|
(21), (22) Заявка: 2007133908/12, 24.04.2006
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
24.04.2006
(30) Конвенционный приоритет:
26.04.2005 DE 102005019325.0
(43) Дата публикации заявки: 10.06.2009
(46) Опубликовано: 20.04.2010
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
DE 20207036 U1, 23.10.2003. US 3708826 A, 09.01.1973. US 1408338 A, 28.02.1922. SU 1687754 A1, 30.10.1991.
(85) Дата перевода заявки PCT на национальную фазу:
26.11.2007
(86) Заявка PCT:
EP 2006/003742 20060424
(87) Публикация PCT:
WO 2006/114255 20061102
Адрес для переписки:
101000, Москва, Центр, а/я 732, “Агентство ТРИА РОБИТ”, пат.пов. Г.М.Вашиной, рег. 139
|
(72) Автор(ы):
РЕЗНИК Коринэ (DE), ХЕХТ Иозеф (DE), БЛЭРШ Дитмар (DE)
(73) Патентообладатель(и):
СУСПА Холдинг ГмбХ (DE), Либгер-Хаусгерете-Охзенхаузен ГмбХ (DE)
|
(54) ШАРНИРНОЕ УСТРОЙСТВО
(57) Реферат:
Шарнирное устройство может быть использовано, в частности, для корпуса холодильника с дверью. На первой детали устройства на шарнире подвешена вторая деталь с возможностью поворота вокруг оси. Для амортизации поворотных движений обеих деталей относительно друг друга между первой деталью и второй деталью функционально смонтирован демпфирующий блок поршень-цилиндр. Демпфирующий блок соединен шарнирно, по меньшей мере, с одной деталью. К первой и второй детали прикреплена соответствующая накладка. Шарнир является многозвенным и включает первый шарнирно соединенный с накладкой четырехточечный шарнир и второй четырехточечный шарнир, шарнирно соединенный с другой накладкой. Оба четырехточечных шарнира шарнирно соединены друг с другом. Многозвенный шарнир включает средний шарнирный рычаг, к которому шарнирно присоединен через крепежный рычаг демпфирующий блок поршень-цилиндр. Средний шарнирный рычаг одновременно является составной частью первого и второго четырехточечных шарниров. Технический результат заключается в повышении надежности при эксплуатации устройства. 9 з.п. ф-лы, 10 ил.
Изобретение касается шарнирного устройства, в частности корпуса холодильника с подвижно на шарнирах смонтированной дверью.
Из патента DE 20306043 U1 известен амортизатор ударов для двери холодильника. Однако при открывании дверь холодильника, начиная с определенного угла открывания, дверь больше не соединена с амортизатором. Таким образом, дверь в открытом состоянии может ударяться, например, о граничащую стенку. В противоположном случае, при закрывании дверь может входить в соединение с амортизатором только с определенного угла закрывания. Поскольку вес дверей холодильника сильно колеблется, то известная амортизация не является удовлетворительной.
Задачей настоящего изобретения является создание шарнирного устройства, при котором были бы ликвидированы недостатки существующего уровня техники.
Указанная задача решается признаками п.1 формулы изобретения. Сущность изобретения заключается в амортизации поворотного движения двух шарнирно соединенных между собой деталей за счет того, что предусмотрен демпфирующий блок поршень-цилиндр, который шарнирами присоединен непосредственно как минимум к одной детали. Амортизационная характеристика демпфирующего блока поршень-цилиндр регулируется намного лучше, чем, например, спиральные пружины, которые часто применяются в шарнирах.
Дальнейшие преимущества конструкции по данному изобретению вытекают из зависимых пунктов формулы изобретения.
Дополнительные признаки и частности изобретения будут ясны из описания многих примеров осуществления изобретения со ссылкой на чертежи. На них изображено:
на фиг.1 – вид шарнирного устройства согласно первому варианту осуществления с демпфирующим блоком поршень-цилиндр;
на фиг.2 – центральный продольный разрез демпфирующего блока поршень-цилиндр согласно фиг.1;
на фиг.3 – графическая характеристика сила-скорость демпфирующего блока поршень-цилиндр согласно фиг.2 для двух различных положений поршня;
на фиг.4 – графическая характеристика сила-вдвижение демпфирующего блока поршень-цилиндр согласно фиг.2 при постоянной скорости вдвижения;
на фиг.5 – шарнирное устройство по второму варианту осуществления изобретения в среднем положении;
на фиг.6 – разрез по линии VI-VI на фиг.5;
на фиг.7 – шарнирное устройство по фиг.5 в положении закрывания;
на фиг.8 – шарнирное устройство по фиг.5 в положении открывания;
на фиг.9 – шарнирное устройство согласно третьему варианту осуществления в среднем положении;
на фиг.10 – шарнирное устройство согласно четвертому варианту осуществления изобретения в среднем положении.
Ниже со ссылкой на чертежи фиг.1-4 приводится описание первого примера осуществления. Шарнирное устройство 1 по данному изобретению включает первую деталь, дверь 2 холодильника, которая через шарнир 3 с возможностью поворота (отклонения) шарнирно соединена со второй, лишь частично изображенной деталью – корпусом холодильника 4. Шарнир 3 имеет вертикальную ось поворота 5. На практике часто монтируют несколько шарниров 3 друг над другом, минимально – на верхней и нижней части двери 2 холодильника, которые имеют одну общую ось поворота 5.
Для амортизации движения открывания и закрывания двери холодильника 2 в качестве упомянутого демпфирующего блока поршень-цилиндр предусмотрен амортизатор 6. Последний имеет в основном цилиндрический корпус 7, который на конце закрыт выполненным монолитно с корпусом 7 дном 8. На этом дне 8 смонтирован крепежный элемент 9, снабженный отверстием 10, ось которого 11 проходит перпендикулярно к средней продольной оси 12 корпуса 7 и пересекает ее. На внутренней стороне 13 двери 2 холодильника закреплен соединительный элемент 14 шарнира с соответствующим отверстием, причем крепежный элемент 9 шарнирно соединен с элементом 14 посредством болта 15.
Корпус 7 имеет также цилиндрическое внутреннее пространство 16, которое проходит концентрично оси 12 и на конце закрыто дном 8. Внутреннее пространство 16 ограничено внутренней стенкой 17 корпуса 7. На своем втором конце корпус 7 имеет открытое наружу отверстие 18. Также концентрично оси 12 во внутреннем пространстве 16 расположен с возможностью перемещения вдоль оси 12 поршневой шток 19, один конец которого 20 выходит наружу из корпуса 7 через отверстие 18. На этом конце 20 расположен следующий крепежный элемент 21, который также имеет отверстие 22, ось 23 которого проходит перпендикулярно к средней продольной оси 12 и пересекает ее. На корпусе холодильника 4 закреплен элемент 24 шарнира с соответствующим отверстием, причем крепежный элемент 21 путем вставления болта 25 шарнирно соединен элементом 24 шарнира. Расстояние от элемента 24 шарнира до поворотной оси 5 обозначено буквой “а”. Расстояние от элемента 14 до поворотной оси 5 обозначено буквой “b”.
Шарнирное соединение шарниром амортизатора 6 на двери 2 с одной стороны и на корпусе 4 с другой стороны осуществляется таким образом, что амортизатор 6 по возможности немного выступает вперед от двери 2 в направлении закрываемого пространства, “b” вместе с тем больше “а”. Амортизатор 6 может располагаться на верхнем и на нижнем краях двери 2.
Конструкция амортизатора 6 точнее поясняется в приведенном ниже описании со ссылкой на фигуру 2. Амортизатор 6 имеет вытянутое направление 26, параллельное средней продольной оси 12. В зоне расположенного в направлении 26 конца внутреннего пространства 16 в корпусе 7 неподвижно установлена направляющая / уплотнительная втулка 27, через которую выведен наружу двигающийся поршневой шток 19. Втулка 27 в радиальном направлении и в направлении 26 окружена корпусом 7 и им удерживается. Она находится в кольцевой канавке (выточке) 28, выполненной во внутренней стенке 17, благодаря чему втулка 27 также неподвижна в направлении, противопожном направлению 26. Между противопожным направлению 26 концом втулки 27 и дном 8 образовано рабочее пространство 29. В рабочем пространстве 29 находится прилегающий плотно к внутренней стенке 17 и перемещающийся вдоль оси 12 поршень 30, который закреплен на расположенном во внутренней части корпуса конце поршневого штока 19. Поршень 30 делит рабочее пространство 29 на часть рабочего пространства 31, обращенную ко дну 8, и на часть рабочего пространства 32, обращенную к втулке 27. В рабочее пространство 29 залита амортизирующая жидкость 33, в частности масло, однако большей частью оно заполнено не полностью. Уровень заполнения обозначен контрольной меткой 34. Выше уровня масла 34 находится газ 35, в основном это воздух.
Поршень 30 имеет распределенные по его периметру, вдоль направления 26 сквозные демпфирующие отверстия 36, которые соединяют обе части 31 и 32 рабочего пространства между собой.
Демпфирующие отверстия 36 частично закрываются клапанами 37, которые при движении в направлении 26 открыты, а при движении в направлении, противоположном направлению 26, закрыты. Между поршнем 30 и втулкой 27 расположена выполненная как спиральная возвратная пружина 38, окружающая концентрично поршневой шток. Она имеет такое предварительное натяжение, что при вытянутым поршневом штоке 19 толкает поршень 30 в направлении, противоположном направлению 26, назад в корпус 7. Во внутренней стенке 17 выполнены распределенные равномерно по всей окружности множество продольных канавок 39. В зоне этих продольных канавок 39 поршень 30 не плотно прилегает к внутренней стенке 17. Более того, между поршнем 30 и основанием 40 продольной канавки 39 образуется канал 41. Со стороны дна 8 существует прежде всего участок 42, вдоль которого не предусмотрена ни одна продольная канавка. К ней примыкает участок 43, вдоль которого поперечное сечение продольной канавки 39 постоянно от нуля возрастает по направлению 26. К нему прилегает участок 44, вдоль которого продольная канавка 39 имеет в основном постоянное поперечное сечение. Далее следует участок 45, вдоль которого поперечное сечение на короткой длине уменьшается до нуля. Затем следует участок 46, вдоль которого нет ни одной продольной канавки. Поперечное сечение потока через отверстия 36, возникающего при выдвижении поршня 30 в направлении 26, в основном больше, чем максимальное поперечное сечение всех продольных канавок 39 на участке 44, так что отверстия 36 определяют сопротивление потока. Кроме того, эффективное поперечное сечение потока при движении поршня 30 в направлении, противоположном направлению 26, намного меньше, чем поперечное сечение потока при движении поршня в направлении 26, так как играет роль наличие продольных канавок 39.
Далее описываются графические характеристики амортизатора 6 со ссылкой на фиг.3 и 4. Фиг.3 иллюстрирует график сила-скорость амортизатора 6 для двух различных случаев. Изображено выборочное усилие F как функция скорости v. Противопоставляются два случая – А и В. А представляет характеристику, при которой поршень 30 находится на участке, на котором имеются продольные канавки 39.
Если поршневой шток 19 вытягивается вдоль направления 26, то поршень 30 смещается вдоль направления 26. Находящаяся в части 32 рабочего пространства амортизационная жидкость 30, а также находящийся там газ продавливаются через амортизационные отверстия 36 в часть 31 рабочего пространства. Режим демпфирования амортизатора 6 слабый. Клапаны 37 открыты. Зависимость амортизационной силы от скорости незначительна и лишь слабо возрастает, что имеет место из-за зависимости скорости от сопротивления потока. Линия В демонстрирует амортизационную силу, когда поршень 30 двигается в направлении, противоположном направлению 26, за окончанием 47 продольных канавок 39, т.е. находится вне канавок 39. В этом случае вся амортизационная жидкость 33 продавливается через еще открытые отверстия 36. Таким образом, амортизационная сила при одинаковой скорости значительно выше, так как предоставленное для жидкости 33 поперечное сечение намного меньше.
Фиг.4 показывает амортизационную силу амортизатора 6 при постоянной скорости при вдвигании поршня 30 против направления 26. Величина х соответствует глубине продвижения поршня. Графическая линия имеет плоскую зону С, где амортизационная сила велика. Эта зона соответствует той части, где поршень 30 находится вне продольных канавок 39. Графическая характеристика имеет также линейно меняющуюся зону D. Она соответствует зоне, где непрерывно меняется поперечное сечение продольных канавок 39. К зоне D присоединяется другая плоская зона Е.
Она соответствует зоне, где продольные канавки 39 имеют свое полное постоянное поперечное сечение.
Ниже описывается рабочий режим амортизации двери холодильника 2 при открывании и закрывании. Исходят прежде всего из того, что дверь холодильника вначале закрыта. Поршневой шток 19 находится во вдвинутом вовнутрь положении. Поршень находится рядом с дном 8. Возвратная пружина 38 находится по сравнению с другими состояниями в самом расслабленном состоянии. Газ 35 находится под атмосферным давлением. Существует также возможность использовать газ 35, находящийся под высоким давлением. Когда дверь открывается, то открывающее движение лишь слегка амортизируется, поскольку жидкость 33 может протекать через сравнительно большие амортизационные отверстия 36. Клапаны 37 открыты. В результате этого дверь легко открывается. Открывание двери в данном случае поддерживается расслабляющимся газом 35. При движении в обратном направлении возвратная пружина 38 сжимается. Благодаря конструктивным особенностям отверстий 36 и продольных канавок 39, высокому давлению газа 35 и параметрам возвратной пружины 38 режим амортизации может приспосабливаться к различным по весу дверям холодильника. Кроме того, может обеспечиваться такая ситуация, что режим амортизации останется в основном постоянным, вне зависимости от того, загружена ли дверь холодильника, например бутылками, или нет.
Закрывающее движение двери поддерживается сильно сжатой возвратной пружиной 38. Благодаря конфигурации клапанов 37 может обеспечиваться, что амортизация при закрывании двери больше, чем при открывании. Необходимо достичь, чтобы дверь не ударялась о корпус 4. Это также реализовано путем особого устройства амортизатора 6, так как амортизатор 6 в закрытом состоянии двери проходит почти параллельно торцевой поверхности корпуса 4, и возникающий в результате этого крутящий момент незначителен. Однако благодаря возвратной пружине 38 достигается, что дверь полностью закрывается. Амортизационный режим поршня 30 при вдвигании поршневого штока 19 определен в значительной степени наличием или отсутствием продольных канавок 39. Поперечное сечение потока поршня 30 при вдвигании против направления 26 существенно меньше, чем в противоположном направлении. Поэтому значительную роль играет поперечное сечение потока, уходящего через продольные канавки 39. В полностью выдвинутом состоянии поршень 30 находится почти как показано на фиг.2, еще на уровне участка 44. Амортизационный режим вместе с тем сравнительно незначителен, однако все еще больше, чем на том же уровне при выдвигании поршня в направлении 26. Если поршень 30 достигает участка 43, уменьшается поперечное сечение продольных канавок 39 и амортизационная сила линейно возрастает.
На участке 42 амортизация максимальная, поскольку продольные канавки 39 больше не присутствуют. Таким образом при закрывании двери холодильника 2 предотвращается удар ее о корпус 4. Амортизация благодаря действующим при вдвигании отверстиям 36 и продольным канавкам 39 является зависимой от скорости и управляемой канавками. Чем сильнее захлопывается дверь, тем сильнее амортизация. Таким образом всегда обеспечивается мягкое и надежное закрывание двери 2 при различных нагрузочных ситуациях.
Благодаря шарнирному монтажу амортизатора 6 на двери 2 и тому обстоятельству, что b значительно больше а амортизатор 6 при открывании двери 2 поворачивается наружу из обслуживающей и видимой зоны корпуса холодильника 4. Амортизационные силы амортизатора 6, как уже было пояснено, в направлении закрывания и открывания двери 2 не одинаково большие. В направлении закрывания амортизационные силы рассчитаны относительно скорости и угла закрывания так, что гарантируется мягкое и надежное закрывание двери 2 при любой нагрузочной ситуации. В направлении открывания двери 2 амортизация рассчитана минимально малой.
Далее со ссылкой на чертежи фиг.5-8 описывается второй вариант осуществления изобретения. Идентичные детали имеют такие же цифровые обозначения, что и в первом варианте исполнения, на описание которого здесь указывается. Конструктивно отличающиеся детали, однако функционально подобным образом действующие детали получили такое же обозначение с добавлением к нему буквы “а”.
Основное отличие по сравнению с первым примером исполнения заключается в том, что шарнир 3а является многоколенным шарниром, в частности 7-коленным. Это по сравнению с первым примером исполнения имеет преимущество в том, что дверь 2 при открывании проводится над мертвой точкой и тем самым положения открывания и закрывания двери 2 представляют собой стабильные конечные положения. На шарнире 3а предусмотрены накладки 48, 49, которые соединены с дверью 2 и корпусом 4. Все элементы шарнира 3а образованы из выгнутого листового металла с поперечным сечением, в основном в виде U. Таким образом, шарнир 3а является зеркально-симметричным относительно горизонтально расположенной симметричной плоскости. Для упрощения изображена лишь одна половина шарнира 3а, а именно та, которая расположена выше симметричной плоскости. Шарнир 3а, в основном упрощенно изображенный, состоит из первого шарнирно присоединенного к накладке 49 параллелограмма, к которому шарнирно присоединен второй параллелограмм, который, в свою очередь, шарнирно присоединен к накладке 48. Конкретно накладка 49 имеет плоский основной корпус, а также выступающий вперед относительно двери 2 носик 50.
К нему через шарнир (колено) 51 поворотно прикреплен средний шарнирный рычаг 52. На наружном конце носика 50 на фиг.5, слева от шарнира 51 и дальше, удален от корпуса 4, чем шарнир 51, при помощи шарнира 53 подвижно закреплен опорный рычаг 54. Опорный рычаг 54 проходит не прямолинейно, а выгнут в отношении двери 2 для того, чтобы он при открывании не столкнулся с повернутым к корпусу 4 закругленным кантом 55 двери 2. Оба рычага 52 и 54 шарнирно соединены с промежуточной пластиной 56 соседними шарнирами 57 и 58. Шарнирная точка 57 находится почти на середине среднего шарнирного рычага 52. Итак, рычаг 52 простирается еще наружу через шарнир 57. Промежуточная пластина 56 продолговатая и в средней части выпуклая. Шарнир 57 находится на обращенном к корпусу 4 конце. Шарнир 58 находится почти на полпути между шарниром 57 и накладкой 48, к которой через шарнир 59 подвижно присоединена промежуточная пластина 56. Носик 50, рычаги 61 и 54, а также промежуточная пластина 56 образуют с шарнирами 51, 53, 57 и 58 первый четырехузловой шарнир, приблизительно параллелограмм. На отдаленном от корпуса 4 конце среднего шарнирного рычага 52 через шарнир 60 подвижно прикреплен промежуточный рычаг 61, который своим другим концом через шарнир 62 соединен с накладкой 48. Шарнирные узлы, т.е. точки 59, 57, 60, 62 образуют второй четырехузловой шарнир, который через неподвижный средний шарнирный рычаг 52 с одной стороны, а с другой стороны через шарнирно закрепленный опорный рычаг 54 соединен с другим четырехузловым шарниром. Шарниры 59, 57, 60, 62 образуют почти параллелограмм. Необходимо указать на то, что речь идет о нем лишь с грубым приближением. Шарнир 57 не находится на линии, проходящей через шарниры 51 и 60, а лежит вне этой линии в направлении к корпусу 4. Средний шарнирный рычаг 52 вместе с тем образует небольшой угол в направлении двери 2.
Посередине между шарнирами 57 и 59 с одной стороны и шарнирами 60 и 62 с другой стороны смонтирована пружина сжатия 63, которая через шарниры 64, 65 поворотно соединена с промежуточной пластиной 56 и промежуточным рычагом 61. В зоне шарнира 64 промежуточная пластина 56 имеет упомянутую выше выпуклость.
К шарниру 60 присоединен амортизатор 6 со своим закрепленным на поршневом штоке 19 крепежным элементом 21а, который детально изображен на фиг.6. К нему на внешнем конце поршневого штока 19 прикреплена вилка 66 с двумя сторонами 67. Вилка 66 имеет соответствующие поперечно средней продольной оси 12 расположенные открытые фиксирующие отверстия 68, которыми вилка 66 надевается на образующую шарнир 60 цапфу 69. Цапфа 69 также продета через соответствующие отверстия в среднем шарнирном рычаге 52 и промежуточном рычаге 61. Также возможно, чтобы шарнирное соединение свободного конца поршневого штока 19 не совпадало с шарниром 60. Шарнирное соединение может также осуществляться на рычаге 52 в направлении шарнира 57 или на специально для этого предусмотренном удлинении, которое бы выступало наружу над шарниром 60. Преимуществом является, если амортизатор 6 шарнирно прикреплен к среднему шарнирному рычагу 52, поскольку возникающее в результате этого действие рычага будет особенно большим. Смещением точки шарнирного соединения крепежного элемента 21а на линии между шарнирами 57 и 60 при одинаковом амортизаторе 6 может меняться полученный крутящий момент. Так, например, можно приспособить один и тот же амортизатор 6 к дверям различных величин и вместе с тем различным массам. Особенностью среднего шарнирного рычага 52 относительно других рычагов 7-коленного шарнира является то, что рычаг 52 одновременно является составной частью первого четырехточечного шарнира 51, 57, 58, 53 и второго четырехточечного шарнира 57, 60, 62, 59. Можно свободный конец поршневого штока 19 закрепить также на металлической пластине, смонтированной на рычаге 52. Как и в первом примере исполнения, амортизатор 6 своим вторым концом шарнирно соединен с дверью 2 примерно в центре относительно ширины двери 2.
Далее со ссылкой на фиг.5, 7 и 8 описывается динамика шарнира 3а. На фиг.5 дверь 2 изображена в среднем положении открывания, например под углом открытия примерно в 52°. Это положение показывает упомянутую в начале мертвую точку двери. В этом положении расстояние между шарнирами 64 и 65 точками воздействия пружины сжатия 63 минимальное. Отклонение в направлении изображенного на фиг.7 положения закрывания или отклонение в показанное на фиг.8 положение открывания ведет к увеличению расстояния между шарнирными точками 64 и 65, т.е. пружина сжатия 63 толкает дверь 2 по ту сторону мертвой точки или в положение открывания, или в положение закрывания, которые затем остаются стабильными. В показанном на фиг.7 положении закрывания оба рычага 52 и 54 отклоняются в направлении корпуса 4. Промежуточная пластина 56 и промежуточный рычаг 61 смещаются наклонно назад. Шарнир 3а тем самым компактно складывается и пружина сжатия 63 по сравнению со средним положением, показанном на фиг.5, относительно расслаблена. В показанном на фиг.8 положении открывания оба рычага 52 и 54 максимально отклонены от накладки 49. То же самое относится и к промежуточной пластине 56 и промежуточному рычагу 61. Шарнир 3а имеет при этом максимальное продольное вытягивание. Задний кант 55 двери 2 максимально отдален от обращенного к ней края корпуса 4, так что возможен оптимальный доступ к внутреннему пространству холодильника, в частности к двери. Пружина сжатия 63 находится по сравнению с показанным на фиг.5 положением в относительно расслабленном состоянии.
Ниже дается описание режима работы при открывании и закрывании двери с учетом компенсационной характеристики амортизатора 6. До открывания двери 2 поршень 30 находится в максимально вдвинутом положении. При вытягивании поршневого штока 19 амортизация минимальная, так как сравнительно большие отверстия 36 являются определяющими для амортизационной характеристики. Дверь 2 может тем самым слегка приоткрываться. С определенного угла открывания дверь остается в открытом положении. Здесь компенсируются усилия открывания дверного шарнира и усилия закрывания амортизатора. При закрывании двери 2 клапана 37 закрыты, компенсационная способность амортизатора 6 тем самым выше. Вдвигание поршневого штока 19 упрощается благодаря возвратной пружине 38. По другую сторону мертвой точки полное амортизированное закрывание двери 2 холодильника обеспечивается пружиной сжатия 63, возвратной пружиной 38 и возрастающей амортизацией продольными канавками 39.
Как уже было упомянуто, принципиально возможно смонтировать амортизатор 6 как на верхнем, так и на нижнем шарнире 3а двери 2. Это может быть рациональным, например, у высоких холодильников, у которых соответственно загрузка может быть более высокой. У приборов с двойными дверями, например холодильник и морозильник, две двери расположены друг над другом. Для них в зависимости от потребности могут применяться или один амортизатор, или два, или смешанный вариант. Как уже было объяснено, благодаря шарнирному монтажу амортизатора 6 на среднем шарнирном рычаге 52 уменьшается открывающее усилие, возникающее при открывании двери 2. Это можно объяснить тем, что амортизатор 6 дополнительно подпирает дверь 2 и таким образом сокращаются силы трения в шарнире 3а. Износ шарнира 3а вместе с тем уменьшается и увеличивается срок его службы. Дальнейшее решающее преимущество устройства амортизатора 6 выявляется из почти параллельного расположения амортизатора 6 относительно двери 2. Таким образом предотвращается воздействие слишком высокого давления на уплотнение двери 2 при закрытом состоянии. Это могло бы привести при длительном пользовании при определенных условиях к повреждению уплотнения и, как следствие, к возможному протеканию.
Далее описывается третий пример осуществления изобретения со ссылкой на фиг.9. Идентичные детали имеют те же самые обозначения, что и во втором примере исполнения, на описание которого приводится ссылка. Конструктивно отличающиеся, однако функционально аналогичные детали имеют такие же самые обозначения с добавлением буквы b. Существенное отличие по сравнению со вторым примером исполнения заключается в монтаже амортизатора 6 на шарнире 3b. Для монтажа крепежного элемента 21b на среднем шарнирном рычаге 52 в зоне шарнира 60 предусмотрен особый крепежный рычаг 70. Рычаг 70 на своем внешнем конце имеет форму вилки с двумя расположенными друг над другом и дистанцированными друг от друга перемычками 71. Перемычки 71 имеют расположенные на одной линии (соосные) отверстия 72, через которые проведена цапфа 73 и там закреплена. На втором конце крепежный рычаг 70 имеет прилегающую плоскость 74, которая по своей форме соответствует внешнему контуру среднего шарнирного рычага 52. В данном случае крепежный рычаг 70 при помощи винта 75 соединен со средним шарнирным рычагом 52. Могут найти применение и другие возможности соединения, как, например, соединение заклепками, сварка и т.д. Крепежный рычаг 70 имеет перпендикулярно к изображенной на фиг.9 плоскости символов меньшую толщину, чем толщина шарнира 3b. В результате этого крепежный рычаг 70 не выступает над шарниром 3b.
Крепежный элемент 21b выполнен в виде брускообразной головки с отверстием, через которое проходит цапфа 73. Таким образом, крепежный элемент 21b удерживается между двумя перемычками 71 и может поворачиваться вокруг цапфы 73. Преимущество такой конфигурации состоит в том, что может использоваться уже имеющийся шарнир, к которому может дополнительно присоединяться амортизатор 6. Вместо отверстия в крепежном элементе 21 может быть предусмотрен также выступающий наружу шлиц (паз) в форме зева.
Ниже описывается четвертый пример осуществления изобретения со ссылкой на фиг.10. Идентичные детали имеют те же самые обозначения, что и во втором примере исполнения, на описание которого приводится ссылка. Конструктивно отличающиеся, однако функционально аналогичные детали имеют такие же обозначения с добавлением буквы с.Существенное отличие по сравнению со вторым примером исполнения заключается в том, что крепежный элемент 21с шарнирно соединен со средним шарнирным рычагом 52с. Последний над шарниром продлен наружу и тем самым имеет относительно шарнира 60 выступающий наружу отрезок 76. Как и в примере исполнения по фиг.9, отрезок 76 состоит из двух друг над другом расположенных, вилкообразно выступающих вперед перемычек с соосными отверстиями 77, через которые проведена цапфа 78 и там закреплена. Головкообразный крепежный элемент 21с имеет отверстие, через которое проходит цапфа 78. Элемент 21с таким образом зафиксирован между перемычками и может поворачиваться вокруг цапфы 78. Преимуществом такой конфигурации по отношению ко второму примеру исполнения является то, что шарнир 60 и принадлежащий цапфе 78 шарнир не соединены друг с другом. Кроме того, не требуется, как в третьем примере исполнения, наличия дополнительного узла в виде крепежного рычага 70.
Формула изобретения
1. Шарнирное устройство, в частности корпуса холодильника с дверью, шарнирно подвешенной на нем с возможностью поворота вокруг оси, включающее первую деталь (2), вторую деталь (4), подвешенную на первой детали (2) на шарнире (3; 3а; 3b; 3с) с возможностью поворота вокруг оси, демпфирующий блок поршень-цилиндр (6), который функционально смонтирован между первой деталью (2) и второй деталью (4) для амортизации поворотных движений обеих деталей (2, 4) относительно друг друга и который соединен шарнирно, по меньшей мере, с одной деталью (2, 4), при этом к первой детали (2) прикреплена накладка (48), а ко второй детали (4) – другая накладка (49), шарнир (3а; 3b; 3с) является многозвенным шарниром, отличающееся тем, что шарнир (3а; 3b; 3с) включает первый шарнирно соединенный с накладкой (49) четырехточечный шарнир и второй четырехточечный шарнир, шарнирно соединенный с накладкой (48), причем оба четырехточечных шарнира шарнирно соединены друг с другом, многозвенный шарнир включает средний шарнирный рычаг (52, 52с), к которому шарнирно присоединен через крепежный рычаг (70) демпфирующий блок поршень-цилиндр (6), и средний шарнирный рычаг (52, 52с) одновременно является составной частью первого и второго четырехточечных шарниров.
2. Шарнирное устройство по п.1, отличающееся тем, что демпфирующий блок поршень-цилиндр (6) содержит перемещающийся в корпусе (7) поршень (30), разделяющий рабочее пространство (29) на первую часть (31) рабочего пространства и на вторую часть (32) рабочего пространства.
3. Шарнирное устройство по п.2, отличающееся тем, что корпус (7) снабжен соединенной с поршнем (30) возвратной пружиной (38) для возврата поршня (30) из выдвинутого положения в первоначальное положение.
4. Шарнирное устройство по п.3, отличающееся тем, что рабочее пространство (29) частично заполнено амортизационной жидкостью (33).
5. Шарнирное устройство по п.4, отличающееся тем, что, по меньшей мере, вдоль части внутренней стенки (17) корпуса (7) предусмотрена, по меньшей мере, одна амортизационная канавка (39) для изменения амортизационной характеристики.
6. Шарнирное устройство по любому из пп.1-5, отличающееся тем, что демпфирующий блок поршень-цилиндр (6) шарнирно соединен непосредственно с первой деталью (2) и шарнирно соединен непосредственно со второй деталью (4).
7. Шарнирное устройство по п.1, отличающееся тем, что демпфирующий блок поршень-цилиндр (6) шарнирно соединен с многозвенным шарниром.
8. Шарнирное устройство по п.1, отличающееся тем, что средний шарнирный рычаг (52, 52с) присоединен шарнирно не непосредственно, по меньшей мере, к одной детали (2, 4).
9. Шарнирное устройство по п.8, отличающееся тем, что средний шарнирный рычаг (52, 52с) шарнирно соединен непосредственно со второй деталью (4) через шарнир (51).
10. Шарнирное устройство по п.9, отличающееся тем, что средний шарнирный рычаг (52, 52с) шарнирно соединен с первой деталью (2) с помощью, по меньшей мере, одного отдельного рычага (56, 61).
РИСУНКИ
|
|