|
(21), (22) Заявка: 2008149589/06, 17.12.2008
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
17.12.2008
(46) Опубликовано: 10.05.2010
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
ДОБРОВОЛЬСКИЙ М.В. и др. Жидкостные ракетные двигатели. Овновы проектирования. – М.: Высшая школа, 1968, рис. 4.26.г, с.166-167. RU 2061890 C1, 10.06.1996. RU 2254490 C2, 20.06.2006. US 4781019 A, 01.11.1988. FR 2553148 A1, 12.04.1985.
Адрес для переписки:
394026, г.Воронеж, Московский пр-кт, 14, ГОУВПО “ВГТУ”, патентный отдел
|
(72) Автор(ы):
Горохов Виктор Дмитриевич (RU), Черниченко Владимир Викторович (RU), Солженикин Павел Анатольевич (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Воронежский государственный технический университет” (RU)
|
(54) КАМЕРА ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ
(57) Реферат:
Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к двигателестроению, и может быть использовано при создании камер жидкостных ракетных двигателей (ЖРД). Камера жидкостного ракетного двигателя содержит смесительную головку с полостями горючего и окислителя, внутреннюю профилированную оболочку с выполненными в ней каналами тракта охлаждения, профилированную наружную оболочку, установленную на внутреннюю и скрепленную с ней. Каналы тракта охлаждения соединены с полостью коллектора подачи горючего, расположенного на наружной оболочке. На внешней поверхности наружной оболочки, на участке от смесительной головки камеры сгорания и до начала расширяющейся части сопла, выполнены дополнительные каналы тракта охлаждения, соединенные с полостью коллектора окислителя, расположенного на дополнительной наружной оболочке. Изобретение обеспечивает надежное охлаждение теплонапряженных участков тракта. 2 ил.
Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к двигателестроению, и может быть использовано при создании камер жидкостных ракетных двигателей (ЖРД).
Одним из основных направлений в совершенствовании ЖРД является увеличение давления в камере. В свою очередь, увеличение давления ограничивается прочностью камеры ЖРД и, в первую очередь, прочностью тракта охлаждения.
В настоящее время, в основном, применяется регенеративное охлаждение огневой стенки камеры ЖРД, заключающее в подаче охладителя по специальным пазам, выполненным между внутренней огневой и наружной силовой оболочками, скрепленными между собой по вершинам пазов тракта охлаждения.
Для охлаждения наиболее теплонапряженных участков тракта, как правило, используется горючее, что более безопасно при образовании негерметичности тракта охлаждения и поступлении охладителя в полость камеры.
Известна камера жидкостного ракетного двигателя, содержащая смесительную головку с полостями горючего и окислителя, внутреннюю профилированную оболочку с выполненными в ней каналами тракта охлаждения, профилированную наружную оболочку, установленную на внутренней и скрепленную с ней, при этом каналы тракта охлаждения соединены с полостью коллектора подачи горючего, расположенного на наружной оболочке (М.В.Добровольский и др. ” Жидкостные ракетные двигатели. Основы проектирования”. М.: “Высшая школа”, 1968, рис.4.26.г., стр.166-167 – прототип).
В данной камере охладитель подается в тракт охлаждения, движется по пазам между ребрами и охлаждает огневую поверхность внутренней профилированной оболочки.
Недостатками данной камеры является то, что для двигателей малых и средних тяг имеющегося расхода горючего, который меньше расхода окислителя в 4-6 раз, может не хватить для обеспечения надежного охлаждения.
Задачей предлагаемого изобретения является устранение указанных недостатков и создание камеры ЖРД, конструкция которой позволит обеспечить надежное охлаждение теплонапряженных участков тракта.
Решение указанной задачи достигается тем, что в предложенной камере жидкостного ракетного двигателя, содержащей смесительную головку с полостями горючего и окислителя, внутреннюю профилированную оболочку с выполненными в ней каналами тракта охлаждения, профилированную наружную оболочку, установленную на внутреннюю и скрепленную с ней, при этом каналы тракта охлаждения соединены с полостью коллектора подачи горючего, расположенного на наружной оболочке, согласно изобретению на внешней поверхности наружной оболочки, на участке от смесительной головки камеры сгорания и до начала расширяющейся части сопла, выполнены каналы тракта охлаждения, соединенные с полостью коллектора окислителя, расположенного на дополнительной наружной оболочке.
В этом случае охладитель, расход которого больше, а температура значительно ниже температуры горючего, пропускаемый через дополнительные каналы охлаждения, будет отбирать часть тепла у горючего, непосредственно охлаждающего огневую стенку внутренней оболочки. Подогрев окислителя перед его подачей в смесительную головку позволит улучшить условия испарения компонентов топлива и соответственно смесеобразования. Также наличие дополнительной оболочки позволит уменьшить толщину наружной оболочки, что окажет положительное влияние на массогабаритные характеристики камеры, связанные с установкой дополнительной оболочки.
Сущность изобретения иллюстрируется чертежами, где на фиг.1 показан осевой разрез предложенного двигателя, на фиг.2 – поперечное сечение тракта охлаждения.
Камера жидкостного ракетного двигателя содержит смесительную головку 1 с полостями горючего и окислителя, внутреннюю профилированную оболочку 2 с выполненными в ней каналами 3 тракта охлаждения. На внутреннюю оболочку 2 установлена профилированная наружная оболочка 4. Каналы 3 тракта охлаждения соединены с полостью коллектора 5 подачи горючего, расположенного на наружной оболочке 4. На внешней поверхности наружной оболочки 4, на участке от смесительной головки 1 камеры сгорания и до начала расширяющейся части сопла 6, выполнены каналы 7 тракта охлаждения, соединенные с полостью коллектора окислителя 8, расположенного на дополнительной наружной оболочке 9.
Предложенное устройство работает следующим образом.
Компоненты топлива подаются в смесительную головку 1, воспламеняются на выходе из смесительной головки и поступают внутрь камеры сгорания. Для охлаждения внутренней оболочки 2 по каналам 3 тракта охлаждения подается горючее из коллектора 5 подачи горючего, расположенного на наружной оболочке 4. Для улучшения условий охлаждения часть расхода окислителя подается по каналам 7, соединенным с полостью коллектора окислителя 8, расположенного на дополнительной наружной оболочке 9.
Окислитель, проходя по каналам 7, охлаждает наружную оболочку 9 и, тем самым, отбирает тепло у горючего, подаваемого по пазам 3 внутренней оболочки 2.
Использование предложенного технического решения позволит улучшить условия смесеобразования за счет подогрева горючего и окислителя в тракте и улучшить условия охлаждения наиболее теплонапряженных участков тракта.
Формула изобретения
Камера жидкостного ракетного двигателя, содержащая смесительную головку с полостями горючего и окислителя, внутреннюю профилированную оболочку с выполненными в ней каналами тракта охлаждения, профилированную наружную оболочку, установленную на внутреннюю и скрепленную с ней, при этом каналы тракта охлаждения соединены с полостью коллектора подачи горючего, расположенного на наружной оболочке, отличающаяся тем, что на внешней поверхности наружной оболочки на участке от смесительной головки камеры сгорания и до начала расширяющейся части сопла выполнены дополнительные каналы тракта охлаждения, соединенные с полостью коллектора окислителя, расположенного на дополнительной наружной оболочке.
РИСУНКИ
|
|