Патент на изобретение №2388993

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2388993 (13) C1
(51) МПК

G01B3/56 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 28.09.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2008149352/28, 15.12.2008

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

15.12.2008

(46) Опубликовано: 10.05.2010

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 1778496 A1, 30.11.1992. SU 1285311 A1, 23.11.1987. SU 15274 80 A1, 07.12.1989. SU 1562666 A1, 07.05.1990. SU 336495 A1, 21.04.1972. SU 1796861 A1, 23.02.1993. CA 1278678 C, 08.01.1991. CN 1554923 A, 15.12.2004.

Адрес для переписки:

614038, г.Пермь, ул. Ак. Веденеева, 28, ОАО НПО “Искра”, отдел патентоведения

(72) Автор(ы):

Пьянков Игорь Иванович (RU),
Горшков Геннадий Николаевич (RU),
Михалев Алексей Алексеевич (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Открытое акционерное общество Научно-производственное объединение “Искра” (RU)

(54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОНУСНОСТИ ДЕТАЛЕЙ

(57) Реферат:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для определения конусности на деталях. Сущность: в способе, включающем измерение геометрических параметров конуса, используют плоский калибр в виде клина с длиной, равной длине конуса. Прикладывают калибр к конусной поверхности таким образом, чтобы он находился в меридиональной плоскости детали, меньшим торцом сопрягался с большим диаметром конуса. Измеряют суммарную величину расстояния между нижней образующей конуса и верхней плоскостью калибра. При этом по разности указанной величины у торцов калибра судят об отклонении от требуемой конусности детали и диаметре конуса в его основании. Технический результат: предлагаемый способ позволяет просто и надежно определить отклонение от требуемой конусности, диаметр основания и расположение конуса, в том числе для длинных массивных валов компрессоров. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для определения конусности на деталях.

Известен классический способ определения конусности на деталях, описанный в Справочнике по производственному контролю в машиностроении, под ред. д.т.н., проф. А.К.Кутая. – Л.: Машиностроение, стр.329-335. Он заключается в том, что конусность деталей определяется с помощью калибров – втулок на краску.

При контроле на краску наружных конических поверхностей длинных массивных валов, в частности валов компрессоров, использование калибра-втулки весьма затруднительно из-за его большой массы и заклинивания при контроле пологих конусов.

Технической задачей настоящего изобретения является разработка простого и надежного способа определения конусности деталей с высокой точностью, преимущественно длинномерных массивных валов, включающего определение отклонения от конусности, диаметра основания и расположения конуса по оси вала относительно близлежащего торца, уступа или канавки.

Технический результат достигается тем, что в способе определения конусности деталей, включающем измерение геометрических параметров конуса, используют плоский калибр в виде клина с длиной, равной длине конуса, прикладывают калибр к конусной поверхности таким образом, чтобы он находился в меридиональной плоскости детали, меньшим торцом сопрягался с большим диаметром конуса, измеряют суммарную величину расстояния между нижней образующей конуса и верхней плоскостью калибра у торцов калибра, при этом по разности указанной величины у торцов калибра судят об отклонении от требуемой конусности детали и диаметре конуса в его основании.

При конусности контролируемой детали, равной конусности калибра, верхняя его поверхность будет параллельна нижней образующей конуса. Измеряя суммарную величину расстояния между нижней образующей конуса и верхней плоскостью калибра с помощью микрометра или другого средства измерения по концам калибра, определяют отклонение от конусности по разности измеренных величин.

Заявленный способ поясняется чертежами. На фиг.1 изображен конус вала с установленным калибром. На фиг.2 – вид с торца вала.

Способ осуществляется с помощью контрольных устройств.

Контрольные устройства содержат плоский калибр 1 в виде клина с плоскими измерительными поверхностями, имеющими точную конусность контролируемой поверхности. Калибр устанавливается в пазы призматических стоек 2, которые обеспечивают его положение в меридиональной плоскости контролируемого конуса 3 вала. С помощью планки 4 калибр базируется за торец 5 вала, относительно которого задано расположение основания конуса. Отклонение от конусности определяется как разница размеров расстояния между нижней образующей конуса и верхней плоскостью калибра у торцов калибра 1. Зная расстояние от большего торца 6 калибра 1 до основной плоскости конуса детали, по измеренному общему размеру Б можно точно рассчитать этот диаметр по формуле

где D – диаметр конуса в его основании;

Б – измеряемый размер;

hк – высота калибра у основания;

Lк – расстояние от большего торца калибра до плоскости основания конуса;

k – конусность калибра;

– половина угла конуса.

Таким образом, предлагаемый способ позволяет просто и надежно определить отклонение от требуемой конусности, диаметр основания и расположение конуса, в том числе для длинных массивных валов компрессоров.

Формула изобретения

Способ определения конусности деталей, включающий измерение геометрических параметров конуса, отличающийся тем, что при измерениях используют плоский калибр в виде клина длиной, равной длине конуса, прикладывают калибр к конусной поверхности таким образом, чтобы он находился в меридиональной плоскости детали, меньшим торцом сопрягался с большим диаметром конуса, измеряют суммарную величину расстояния между нижней образующей конуса и верхней плоскостью калибра у торцов калибра, при этом по разности указанной величины у торцов калибра судят об отклонении от требуемой конусности детали и диаметре конуса в его основании.

РИСУНКИ

Categories: BD_2388000-2388999