Патент на изобретение №2167486
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) ПЬЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ШАГОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
(57) Реферат: Использование: в качестве исполнительного механизма в электротехнике, телемеханике и т.д. Пьезоэлектрический шаговый двигатель содержит корпус с закрепленными в нем фиксирующими узлами и подвижную часть. Фиксирующие узлы выполнены из не менее двух сдвигающе-фиксирующего и вращательно-фиксирующего пьезоблоков, расположенных в продольной плоскости друг за другом или в поперечной плоскости. Сдвигающе-фиксирующий пьезоблок состоит из соединенных между собой сдвигающего и фиксирующего пьезоэлементов, изоляторов и фрикционного элемента, а вращательно-фиксирующий пьезоблок состоит из соединенных между собой вращательного и фиксирующего пьезоэлементов, изоляторов и фрикционного элемента. При расположении пьезоблоков в поперечной плоскости пьезоблоки имеют вид секторов. Технический результат: упрощение конструкции, технологии изготовления, повышение усилия и точности позиционирования. 2 з.п. ф-лы, 16 ил. Изобретение относится к области электрических двигателей, а более точно касается пьезоэлектрических шаговых двигателей, и может быть использовано в качестве исполнительного механизма в электротехнике, телемеханике, радиотехнике и автоматике. Известен пьезоэлектрический двигатель, статор которого содержит пьезоэлектрический полый цилиндр, внутри которого расположен цилиндрический ротор, фрикционно взаимодействующий со статором (Авторское свидетельство СССР N 573828, МКИ H 01 L 41/00). Однако этот двигатель не может осуществлять линейное перемещение цилиндрического ротора. Наиболее близким аналогом к заявленному изобретению является пьезоэлектрический линейный шаговый двигатель, содержащий корпус с закрепленными в нем фиксирующими узлами и подвижную часть с рабочим элементом (Авторское свидетельство СССР N 720576, МКИ H 01 L 41/04 – прототип). Однако этот двигатель имеет сложную конструкцию и осуществляет только линейное перемещение подвижной части и не может вращать подвижную часть. В основу настоящего изобретения была положена задача создания пьезоэлектрического шагового двигателя, конструктивное выполнение которого позволило бы упростить конструкцию и технологию изготовления, повысить усилие и точность позиционирования подвижной части при ее вращении, линейном перемещении и осуществлении совместного движения (вращения и линейного перемещения). Это достигается тем, что в пьезоэлектрическом шаговом двигателе, содержащем корпус с закрепленными в нем фиксирующими узлами и подвижную часть, согласно изобретению фиксирующие узлы выполнены из не менее двух сдвигающе-фиксирующего и вращательно-фиксирующего пьезоблоков, расположенных в продольной плоскости друг за другом или в поперечной плоскости, причем сдвигающе-фиксирующий пьезоблок состоит из соединенных между собой сдвигающего и фиксирующего пьезоэлементов, изоляторов и фрикционного элемента, а вращательно-фиксирующий пьезоблок состоит из соединенных между собой вращательного и фиксирующего пьезоэлементов, изоляторов и фрикционного элемента, при этом при расположении пьезоблоков в поперечной плоскости пьезоблоки имеют вид секторов. Желательно, чтобы пьезоэлементы при расположении в продольной плоскости были выполнены в виде набора из пьезоэлектрических колец или при расположении в поперечной плоскости – секторов, электроды которых были соединены параллельно через один, при этом направление поляризации каждого последующего пьезоэлектрического кольца или сектора было направлено в противоположную сторону от предыдущего. Промежутки между пьезоблоками могут быть заполнены эластичным изоляционным материалом. Далее изобретение поясняется описанием конкретных примеров его выполнения со ссылкой на прилагаемые чертежи, на которых: фиг. 1 изображает пьезоэлектрический шаговый двигатель (первый вариант), вид спереди; фиг. 2 – то же, продольный разрез; фиг. 3 – второй вариант исполнения двигателя, вид спереди; фиг. 4 – то же, продольный разрез; фиг. 5-10 – такты работы пьезоэлектрического шагового двигателя при линейном перемещении подвижной части, продольный разрез; фиг. 11 – первый такт работы двигателя при вращении подвижной части, поперечные разрезы двух пьезоблоков; фиг. 12-16 – остальные такты работы пьезоэлектрического шагового двигателя при вращении подвижной части. Пьезоэлектрический шаговый двигатель содержит цилиндрический корпус 1 (фиг. 1 и 2), фиксирующие узлы в виде двух пьезоблоков 2 и 3 и подвижную часть 4, выполненную в виде цилиндрического стержня. Пьезоблок 2 является сдвигающе-фиксирующим и состоит из соединенных между собой (например, склеенных) сдвигающего пьезоэлемента 5, фиксирующего пьезоэлемента 6, изоляторов 7 и фрикционного элемента 8. Пьезоблок 3 является вращательно-фиксирующим и состоит из соединенных между собой вращательного пьезоэлемента 9, фиксирующего пьезоэлемента 10, изоляторов 7 и фрикционного элемента 8. Сдвигающий пьезоэлемент 5 имеет вектор начальной поляризации, направленный под углом к продольной оси двигателя. Сдвигающий пьезоблок 5 осуществляет перемещение подвижной части 4 вдоль продольной оси двигателя. Фиксирующие пьезоэементы 6 и 10 производят фиксацию подвижной части 4, вектор их начальной поляризации направлен (радиально) перпендикулярно продольной оси двигателя. Фрикционные элементы 8 выполнены в виде разрезного кольца, что обеспечивает более плотное обжатие подвижной части 4 фиксирующими пьезоэементами 6 и 10. Каждый пьезоэлемент имеет электроды, к которым подключены провода (эти элементы на чертеже не показаны). Промежутки между пьезоблоками 2 и 3 заполнены эластичным изоляционным материалом 11. Во втором варианте исполнения пьезоэлектрического шагового двигателя пьезоблоки 2 (фиг. 3 и 4) и 3 расположены в одной поперечной плоскости и выполнены в виде секторов. Двигатель работает следующим образом. При подаче на электроды сдвигающего пьезоэлемента 5 (фиг. 11-16) положительного напряжения за счет обратного пьезоэффекта происходит сдвиг его внутренней части влево относительно внешней части, закрепленной на корпусе. А при подаче отрицательного напряжения на сдвигающий пьезоэлемент 5 происходит сдвиг внутренней части вправо. При подаче на электроды вращательного пьезоэлемента 9 положительного напряжения за счет обратного пьезоэффекта происходит сдвиг внутренней части кольца на угол ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Формула изобретения
РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 06.06.2004
Извещение опубликовано: 10.03.2005 БИ: 07/2005
|
||||||||||||||||||||||||||