Патент на изобретение №2388987

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2388987 (13) C1
(51) МПК

F41H7/00 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 28.09.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2008151286/02, 23.12.2008

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

23.12.2008

(46) Опубликовано: 10.05.2010

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2355993 C2, 20.10.2008. RU 2199076 C2, 20.02.2003. RU 2095730 C1, 10.11.1997. US 6073953 A, 13.06.2000.

Адрес для переписки:

620027, г.Екатеринбург, ул. Свердлова, 6, ОАО “Уралтрансмаш”

(72) Автор(ы):

Комратов Юрий Сергеевич (RU),
Кукис Валерий Александрович (RU),
Чикунов Юрий Александрович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Открытое акционерное общество “Уральский завод транспортного машиностроения” (ОАО “Уралтрансмаш”) (RU)

(54) САМОХОДНАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ СОЧЛЕНЕННАЯ УСТАНОВКА

(57) Реферат:

Изобретение относится к военной технике, в частности к артиллерийским установкам. Самоходная артиллерийская сочлененная установка содержит боевой и рабочий корпуса, движители с силовыми приводами и опорно-сцепное устройство. В боевом корпусе установлено основное вооружение, комплекс управления огнем из него и боезапас, а в башне рабочего корпуса расположены места членов экипажа и легкое вооружение. Рабочий корпус установлен на базовую раму автомобильного шасси и снабжен бронированной кабиной и смотровыми люками для механика-водителя, башней с круговым вращением в горизонтальной плоскости с местами для остальных членов экипажа и люками для их посадки и выхода, а боевой корпус установлен на четырехколесные односкатные тележки, снабженные движителем, с возможностью поворота в горизонтальной плоскости за счет механизма рулевого управления с дублирующего места механика-водителя с блокировкой в случае самопроизвольного поворота при управлении из кабины боевого корпуса, а силовой привод для задней тележки выполнен облегченным и управляется с дублирующего места боевого корпуса. Изобретение обеспечивает уменьшение веса установки, мощности силового привода и снижение расхода топлива без уменьшения запаса хода. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области оборонной техники, а именно к объекту сочлененной бронетехники самоходного вооружения с боеприпасами раздельного заряжания.

Известна 152 мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С» (см. научно-популярный журнал «Техника и вооружение» 6, 1996 год, стр.29, АО «Авиа Косм»), содержащая шасси, башню, установленную с круговым вращением в горизонтальной плоскости на 360°, опорно-поворотное устройство на шасси. Отделение управления и отделение вооружения имеют единое рабочее пространство и расположены в шасси и башне. В носовой части шасси расположено место механика-водителя, остальные члены экипажа находятся в башне, где установлено основное вооружение. Моторно-трансмиссионное отделение с двигателем 840 л.с. расположено в корме. Ходовая часть состоит из гусеничного движителя и подвески, содержащей торсионный вал, балансир, ось балансира с опорным катком, гидравлический амортизатор, упор. В указанном объекте 4 человека находятся в боевом отделении, и один – в отделении управления. Качающие части орудия расположены в центре башни на продольной оси от поперечной части до ее пола. Боевое отделение оборудовано фильтровентиляционной установкой (ФВУ). Топливная система, обслуживающая маршевый двигатель, обеспечивает запас хода 500 км. Общая масса снаряженной машины составляет 42 тонны.

Недостатками данной конструкции являются:

– большой вес машины в целом, так как гусеничный движитель состоит из большого количества узлов и деталей;

– заднее расположение моторно-трансмиссионного отделения и, как следствие, большая длина кинематической связи в виде рычажной системы, расположенной на всю длину объекта;

– большая численность экипажа;

– нахождение большинства экипажа в боевом отделении, где расположены метательные заряды к снарядам и сами снаряды, нежелательно для его жизнедеятельности;

– отсутствие бронированной перегородки снижает безопасность экипажа;

– затруднительное взаимодействие экипажа и передача функций управления от одного к другому,

– отсутствие выдвижных опор, повышающих устойчивость при стрельбе.

Известна самоходная артиллерийская установка «Дана» с орудием калибра 152 мм на шасси с колесной формулой 8×8 («Jane,s armour and artillery. 1998-99», стр.658-661). Машина выполнена на базе узлов шасси автомобиля Татра 815. В передней части машины расположено отделение управления на два рабочих места. В средней на потолочной части корпуса установлено опорно-поворотное устройство для бронированной башни с вынесенными наружу орудием и механизмом заряжания. В корпусе на днище установлены механизированные укладки для снаряда и метательного заряда с общим количеством возимых выстрелов 40 шт. Башня в зависимости от угла вертикального поворота орудия может быть либо с секторным поворотом, либо кругового вращения в горизонтальной плоскости: так, при стрельбе с закрытых позиций поворот башни составляет ±45°, а при стрельбе прямой наводкой составляет ±225°. В кормовой части корпуса расположен двигатель мощностью 345 л.с. Машина снабжена ФВУ и системой кондиционирования воздуха. Снаряженная масса объекта составляет 28 т. Запас хода по топливу составляет 600 км. Кроме этого, на машине установлен механизм выключения подрессоривания корпуса относительно грунта в виде опорных подвесных плит с диаметральной формой контакта (опоры) на грунт в количестве 4 штук так, что две установлены в корме и две – в средней части машины.

Недостатками данной конструкции являются:

– недостаточная мощность двигателя при снаряженной массе для движения по сильно пересеченной местности;

– сектор стрельбы с закрытой позиции при повороте башни меньше, чем сектор при стрельбе прямой наводкой;

– расположение маршевого двигателя в корме машины;

– конструктивное исполнение выносных опор не позволяет увеличивать опорный габарит и обеспечить устойчивость машины при стрельбе;

– наружное расположение орудия приводит к разгерметизации забронированного внутреннего объема при передаче выстрела на линию заряжания из боеукладок, расположенных в корпусе;

– малый собственный боевой комплект выстрелов к орудию;

– расположение метательных зарядов к снарядам в боевом отделении не обеспечивает жизнедеятельность экипажа;

– базовые узлы автомобильного шасси зарубежного изготовления не позволяют использовать шасси с рамной конструкцией и увеличить компоновочные решения.

Известен объект бронетехники – конструкция танка (см. БИПМ 1, 2005 г., заявка на изобретение 2003106114/02), состоящий из двух типов частей, соединенных сцепкой, каждая из которых имеет двигатель и ходовую часть. В боевой части танка размещено тяжелое вооружение, а в другой – экипаж и легкое вооружение. Управление боевыми частями осуществляется через сцепной узел или дистанционно. Боевая часть выполнена безбашенной с возможностью поворота пушки и подъема ее при вертикальной наводке на угол до 90°. Каждая часть танка, боевая и с экипажем, оснащены спереди и сзади сцепочными узлами. Кабина экипажа выполнена герметичной, с фильтровентиляционной системой и химическими реагентами воздуха.

Недостатками данной конструкции являются:

– привод с двигателем внутреннего сгорания и обслуживающие его узлы установлены на обеих частях танка, что является неблагоприятным для боеукладок;

– мал угол поворота пушки в горизонтальной плоскости;

– часть танка с тяжелым вооружением не может покинуть поле боя самостоятельно;

– безбашенная компановка объекта не позволяет разместить в бронированном отделении необходимые боеукладки для увеличения возимого боеприпаса, например, крупного калибра и при этом конструктивно усложнена передача выстрела на линию заряжания орудия с последующей разгерметизацией самого корпуса;

– отсутствие выдвижной опорной плиты не позволяет повышать скорострельность.

Наиболее близким к заявляемому изобретению по совокупности существенных признаков является объект сочлененной бронетехники (заявка на изобретение 2007113106/02, дата приоритета 09.04.2007 г.), состоящий из двух корпусов, гусеничные движители и силовые приводы для них, а также опорно-сцепное устройство, через которое осуществляется управление вооружением. В рабочем корпусе установлены рабочие места членов экипажа и легкое вооружение, а боевом корпусе находится основное вооружение, комплекс управления огнем, возимый боезапас, управление которым осуществляется из рабочего корпуса вручную через проем опорно-поворотного устройства или дистанционно. Оба корпуса выполнены с башнями, установленными на опорно-поворотных устройствах шасси.

Недостатками данной конструкции являются:

– расположение силового привода в корме рабочего корпуса сокращает количество компоновочных решений по размещению рабочего оборудования;

– большое количество деталей и узлов в гусеничном движителе ведет к увеличению веса машины;

– габариты гусеничного движителя сокращают компоновочные решения по размещению узлов и систем в забронированном объеме по длине с обеих сторон машины.

Задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является создание самоходной артиллерийской сочлененной установки на колесном шасси с использованием в качестве рабочего корпуса, например, отечественного базового автомобильного шасси КАМАЗ-6560 с колесной формулой 8×8 и односкатными колесами с бронированной кабиной для механика-водителя. При этом конструкция и компоновочные решения наиболее благоприятны для жизнедеятельности экипажа в боевых условиях без ухудшения тактико-технических характеристик. Технический результат предлагаемого изобретения состоит в уменьшении веса обоих корпусов сочлененной бронетехники, уменьшении мощности силового привода и, как следствие, снижении расхода топлива без уменьшения запаса хода.

Заявленный технический результат достигается тем, что в самоходной артиллерийской сочлененной установке содержится, по меньшей мере, два корпуса на колесном движителе, из которых рабочий установлен на раму отечественного базового автомобильного шасси, например КАМАЗ-6560 с колесной формулой 8×8 и односкатными колесами с бронированной кабиной для механика-водителя, а второй – боевой установлен на четырехколесные тележки с односкатными колесами так, что две передние, имеющие возможность выполнять маневр поворота, и две задние, соединенные трансмиссией и облегченным приводом силовой установки, причем в передней его части расположено дублирующее место механика-водителя с блокировкой на случай самопроизвольного поворота при управлении движением с боевого корпуса и люк для посадки и выхода. В средней и кормовой части расположено отделение вооружения с артиллерийской установкой крупного калибра и возимый боезапас. При этом колея односкатных колесных тележек у боевого корпуса увеличена по сравнению с рабочим корпусом от продольной его оси на ширину шины в обе стороны. На рабочем корпусе отделение управления выполнено в башне кругового вращения в горизонтальной плоскости с креплением, к потолочной части установлены сиденье командира и сиденье наводчика с люками для посадки и высадки, а на боевом корпусе отделение вооружения выполнено в потолочной части башни кругового вращения в горизонтальной плоскости под установку основного вооружения, причем в носовой ее части установлен станок для артиллерийского орудия, а в кормовой части установлены выстрелы с системой выдачи и заряжения.

Кроме этого на боевом корпусе в корме и передней части на боковых его сторонах установлены выносные опорные плиты с диаметральной формой контакта с грунтом. Общее количество выносных плит – 4, а сами они выполнены так, что кронштейн с опорной частью имеет возможность поворота в горизонтальной плоскости при установке в рабочее положение, а опорные плиты, выключающие ходовую подвеску боевого корпуса за счет телескопического привода, выполнены с возможностью разворота на 180° из походного в рабочее в вертикальной плоскости за счет управляемой приводом рычажной системы.

В качестве опорно-сцепного устройства применена трапеция с шарнирной подвижностью каждой стороны. Основание трапеции установлено на корме симметрично продольной оси рабочего корпуса, боковые стороны трапеции уравновешены и кинематически связаны между собой вытяжным механизмом, обеспечивающим сохранение формы после расцепления рабочего и боевого колесных шасси.

В самоходной артиллерийской сочлененной установке новая совокупность конструктивных элементов, а также наличие связей между ними осуществляется за счет:

– выполнения корпусов с башнями, установленными на поворотных устройствах с возможностью синхронно поворачивать башни обоих корпусов в боевое положение;

– установки рабочего корпуса на отечественное автомобильное шасси КАМАЗ-6560 с бронированной кабиной, позволяющий использовать его без дополнительной переделки под машину управления, так как маршевый двигатель расположен под кабиной и, как следствие, уменьшение длины рычагов управления для кинематической связи двигателя с трансмиссионной коробкой;

– компоновочного решения и установки на боевом корпусе в носовой части дублирующего места для механика-водителя, а в кормовой части – облегченный привод силовой установки для колесного движителя и трансмиссии, в средней части – отделение вооружения с артиллерийской установкой крупного калибра;

– увеличения колеи для боевого корпуса, а также установку выносных опорных плит с возможностью их отвода в сторону за габарит корпуса, повысив устойчивость сочлененного боевого корпуса в походном положении и при выполнении стрельбы;

– выполнения опорно-сцепного устройства в виде двухъярусной трапеции с шарнирной подвижностью каждой стороны, позволяющей надежно осуществлять соединение корпусов, а также дистационно управлять стопорением и обеспечивать надежность работы устройства при движении по пересеченной местности;

– защиты двухъярусной трапеции бронированным кожухом, позволяющим исключить попадание осколков, грязи и т.п.

Сущность предложенных технических решений поясняется чертежами.

На фиг.1 – общий вид объекта самоходной сочлененной бронетехники в походном положении, вид слева.

На фиг.2 – общий вид объекта самоходной сочлененной бронетехники на огневой позиции, вид сверху.

Самоходная артиллерийская сочлененная установка, например гаубица (см. фиг.1, 2), содержит два корпуса: рабочий 1 и боевой 2. Рабочий корпус 1 и боевой корпус 2 соединены опорно-сцепным устройством 3. Корпуса выполнены на колесном шасси 4 для первого и 5 для второго корпуса. Рабочий корпус 1 установлен на раму 6 от базового отечественного автомобильного шасси 7, например КАМАЗ-6560 с колесной формулой 8×8 и односкатными колесами. На раме 6 установлена бронированная кабина 8 со смотровыми люками 9 спереди кабины и 10 с боковых сторон кабины.

Боевой корпус 2 установлен на переднюю двухосную колесную тележку 11 и заднюю двухосную колесную тележку 12. При этом колея 13 этих тележек (фиг.3) больше на две ширины шины по сравнению с колеей 14 базового шасси 7. На опорно-поворотное устройство 15 рабочего корпуса 1 (фиг 1, 2) установлена башня 16 с круговым вращением в горизонтальной плоскости для размещения в ней места командира 17 и наводчика 18. На крышке люка 19 у командира расположено легкое вооружение в виде пулемета 20. На опорно-поворотное устройство 21 боевого корпуса 2 установлена башня 22 с круговым вращением в горизонтальной плоскости для расположения в ней артиллерийского орудия 23 крупного калибра и возимый боезапас 24. В носовой части боевого корпуса 2 расположено дублирующее место 25 с блокирующим устройством (не показано) с люком для механика-водителя. В кормовой части расположен облегченный силовой привод 26 для привода колесного движителя задней тележки 12. Кроме этого на боевой корпус 2 установлены выносные опорные плиты 27 и 28 с диаметральной плоскостью контакта с грунтом. Каждая выносная опорная плита 27 и 28 выполнена так, что кронштейны 29 установлены на корпус 2 с возможностью поворота в горизонтальной плоскости в сторону от наружной боковой стороны самого корпуса за счет привода 30. На противоположном конце кронштейна установлены опоры 31 и 32 с возможностью поворота в вертикальной плоскости за счет привода 33, а для контактирования с грунтом опоры выдвигаются с помощью телескопических приводов 34. Крепление орудия 23 в походном положении осуществляется с помощью механизма походного крепления 35.

Работает устройство следующим образом:

Самоходная артиллерийская сочлененная установка, например гаубица, выходит на огневую позицию. В походном положении артиллерийское орудие 23 закреплено с помощью механизма походного крепления 35, смотровые люки 9 и 10 подняты и закреплены относительно кабины 8. Выносные опорные плиты подняты, развернуты и застопорены элементами крепления (не показано) относительно корпуса 2. Для перевода объекта из походного положения в боевое автоматически закрываются и стопорятся смотровые люки 9 и 10 в кабине 8 и снимается стопор с артиллерийского орудия 23, расположенный в механизме походного крепления 35. Выносные плиты расстопариваются, кронштейн 29 отводится в сторону до упора о корпусной элемент боевого корпуса 2, затем плиты на кронштейне разворачиваются в сторону грунта и за счет работы привода 34 опоры 31 и 32 опускаются на грунт, автоматически выключая подрессоренную ходовую систему боевого корпуса 2. В момент стрельбы силовое воздействие от отката ствола артиллерийского орудия 23 передается на грунт через опоры 31 и 32, минуя ходовую подвеску корпуса 2. После окончания стрельбы автоматически поднимаются и устанавливаются в походное положение опоры 31 и 32. Ствол орудия укладывается в устройстве крепления 35 и стопорится. Самоходная артиллерийская сочлененная установка уходит с огневой позиции без разрушения дорожного покрытия. Компоновочное решение позволяет разместить любой модуль управления на любом автомобильном шасси требуемой грузоподъемности. В случае попадания снаряда противника в один из корпусов произойдет автоматическая расцепка корпуса, экипаж сможет покинуть позицию на уцелевшем корпусе.

В настоящее время изготовлены отдельные узлы, которые прошли стационарные испытания.

Формула изобретения

1. Самоходная артиллерийская сочлененная установка, содержащая боевой и рабочий корпуса, движители с силовыми приводами и опорно-сцепное устройство, при этом в боевом корпусе установлено основное вооружение, комплекс управления огнем из него и боезапас, а в башне рабочего корпуса расположены места членов экипажа и легкое вооружение, управление которыми осуществляется через опорно-сцепное устройство или дистанционно, отличающаяся тем, что рабочий корпус установлен на базовую раму автомобильного шасси с колесной формулой 8×8 и снабжен бронированной кабиной и смотровыми люками для механика-водителя, башней с круговым вращением в горизонтальной плоскости с местами для остальных членов экипажа и люками для их посадки и выхода из башни, а боевой корпус установлен на четырехколесные односкатные тележки, снабженные движителем, при этом две задние тележки установлены в корме корпуса, а две передние тележки – в передней части корпуса, снабженного дублирующим местом механика-водителя, с возможностью поворота в горизонтальной плоскости за счет механизма рулевого управления с дублирующего места с блокировкой в случае самопроизвольного поворота при управлении из кабины боевого корпуса, а силовой привод для задней тележки выполнен облегченным и управляется с дублирующего места боевого корпуса.

2. Установка по п.1, отличающаяся тем, что на боевом корпусе установлены выносные кронштейны с опорными плитами в количестве не менее четырех, две из которых расположены в корме и две – в передней части корпуса, при этом кронштейны с опорными плитами имеют возможность поворота в горизонтальной плоскости при установке в рабочее положение, а опорные плиты, выключающие ходовую подвеску боевого корпуса за счет телескопического привода, выполнены с возможностью разворота на 180° из походного положения в рабочее в вертикальной плоскости за счет управляемой приводом рычажной системы, причем контакт опорных плит с грунтом при стрельбе расположен за пределами продольных бортов корпуса.

РИСУНКИ

Categories: BD_2388000-2388999