Патент на изобретение №2167786
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ПОВОРОТОМ КОЛЕС ШАССИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
(57) Реферат: Изобретение относится к авиационной технике, а именно к летательным аппаратам. Технический результат изобретения – сокращение габаритов шасси в убранном положении. Механизм управления поворотом колес шасси летательного аппарата содержит гидравлический цилиндр двойного действия 1, внутри цилиндра установлены полые поршни 2, 3, образующие гидравлические полости А, А1, и шток 4, законцовки 5, 6 которого подвижно установлены внутри полых поршней 2, 3. Центральная часть штока 4 выполнена в виде зубчатой рейки 7, взаимодействующей с зубчатым сектором 8, закрепленным на валу колеса. Гидравлический цилиндр 1 снабжен торцевыми уплотняемыми отверстиями 9, 10. Полые поршни 2, 3 выполнены ступенчатыми, причем ступени меньшего диаметра 11, 12 установлены в торцевых отверстиях 9, 10 гидроцилиндра 1 и образуют кольцевые камеры Б, Б1, связанные с гидросистемой летательного аппарата. Законцовки 5, 6 штока 4 снабжены уплотнениями 13, 14 и образуют внутри полых поршней 2, 3 камеры С, С1, связанные с кольцевыми камерами Б, Б1 каналами 15, 16. 2 ил. Изобретение относится к авиационной технике, а именно к летательным аппаратам. Известен механизм управления поворотом колес шасси самолета, содержащий гидравлический цилиндр двойного действия, внутри которого противоположно расположены два полых поршня, образующие гидравлические полости, связанные с гидросистемой летательного аппарата, и шток, законцовки которого установлены с возможностью перемещения внутри поршней до упоров, выполненных на их внутренней поверхности, причем центральная часть штока выполнена в виде зубчатой рейки, взаимодействующей с зубчатым сектором, закрепленным на валу колес шасси (патент Франции N 2568218 по кл. B 64 C 25/50 от 1984 г.). В известном механизме управления поворотом колес шасси гидравлический цилиндр имеет довольно большую длину, обусловленную линейным перемещением зубчатой рейки при повороте колос на максимальный угол от действия гидравлической системы самолета при рулении. Целью настоящего изобретения является уменьшение длины гидравлического цилиндра для сокращения объема, занимаемого шасси в убранном положении. Указанная цель достигается тем, что в механизме управления поворотом колес шасси летательного аппарата, включающем гидравлический цилиндр двойного действия, внутри которого противоположно расположены два полых поршня, образующие гидравлические полости, связанные с гидравлической системой летательного аппарата, и шток, законцовки которого установлены с возможностью перемещения внутри поршней до упоров, выполненных на их внутренней поверхности, при этом центральная часть штока выполнена в виде зубчатой рейки, взаимодействующей с зубчатым сектором, закрепленным на валу колес, гидроцилиндр выполнен с уплотняемыми торцевыми отверстиями, а полые поршни – ступенчатыми, причем ступени меньшего диаметра установлены в торцевых отверстиях гидроцилиндра и образуют между своей внешней поверхностью и внутренней поверхностью гидроцилиндра кольцевые камеры упомянутой гидравлической полости, а законцовки штока снабжены уплотнениями и образуют внутри полых поршней камеры, связанные с кольцевыми камерами гидроцилиндра. Выполнение гидравлического цилиндра механизма управления с уплотняемыми торцевыми отверстиями, а полых поршней ступенчатыми с установкой ступени меньшего диаметра в торцевых отверстиях гидроцилиндра, а также снабжение законцовок штока уплотнениями и образование двух камер, связанных между собой в гидравлической полости гидроцилиндра, позволили уменьшить размеры механизма управления поворотом колес шасси летательного аппарата. На фиг. 1 изображена схема устройства в нейтральном положении колес, на фиг. 2 изображена схема устройства при развороте колес на максимальный угол. Механизм управления поворотом колес шасси летательного аппарата содержит гидравлический цилиндр двойного действия 1. Внутри цилиндра 1 установлены полые поршни 2, 3, образующие гидравлические полости А, А1, связанные с гидросистемой летательного аппарата, и шток 4, законцовки 5, 6 которого подвижно установлены внутри полых поршней 2, 3. Центральная часть штока 4 выполнена в виде зубчатой рейки 7, взаимодействующей с зубчатым сектором 8, закрепленным на валу колеса (на фиг. не показано). Гидравлический цилиндр 1 снабжен торцевыми уплотняемыми отверстиями 9, 10. Полые поршни 2, 3 выполнены ступенчатыми, причем ступени меньшего диаметра 11, 12 установлены соответственно в торцевых отверстиях 9, 10 гидроцилиндра 1 и образуют кольцевые камеры Б, Б1. Законцовки 5, 6 штока 4 снабжены уплотнениями 13, 14 и образуют внутри полых поршней 2, 3 камеры С, С1, связанные с кольцевыми камерами Б, Б1 каналами 15, 16. Перемещение полых поршней 2, 3 в гидроцилиндре 1 ограничено упорами 17, 18, выполненными на его внутренней поверхности, а перемещение законцовок 5, 6 штока 4 – упорами 19, 20, 21, 22, выполненными на внутренней части полых поршней 2, 3. Работа механизма управления поворотом колес шасси летательного аппарата осуществляется следующим обрезом. При подаче от гидравлической системы летательного аппарата рабочей жидкости под давлением через штуцер в кольцевую камеру Б и, одновременно, в соединенную с ней через имеющийся в поршне 2 канал 15 гидравлическую камеру С шток 4 с зубчатой рейкой 7 начинает перемещаться под действием этого давления. При этом поршень 2 остается на месте вследствие прижимающей его к торцу силы, величина которой равна разнице произведений действующего одинакового давления рабочей жидкости в гидравлических камерах Б, С на соответствующие площади поперечного сечения поршня 2 в этих камерах, а направление этой силы обусловлено тем, что площадь поперечного сечения ступеней поршня 2 в камере Б больше, чем площадь поперечного сечения внутренней полости поршня 2 в камере С. Перемещаясь, зубчатая рейка 7 вращает зубчатый сектор 8 и взаимодействует через упор 20 с поршнем 3, выдвигает его с противоположной стороны цилиндра 1. При этом происходит вытеснение рабочей жидкости из камеры Б1 через штуцер, соединенный со сливом гидросистемы. Максимальный ход зубчатой рейки 7 ограничивается упорами 21, 22. Этот ход соответствует повороту зубчатого сектора 8 на максимальный угол. Для возврата зубчатой рейки 7 в исходное положение через штуцер в кольцевую камеру Б1 и, одновременно, в соединенную с ней через каналы 16 в поршне 3 гидравлическую камеру С1 подается рабочая жидкость под давлением от гидравлической системы летательного аппарата. Под действием этого давления зубчатая рейка 7 начинает двигаться в обратном направлении, вращая зубчатый сектор 8. При этом поршень 3 постоянно прижат к зубчатой рейке 7 силой, возникновение которой описано выше, и перемещается вместе с рейкой. При обратном ходе зубчатой рейки 7 происходит вытеснение рабочей жидкости из гидравлической камеры С через каналы 15 в кольцевую камеру Б, соединенную со сливом. Поскольку существует определенное одинаковое давление слива в камерах Б и С, поршень 2 остается на месте, прижатый к упору 17 силой, появление которой рассмотрено ранее. Поворот колес в противоположном направлении осуществляется аналогично. Предложенная конструкция позволяет уменьшить длину гидравлического цилиндра при нейтральном положении колес, соответствующем уборке и выпуску шасси, сохраняя при этом максимальный угол поворота колес при рулении от действия гидравлической системы летательного аппарата. Формула изобретения
РИСУНКИ
|
||||||||||||||||||||||||||