Патент на изобретение №2387890

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2387890 (13) C1
(51) МПК

F16C11/06 (2006.01)
F16C3/26 (2006.01)
F16C3/30 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 28.09.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2009107384/11, 02.03.2009

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

02.03.2009

(46) Опубликовано: 27.04.2010

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
Артоболевский И.И. Теория механизмов. – М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1976, с.247-250, рис.364, 365. RU 2289733 C1, 20.12.2006. US 3456458 A, 22.07.1969. EP 1653101 A1, 03.05.2006. JP 58094634 A, 04.06.1983. SU 842257 A1, 30.06.1981.

Адрес для переписки:

61174, Украина, г. Харьков, пр-кт Победы, п/о 61174, до востребования, Ю.Ф. Чернякову

(72) Автор(ы):

Черняков Юрий Феликсович (UA)

(73) Патентообладатель(и):

Черняков Юрий Феликсович (UA)

(54) УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ШАРНИР

(57) Реферат:

Изобретение относится к универсальным шарнирам сельскохозяйственных и иных машин. Универсальный шарнир содержит крестовину (1), связанную шарнирно с консолями (4, 8) двух валов по взаимно перпендикулярным осям. По одной из них в крестовине расположены два отверстия подшипников шарниров, а по второй – две цапфы шарниров. Крестовина имеет центральное отверстие, в котором расположена консоль (8) с парой цапф, входящих в отверстия шарниров крестовины (1). Цапфы крестовины (1) входят в отверстия шарниров другого вала, консоль (4) которого выполнена в виде чашки с внутренней сферической поверхностью, охватывающей крестовину (1). Технический результат: создание одинарного шарнира, который может передавать вращение при пересечении осей валов более 45° и до 80°. 4 ил.

Изобретение относится к универсальным шарнирам сельскохозяйственных и иных машин.

Известны универсальные шарниры для кинематической связи двух валов с пересекающимися осями, например, из [1] с.247250, рис.364, 365; из [2] с.3846, рис.11.2911.38 и др.

Недостаток их в том, что универсальный шарнир одинарной муфты допускает перекос соединяемых ею вращающихся валов не более 45 градусов, а одинарные универсальные шарниры карданных валов, например, сельскохозяйственных и других машин еще меньше.

Известен универсальный шарнир, содержащий крестовину, связанную с консолями первого и второго вала соответственно первой и второй взаимно перпендикулярными осями, каждая из которых перпендикулярна оси одного из валов, например универсальный шарнир из [1], с.248, рис.364 – прототип.

Недостаток его в том, что при больших углах пересечения соединяемых валов тела деталей (вилок) универсального шарнира сходятся до взаимного соприкосновения и вращение валов невозможно.

Техническим результатом изобретения является соединение валов, вращающихся под углом пересечения их осей более 45 градусов и до 80 градусов одинарным шарниром.

Сущность изобретения в том, что универсальный шарнир, содержащий крестовину, связанную шарнирно с консолями первого и второго вала соответственно первой и второй взаимно перпендикулярными осями, каждая из которых перпендикулярна оси одного из валов, в соответствии с изобретением крестовина имеет центральное отверстие, ось которого проходит через точку пересечения первой и второй оси и перпендикулярна им, соосно первой оси в крестовине расположены два отверстия подшипников шарниров, а соосно второй оси расположены две цапфы шарниров, при этом консоль первого вала выполнена в виде чашки со сферической поверхностью внутри и с двумя соосными отверстиями подшипников шарниров, в которые входят цапфы крестовины, а консоль второго вала расположена внутри центрального отверстия крестовины и выполнена с двумя соосными цапфами шарниров, которые входят в отверстия подшипников крестовины.

Благодаря таким признакам одинарным универсальным шарниром соединяют вращающиеся валы, оси которых пересекаются под углом до 80 градусов. Кроме того, длина этого шарнира меньше, чем у сдвоенных, для таких же углов между валами и вращающего момента, например [2], с.46, рис.11.37.

Устроен универсальный шарнир следующим образом.

На фиг.1 изображена крестовина, вид сбоку, на фиг 2 – то же, вид в плане.

На фиг.3 изображен универсальный шарнир, на фиг.4 – то же, через 90 градусов поворота валов.

Крестовина 1 имеет центральное отверстие, ось которого проходит через точку пересечения взаимно перпендикулярных осей пары соосных отверстий 2 подшипников шарниров и пары соосных цапф 3. Консоль первого вала 4 выполнена в виде чашки с фигурным фланцем и сферической поверхностью 5 внутри, имеет два соосных отверстия 6, образованные фигурным фланцем первого вала и прикрепленным к нему заклепками приставным фигурным фланцем 7. Консоль второго вала 8 имеет отверстие, ось которого перпендикулярна оси второго вала и в котором с натягом установлен палец 9 с двумя соосными цапфами. Цапфы пальца входят в отверстия подшипников шарниров крестовины, а цапфы крестовины входят в отверстия подшипников первого вала. В отверстиях подшипников шарниров установлены подшипники качения с торцевой стенкой или скольжения из антифрикционного материала, или же сами отверстия служат подшипником шарнира.

Работа описанного выше универсального шарнира вполне удовлетворительна при пересечении осей валов до 80 градусов и соприкосновение вилок при этом не происходит, их просто нет, а сферические консоли валов более устойчивы к деформации вращающим моментом, чем вилки. В остальном его работа универсального шарнира по изобретению ничем принципиально не отличается от работы известных универсальных шарниров и дополнительного объяснения не требует.

Итак, одинарный универсальный шарнир по изобретению работает при пересечении осей валов до 80 градусов и имеет меньшую длину, чем сдвоенный [2], с.46, рис.11.37 для таких же углов между валами и вращающих моментов, перспективен для трансмиссий сельскохозяйственных и других машин.

Литература:

1. Теория механизмов. И.И.Артоболевский. Учебник. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы. 1976. 720 с.

2. B.C. Поляков и др. Справочник по муфтам. / 2-е изд. – Л.: Машиностроение. 1979. – 344 с.

Формула изобретения

Универсальный шарнир, содержащий крестовину, связанную шарнирно с консолями первого и второго вала соответственно первой и второй взаимно перпендикулярными осями, каждая из которых перпендикулярна оси одного из валов, отличающийся тем, что крестовина имеет центральное отверстие, ось которого проходит через точку пересечения первой и второй оси и перпендикулярна им, соосно первой оси в крестовине расположены два отверстия подшипников шарниров, а соосно второй оси расположены две цапфы шарниров, при этом консоль первого вала выполнена в виде чашки со сферической поверхностью внутри и с двумя соосными отверстиями подшипников шарниров, в которые входят цапфы шарниров крестовины, а консоль второго вала расположена внутри центрального отверстия крестовины и выполнена с двумя соосными цапфами шарниров, которые входят в отверстия подшипников шарниров крестовины.

РИСУНКИ

Categories: BD_2387000-2387999