|
(21), (22) Заявка: 2008147691/02, 04.12.2008
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
04.12.2008
(46) Опубликовано: 10.05.2010
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
RU 2114371 С1, 27.06.1998. RU 2284459 С1, 27.09.2006. RU 2114370 C1, 27.06.1998. RU 2106593 C1, 10.03.1998. GB 1603944 A, 02.12.1981.
Адрес для переписки:
125424, Москва, Волоколамское ш., 90, ОАО “ГосМКБ “Вымпел” им. И.И. Торопова”, патентный отдел
|
(72) Автор(ы):
Бородулин Андрей Николаевич (RU), Волков Владимир Николаевич (RU), Гусев Александр Николаевич (RU), Елецкий Виктор Константинович (RU), Зайцев Александр Васильевич (RU), Кравчук Александр Павлович (RU), Левищев Олег Николаевич (RU), Мурачев Александр Александрович (RU), Свищев Владимир Иосифович (RU), Сивец Дмитрий Викторович (RU), Смольняков Дмитрий Владимирович (RU), Яльцев Сергей Владимирович (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Открытое акционерное общество “Государственное машиностроительное конструкторское бюро “Вымпел” им. И.И. Торопова” (RU)
|
(54) ТРАНСПОРТНО-ПУСКОВОЙ КОНТЕЙНЕР
(57) Реферат:
Изобретение относится к военной технике, в частности к пусковым устройствам закрытого контейнерного типа для управляемых снарядов, преимущественно зенитных ракет. Транспортно-пусковой контейнер (ТПК) для управляемого снаряда содержит корпус с расположенным внутри его управляемым снарядом и замок для удержания управляемого снаряда за его хвостовую часть. В корпусе ТПК на передней половине его внутренней поверхности закреплены направляющие и прижимное устройство. Прижимное устройство выполнено в виде основания с установленными в его наклонных пазах двумя кривошипно-ползунными механизмами. Ползуны упомянутых механизмов выполнены в виде клиньев, взаимодействующих с корпусом управляемого снаряда, а кривошипы снабжены рукояткой и установлены на основании на срезной оси. Обеспечивается снижение уровня вибродинамических нагрузок на управляемый снаряд в процессе его транспортирования. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.
Изобретение относится к военной технике, в частности к пусковым устройствам закрытого контейнерного типа для управляемых снарядов, ракет.
Известны пусковые устройства закрытого типа, используемые для пуска управляемых снарядов, например мин (см. Серебряков М.Е. Внутренняя баллистика ствольных систем и пороховых ракет. М.: Оборонгиз, 1962, с. 682, 683), содержащие контейнер в виде трубы с дном. Мина содержит аккумулятор давления, который состоит из зарядов твердого топлива – основного, размещенного в корпусе стабилизатора, и дополнительного – вокруг стабилизатора. Корпус стабилизатора имеет круглые отверстия – сопла, через которые газы, образующиеся внутри корпуса стабилизатора при горении основного заряда, вытекают в камору, образованную контейнером и стабилизатором мины, и воспламеняют дополнительный заряд.
В дне контейнера имеется жало, которое накалывает капсюль мины при ее опускании в контейнер, обеспечивая воспламенение капсюля, а затем от него основного заряда мины и, как уже сказано выше, дополнительного. Образующиеся от горения основного и дополнительного зарядов газы накапливаются в донной камере и по достижении определенного давления выталкивают мину из контейнера. Дальнейший свободный полет мины происходит под действием газов, истекающих из центрального отверстия стабилизатора мины, образующихся от горения основного заряда.
К недостаткам приведенного пускового устройства следует отнести невозможность использования пусковой установки для транспортировки и хранения запускаемого управляемого снаряда; опасность запуска, заключающаяся в том, что вылет мины из контейнера происходит сразу же после заряжания пусковой установки; невозможность управлять снарядом на стартовом участке полета; расход значительного количества газов, образующихся при горении зарядов в контейнере, из каморы через зазоры между контейнером и миной без использования их энергии на выброс управляемого снаряда.
Известно устройство (см. патент RU 2114371 от 1997 г.) для запуска управляемого снаряда, содержащее контейнер и расположенную в нем с образованием каморы хвостовую часть управляемого снаряда, снабженную источником давления и аэродинамическими поверхностями, в котором источник давления выполнен в виде аккумуляторов, каждый из которых имеет заряд твердого топлива, пиросвечу и пару сопл, расположенных перпендикулярно продольной оси снаряда и направленных противоположно друг другу, при этом аккумуляторы снабжены управляемыми золотниками, размещенными в соосных соплам собственных направляющих, а контейнер – замком для удержания управляемого снаряда. При этом замок выполнен в виде расположенных в контейнере подвижных захватов и размещенного в собственном корпусе подпружиненного стопора с поршнем, обращенным головной частью в камору с возможностью контактирования с коническими поверхностями подвижных захватов, при этом последние помещены в радиально ориентированные пазы и имеют на своих концах выступы с наклонными плоскостями для взаимодействия с ответными наклонными поверхностями выступов на хвостовой части снаряда.
Недостатком данного устройства является наличие повышенных вибродинамических нагрузок на снаряд (прежде всего на элементы бортовой аппаратуры снаряда) в процессе транспортирования его в транспортно-пусковом контейнере, поскольку снаряд в транспортно-пусковом контейнере крепится только за его хвостовую часть.
Задачей изобретения является создание транспортно-пускового контейнера (ТПК) с креплением управляемого снаряда в нем за хвостовую и переднюю части.
Техническим результатом является снижение вибродинамических нагрузок на управляемый снаряд в процессе транспортирования его в ТПК.
Для решения поставленной задачи в транспортно-пусковом контейнере, содержащем корпус для размещения управляемого снаряда в нем и замок для его удержания, в корпусе дополнительно установлены направляющие и прижимное устройство, выполненное в виде основания, имеющего пару наклонных относительно продольной оси корпуса пазов, в которых установлены кривошипно-ползунные механизмы, ползуны которых выполнены в виде клиньев, взаимодействующих с корпусом управляемого снаряда, а кривошипы снабжены рукояткой и установлены на основании на срезной оси.
При этом направляющие и прижимное устройство расположены в корпусе ТПК напротив друг друга, шатуны кривошипно-ползунных механизмов выполнены в виде тандеров, а рукоятки кривошипов в корпусе транспортно-пускового контейнера закрыты крышками.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где на Фиг.1 представлен вид (со стороны головной части управляемого снаряда) на ТПК с размещенным в нем управляемым снарядом, на Фиг 2 – вид на прижимное устройство изнутри ТПК, а на Фиг.3, 4 – сечение ТПК с прижимным устройством, выполненное вдоль наклонных пазов основания при двух крайних положениях клинового механизма – перед установкой управляемого снаряда в ТПК (клин утоплен, рукоятка кривошипа-тандера выступает наружу ТПК) и при поджатом положении управляемого снаряда в ТПК (клин продвинут вперед и поджимает корпус управляемого снаряда, рукоятка кривошипа-тандера лежит в плоскости обшивки ТПК) соответственно. На Фиг.5 показано положение кривошипно-ползунного механизма после среза оси кривошипа.
Транспортно-пусковой контейнер содержит цилиндрический корпус 1, в нижней части которого расположено днище и замок (не показаны) для удержания управляемого снаряда 2. В верхней половине корпуса 1 внутри его размещены две направляющие 3. Направляющие выполнены в виде продольных П-образных балок, закрепленных на внутренней поверхности корпуса ТПК вдоль его продольной оси. Прижимное устройство 4 представляет собой два клиновых механизма, установленных на общем основании 5, также выполненном в виде П-образных балок, установленных напротив направляющих 3.
В основании 5 выполнены наклонные пазы 6 (см. Фиг.3), имеющие Т-образное сечение, по которым перемещаются клинья 7. В свою очередь клинья через тандеры шарнирно связаны с рукоятками 8 при помощи осей 9 и 10. Тандер типовой конструкции состоит из резьбовой муфты 11, ушков 12 и 13, на которых выполнены резьбы противоположных направлений и контровочных гаек 14, 15. Рукоятка 8 имеет шарнирное крепление к основанию 5 посредством срезной оси 16. Оба клиновых механизма в корпусе ТПК снаружи закрыты крышками 17 (см. Фиг.4) через уплотнительные прокладки 18. Поскольку длина тандера регулируема, то можно обеспечивать различные величины выхода клина внутрь корпуса ТПК при закрытом положении рукоятки 8 (см. Фиг.4). Регулировка производится путем вращения муфты 11 с последующим стопорением гайками 14, 15. Регулировка длин тандеров позволяет обеспечить переменное усилие поджатия клиньев 7 к управляемому снаряду 2, что является важным на этапе отработки конструкции ТПК.
Работа предлагаемого устройства осуществляется следующим образом. Перед установкой управляемого снаряда 2 в ТПК снимаются крышки 17, обеспечивая тем самым доступ к рукояткам 8. Поскольку система «корпус – клин – тандер – рукоятка» представляет собой кривошипно-ползунный механизм, то поворот рукоятки 8 вокруг оси 16 приводит к перемещению клина 7 в пазу 6 основания 5. Так, при открытии рукоятки 8 клин 7 убирается внутрь основания 5 прижимного устройства, давая возможность установить управляемый снаряд 2 в корпус ТПК (в пространство между направляющими и прижимным устройством). Управляемый снаряд, установленный в ТПК, удерживается внутри его за хвостовую часть специальным замковым устройством (не показано). На корпусе управляемого снаряда 2 выполнены два выступа 19, угловое положение которых совпадает с угловым положением клиньев 7 прижимного устройства.
После установки управляемого снаряда 2 в ТПК рукоятки 8 поворачиваются в сторону закрытия, в результате чего клинья 7 перемещаются в пазах 6 в обратном направлении и за счет определенной упругости корпуса ТПК полностью выбираются поперечные зазоры между направляющими 3, управляемым снарядом 2 и прижимным устройством 4.
Далее закрываются крышки 17, устраняя возможность самопроизвольного открытия рукояток 8. В этом положении клиновые механизмы заперты в «мертвой точке» и управляемый снаряд надежно удерживается в ТПК. В данном состоянии в ТПК с находящимся внутри его управляемым снарядом готов к транспортированию и дальнейшему применению.
В момент старта открывается замковое устройство и управляемый снаряд под давлением пороховых газов вышибного заряда начинает перемещаться вдоль ТПК, при этом его выступы 19 упираются в передние торцы клиньев 7 (см. Фиг.4). В результате этого воздействия оси 16 срезаются, после чего клинья 7 вместе с рукоятками 8 и тандерами, перемещаясь в наклонных пазах 6 основания 5 прижимного устройства 4, уходят в полости основания и в дальнейшем не препятствуют последующему движению управляемого снаряда и его выходу из ТПК.
Использование расположенных друг напротив друга направляющих и прижимного устройств позволило при относительно нежестком и легком корпусе ТПК обеспечить надежную фиксацию управляемого снаряда в нем. Предложенное устройство ТПК позволяет при этом существенно снизить уровень вибродинамических нагрузок на управляемый снаряд в процессе его транспортирования по сравнению с известным ранее вариантом крепления управляемого снаряда только за его хвостовую часть. Уровень вибродинамических нагрузок снижается не только в поперечном направлении, но и в продольном, поскольку управляемый снаряд дополнительно удерживается силами трения между его корпусом и жесткими элементами конструкции ТПК (направляющими и прижимным устройствами). В свою очередь, снижение уровня вибродинамических нагрузок на управляемый снаряд в процессе его транспортирования позволяет повысить ресурс комплектующих и, в частности, увеличить располагаемую дальность транспортирования.
Формула изобретения
1. Транспортно-пусковой контейнер для управляемого снаряда, содержащий корпус для размещения управляемого снаряда в нем и замок для его удержания, отличающийся тем, что в корпусе дополнительно установлены направляющие и прижимное устройство, выполненное в виде основания, имеющего пару наклонных относительно продольной оси корпуса пазов, в которых установлены кривошипно-ползунные механизмы, ползуны которых выполнены в виде клиньев, взаимодействующих с корпусом управляемого снаряда, а кривошипы снабжены рукояткой и установлены на основании посредством срезной оси.
2. Транспортно-пусковой контейнер по п.1, отличающийся тем, что направляющие и прижимное устройство расположены в его корпусе напротив друг друга.
3. Транспортно-пусковой контейнер по п.2, отличающийся тем, что шатуны кривошипно-ползунных механизмов выполнены в виде тандеров.
4. Транспортно-пусковой контейнер для управляемого снаряда по п.2, отличающийся тем, что рукоятки кривошипов в его корпусе закрыты крышками.
РИСУНКИ
|
|