Патент на изобретение №2167603

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2167603 (13) C2
(51) МПК 7
A61B5/16
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 27.05.2011 – действует

(21), (22) Заявка: 96112361/14, 17.06.1996

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

17.06.1996

(43) Дата публикации заявки: 27.09.1998

(45) Опубликовано: 27.05.2001

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
ПОППЕ Г.К. и др. Значение рисунков детей для оценки их психического состояния. – Обозрение психиатрии и медицинской психологии им.В.М.Бехтерева, 1991, N 4, с. 72 – 73. БУРЛАЧУК Л.Ф., МОРОЗОВ С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989.

(71) Заявитель(и):

Додонова Людмила Петровна

(72) Автор(ы):

Додонова Л.П.

(73) Патентообладатель(и):

Додонова Людмила Петровна

(54) СПОСОБ ОЦЕНКИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА


(57) Реферат:

Способ относится к медицине и психологии и предназначен для оценки психофизиологического состояния человека. Для этого измеряют характеристики выполненного им цветного рисунка. А именно измеряют площади и яркости фрагментов и всего рисунка. Затем определяют яркость рисунка путем суммирования яркостей фрагментов и светимость фрагментов рисунка по предложенной математической формуле. Значения светимостей фрагмента рисунка, выполненных в одинаковом свете, суммируют. Составляют числовой ряд из суммарных значений светимостей цветов, использованных в рисунке. После чего определяют уровень выраженности психофизиологического состояния по значениям числового ряда светимостей цветов, рассматривая его как подобие цветной шкалы теста Люшера. Способ позволяет увеличить точность диагностики. 2 ил.


Изобретение относится к области медицины, психологии и может быть использовано для оценки психофизиологического состояния человека, в частности для психодиагностики в детской психологии и психотерапии.

Известны способы оценки психофизиологических состояний, в частности творческих способностей (оригинальности) человека, заключающиеся в том, что испытуемому человеку предлагается дорисовать (по своему усмотрению) различные контуры, изображенные на специальных бланках в определенной очередности; полученный рисунок анализируется на предмет творческих способностей (оригинальности) [1, 2].

Данные способы обладают неширокими функциональными возможностями, так как предназначены для оценки одного психофизического параметра человека. При этом используются субъективные методы оценки, что обуславливает ее невысокую точность.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому решению (прототипом) является способ оценки психофизиологического состояния человека по графическим характеристикам выполненного им рисунка. Визуально определяют подобие изображенного объекта (субъекта) и его частей реальному объекту (субъекту); форму изображения, композицию и технику исполнения рисунка, к которой относят, например, размер и направление штриха рисунка. Эти характеристики интерпретируют [2] и производят оценку психофизиологического состояния испытуемого человека [2].

Однако данный способ обладает неширокими функциональными возможностями и невысокой точностью, так как использует субъективные методы оценки изображения рисунка, не отражает уровня выраженности психофизиологического состояния человека и не имеет адекватных приемов их количественного анализа.

Анализ приведенного уровня техники свидетельствует о том, что задачей изобретения является создание способа оценки психофизиологического состояния человека с более широкими функциональными возможностями и более высокой точностью оценки. Это достигается за счет того, что в способе оценки психофизиологического состояния человека на выполненном человеком цветном рисунке измеряют площади и яркости фрагментов цветного рисунка и площадь всего рисунка, определяют яркость рисунка путем суммирования яркостей фрагментов и светимость фрагментов рисунка по формуле

где Rn – светимость n-го фрагмента цветного рисунка;
– спектральный коэффициент яркости n-го фрагмента цветного рисунка;
Pn – относительная площадь n-го фрагмента цветного рисунка.

значения светимостей фрагментов рисунка, выполненных в одинаковом цвете, суммируют и в соответствии с цветовым спектром и соответствующими длинами световых волн составляют числовой ряд, определяют очередность цветопредпочтения и уровень выраженности и с помощью теста Люшера и 18-балльной шкалы выраженности оценивают психофизиологическое состояние человека.

На фиг. 1 приведена одна из возможных структурных схем устройства, реализующего предлагаемый способ и предназначенного для измерения яркостей оптических показателей цветного рисунка, его фрагментов и основы.

На фиг. 2 представлена 18-балльная шкала выраженности психофизиологического состояния человека.

Устройство (фиг. 1) содержит спектрофотометр СФ (1), электрически связанный с блоком стабилизированного питания БСП (2). В состав спектрофотометра (1) входит детектор излучения, которым служит фотоумножитель ФЗУ-79, выход которого электрически связан с усилителем, который, в свою очередь, электрически связан со стрелочным измерительным прибором и находится в составе спектрофотометра (1). Вход спектрофотометра оптически связан со светоприемным приспособлением СПП (3), в состав которого входит светоделительное приспособление СДП (4) и объектив Об (5), служащий для передачи отраженного светового потока на вход спектрофотометра (1). Светоприемное приспособление помещено в светозащитный корпус и механически связано с осветителем Ос (6), электрически связанным с блоком стабилизированного питания БСП (7). Цветной рисунок (8).

Предлагаемый способ осуществляется следующим образом.

Испытуемому человеку предлагается выполнить рисунок цветными карандашами или красками, например акварельными на основе, в качестве которой может быть использована стандартная бумага для рисования. Тема рисунка задается либо предоставляется на усмотрение испытуемого, например “свободный рисунок”.

На выполненном человеком цветном рисунке измеряются площади фрагментов и площадь всего рисунка, например, с помощью палетки. Измеряется яркость основы рисунка, для чего спектрофотометр (1) настраивается на длину световой волны, соответствующей максимуму чувствительности зрения человека – 570 нм. В плоскости входного отверстия светоприемного приспособления (3) осветителем (6) устанавливается освещенность, например 80 люкс. Устанавливается коэффициент усиления усилителя спектрофотометра (1) такой, чтобы при этом освещении значения отраженного от черной и белой эталонных поверхностей светового потока составляло 0 и 100 отн. ед. по показаниям стрелочного измерительного прибора спектрофотометра (1) соответственно. После выполнения этих операций незанятый рисунком участок основы совмещается с входным отверстием светоприемного приспособления и измеряется его яркость.

Измеряются яркости фрагментов рисунка, выполненных в том или ином цвете. Для этого, при установленной ранее освещенности, например 80 люкс, светоприемное приспособление (3) совмещают с каким-либо участком исследуемого фрагмента цветного рисунка. При этом отраженный от этого участка световой поток передается светоприемным приспособлением (3) на вход спектрофотометра (1), воспринимается его детектором излучения и преобразуется в электрический сигнал, последний поступает на вход усилителя, преобразуется в нем и далее поступает на вход стрелочного измерительного прибора спектрофотометра (1). Ориентируясь на показания измерительного прибора, спектрофотометр (1) настраивается на длину световой волны, соответствующую максимальному значению отраженного от исследуемого участка светового потока. На этой длине световой волны и при этой освещенности устанавливается коэффициент усиления усилителя спектрофотометра (1) таким образом, чтобы значения светового потока, отраженного от черной и белой эталонных поверхностей, поочередно совмещаемых с входным отверстием светоприемного приспособления (3), передающего этот поток на вход спектрофотометра (1), воспринимаемого детектором излучения спектрофотометра (1), преобразовывающего этот световой поток в электрический сигнал, который далее поступает на вход усилителя спектрофотометра (1), значения светового потока должны составлять 0 и 100 отн. ед. соответственно.

Перемещая рисунок относительно входного отверстия светоприемного приспособления (3), находят участки исследуемого фрагмента цветного рисунка с максимальной и минимальной яркостями. Производятся их измерения. Таким же образом измеряются яркости каждого фрагмента цветного рисунка.

По результатам измерений вычисляются относительные площади, занимаемые фрагментами в пределах цветного рисунка. P (отношение площади, занимаемой отдельным фрагментом, к площади всего рисунка), спектральные коэффициенты яркости фрагментов, rскя (отношение средней яркости отдельного фрагмента, выполненного в том или ином цвете, к яркости рассеивающей поверхности при одинаковой освещенности) [3] . На основании полученных данных определяются светимости фрагментов рисунка, выполненных в том или ином цвете, по формуле [4]:

где Rn – светимость n-го фрагмента цветного рисунка;
– спектральный коэффициент яркости n-го фрагмента цветного рисунка;
Pn – относительная площадь n-го фрагмента цветного рисунка.

Определяются спектральные цвета, отвечающие области длин световых волн по шкале [5]:

Полученные в результате вычислений значения светимости фрагментов рисунка, которые выполнены в одном и том же цвете, складываются. Из суммарных значений светимостей цветов, использованных в рисунке, составляется числовой ряд по степени убывания. Этот числовой ряд отражает количественные и энергетические характеристики цветов, использованных в рисунке. На основании этого числового ряда определяется очередность (по степени убывания значений) цветопредпочтения испытуемого человека. Например, наибольшее значение светимости рисунка определяет цвет, который человек предпочитает в первую очередь, следующее значение светимости цвета – во вторую очередь и т.д. Величины значений светимости цветов характеризуют выраженность и приоритетность цветопредпочтения человеком, на основании которого производят оценку его психофизиологического состояния, рассматривая их как подобие “цветной шкалы” теста Люшера, используя интерпретацию его методики. Уровень же выраженности психофизиологического состояния определяется величинами соответствующих значений числового ряда светимости цветов. Градации уровней выраженности психофизиологического состояния испытуемого человека определяется с помощью 18-балльной шкалы выраженности психофизиологического состояния (фиг. 2). Например, “темные” рисунки [6], яркость которых оценивается 40 отн. ед. и ниже, могут характеризоваться отклонением в психофизиологическом развитии детей.

Из сказанного видно, что использование объективных средств измерения геометрических и оптических характеристик цветного рисунка, использование светимостей цветов рисунка в качестве “цветной шкалы” теста Люшера, оценка уровня и градация уровня выраженности психофизиологического состояния человека по оптическим параметрам выполненного им цветного рисунка приводят к расширению функциональных возможностей способа и увеличению диагностической точности.

Список использованных источников
1. Высоцкая В. Г. Рисунок и процесс рисования в детской психологии и психотерапии. – Новосибирск, 1996, – с. 1 – 2.

2. Колков А. И. Исследование процессов творчества. – Кемерово, КГИК, 1989, – с. 19 – 21.

3. Богомолов Л. А. Дешифрирование аэроснимков. – М., Недра, 1976, – с. 19, 33.

4. Ландсберг Г.С. Оптика. – М., Наука, 1976, – с. 48 – 49.

5. Кухлинг Х. Справочник по физике. – М., 1982, – с. 289.

6. Болдырева С.А. Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией. – М., Медицина, 1974, – с. 85.

Формула изобретения


Способ оценки психофизиологического состояния человека, основанный на характеристиках выполненного им цветного рисунка, отличающийся тем, что измеряют площади и яркости фрагментов и всего рисунка, определяют яркость рисунка путем суммирования яркостей фрагментов и светимость фрагментов рисунка по формуле
Rn = rскяn Pn,
где Rn – светимость n-го фрагмента рисунка;
rскяn – спектральный коэффициент яркости n-го фрагмента рисунка, равный отношению средней яркости фрагмента к яркости белой поверхности при одинаковом освещении;
Pn – относительная площадь n-го фрагмента, равная отношению площади фрагмента к площади всего рисунка,
значения светимостей рисунка, выполненных в одинаковом свете, суммируют, составляют числовой ряд из суммарных значений светимостей цветов, использованных в рисунке, и определяют уровень выраженности психофизиологического состояния по значениям числового ряда светимостей цветов, рассматривая его как подобие цветной шкалы теста Люшера.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2

Categories: BD_2167000-2167999