Патент на изобретение №2389003

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2389003 (13) C2
(51) МПК

G01G23/06 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 09.08.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2008127036/28, 02.07.2008

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

02.07.2008

(43) Дата публикации заявки: 10.01.2010

(46) Опубликовано: 10.05.2010

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 25936 U1, 27.10.2002. RU 63058 U1, 10.05.2007.

Адрес для переписки:

454020, г.Челябинск, ул.Воровского, 52а, кв.2, Э.Ф.Драчуку

(72) Автор(ы):

Вахрушев Геннадий Никифорович (RU),
Драчук Эвальд Федорович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Вахрушев Геннадий Никифорович (RU),
Драчук Эвальд Федорович (RU)

(54) ВИБРОУДАРОУСТОЙЧИВЫЕ ВЕСЫ

(57) Реферат:

Изобретение относится к весоизмерительной технике и может быть использовано в конструкции весов, стойких к ударным нагрузкам. Устройство содержит грузоприемную платформу, опорные стойки с тензодатчиками, связанными с весовым терминалом. Грузоприемная платформа подвешена на тензодатчиках через тяги типа «карданов подвес» со скалками. При этом тяги выполнены различной длины, а скалки соединены с тягами с помощью центрирующих штифтов. Технический результат заключается в повышении устойчивости весов к вибрационным и ударным нагрузкам, снижении погрешности измерений, высокой ремонтопригодности. 5 ил.

Изобретение относится к весоизмерительной технике и может использоваться в народном хозяйстве, преимущественно в металлургической и горнодобывающей промышленности, а также в машиностроении, для этих областей характерно перемещение значительных грузов кранами.

Известны принятые за прототип ударопрочные весы, содержащие грузоприемную платформу, демпфирующие узлы с тензодатчиками, скоммутированными с весовым терминалом, упорные болты с контргайками с возможностью поворота до контакта с нагруженной грузоприемной платформой (1).

Недостатки прототипа, как показал опыт эксплуатации, заключаются в том, что, защищая тензодатчики от разрушения при значительных ударных нагрузках, он не обеспечивает сохранения заданных метрологических характеристик. При работе в реальных условиях современного интенсивного производства, характерного наличием широкого спектра вибраций и незначительных ударов (толчков), прототип, как и большинство существующих тензометрических весов, не обеспечивает самовозврат тензодатчиков в первоначальное положение, вследствие чего происходит уход нуля и рабочего коэффициента передачи, т.е. снижается реальная эксплуатационная точность. Для самовозврата тензодатчиков необходимо обеспечить платформе весов состояние устойчивого равновесия. В случае механической консервативной системы, какой являются весы, достаточное условие устойчивого равновесия дает теорема Лагранжа-Дирихле, согласно которой равновесие устойчиво, если в положении равновесия потенциальная энергия системы минимальна (2). Примером может служить маятник всегда возвращающийся после небольших возмущений в нижнее положение. Применительно к весам это означает, во-первых, что опора должна быть выше точки приложения усилий, а, во-вторых, должна быть обеспечена физическая возможность возврата, т.е. свободная подвеска. Второе условие в современных моделях весов на тензодатчиках сжатия не выполняется практически никогда, т.к. тензодатчики «заневолены» весом платформы и грузов. Не спасает положения и применение т.н. «неваляшек», т.к. их самовозвратные свойства при работе в группе проявляются только при синфазном расположении, которое никак не обеспечивается конструкцией. При наклоне неваляшек в разные стороны самовозврата не происходит, чем и объясняется, в частности, уход метрологических характеристик в процессе эксплуатации.

Задачей, на решение которой направлено изобретение, является создание весов, которые обеспечивают стабильно низкую погрешность, высокую ремонтопригодность, устойчивость к вибрационным и ударным нагрузкам.

Технический результат достигается за счет того, что грузоприемная платформа имеет устойчивое положение равновесия, благодаря чему свободно совершает малые колебания с возвратом в первоначальное положение, сохраняя заданные метрологические характеристики.

Существенность технического решения заключается в том, что в виброудароустойчивых весах, содержащих грузоприемную платформу, опорные стойки с тензодатчиками, связанными с весовым терминалом, при этом грузоприемная платформа подвешена на тензодатчиках через тяги типа «карданов подвес» со скалками, тяги выполнены различной длины, а скалки соединены с тягами с помощью центрирующих штифтов.

Предлагаемые виброудароустойчивые весы изображены на фиг.1-5. Виброудароустойчивые весы состоят из узлов встройки (фиг.1), каждый из которых содержит опорную стойку 1, на которой установлен тензодатчик 2, через центрирующие штифты 3 и каленые вставки 4 в тяге типа «карданов подвес» и скалку 5 связанный с упорами 6 грузоприемной платформы 7. На фиг.2 изображен вид узла сверху, из которого видно, что тяга типа «карданов подвес» образована пластинами 8, связанными болтами 9 и гайками 10.

На фиг.3 изображен узел встройки, тензодатчик 2 в котором перевернут на 180°, так что длина линии качания («маятник») меньше, чем в узле по фиг.1. Это, как будет пояснено в описании, имеет важное значение для эффективной работы весов.

На фиг.4 и 5 дана конструкция предлагаемых весов. Грузоприемная платформа 7 опирается на скалки 5 узлов встройки, установленных на общем основании 11. При этом заметим, если узлы встройки с левой (по фиг.4, 5) стороны весов выполнены по фиг.1, то узлы встройки с правой стороны должны быть выполнены по фиг.3.

Весовой терминал на чертежах не показан, т.к. его конструкция и включение не имеют каких-либо особенностей, т.е. общеизвестны.

Работа виброудароустойчивых весов происходит следующим образом. При взвешивании груз краном устанавливают на грузоприемную платформу 7. Через упоры 6 и скалки 5 нагружаются все тяги типа «карданов подвес» и соответственно все тензодатчики 2, суммарный сигнал которых измеряется терминалом (не показан).

При вибрационном воздействии на грузоприемную платформу 7 и отклонениях вследствие этого тяг типа «карданов подвес» от вертикалей постоянно происходит прокачка каленых вставок 4 относительно сферических поверхностей тензодатчиков 2 и центрирующих штифтов 3, восстанавливая вертикальное положение тяг.

При ударном воздействии груза на платформу 7 происходят следующие процессы. Пусть груз массой m падает на грузоприемную платформу 7 с высоты h, имея потенциальную энергию Еп=mgh. При достижении плоскости платформы 7 потенциальная энергия переходит в кинетическую, которая равна , причем конечная скорость груза .

Из 2-го закона Ньютона следует, что изменение импульса груза в верхнем и нижнем положении равно импульсу силы (mv)=F*t или .

Находим отсюда или .

Таким образом, перегрузка весов F от падения груза весом P=mg зависит от высоты h, с которой падает груз, и времени t силового контакта груза и платформы 7. В предлагаемых весах время силового контакта t растягивается, т.к. в момент столкновения платформа 7 сдвигается, выбирая свой свободный ход. Кроме того, взвешивание груза, упавшего с высоты или небрежно установленного краном, обычно включает несколько циклов колебаний, пока энергия удара не погасится. Для уменьшения колебаний в разных сторонах -левой и правой – весов (как упоминалось выше при описании весов в статике) применены узлы встройки с разной длиной маятника и, следовательно, разной частотой собственных колебаний. Это исключает возникновение колебаний на собственной частоте весов.

Поэтому предлагаемые весы не нуждаются в применении различного рода демпферов, успешно работая в условиях вибрационных и ударных воздействий и без этого.

Таким образом, технические преимущества предлагаемых виброудароустойчивых весов перед аналогом заключаются в высокой и неизменной во времени точности и стойкости к вибрационным и ударным нагрузкам. В настоящее время изготовлен и успешно испытан первый образец весов, который в ближайшее время будет передан заказчику.

Источники информации

1. Патент РФ 63058 с приоритетом от 18.12.2006 г.

2. Физический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1984 г., с.797.

Формула изобретения

Виброудароустойчивые весы, содержащие грузоприемную платформу, опорные стойки с тензодатчиками, связанными с весовым терминалом, при этом грузоприемная платформа подвешена на тензодатчиках через тяги типа «карданов подвес» со скалками, отличающиеся тем, что тяги выполнены различной длины, а скалки соединены с тягами с помощью центрирующих штифтов.

РИСУНКИ

Categories: BD_2389000-2389999