|
(21), (22) Заявка: 2008141543/06, 20.10.2008
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
20.10.2008
(46) Опубликовано: 27.04.2010
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
RU 2305799 C1, 10.09.2007. RU 2314437 C2, 10.01.2008. SU 1408832 A1, 10.11.1995. SU 1368591 A1, 23.01.1988. WO 2008000014 A2, 03.01.2008. US 7393182 B2, 01.07.2008.
Адрес для переписки:
614038, г.Пермь, ул. Ак. Веденеева, 28, ОАО НПО “Искра”, отдел патентоведения
|
(72) Автор(ы):
Горожанцев Владимир Владимирович (RU), Ризных Роман Сергеевич (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Открытое акционерное общество Научно-производственное объединение “Искра” (RU)
|
(54) РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ЦЕНТРОБЕЖНОГО КОМПРЕССОРА
(57) Реферат:
Изобретение относится к области компрессорной техники. Рабочее колесо содержит лопатки 8 и основной и покрывной диски 1, 9. На наружных стенках дисков 1, 9 рабочего колеса выполнены равноудаленные от периферии рабочего колеса и друг от друга кольцевые отбортовки 2, 3 с образованием кольцевых углублений 4, 5, открытых в сторону периферии рабочего колеса. В углублениях 4, 5 размещены бандажные кольца 6, 7, изготовленные из композиционного материала, модуль упругости которого больше модуля упругости материала элементов колеса. В процессе работы компрессора при вращении колеса в каждой его части возникает распределенная по объему сила инерции, к тому же лопатки 8 колеса, изгибаясь в сторону наименьшей жесткости, поворачивают покрывной диск 9 на некоторый угол относительно основного диска 1 в направлении вращения. При этом возникают деформации полотен дисков 1, 9 в радиально-осевых направлениях, вызывающие внутренние статические и изгибные напряжения в материале элементов колеса. Они передаются с элементов колеса на бандажные кольца 6, 7, разгружая полотна дисков 1, 9 от внутренних статических и изгибных напряжений и позволяя при этом уменьшить толщину дисков 1, 9 и массу колеса. Изобретение направлено на повышение эксплуатационной надежности и ресурса работы центробежного компрессора. 2 ил.
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в компрессорной технике.
В процессе работы центробежного компрессора при вращении рабочего колеса в каждой его части возникает распределенная по объему сила инерции, действующая в радиальном направлении. При этом напряженно-деформированное состояние (НДС), вызываемое действием центробежных сил, пропорционально квадрату окружной скорости вращения колеса и плотности его материала и зависит от конструкции рабочего колеса. Характерным для рабочих колес центробежных машин является высокая статическая напряженность деталей колеса, обусловленная, главным образом, окружной скоростью их вращения. При этом в процессе работы центробежного компрессора покрывной (в большей степени) и основной диски рабочего колеса испытывают изгибные напряжения, повышая при этом внутренние статические напряжения рабочего колеса, особенно, в зонах стыка дисков с лопатками.
К тому же, лопатки рабочего колеса, изгибаясь в сторону наименьшей жесткости, поворачивают покрывной диск на некоторый угол относительно основного диска в направлении вращения.
В связи с чем возникают деформации полотен покрывного и основного дисков рабочего колеса в радиально-осевых направлениях.
Центробежные компрессоры работают при высоких окружных скоростях (280-350 м/с), и статические напряжения в колесе могут составлять до 500 МПа. В связи с этим требуется применять высокопрочные легированные дорогостоящие стали. При росте окружной скорости по условиям прочности толщины полотен и масса дисков увеличиваются, что ведет к росту внутренних статических напряжений в дисках колеса.
Известно рабочее колесо центробежного компрессора (патент 2305799), у которого по периферии рабочего колеса, в теле полотен дисков выполнены кольцевые проточки, в которых размещен слой композиционного материала, имеющий отношение модуля упругости материала к его плотности меньше, чем у материала дисков.
Недостатком такого технического решения является наличие радиально-осевых деформаций полотен покрывного и основного дисков и изгибных напряжений рабочего колеса, в большей степени покрывного диска в процессе работы центробежного компрессора, приводящие к разрушению полотен дисков рабочего колеса.
Технической задачей заявляемого технического решения является устранение указанных недостатков, повышение прочности и надежности работы конструкции рабочего колеса.
Технический результат достигается тем, что в известном рабочем колесе центробежного компрессора, содержащем лопатки, основной и покрывной диски, на наружных стенках основного и покрывного дисков рабочего колеса выполнены равноудаленные от периферии рабочего колеса и друг от друга кольцевые отбортовки с образованием кольцевых углублений, открытых в сторону периферии рабочего колеса, в которых размещены бандажные кольца, изготовленные из композиционного материала, модуль упругости которого больше модуля упругости материала элементов рабочего колеса.
На фиг.1 изображено рабочее колесо центробежного компрессора (поперечный разрез); на фиг.2 – вид А (фрагмент рабочего колеса).
Рабочее колесо содержит основной диск 1 с кольцевыми отбортовками 2, 3, образующими кольцевые углубления 4, 5, в которых размещены бандажные кольца 6, 7, лопатки 8 и покрывной диск 9 с кольцевыми отбортовками 10, 11, образующими кольцевые углубления 12, 13, в которых размещены бандажные кольца 14, 15.
В процессе работы центробежного компрессора при вращении рабочего колеса в каждой его части возникает распределенная по объему сила инерции, к тому же лопатки рабочего колеса, изгибаясь в сторону наименьшей жесткости, поворачивают покрывной диск на некоторый угол относительно основного диска в направлении вращения, в связи с чем возникают деформации полотен покрывного и основного дисков рабочего колеса в радиально-осевых направлениях, вызывающие внутренние статические и изгибные напряжения в материале элементов рабочего колеса, которые благодаря принятым техническим решениям передаются с элементов рабочего колеса на бандажные кольца, выполненные из композиционного материала, модуль упругости которого больше модуля упругости материала рабочего колеса, размещенные в кольцевых углублениях кольцевых отбортовок рабочего колеса, тем самым разгружая полотна основного и покрывного дисков рабочего колеса от внутренних статических и изгибных напряжений, позволяя при этом уменьшить толщину дисков рабочего колеса и соответственно массу всего колеса, что напрямую влияет на повышение прочности и надежности работы конструкции рабочего колеса.
Благодаря принятым решениям повышается эксплуатационная надежность рабочих колес и ресурс работы центробежного компрессора.
Формула изобретения
Рабочее колесо центробежного компрессора, содержащее лопатки, основной и покрывной диски, отличающееся тем, что на наружных стенках основного и покрывного дисков рабочего колеса выполнены, равноудаленные от периферии рабочего колеса и друг от друга, кольцевые отбортовки с образованием кольцевых углублений, открытых в сторону периферии рабочего колеса, в которых размещены бандажные кольца, изготовленные из композиционного материала, модуль упругости которого больше модуля упругости материала элементов рабочего колеса.
РИСУНКИ
TK4A – Поправки к публикациям сведений об изобретениях в бюллетенях “Изобретения (заявки и патенты)” и “Изобретения. Полезные модели”
Напечатано: (72) , Ризных Роман Сергеевич (RU)
Следует читать: (72) , Ризнык Роман Сергеевич (RU)
Номер и год публикации бюллетеня: 12-2010
Код раздела: FG4A
Извещение опубликовано: 10.07.2010 БИ: 19/2010
|
|