Патент на изобретение №2389593
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИЗНОШЕННЫХ ДЕТАЛЕЙ ИЗ АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ
(57) Реферат:
Изобретение относится к области восстановления изношенных деталей из алюминиевых сплавов и может быть использовано для восстановления с упрочнением поджимных и подшипниковых блоков шестеренных насосов типа НШ-К. Способ включает наплавку в среде защитных газов, механическую обработку, упрочнение детали микродуговым оксидированием в щелочном электролите и пропитку упрочняющего покрытия. Пропитку упрочняющего покрытия осуществляют в вакууме смесью гидравлического масла АМГ-10 с кинематической вязкостью 1,3·10-5 м2/с или трансформаторного масла Т-1500У с кинематической вязкостью 1,1
Изобретение относится к области восстановления изношенных деталей из алюминиевых сплавов, например, для восстановления с упрочнением поджимных и подшипниковых блоков шестеренных насосов типа НШ-К. В ремонтном производстве известен способ восстановления изношенных деталей из алюминия и его сплавов, включающий приращение восстанавливаемой поверхности, ее растачивание до определенных размеров и упрочнение микродуговым оксидированием (МДО) в щелочном электролите [патент РФ 2119420, В23Р 6/00, опубл. в Б.И. Недостатком данного способа является то, что он не позволяет получить одинаковую твердость по толщине упрочняющего покрытия, вследствие чего восстановленные детали значительно изнашиваются в начальный период эксплуатации. Известен способ формирования износостойких покрытий на поверхности черных и цветных металлов, включающий приращение основы (нанесение подслоя из легкоплавкого сплава, а затем алюминийсодержащей композиции) и ее последующее МДО в щелочном электролите на 2/3 толщины слоя алюминийсодержащей композиции [патент РФ 2026890, C25D 11/02, опубл. в Б.И. Недостатком данного способа является то, что при восстановлении с упрочнением деталей из алюминиевых сплавов ведение МДО на 2/3 толщины слоя алюминийсодержащей композиции приводит к уменьшению долговечности восстановленных поверхностей деталей из-за снижения толщины и ухудшения физико-механических свойств сформированного на них упрочняющего покрытия. Производительность способа также является низкой, так как при приращении вначале наносится подслой, что увеличивает количество операций и является необходимым условием для ведения МДО только на черных металлах. Наиболее близким к предлагаемому способу по технической сущности и достигаемому результату является способ восстановления изношенных деталей из алюминиевых сплавов, включающий наплавку в среде защитных газов, механическую обработку, упрочнение детали МДО в щелочном электролите с содержанием 7 г/л гидроксида натрия и 15 Однако МДО на предлагаемых режимах не позволяет получить достаточную объемную пористость покрытия, вследствие чего объем масла, проникающего в поры покрытия, также оказывается незначительным. При взаимодействии трущихся поверхностей во время приработки и последующей эксплуатации это приводит к ухудшению их самосмазывания и низкому ресурсу восстановленных деталей. Кроме этого, пропитка упрочняющего покрытия, сформированного МДО, маслом при помощи окунания не позволяет качественно заполнить поры покрытия. Задачей изобретения является повышение ресурса восстановленных и упрочненных деталей. Техническим результатом изобретения является повышение маслоемкости упрочняющего покрытия, сформированного МДО, за счет увеличения его объемной пористости и более качественного заполнения пор маслом, а также снижение продолжительности приработки восстановленных и упрочненных деталей. Поставленная задача и указанный технический результат достигаются за счет того, что в известном способе восстановления изношенных деталей из алюминиевых сплавов, включающем наплавку в среде защитных газов, механическую обработку, упрочнение детали микродуговым оксидированием в щелочном электролите и пропитку упрочняющего покрытия, согласно изобретению пропитку упрочняющего покрытия осуществляют в вакууме смесью гидравлического масла АМГ-10 с кинематической вязкостью 1,3·10-5 м2/с или трансформаторного масла Т-1500У с кинематической вязкостью 1,1 Способ осуществляют следующим образом. Для восстановления изношенных поджимных и подшипниковых блоков шестеренных насосов типа НШ-К, изготовленных из литейного алюминиевого сплава АК7ч, вначале производят их предварительную подготовку, заключающуюся в обработке изношенных поверхностей на горизонтально-фрезерном станке в специальном приспособлении до выведения следов изнашивания. Затем осуществляют наплавку восстанавливаемых поверхностей с использованием неплавящегося электрода (вольфрамового) в среде защитных газов (чаще всего для этих целей используют аргон). Наплавку ведут на следующих режимах: сила тока – 90 После наплавки восстанавливаемые поверхности подвергают механической обработке – расточке на горизонтально-фрезерном станке. Режимы черновой расточки: частота вращения инструмента – 880 мин-1, глубина резания – 1,5 Затем осуществляют упрочнение восстанавливаемых поверхностей МДО с использованием анодно-катодного режима в щелочном электролите, содержащем 2 г/л гидроксида калия и 18 После МДО сформированное на восстанавливаемых поверхностях упрочняющее покрытие заполняют маслом с использованием вакуума. Для этого деталь помещают в бак, содержащий смесь гидравлического масла АМГ-10 по ГОСТ 6794-75 с кинематической вязкостью 1,3·10-5 м2/с или трансформаторного масла Т-1500У по ТУ 38.401-58-107-97 с кинематической вязкостью 1,1 Объемную пористость сформированного упрочняющего покрытия определяли по массе масла, находящегося в порах, учитывая плотность и толщину покрытия, а также площадь восстанавливаемой поверхности. Маслоемкость упрочняющего покрытия определяли согласно ГОСТ 9.302-88 «Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Методы контроля». Продолжительность приработки и ресурс восстановленных и упрочненных деталей оценивали по результатам сравнительных ускоренных испытаний на стенде КИ-4815М-03, предназначенном для испытания агрегатов гидроприводов сельскохозяйственной техники. Испытания проводили в соответствии с рекомендациями руководящего документа РД 70.0009.006-85 «Указания по методам ускоренных испытаний восстановленных деталей для основных марок тракторов, комбайнов и других машин», разработанных ВНПО «Ремдеталь». При МДО с предлагаемым составом электролита и режимами оксидирования сформированное на восстанавливаемых поверхностях упрочняющее покрытие будет иметь более высокую объемную пористость по сравнению с прототипом. Использование вакуума позволяет ввести большее количество масла в поры упрочняющего покрытия, за счет чего повышается его маслоемкость. С увеличением температуры, которое происходит при взаимодействии трущихся поверхностей, большее количество масла выступает из пор и эффективно смазывает эти поверхности, компенсируя незначительное снижение несущей способности упрочняющего покрытия. Все это приводит к снижению продолжительности приработки и увеличению ресурса восстановленных и упрочненных деталей (таблица).
Как видно из таблицы, предлагаемый способ восстановления изношенных деталей из алюминиевых сплавов позволяет в среднем на 30
Формула изобретения
Способ восстановления изношенных деталей из алюминиевых сплавов, включающий наплавку в среде защитных газов, механическую обработку, упрочнение детали микродуговым оксидированием в щелочном электролите и пропитку упрочняющего покрытия, отличающийся тем, что пропитку упрочняющего покрытия осуществляют в вакууме смесью гидравлического масла АМГ-10 с кинематической вязкостью 1,3·10-5 м2/с или трансформаторного масла Т-1500У с кинематической вязкостью 1,1-1,3·10-5 м2/с и 8-10% графита, при этом разрежение составляет 0,1 МПа, а микродуговое оксидирование ведут в электролите, содержащем 2 г/л гидроксида калия и 18-20 г/л натриевого жидкого стекла при плотности тока 30 А/дм2 и температуре электролита 35-40°С.
|
||||||||||||||||||||||||||

1,3·10-5 м2/с и 8
27, 1998 г.].