Патент на изобретение №2389636

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2389636 (13) C2
(51) МПК

B63B35/08 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 09.08.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2008128259/11, 10.07.2008

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

10.07.2008

(43) Дата публикации заявки: 20.01.2010

(46) Опубликовано: 20.05.2010

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2056320 C1, 20.03.1996. GB 2212452 A, 26.07.1989. US 4506617 A, 26.03.1985.

Адрес для переписки:

681000, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Кирова, 17, корп.2, ФГОУ ВПО “АмГПГУ”

(72) Автор(ы):

Козин Виктор Михайлович (RU),
Погорелова Александра Владимировна (RU),
Чижиумов Сергей Деомидович (RU),
Савунов Максим Александрович (RU),
Козин Михаил Викторович (RU),
Земляк Виталий Леонидович (RU),
Смольников Максим Федорович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет” (RU)

(54) СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА

(57) Реферат:

Изобретение относится к судостроению и водному транспорту касается технологии разрушения ледяного покрова. Способ разрушения ледяного покрова заключается в движении подводного судна с резонансной скоростью вдоль одной из кромок разводья, ширина которого не превышает диаметр корпуса судна. Асимметрия расположения судна относительно центра разводья в начале его движения приводит к трещинообразованию в кромке разводья, вдоль которой движется судно. Изобретение позволяет повысить эффективность разрушения ледяного покрова. 2 ил.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, плавающим в ледовых условиях и разрушающим ледяной покров резонансным способом.

Уровень техники известен из способа разрушения ледяного покрова подводным судном, заключающегося в том, что судно перемещают под ледяным покровом с резонансной скоростью, соответствующей максимальной амплитуде изгибно-гравитационных волн (ИГВ) (1. Патент РФ N 2056320, кл. В63В 35/08, 1993).

Недостатком способа является ограниченность амплитуд ИГВ, т.е. ледоразрушающей способности судна при его движении с резонансной скоростью.

Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, заключается в повышении эффективности разрушения льда подводным судном

Существенные признаки, характеризующие изобретение.

Ограничительные: ледяной покров разрушают подводным судном путем возбуждения во льду резонансных ИГВ.

Отличительные: подводное судно перемещают под одной из кромок разводья, ширина которого не превышает диаметр корпуса судна.

Известно (2. Зуев В.А. Средства продления навигации на внутренних водных путях. – Л.: Судостроение. 1986. – 208 с.), что полубесконечная пластина имеет значительно меньшую несущую способность, чем бесконечная, поскольку у нее отсутствует контакт обломков на берегах трещин.

Это было подтверждено в процессе испытаний обобщенной модели существующего подводного судна в масштабе 1:100 с относительным удлинением корпуса L/B=8, соответствующего натурному подводному судну с полным подводным водоизмещением D=12000 т. Эксперименты проводились в ледовом бассейне размерами L×В×Н=8,0×3,0×2,1 м, который представлял канал, выпиленный в ледяном покрове толщиной 0,82 м замерзшего озера. Буксировки осуществлялись при относительном заглублении модели h/L от 0,2 до 0,3 со скоростью 1,8 м/с, которая была близка к резонансной [2]. При проведении экспериментов в поле сплошного льда имитировали трещину шириной 0,001 м и разводья шириной 0,03; 0,06; 0,09 и 0,12 м. В результате испытаний было установлено, что максимальный разрушающий эффект наблюдался при прохождении модели вдоль кромок ледяного покрова, имеющих разводье шириной 0,06 м, что составляло около 40% от диаметра корпуса модели. При этом во льду появлялись не только магистральные трещины, перпендикулярные направлению движения, но и происходило измельчение обломков льда. Эффективность разрушения ледяного покрова дополнительно возрастала, если буксировку модели осуществляли не по центру разводья, а смещали под одну из его кромок. В результате начиналось трещинообразование именно в этой кромке, а затем ее более интенсивное разрушение по сравнению с движением по центру разводья, т.к. энергия возбуждаемых ИГВ начинала излучаться в направлении ослабленной трещинами кромки разводья, т.е. в направлении наименьшего пути сопротивления (как при осуществлении направленных взрывов).

Способ осуществляется следующим образом.

Под ледяным покровом на безопасном заглублении начинают перемещать подводное судно с резонансной скоростью для возбуждения ИГВ с наибольшей амплитудой. Если амплитуда этих волн окажется недостаточной для разрушения ледяного покрова, то с помощью штатных судовых приборов, например ледоэхолотов, в ледяном покрове обнаруживают разводье, ширина которого меньше диаметра корпуса судна. Затем начинают движение судна под одной из кромок разводья вдоль нее. За счет смещения траектории движения судна относительно центра разводья в первую очередь трещины начнут возникать в кромке, под которой перемещается судно. Ослабление несущей способности кромки за счет трещинообразования приведет к ее более интенсивному разрушению по сравнению с противоположной кромкой, т.к. энергия возбуждаемых ИГВ будет излучаться по пути наименьшего сопротивления их развитию.

Изобретение поясняется чертежами, где: на фиг.1 показаны профили ИГВ при движении суда вдоль кромки льда; на фиг.2 – вид на разводье сверху.

Под ледяным покровом 1 начинают перемещать подводное судно 2 с резонансной скоростью p. Если амплитуда возбуждаемых при этом ИГВ 3 окажется недостаточной для разрушения льда, то в ледяном покрове обнаруживают разводье, ширина которого В меньше диаметра корпуса D. Судно 2 начинают перемещать под одной из кромок разводья, при этом траектория движения 5 должна оставаться параллельной кромкам разводья 4. Асимметрия в начале движения судна приведет к образованию трещин 6 в той кромке разводья, под которой движется судно. Эффективность разрушения льда увеличится, что обеспечит достижение заявленного технического результата.

Формула изобретения

Способ разрушения ледяного покрова путем возбуждения во льду резонансных изгибно-гравитационных волн подводным судном, отличающийся тем, что судно перемещают под одной из кромок разводья, ширина которого не превышает диаметр корпуса судна.

РИСУНКИ

Categories: BD_2389000-2389999