Патент на изобретение №2386726
|
||||||||||||||||||||||||||||||
(54) СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ СТАЛЬНЫХ ПОРШНЕВЫХ КОЛЕЦ
(57) Реферат:
Изобретение относится к металлургии и может быть использовано для упрочнения поверхностей стальных поршневых колец, а также иных деталей машин, режущего и штампового инструмента. Способ упрочнения поверхностей стальных поршневых колец включает карбонитрацию при разложении карбамида в течение 1 часа в интервале температур 540-580°С в расплаве солей или в газовой среде, нанесение покрытия нитрида титана путем ионной имплантации нитрида титана. Затем проводят сульфидирование в электролитной плазме. Существенно упрочняются поверхности стальных поршневых колец, что позволяет улучшить их прирабатываемость за счет отсутствия задиров и схватывания трущихся поверхностей, повышается износостойкость и эксплуатационная стойкость поршневых колец. 1 табл.
Изобретение относится к металлургии и может быть использовано для упрочнения поверхностей стальных поршневых колец, а также иных деталей машин, режущего и штампового инструмента. Известен способ упрочнения поверхностей стальных изделий, включающий одновременные карбонитрирование и сульфидирование, то есть сульфокарбонитрирование, путем добавления в ванну для карбонитрирования сульфида калия (K2S). При этом на поверхностях деталей образуются сульфиды железа. Для того чтобы сульфокарбонитрированный слой был не очень пористый, рекомендуется снижение содержания активной серы до 0,001% (Р.Чаттерджи Фишер. Азотирование и карбонитрирование. – М.: Металлургия, 1986. – С.200-203). К недостаткам способа следует отнести пониженную износостойкость стальных изделий вследствие необходимости последующей обработки возникшего на поверхности изделия рельефа: так, для выравнивания неравномерно осажденного сульфидного слоя прибегают к зачистке всей поверхности щетками, что частично уменьшает повышенную шероховатость поверхности, но отрицательно сказывается на износостойкости (Таблица, Известен способ газового диффузионного упрочнения поверхностей стальных изделий путем проведения двухстадийного газового режима при сульфоазотировании. На первой стадии проводят только азотирование при температуре 550°С в течение 4 часов, а на второй стадии процесса добавляют сероводород. Способ позволяет понизить хрупкость Основным недостатком описанного способа является то, что, даже имея пониженную хрупкость, азотированный слой значительно уступает карбонитрированному слою по прирабатываемости изделий и износостойкости (Прокошкин Д.А. Химико-термическая обработка металлов – карбонитрация. / Д.А.Прокошкин. – М.: Металлургия, 1984. – С.13-14). Наиболее близким к предлагаемому изобретению по технической сущности и достигаемому результату (прототипом) является способ комплексного упрочнения поверхностей изделий из быстрорежущих сталей, содержащих более 3% ванадия, включающий карбонитрацию поверхности в тлеющем разряде и последующее нанесение покрытия нитрида титана послойно при плавном повышении давления. Первые три слоя формируют толщиной по 0,5 мкм, а последний рабочий слой – толщиной 5-6 мкм (патент РФ 2015199, МПК 5 С23С 8/36. Заявл. 1991.04.01; опубл. 1994.06.30). Недостатками известного технического решения являются низкая прирабатываемость изделий, то есть отсутствие задиров и схватывания трущихся поверхностей, после такого упрочнения, в частности, поршневых колец, из-за высокой твердости покрытия нитрида титана, пониженные износостойкости и эксплуатационная стойкость этих изделий (Таблица, Задачей изобретения является улучшение прирабатываемости, повышение износостойкости и эксплуатационной стойкости поршневых колец после упрочнения (Таблица, Поставленная задача решается тем, что в способе упрочнения поверхностей стальных поршневых колец, включающем карбонитрацию и нанесение покрытия нитрида титана, согласно изобретению карбонитрацию ведут при разложении карбамида в течение 1 часа в интервале температур 540-580°С в расплаве солей или в газовой среде, а нанесение покрытия нитрида титана осуществляют путем ионной имплантации нитрида титана, после чего производят сульфидирование в электролитной плазме. В интересах улучшения эксплуатационной надежности материалы поршневых колец во многих случаях обрабатывают для повышения износостойкости. Однако с увеличением износостойкости ухудшаются некоторые характеристики износа, а прежде всего – прирабатываемость (Плетнев Д.В., Бруснецова В.Н. Основы технологии износостойких и антифрикционных покрытий. / Д.В.Плетнев, В.Н.Бруснецова. – М.: Машиностроение, 1968. – С.87-89). Применение карбонитрации для обработки деталей обеспечивает повышение усталостной прочности на 50-80%, резкое повышение сопротивления износу по сравнению с цементацией, нитроцементацией, азотированием. Полученные на поверхности нитридные фазы даже при отсутствии смазки не проявляют склонности к схватыванию (Прокошкин Д.А. Химико-термическая обработка металлов – карбонитрация. / Д.А.Прокошкин. – М.: Металлургия, 1984. – С.14). Хорошая прирабатываемость, то есть отсутствие задира и схватывания трущихся поверхностей, но и низкая износостойкость обеспечиваются сульфидированием. Сочетание прирабатываемости и износостойкости достигается при образовании упрочненного слоя в результате одновременной диффузии в метал серы и малоатомных неметаллов – углерода и азота (Химико-термическая обработка металлов и сплавов: справочник. – М.: Металлургия, 1981. – С.266-273). Осуществление карбонитрации в течение 1 часа в интервале температур 540-580°С является оптимальным, так как при температуре карбонитрации ниже 540°С снижается скорость диффузии и, соответственно, глубина проникновения азота, а при температуре карбонитрации выше 580°С непосредственно под слоем соединений образуется слой аустенита с низкой твердостью (Р.Чаттерджи Фишер. Азотирование и карбонитрирование. М.: Металлургия, 1986. – С.173-174). Так, после карбонитрации стали 38ХМЮА в течение 1 часа при 525°С твердость составляет 700 HV, глубина слоя 0,8 мкм; при 550°С – 1100HV, глубина слоя 0,15 мкм; при 600°С твердость снижается до 800 HV с увеличением глубины слоя до 0,2 мкм (Химико-термическая обработка металлов и сплавов: справочник. / Ред. Л.С.Лехович. – М.: Металлургия, 1981. – С.53), потому что диффузия в слое – фазе идет по параболическому закону. Кроме того, увеличение длительности карбонитрации более одного часа не приводит к повышению твердости при некотором увеличении глубины слоя. Обработка стали в расплаве дает на поверхности слой, имеющий гексагональную структуру, присущую нитриду железа Fe3N и карбиду железа Fe3C – карбонитридная фаза Fe3(N, C). Размеры слоя – фазы Fe3(N, C) зависят от температуры процесса и длительности насыщения. Предложенное изобретение поясняется таблицей, в которой представлены механические и эксплуатационные свойства стальных маслосъемных поршневых колец после поверхностного упрочнения в соответствии с предложенным способом, со способами, выбранными в качестве аналога и прототипа, и со стандартным способом электролитического хромирования. Способ упрочнения поверхностей стальных поршневых колец осуществляется следующим образом. В качестве стальных поршневых колец используют стальные маслосъемные поршневые кольца из стали 20X13. Сначала ведут карбонитрацию стальных маслосъемных поршневых колец при разложении карбамида в расплаве солей или в газовой среде в интервале температур 540-580°С в течение 1 часа. Глубина карбонитридного слоя составляет 12-15 мкм при твердости 1158-1513 HV. Для устранения коробления маслосъемного поршневого кольца вследствие температурного воздействия при карбонитрации, а также диффузионного насыщения поверхности углеродом и азотом затем осуществляют алмазную притирку в гильзе со снятием карбонитридного слоя 3-6 мкм. Последующее нанесение покрытия нитрида титана осуществляют путем ионной имплантации нитридов титана TiN на поверхность стальных поршневых колец ионной бомбардировкой с использованием ионных ускорителей для упрочнения поверхности и повышения износостойкости. Достоинство ионной имплантации обусловлено весьма низкими температурами процесса, высокой твердостью нитрида титана, отсутствием коробления изделий, что весьма важно для ажурных маслосъемных поршневых колец, и необходимостью в доводочных операциях механической обработкой. После этого для улучшения прирабатываемости поршневых колец и повышения адгезии покрытия к основе выполняют сульфидирование в электролитной плазме, при котором каждое поршневое кольцо подключается к отрицательному полюсу источника постоянного тока и погружается в ванну с водным раствором проточного электролита (10-15% Na2S2O3+14-16% (NH4)2SO4), подключенному к положительному источнику тока. При подаче напряжения порядка 100-160 В формируется плазменная оболочка, обеспечивающая образование активных ионов серы и ускоренную их диффузию в глубь обрабатываемого металла. Время обработки составляет 20-40 с, что увеличивает адгезию покрытия к основе. Короткое время обработки при сульфидировании объясняется действиями разряда электролитной плазмы, образованием сверхравновесной концентрации, ионов высоких энергий, активно взаимодействующих с поверхностью (авторское свидетельство 931801, МПК С23С 9/10). В результате образуется пористый слой Fe2S толщиной 8-10 мкм и твердостью 915-1158 HV. Проводили сравнительные испытания на износостойкость стальных маслосъемных поршневых колец после поверхностного упрочнения различными способами: предложенным, выбранными в качестве аналога и прототипа, а также электролитического хромирования (Таблица, Как следует из таблицы, износостойкость стальных поршневых колец после поверхностного упрочнения предложенным способом в 1,5 раза превышает соответствующий показатель после поверхностного упрочнения стальных поршневых колец посредством способа, выбранного в качестве прототипа, в 2 раза – аналога и в 3 раза – способа стандартного электролитического хромирования. Таким образом, предложенное изобретение позволяет упрочнить поверхности стальных поршневых колец, что позволяет улучшить их прирабатываемость, повысить износостойкость и эксплуатационную стойкость.
Формула изобретения
Способ упрочнения поверхностей стальных поршневых колец, включающий карбонитрацию и нанесение покрытия нитрида титана, отличающийся тем, что карбонитрацию ведут при разложении карбамида в течение 1 ч в интервале температур 540-580°С в расплаве солей или в газовой среде, а нанесение покрытия нитрида титана осуществляют путем ионной имплантации нитрида титана, после чего производят сульфидирование в электролитной плазме.
|
||||||||||||||||||||||||||||||

1); необходимость постоянного восполнения активной серы в ванне для уменьшения пористости сульфокарбонитрированного слоя.
-фазы азотированного слоя для предотвращения сколов и выкрашиваний поверхностей стальных изделий при эксплуатации (патент PL 28149; заявл. 17.11.80,