Патент на изобретение №2387807

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2387807 (13) C1
(51) МПК

E21B33/14 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 28.09.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2009105758/03, 19.02.2009

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

19.02.2009

(46) Опубликовано: 27.04.2010

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2346143 С2, 10.02.2009. RU 2161241 C1, 27.12.2000. RU 2171366 C1, 27.07.2001. RU 2003107657 A, 20.09.2004. US 3570603 A, 16.03.1971. US 4497367 A, 05.02.1985. Каталог комплектов технических средств для крепления скважин хвостовиками 89, 102, 114 и 127 мм. – Рязань, ОАО «Тяжпрессмаш», ООО НТЦ «ЗЭРС», 2005, с.32-36.

Адрес для переписки:

127083, Москва, Петровско-Разумовская аллея, 10, корп.3, кв.172, В.И. Ванифатьеву

(72) Автор(ы):

Терентьев Сергей Владимирович (RU),
Ванифатьев Владимир Иванович (RU),
Дудаладов Анатолий Константинович (RU),
Елуферьев Юрий Михайлович (RU),
Стрыхарь Александр Филиппович (RU),
Власов Алексей Васильевич (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Терентьев Сергей Владимирович (RU),
Ванифатьев Владимир Иванович (RU),
Дудаладов Анатолий Константинович (RU),
Елуферьев Юрий Михайлович (RU),
Стрыхарь Александр Филиппович (RU),
Власов Алексей Васильевич (RU)

(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УСТАНОВКИ ХВОСТОВИКА ОБСАДНОЙ КОЛОННЫ В СКВАЖИНЕ

(57) Реферат:

Изобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности, в частности к устройствам, предназначенным для крепления скважин хвостовиками обсадных колонн. Включает собственно хвостовик с воронкой в верхней части, радиальными отверстиями, наружным уплотнительным узлом, якорем с кольцевой камерой, транспортировочную колонну, промывочную колонну с посадочным седлом, втулку с посадочным седлом, зафиксированную в верхней части промывочной колонны на срезном элементе и перекрывающую радиальные отверстия этой колонны. При этом устройство имеет возможность гидравлического сообщения полости транспортировочной колонны с кольцевой камерой якоря, через радиальные отверстия промывочной колонны и хвостовика, при посадке втулки на посадочное седло промывочной колонны и последующего его срабатывания, а также приведения в действие наружного уплотнительного узла. Позволяет упростить конструкцию устройства, повысить надежность его работы и герметизацию заколонного пространства хвостовика. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области строительства и эксплуатации нефтяных и газовых скважин, и в частности к креплению скважин хвостовиками обсадных колонн.

Известно устройство для установки хвостовика обсадной колонны в скважине с разъединителем, муфта и ниппель которого связаны друг с другом при помощи кулачков. Конструкция такого разъединителя надежна и исключает возможность аварийного отсоединения транспортировочной колонны от хвостовика в процессе его спуска [1].

Недостатком известного устройства является сложность конструкции и необходимость разгрузки хвостовика на забой скважины для обеспечения его отсоединения от транспортировочной колонны, что нежелательно для хвостовика ввиду его неизбежных деформаций.

Известно устройство для установки хвостовика обсадной колонны в скважине, включающее:

– узел якоря, обеспечивающий подвеску хвостовика в колонне скважины;

– уплотнительный узел, обеспечивающий герметизацию межтрубного пространства;

– узел разъединителя, обеспечивающий спуск хвостовика в скважину и последующее отсоединение от него транспортировочной колонны [2].

Недостатками этого устройства являются:

его сложность, а также вероятность преждевременного срабатывания уплотнительного узла, выполненного в виде гидромеханического пакера, обусловленная непредвиденным повышением давления в процессе цементирования хвостовика, и возникновения аварийной ситуации, связанной с оставлением тампонажного раствора в колонне и, следовательно, его недоподъемом в затрубном пространстве скважины;

ограниченная область применения, обусловленная тем, что при наличии в хвостовике фильтра исключается возможность промывки хвостовика через башмак колонны, что в конечном итоге приводит к посадке хвостовика и невозможности его спуска на заданную глубину.

Техническим результатом изобретения является упрощение устройства, повышение надежности его работы в целом и расширение области применения.

Необходимый технический результат достигается тем, что устройство для установки хвостовика обсадной колонны в скважине включает собственно хвостовик с воронкой в верхней части, радиальными отверстиями, наружным уплотнительным узлом ниже воронки, якорем с кольцевой камерой, транспортировочную колонну с установочной втулкой в верхней части, соединяющей эту колонну левой резьбой с воронкой, промывочную колонну с посадочным седлом, выполненную с радиальными отверстиями, гидравлически связанными с радиальными отверстиями хвостовика, размещенную в полости хвостовика и связанную с транспортировочной колонной, внутренний уплотнительный узел, размещенный в полости хвостовика для герметизации транспортировочной колонны по ее наружной поверхности, втулку с посадочным седлом, зафиксированную в верхней части промывочной колонны на срезном элементе, по меньшей мере одном, и перекрывающую радиальные отверстия этой колонны, при этом устройство имеет возможность гидравлического сообщения полости транспортировочной колонны с рабочей камерой, через радиальные отверстия промывочной колонны и хвостовика, при посадке втулки на посадочное седло промывочной колонны и последующего приведения в действие наружного уплотнительного узла при отсоединении транспортировочной колонны.

Кроме того:

наружный уплотнительный узел выполнен в виде кольцевого седла на наружной поверхности хвостовика, верхнего и нижнего уплотнительных элементов, имеющих возможность их последовательного размещения на боковой поверхности кольцевого седла при отсоединении транспортировочной колонны, а якорь имеет гидротолкатель с плашками и конус для выдвижения плашек, при этом кольцевая камера якоря образована гидротолкателем и хвостовиком;

воронка имеет в нижней части промежуточную втулку и толкатель, а хвостовик против промежуточной втулки выполнен с продольным шлицевым пазом, в который помещена шпонка, исключающая поворот воронки относительно хвостовика.

Изобретение поясняется чертежом. Хвостовик обсадной колонны включает собственно хвостовик (составной) 1 с воронкой 2 в верхней части, радиальными отверстиями 3 и наружным уплотнительным узлом ниже воронки. В частном случае наружный уплотнительный узел выполнен в виде кольцевого седла 4 на наружной поверхности хвостовика 1, верхнего 5 и нижнего 6 уплотнительных элементов. Устройство имеет якорь для подвески (фиксации) хвостовика 1 в предыдущей обсадной колонне (не показана). Якорь имеет гидротолкатель 7 с плашками 8 и конус 9, выполненный на хвостовике 1, который служит для выдвижения плашек 8 до внутренней поверхности предыдущей обсадной колонны в рабочем положении устройства. Гидротолкатель 7 выполнен в виде дифференциальной втулки, образует с хвостовиком 1 кольцевую камеру 10 и жестко связан с плашками 8 посредством планок 11 и винтов 12. Для спуска в скважину служит транспортировочная колонна 13. Она имеет установочную втулку 14 в нижней части, которая соединяет транспортировочную колонну 13 левой трапецеидальной резьбой 15 с воронкой 2. С нижней частью транспортировочной колонны 13 через установочную втулку 14 и, в частности, через проставочный патрубок 16 связана промывочная колонна 17 с ее посадочным седлом 18. Промывочная колонна 17 размещена в полости хвостовика 1 по его длине и выполнена с радиальными отверстиями 19, гидравлически связанными с радиальными отверстиями 3 хвостовика 1, например, через кольцевую проточку 20. На внутренней поверхности хвостовика 1 (в его полости) размещен внутренний уплотнительный узел. В частном случае он установлен в патрубке 21 (части хвостовика 1) и имеет составную упорную втулку 22 с помещенной в ней манжетой 23, имеющей возможность герметизации промывочной колонны 17 по ее наружной поверхности. Промывочная колонна 17 может быть оборудована и башмаком 24. В верхней части промывочной колонны 17 зафиксирована на срезном элементе 25 втулка 26 с посадочным седлом 27. Втулка 26 перекрывает радиальные отверстия 19 промывочной колонны 17. К воронке 2, к ее нижней части, подсоединены промежуточная втулка 28 и толкатель 29. Эта втулка и толкатель связаны между собой срезным элементом 30. Толкатель 29 имеет фиксатор конечного положения 31. Он предусматривает возможность взаимодействия с упорными кольцевыми проточками 32. Ограничительное кольцо 33 исключает перемещение толкателя 30 вверх во время спуска устройства в скважину. Хвостовик 1 против промежуточной втулки 28 выполнен с продольным шлицевым пазом 34. В нем помещена шпонка 35. Она служит для исключения проворота воронки 2 относительно тела хвостовика.

Устройство имеет переводник 36. На нем с помощью срезных элементов 37 зафиксирован гидротолкатель 7. Кольцевое седло 4 зафиксировано на теле хвостовика с помощью срезных элементов 38. Необходимую герметичность устройства обеспечивают уплотнительные кольца 39. Необходимую работоспособность верхним 5 и нижним 6 уплотнительным элементам обеспечивают защитные втулки 40.

Устройство работает следующим образом.

В процессе спуска хвостовика обсадной колонны в скважину в его нижней части на заданной глубине устанавливают внутренний уплотнительный узел с манжетой 23. Перед установкой хвостовика в него спускают промывочную колонну 17 с башмаком 24. Промывочную колонну 17 соединяют с посадочным седлом 18 и продолжают спуск хвостовика 1 на транспортировочной колонне 13 до заданной глубины. При этом в процессе спуска хвостовика в любой момент времени или в случае его посадки или прихвата может быть осуществлена промывка скважины через транспортировочную колонну 13, проставочный патрубок 16, промывочную колонну 17 и башмак 24.

После спуска хвостовика на заданную глубину производят окончательную промывку скважины вышеописанным образом и пуск шара или разделительной пробки (на чертеже условно не показаны), которые садятся на посадочное седло 27. Повышают давление в полости хвостовика. В результате срезается элемент 25 и продавочная жидкость через радиальные отверстия 19 посадочного седла 18, кольцевую проточку 20, радиальные отверстия 3 корпуса 1 поступает в кольцевую камеру 10. При дальнейшем наращивании давления происходит срез элементов 37, перемещение гидротолкателя 7, планок 11 и наползание плашек 8 на конус 9. Происходит заякоривание хвостовика в обсадной колонне. После заякоривания хвостовика производят вращение вправо транспортировочной колонны 13. При этом происходит перемещение вниз воронки 2, втулки 28, шпонки 35 в продольном шлицевом пазу 34, толкателя 29 и наползание верхнего уплотнительного элемента 5 на коническую, а затем на цилиндрическую поверхность кольцевого седла 4. При дальнейшем перемещении толкателя 29 происходит его взаимодействие с кольцевым седлом 4, срез элемента 38 и наползание нижнего уплотнительного элемента 6 на кольцевое седло 4. Таким образом, расширяясь в радиальном направлении, верхние 5 и нижние 6 уплотнительные элементы герметично прижимаются к внутренней поверхности обсадной колонны скважины (на показана). При этом фиксатор конечного положения 31 удерживает толкатель 29 в конечном положении. При этом межколонное пространство скважины герметично перекрыто. При дальнейшем вращении транспортировочной колонны 13 срезаются элементы 30, что обеспечивает воронке 2 свободный ход, достаточный для беспрепятственного отворота и освобождения хвостовика с установленными на ней втулкой 14, проставочным патрубком 16, промывочной колонной 17 с посадочным седлом 18 и башмаком 24.

Источники информации

1. А.И.Булатов и др. Справочник инженера по бурению, т.3, Москва, Недра, 1995 г., стр.149-151.

2. «Каталог комплектов технических средств для крепления скважин хвостовиками 89, 102, 114 и 127 мм», Рязань, ОАО «Тяжпрессмаш», ООО НТЦ «ЗЭРС», 2005 г., стр.32-36.

Формула изобретения

1. Устройство для установки хвостовика обсадной колонны в скважине, включающее собственно хвостовик с воронкой в верхней части, радиальными отверстиями, наружным уплотнительным узлом ниже воронки, якорем с кольцевой камерой, транспортировочную колонну с установочной втулкой в верхней части, соединяющей эту колонну левой резьбой с воронкой, промывочную колонну с посадочным седлом, выполненную с радиальными отверстиями, гидравлически связанными с радиальными отверстиями хвостовика, размещенную в полости хвостовика и связанную с транспортировочной колонной, внутренний уплотнительный узел, размещенный в полости хвостовика для герметизации транспортировочной колонны по ее наружной поверхности, втулку с посадочным седлом, зафиксированную в верхней части промывочной колонны на срезном элементе, по меньшей мере одном, и перекрывающую радиальные отверстия этой колонны, при этом устройство имеет возможность гидравлического сообщения полости транспортировочной колонны с рабочей камерой, через радиальные отверстия промывочной колонны и хвостовика, при посадке втулки на посадочное седло промывочной колонны и последующего приведения в действие наружного уплотнительного узла при отсоединении транспортировочной колонны.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что наружный уплотнительный узел выполнен в виде кольцевого седла на наружной поверхности хвостовика, верхних и нижних уплотнительных элементов, имеющих возможность их последовательного размещения на боковой поверхности кольцевого седла при отсоединении транспортировочной колонны, а якорь имеет гидротолкатель с плашками и конус для выдвижения плашек, при этом кольцевая камера якоря образована гидротолкателем и хвостовиком.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что воронка имеет в нижней части промежуточную втулку и толкатель, а хвостовик против промежуточной втулки выполнен с продольным шлицевым пазом, в который помещена шпонка, исключающая поворот воронки относительно хвостовика.

РИСУНКИ

Categories: BD_2387000-2387999