадиеновый каучук – 50,8 – 66,2
оксид цинка – 11,0 – 17,0
1,4-бутиленгликоль – 1,0 – 1,7
триметилолпропан – 0,1 – 0,5
масло трансформаторное – 11,0 – 17,0
4,4′-дифенилметандиизоцианат – 10,0 – 13,0
дибутилдилаурат олова – 0,02 – 0,05
Использование в составе сочетания гидроксилсодержащего полибутадиенового каучука с оксидом цинка позволяет улучшить его технологические характеристики – увеличить живучесть, улучшить его миграционную стойкость к нитроэфирам и сократить время отверждения состава до 5 – 10 минут.

В таблице 1 приведены основные свойства предлагаемого крепящего состава.

Из результатов, представленных в табл. 1 и 2, видно, что полиуретановые составы, имея практически одинаковый компонентный состав, резко отличаются по своим свойствам. Прототип обладает высокой прочностью при растяжении от 10 до 45 NM м-2 “от 98 до 441 кгс/см2“, имеет очень низкое удлинение от 11 до 56%.

Блок целевого продукта прототипа образуется через 45 минут после возрастания вязкости смеси и повышения температуры до 60oC. Предлагаемый состав имеет удлинение при разрыве около 500% и время нарастания вязкости “потеря живучести” находится в пределах 30-40 с, а полное отверждение прелагаемого состава происходит в течение 5-10 мин. Используя предлагаемый состав, можно увеличить объем выпуска зарядов в несколько раз без дополнительных капитальных вложений.

Составы, изготовленные по рецептуре, отличающейся от рецептуры предлагаемого состава ведут к ухудшению прочностных и эксплуатационных характеристик. Так содержание пластификатора выше нормы ведет к резкому увеличению времени отверждения крепящего состава, снижению его прочности. Увеличение содержания оксида цинка ведет к резкому снижению живучести состава, увеличению его вязкости и к снижению качества изготовленных зарядов. Снижение или значительное увеличение количества отвердителя ведет к увеличению времени отверждения и к потере его прочностных характеристик – состав превращается в тестообразную массу, т.е. не отверждается.

Следовательно, при изготовлении предлагаемого крепящего состава следует строго придерживаться предлагаемой рецептуры.

Предлагаемый состав имеет следующие достоинства:
1. Обладает хорошими реологическими свойствами, необходимыми для машинной технологии методом инжекционно-реакционного формования:
– низкой вязкостью (25 Пз);
– малой живучестью (30-40 с);
– малым временем отверждения (5-10 мин).

2. Обладает высокой миграционной стойкостью к нитроэфирам.

3. Обеспечивает высокую эксплуатационную надежность зарядов.

4. Упрощает технологию изготовления зарядов.

Стендовые испытания натурных зарядов, изготовленных с предлагаемым составом, показали хорошую работоспособность в широком интервале температур “плюс 50 минус 50oC, а следовательно, достаточно высокий уровень механических и адгезионных характеристик.

Предлагаемый состав внедрен на зарядах “щеточного” типа для скрепления пучка топливных элементов с дном камеры ракетного двигателя на Пермском заводе им. С.М. Кирова.

Формула изобретения


Быстроотверждающийся полиуретановый крепящий состав преимущественно для скрепления твердых ракетных топливных элементов по одному торцу с корпусом стартового двигателя, включающий изоцианатный отвердитель, дибутилдилаурат олова – катализатор отверждения и основу, отличающийся тем, что состав содержит в качестве основы гидроксилсодержащий полибутадиеновый каучук с содержанием гидроксильных групп 0,9 – 2,0%, в качестве изоцианатного отвердителя 4,4′-дифенилметандиизоцианат и дополнительно удлинитель цепи -1,4-бутиленгликоль, сшивающий агент – триметилолпропан, пластификатор – трансформаторное масло и оксид цинка при следующем соотношении компонентов, мас. %:
Гидроксилсодержащий полибутадиеновый каучук – 50,8 – 66,2
Оксид цинка – 11,0 – 17,0
1,4-Бутиленгликоль – 1,0 – 1,7
Триметилолпропан – 0,1 – 0,5
Масло трансформаторное – 11,0 – 17,0
4,4′-Дифенилметандиизоцианат – 10,0 – 13,0
Дибутилдилаурат олова – 0,02 – 0,05

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Categories: BD_2167000-2167999