Патент на изобретение №2388914

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2388914 (13) C2
(51) МПК

F01D3/02 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 28.09.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2008131713/06, 31.07.2008

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

31.07.2008

(46) Опубликовано: 10.05.2010

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
US 6892540 B1, 17.05.2005. ТРУХНИЙ А.Д. Теплофикационные паровые турбины и турбоустановки. – М.: МЭИ, 2002, с.57-59, 110-113. US 4465429 A, 14.08.1984. SU 1160060 A1, 07.06.1985. GB 315370 A, 06.02.1930. DE 281253 A, 28.12.1914.

Адрес для переписки:

248010, г.Калуга, ул. Московская, 241, ОАО “Калужский турбинный завод”

(72) Автор(ы):

Лукашенко Юрий Леонидович (RU),
Демичева Дина Ивановна (RU),
Голобоков Геннадий Вячеславович (RU),
Чеботарев Виктор Николаевич (RU),
Циммерман Сергей Дмитриевич (RU)

(73) Патентообладатель(и):

ОАО “Калужский турбинный завод” (RU)

(54) СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСЕВОГО УСИЛИЯ ПО РОТОРУ ДВУХПОТОЧНОЙ ТУРБИНЫ

(57) Реферат:

Изобретение относится к области турбостроения и может быть использовано при проектировании двухпоточных турбин. Способ регулирования осевого усилия по ротору двухпоточной турбины заключается в создании направленного усилия с помощью разгрузочных отверстий в дисках ротора, величина которого обеспечивает прижатие упорного гребня ротора к рабочим колодкам упорного подшипника. Разгрузочные отверстия применяют во всех дисках одного из потоков, а во втором потоке либо применяют диски без разгрузочных отверстий, либо применяют разгрузочные отверстия в диске последней ступени, либо применяют разгрузочные отверстия в дисках двух последних ступеней. Изобретение позволяет обеспечить надежность и простоту в эксплуатации двухпоточной турбины с регулированием осевого усилия. 1 ил.

Изобретение относится к области турбостроения и может быть использовано при проектировании двухпоточных турбин.

В двухпоточных турбинах рабочее тело подают в центр проточной части турбины, откуда оно растекается по двум симметричным потокам. Из-за симметрии проточной части силы, действующие на противоположные части ротора, взаимно уравновешиваются, и в итоге суммарная осевая сила равна нулю. С точки зрения потерь такая ситуация является благоприятной, однако положение ротора относительно статора становится неопределенным и неустойчивым, поскольку идеального уравновешивания невозможно добиться из-за значительных колебаний давления рабочего тела на входе в турбину и, особенно, на выходе из турбины в выхлопных патрубках. Поэтому фактически суммарная осевая сила изменяется некоторым случайным образом относительно нулевого среднего значения, вызывая осевые перемещения ротора в разные стороны. Эти смещения приводят к ударам упорного гребня ротора по колодкам упорного подшипника, что может привести к их разрушению. Отсюда возникает необходимость в регулировании осевого усилия.

Известен способ регулирования осевого усилия с помощью диска переднего концевого уплотнения турбины (думмиса) (Щегляев А.В. Паровые турбины. Теория теплового процесса и конструкции турбин: Учеб. для вузов: В 2 кн. Кн.1. – 6-е изд., перераб., доп. и подгот. к печати Б.М.Трояновским. – М.: Энергоатомиздат, 1993. с.364), увеличивая диаметр которого, можно создать уравновешивающее усилие, направленное навстречу потоку пара и уменьшающее нагрузку на упорный подшипник.

Недостатками диска переднего концевого уплотнения являются:

– увеличение диаметра концевого уплотнения приводит к увеличению протечки пара через уплотнение и уменьшению экономичности турбины;

– возникают конструктивные затруднения плотного горизонтального разъема цилиндра;

– уменьшение диаметра уплотнения приводит к повышению осевого усилия и, следовательно, к увеличению размеров упорного подшипника и механических потерь.

Известен способ регулирования осевого усилия МЭИ – ЛМЗ (Трояновский Б.М., Фрагин М.С. «Об осевых усилиях в многоцилиндровых паровых турбинах», ж. Теплоэнергетика 10, 1996, с.62), который позволяет отказаться от думмиса в двухпоточных конденсационных паровых турбинах путем перераспределения числа ступеней левого и правого потока, увеличив число ступеней в одном из потоков и таким образом повысив усилие в потоке. Такое предложение дает возможность отказаться от думмиса, но в случае двухпоточной однокорпусной турбины нарушит не только симметрию конструкции, но и режимные характеристики каждого из потоков турбины.

Известен способ регулирования осевого усилия в паровых турбинах с противоточными цилиндрами по патенту US 6892540 B1, МПК F01K 13/00, 2005. Регулирование достигается путем определения величины осевого усилия, с которым вал ротора действует на упорный подшипник, и снижением давления пара в одном из потоков, с помощью парогенератора и управляемых клапанов. Решение позволяет обеспечить нагрузку на упорный подшипник и при этом предотвратить его разрушение.

Рассмотренный способ является наиболее близким аналогом к заявленному способу регулирования осевого усилия в двухпоточных турбинах. Недостатками этого способа является то, что использование парогенератора и системы клапанов приводит к усложнению конструкции системы регулирования, снижению надежности и сложности в эксплуатации.

Указанные недостатки устраняются заявленным способом.

Заявленный способ позволяет с помощью применения разгрузочных отверстий в дисках ротора двухпоточной турбины достичь технического результата при минимально возможных механических потерях. Способ отличается надежностью и простотой в эксплуатации.

Задачей способа является регулирование осевого усилия по ротору двухпоточной турбины путем создания направленного усилия, величина которого обеспечивает прижатие упорного гребня ротора к рабочим колодкам упорного подшипника. Направленное усилие создают с помощью разгрузочных отверстий в дисках ротора, причем разгрузочные отверстия применяют во всех дисках одного из потоков, а во втором потоке либо применяют диски без разгрузочных отверстий, либо применяют разгрузочные отверстия в диске последней ступени, либо применяют разгрузочные отверстия в дисках двух последних ступеней.

Способ регулирования осевого усилия по ротору представлен на примере двухпоточной турбины, изображенной на чертеже.

Двухпоточная паровая турбина содержит корпус 1, ротор 2 с дисками 3, упорным подшипником 4 и двумя опорными подшипниками 5, расположенными на одном валу с ротором 2. Ротор симметричный, количество дисков в каждом потоке турбины одинаковое. Со стороны упорного подшипника 4 ротор 2 имеет упорный гребень 7, который служит для поджатия колодок упорного подшипника 4. Диски на роторе расположены симметрично, но количество дисков 3 с разгрузочными отверстиями 6 различно в каждом из потоков двухпоточной турбины с преобладанием их в одном из потоков. На чертеже представлен способ регулирования осевого усилия по ротору, когда разгрузочные отверстия применены во всех дисках потока А двухпоточной турбины, а в потоке Б разгрузочные отверстия применены в дисках двух последних ступеней.

Регулирование осевого усилия осуществляют следующим образом.

Подача рабочего тела в турбину осуществляется через паропровод 8 в центр проточной части, откуда он растекается по двум противоположным направлениям: поток А и поток Б. Рабочее тело, проходящее в потоке А, встречает меньшее сопротивление, чем то, которое проходит в потоке Б, ввиду того что в потоке А все диски ротора 2 имеют разгрузочные отверстия. Следовательно, перепад давления в потоке А будет меньше, чем перепад давления в потоке Б. Эта разница находится в прямой зависимости от количества и месторасположения разгрузочных отверстий.

Возможны различные варианты применения разгрузочных отверстий, например:

– все диски одного из потоков могут быть выполнены с разгрузочными отверстиями 6, а диски другого потока – без них;

– все диски одного из потоков могут быть выполнены с разгрузочными отверстиями 6, а во втором потоке один последний диск с разгрузочными отверстиями 6;

– все диски одного из потоков могут быть выполнены с разгрузочными отверстиями 6, а во втором потоке два последних диска с разгрузочными отверстиями 6.

При любом варианте применения разгрузочных отверстий производят расчет осевого усилия по каждому из потоков А и Б двухпоточной турбины. Осевые усилия расчитывают по двум вариантам: с разгрузочными отверстиями и без разгрузочных отверстий.

Определение количества разгрузочных отверстий и их размещение производится из двух параметров:

– несущая способность упорного подшипника;

– величина и направление усилия, создаваемого в результате погрешности изготовления и разности теплофизических процессов, происходящих на выхлопе потоков А и Б.

Разность осевых нагрузок в потоках А и Б турбины не должна превышать значения, обусловленного запасом прочности (несущая способность подшипника) на упорный подшипник 4, и быть не ниже номинального значения, необходимого для прижатия упорного гребня 7 ротора 2 к рабочим колодкам упорного подшипника 4.

Для примера, показанного на чертеже, вектор усилия потока А меньше вектора усилия потока Б. Сумма векторов потоков А и Б турбины дает вектор усилия по ротору 2.

Изобретение позволяет без диска переднего концевого уплотнения, перераспределения числа ступеней, перепуска пара обеспечить создание и поддержание осевой нагрузки на упорный подшипник в допустимых пределах. При этом благодаря применению разгрузочных отверстий в дисках ротора двухпоточной турбины технический результат достигается при минимально возможных механических потерях без снижения экономичности. Способ отличается надежностью и простотой в эксплуатации.

Формула изобретения

Способ регулирования осевого усилия по ротору двухпоточной турбины путем создания направленного усилия, величина которого обеспечивает прижатие упорного гребня ротора к рабочим колодкам упорного подшипника, отличающийся тем, что направленное усилие создают с помощью разгрузочных отверстий в дисках ротора, причем разгрузочные отверстия применяют во всех дисках одного из потоков, а во втором потоке либо применяют диски без разгрузочных отверстий, либо применяют разгрузочные отверстия в диске последней ступени, либо применяют разгрузочные отверстия в дисках двух последних ступеней.

РИСУНКИ

Categories: BD_2388000-2388999