Патент на изобретение №2388022

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2388022 (13) C1
(51) МПК

G01V1/38 (2006.01)
B63B3/13 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 28.09.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2008136441/28, 10.09.2008

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

10.09.2008

(46) Опубликовано: 27.04.2010

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2317572 C1, 20.02.2008. RU 2076342 C1, 27.03.1997. SU 1835938 A1, 10.04.1995. US 2002174817 A1, 28.11.2002. SU 1376052 A1, 23.02.1988. US 6012406 A, 11.01.2000. МХРА 05005913 А, 04.07.2007.

Адрес для переписки:

121096, Москва, ул. Олеко Дундича, 19/15, ООО “Комплексные инновационные технологии”, патентоведу

(72) Автор(ы):

Кравченко Вадим Александрович (RU),
Илюшкин Анатолий Павлович (RU),
Мелехов Юрий Степанович (RU),
Мерклин Лев Романович (RU),
Лавковский Станислав Александрович (RU),
Лебедев Алексей Васильевич (RU)

(73) Патентообладатель(и):

ООО “Комплексные Инновационные Технологии” (RU)

(54) СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВОДНО-ПОДЛЕДНОЙ ГЕОФИЗИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

(57) Реферат:

Изобретение относится к области морской геофизической разведки. Сущность: предложено подводное судно геофизической разведки, связанное с приемными антенными косами. Косы намотаны секциями на бортовые лебедки, расположенные в междубортном пространстве судна. Судовые движители хода расположены на корме и носу судна с возможностью поворота вектора тяги на любой угол в диапазоне 0-360°. Судно также оснащено движителями, создающими векторы вертикального перемещения. Геофизическая разведка осуществляется посредством буксировки антенных кос подо льдом при передвижении подводного судна лагом на оптимальной геофизической глубине. Технический результат: повышение экономичности, повышение качества полученного материала. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Область техники

Настоящее предлагаемое изобретение относится к геофизике, к области морской геофизической разведки, и к судостроению, к области конструкции подводных лодок.

Уровень техники

Известен способ сейсмической разведки полезных ископаемых на морском дне, в котором надводное судно буксирует сейсмическую косу, выпускаемую из днища судна через цилиндр, нижние края защитных кожухов которого расположены ниже кромки плавающих льдов (1). Известный способ, хотя и может быть применен для работы в северных широтах, – не в состоянии обеспечить разведку на акваториях, покрытых сплошным паковым льдом.

Известен способ морской сейсмической разведки, в котором излучатели и приемники закрепляют на нижней поверхности льда под водой и ведут сейсмическую разведку в процессе дрейфа льдины (2). Понятно, что данный способ не позволит осуществить разведку значительных площадей дна, в т.ч. с высокой точностью расположения сети сейсмических профилей.

Известен способ морской разведки, в котором на поверхности, покрытой льдом, с помощью ледокола прокладывают канал, очищают его ото льда и в канале буксируют сейсмическую косу (3). Данный способ чрезвычайно затратен, не позволяет исследовать большие площади, а также делает невозможной буксировку нескольких сейсмических кос в полосе шире канала чистой воды, что необходимо по технологии 3D-сейсморазведки.

Известно применение гибких протяженных гидроакустических антенн с подводных лодок для обнаружения подводных лодок в океане (4). При этом антенны выпускаются через стабилизаторы кормовой оконечности, а их количество не превышает 1-2. Однако даже если заменить гидроакустическую антенну на сейсморазведочную косу и буксировать за подводной лодкой сейсмический излучатель, то будет реализована только технология 2D-сейсморазведки, а ее эффективность будет несоизмеримо мала с затратами.

Сущность изобретения

В данной заявке решается задача геофизического исследования морских акваторий, лежащих подо льдом, с высокой экономической эффективностью и качеством полученного материала.

Для решения поставленной задачи, в отличие от известного способа ведения трехмерной (3D) геофизической разведки с использованием буксировки за надводным судном нескольких сейсморазведочных приемно-излучающих антенн, последние буксируются подо льдом с помощью подводного судна, передвигающегося лагом на оптимальной геофизической глубине и тянущего за собой антенные косы, выпускаемые с бортовых лебедок, расположенных по длине подводного судна. Кроме того, подводное судно подо льдом работает совместно с надводным ледокольным судном обеспечения – носителем транспортно-спасательных подводных аппаратов, с автономными необитаемыми подводными аппаратами и акустическими маяками в составе гидроакустических навигационных систем на длинной и ультракороткой базе.

Для решения задачи на подводном судне сейсморазведочные антенны намотаны секциями на лебедки, распределенные вдоль бортов, судовые движители хода судна расположены на корме и носу подводного судна с возможностью поворота вектора тяги на любой угол в диапазоне 0-360 градусов, кроме того, на подводном судне расположены движители, создающие векторы тяги вертикального перемещения, что в целом обеспечивает пространственное динамическое позиционирование подводного судна. Подводное судно геофизической разведки имеет симметричный обтекаемый профиль обшивки как в вертикальной плоскости нос-корма, так и в перпендикулярной бортовой плоскости.

Возможность реализации

На фиг.1 представлена схема способа проведения подледной геофизической разведки. На фиг.2 представлена принципиальная компоновочная схема подводного геофизического судна.

Технологический комплекс (фиг.1) включает в себя подводное геофизическое судно 1, ледокольное судно обеспечения 2, транспортно-спасательные подводные аппараты 3, автономные необитаемые подводные аппараты 4, донные акустические маяки 5 и акустические маяки на буксируемых антеннах 8.

Подводное геофизическое судно 1 (фиг.2) представляет собой удобообтекаемое тело для движения в воде в продольном (маршевом) и поперечном (лаговом) режимах. Для осуществления этих режимов в кормовой и носовой оконечностях установлены полноповоротные винторулевые колонки 6, которые в зависимости от режима движения или маневрирования создают соответствующее направление тяги движителей.

Для традиционной архитектуры подводных лодок наиболее характерны постановка и выборка гибких буксируемых акустических антенн через стабилизаторы кормовой оконечности.

Для трехмерной детальной геофизической съемки месторождений углеводородов с требуемым качеством необходимо большое количество гибких буксируемых антенн (от не менее 6 до 20), для размещения которых на подводном судне с традиционной для подводных лодок архитектурой в кормовой оконечности нет места.

Для размещения желаемого количества (6, 8 и более) антенн с антенными лебедками на подводном геофизическом судне 1 (фиг.2) используется междубортное пространство по длине судна, где антенные лебедки 7 расположены вдоль борта. Это предопределяет выпуск антенн 8 с борта и буксировку антенн в режиме движения судна лагом с оптимальной для геофизики скоростью (около 3 узлов), при этом одержание судна на заданной глубине и переход по глубине осуществляются за счет вертикальных движителей 9.

Способ проведения подводно-подледной геофизической разведки реализуется следующим образом. Предварительно ледокольное судно обеспечения 2 с помощью бортовых приборов (эхолот, профилограф и др.) и автономных необитаемых подводных аппаратов 4 производит обследование морского дна, осуществляет точную навигационную «привязку» и отмечает донными маяками 5 район проведения геофизической разведки. Подводное геофизическое судно 1 в маршевом режиме выходит в намеченный район и, ориентируясь по донным маякам 5, занимает исходную позицию в режиме подводного динамического позиционирования.

Развернув поворотные винторулевые колонки 6 в положение, обеспечивающее лаговое движение судна 1, производят на ходу вытравливание гибких антенн 8 через бортовые клюзы, сматывая их с антенных лебедок 7.

После вытравливания антенн на заданную длину подводное геофизическое судно 1 проходит в рабочем лаговом режиме над обследуемым районом на заданной глубине, последовательно излучая сигналы и принимая их отражение от неоднородностей под морским дном. Регистрацию и обработку полученных сигналов производят на борту подводного геофизического судна 1 с помощью комплекса геофизической и гидрографической аппаратуры.

После обследования заданного района антенны 8 с помощью антенных лебедок 7 выбирают на борт подводного геофизического судна 1. После выборки антенн судно 1 изменяет режим движения с лагового на маршевый с помощью соответствующего поворота винторулевых колонок 6 и переходит в следующий район или возвращается на базу.

Технологический комплекс для проведения подводно-подледной геофизической разведки морского дна формируют в основном из известных элементов, например:

– подводное геофизическое судно включает все основные базовые решения атомных подводных лодок, дополненные принципиально новыми оригинальными решениями, позволившими осуществить функции подводного носителя – буксировщика мощного антенного комплекса;

– ледокольное судно обеспечения представляет по существу классический ледокол, дооснащенный отсеком с ангарами и спускоподъемным устройством для транспортно-спасательных и автономных необитаемых подводных аппаратов, а также донных маяков, выводимых в подводное пространство через вертикальную шахту в корпусе ледокольного судна, а также комплексом гидрографических приборов и гидроакустических средств связи с подводными объектами.

Реализуемость предлагаемого технологического комплекса с приемлемым для мореплавания уровнем безопасности для проведения подводно-подледной геофизической разведки морского дна не вызывает сомнения. Способ же проведения самой геофизической разведки, методика и аппаратура обработки сигналов во многом идентичны используемым при геофизической разведке с надводных судов, новым же является реализация их с использованием оригинальных проектных решений подводного носителя комплекта буксируемых сейсморазведочных или электроразведочных антенных кос, прежде всего в ранее недоступных районах, закрываемых ледовым покровом большую часть года, например до 10-12 месяцев в году, в Карском, Восточно-Сибирском и Чукотском морях.

Кроме этого, возможность подводного носителя занимать оптимальную глубину при буксировке антенн существенно повышает качество результатов съемки по сравнению с буксировкой антенных кос в приповерхностном слое надводными геофизическими судами, значительно улучшает их помехоустойчивость за счет малошумности подводного судна и исключению влияния волнения моря, что в свою очередь позволяет обеспечивать круглосуточную работу независимо от гидрометеоусловий на поверхности моря.

Наличие же специализированного ледокольного судна обеспечения в составе технологического комплекса позволяет реализовать точную навигационную привязку обследуемых участков морского дна, постоянную двухстороннюю бесперебойную связь с подводным геофизическим судном в подводно-подледном положении, постоянную готовность оказания экстренной помощи подводному судну в нештатных и аварийных ситуациях.

Источники информации

1. Патент России 2317572.

2. Патент России 2076342.

3. Патент России 1835938.

4. Журнал «Зарубежное военное обозрение», 9, 1995, Е.Ряписов «Гидроакустические станции с гибкими протяженными буксируемыми антеннами ВМС США».

5. Журнал IEEE Journal of Ocean Engineering, том 29, 2, 2004, 365-387 (S.G.Lemon, «Towed-Array History, 1917-2003»).

Формула изобретения

1. Способ ведения сейсмической разведки с использованием буксировки за судном сейсморазведочных приемно-излучающих антенных кос, отличающийся тем, что антенные косы буксируют подо льдом с помощью подводного судна, передвигающегося лагом на оптимальной геофизической глубине и тянущего за собой антенные косы, выпускаемые с бортовых лебедок, расположенных по длине подводного судна.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что подводное судно подо льдом работает вместе с ледокольным судном обеспечения – носителем транспортно-спасательных подводных аппаратов, автономными необитаемыми подводными аппаратами, донными и буксируемыми акустическими маяками.

3. Подводное судно сейсмической разведки для осуществления способа по пп.1 и 2, связанное с приемными антенными косами, отличающееся тем, что сейсморазведочные косы намотаны секциями на бортовые лебедки, расположенные в междубортном пространстве по длине судна, судно содержит судовые движители хода, расположенные на его корме и носу с возможностью поворота вектора тяги на любой угол в диапазоне 0-360°, а также движители, создающие векторы вертикального перемещения, вместе обеспечивающие пространственное динамическое позиционирование подводного судна.

4. Подводное судно сейсмической разведки по п.3, отличающееся тем, что оно имеет симметричный обтекаемый профиль обшивки как в вертикальной плоскости нос – корма, так и в перпендикулярной бортовой плоскости.

РИСУНКИ

Categories: BD_2388000-2388999