Патент на изобретение №2167774
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) АВТОМОБИЛЬНОЕ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО
(57) Реферат: Изобретение относится к электрооборудованию автомобилей. Устройство содержит предохранители с плавкими вставками и пластмассовый держатель предохранителей с попарно сгруппированными пружинящими контактными гнездами. Под каждым предохранителем установлен узел индикации перегорания предохранителя, состоящий из последовательно включенных светодиода и токоограничивающего резистора. В частном случае контактные гнезда для каждого предохранителя пространственно отделены друг от друга корпусной выемкой, в которой размещен узел индикации перегорания предохранителя. При этом необъединенные выводы светодиода и токоограничивающего резистора подключены к пружинящим металлическим пластинам, пропущенным в зазоры между корпусом держателя и контактными гнездами с возможностью электрического контактирования с последними. При использовании предложенного предохранительного устройства обеспечивается возможность быстрого и однозначного определения перегоревшего предохранителя, причем фактически без увеличения габаритов устройства и применения дополнительных соединительных проводов. 2 з.п.ф-лы. 2 ил. Изобретение относится к электрооборудованию автомобилей. Все более возрастающее оснащение автомобилей электрическими и электронными приборами контроля, управления, сервисного обслуживания предопределяет адекватное расширение бортовой распределительной сети и увеличение количества защитных элементов, в частности плавких предохранителей, которые в современных автомобилях объединяют в единый конструктивный орган, располагающийся, как правило, под панелью торпедо. При возникновении неисправности в электрооборудовании и перегорании предохранителя бывает относительно сложно определить, какой из более чем двадцати предохранителей в предохранительном устройстве неисправен, тем более что нет при этом уверенности, что неисправность заключается именно в данном устройстве, а не в других приборах. Обычно эта задача решается с использованием описания в инструкции символьных рисунков на крышке устройства или поочередным вытаскиванием и осмотром предохранителей. Первые два подхода требуют определенных знаний электрооборудования автомобиля, чем большинство пользователей не обладают, а последний достаточно трудоемок. Кроме того, все вышеперечисленные мероприятия отнимают заметное количество времени. Известно техническое решение по осуществлению контроля исправности предохранителя в электрических, в том числе автомобильных бортовых сетях питания потребителей, предусматривающее включение параллельно предохранителю цепи из светодиода и токоограничивающего резистора (Быстров Ю.А. и др., Сто схем с индикаторами, М., “Радио и связь”, 1990, с. 20-21); SU 1030882, H 01 H 85/30, 23.07.83). В указанном техническом решении при перегорании предохранителя напряжение на нем увеличивается с нуля почти до напряжения питания, через светодиод начинает протекать ток и тот начинает светиться. Следует, однако, отметить, что применительно к автомобилям подобные реализации контрольных узлов до сих пор не увязывались с конструкцией предохранительного устройства. Вынесение же светодиодов, к примеру, на приборную панель, во-первых, не является оправданным в силу нечастого перегорания предохранителей, а во-вторых, требует дополнительного количества соединительных проводов. По совокупности существенных конструктивных признаков наиболее близким к предложенному является автомобильное предохранительное устройство, содержащее предохранители с плавкими вставками, подключенными к параллельно ориентированным штыревым выводам, пластмассовый держатель предохранителей с попарно сгруппированными пружинящими контактными гнездами, подключенными к токоподводам (Волгин С.Н. и др. Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей: ВАЗ-2110, ВАЗ-2111, ВАЗ-2112, Изд-во “Ливр”, 1998, с. 103, 106). Задача изобретения – обеспечение индикации перегорания предохранителей без расширения занимаемого предохранительным устройством объема и без использования дополнительных соединительных проводов. Поставленная задача решается тем, что в автомобильном предохранительном устройстве, содержащем предохранители с плавкими вставками, подключенными к параллельно ориентированным штыревым выводам, пластмассовый держатель предохранителей с попарно сгруппированными пружинящими контактными гнездами, подключенными к токоподводам, под каждым предохранителем установлен узел индикации перегорания предохранителя, состоящий из светодиода и токоограничивающего резистора, одни выводы которых соединены друг с другом, а другие электрически контактируют с контактными гнездами. Решению поставленной задачи способствуют также частные существенные признаки изобретения. Пружинящие контактные гнезда для каждого предохранителя пространственно отделены друг от друга корпусной выемкой, в которой размещен узел индикации перегорания предохранителя. В каждом узле индикации перегорания предохранителя необъединенные выводы светодиода и токоограничивающего резистора подключены к пружинящим металлическим пластинам, пропущенным в зазоры между корпусом держателя и контактными гнездами с возможностью электрического контактирования с последними. На фиг. 1 показана примерная конструкция используемых в предложенном устройстве предохранителей, а на фиг. 2 представлены три разреза единичной ячейки держателя с узлом индикации перегорания предохранителя. Автомобильное предохранительное устройство содержит предохранители 1 с плавкими вставками 2, подключенными к параллельно ориентированным штыревым выводам 3 (фиг.1). В состав устройства входит также пластмассовый держатель 4 предохранителей с попарно сгруппированными пружинящими контактными гнездами 5, подключенными к токоподводам 6. Под каждым предохранителем 1 установлен узел индикации перегорания предохранителя, состоящий из светодиода 7 и токоограничивающего резистора 8, одни выводы которых соединены друг с другом, а другие электрически контактируют с контактными гнездами 5. Величина резистора 8 выбирается из условия, что через светодиод 7 будет протекать требуемый ток 5…10 мА. В частном случае практической реализации устройства контактные гнезда 5 для каждого предохранителя 1 пространственно отделены друг от друга корпусной выемкой 9, в которой размещен узел индикации перегорания предохранителя. В каждом таком узле необъединенные выводы светодиода 7 и токоограничивающего резистора 8 подключены к пружинящим металлическим пластинам 10, пропущенным в зазоры между корпусом держателя 4 и контактными гнездами 5 с возможностью электрического контактирования с последними. Работает устройство следующим образом. При нормальной работе потребителей электрической бортовой сети автомобиля ток в каждой из ячеек устройства проходит от одного токоподвода 6 к другому через контактные гнезда 5, штыревые выводы 3 и плавкую вставку 2 предохранителя 1. При целом предохранителе 1 падение напряжения на нем мало, через светодиод 7 ток практически не протекает и тот не светится. При коротком замыкании или перегрузке в контролируемой цепи, вызывающих перегорание предохранителя 1, или исчезновении контакта в контактных гнездах 5 напряжение бортовой сети прикладывается к данному узлу индикации и светодиод 7 зажигается. В связи с тем, что каждый предохранитель 1 имеет свой индивидуальный узел индикации перегорания, пользователю достаточно выдвинуть предохранительное устройство и взглянуть на него при включенном зажигании, чтобы обнаружить конкретное место разрыва цепи питания и устранить неисправность. Следует отметить, что в отдельных модификациях предохранительного устройства контактные гнезда 5 могут быть впаяны на печатной плате. В этом случае светодиоды 7 и резисторы 8 целесообразно также впаивать на этой плате, располагая опять же под предохранителем 1. Таким образом, при использовании предложенного предохранительного устройства обеспечивается возможность быстрого и однозначного определения перегоревшего предохранителя, причем фактически без увеличения габаритов устройства и применения дополнительных соединительных проводов. Это предопределяет повышенное удобство эксплуатации автомобиля. Формула изобретения
РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 27.06.2002
Номер и год публикации бюллетеня: 32-2003
Извещение опубликовано: 20.11.2003
|
||||||||||||||||||||||||||