Патент на изобретение №2385270

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2385270 (13) C1
(51) МПК

B64D27/16 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 28.09.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2008140798/11, 14.10.2008

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

14.10.2008

(46) Опубликовано: 27.03.2010

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2167788 С2, 27.05.2001. RU 2271460 С2, 10.03.2006. SU 1828026 A1, 10.11.1996. US 3830058 A, 20.08.1974.

Адрес для переписки:

614014, г.Пермь, ул. Новозвягинская, 57, ФГУП “УНИИКМ”, Генеральному директору, С.М. Рубцову

(72) Автор(ы):

Ширяев Михаил Иванович (RU),
Чунаев Владимир Юрьевич (RU),
Киряков Леонид Дмитриевич (RU),
Лохов Александр Алексеевич (RU),
Ведерников Валерий Геннадьевич (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Федеральное государственное унитарное предприятие “Уральский научно-исследовательский институт композиционных материалов” (RU)

(54) РАМА РЕАКТИВНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ

(57) Реферат:

Изобретение относится к ракетной технике. Рама реактивной двигательной установки содержит опорные кольца, выполненные из полимерного композиционно-волокнистого материала за одно целое с полумуфтами, расположенными на опорных кольцах с внутренней стороны одного и с наружной стороны другого, стержни, выполненные с утолщениями на концах. Узлы скрепления стержней и опорных колец выполнены в виде полумуфт, охватывающих утолщения стержней. Стержни и узлы их скрепления с опорными кольцами выполнены из полимерного композиционно-волокнистого материала и соединены между собой клеемеханическим способом. Достигается уменьшение массы рамы и повышение ее надежности. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к ракетной технике.

Известна рама реактивной двигательной установки, содержащая опорные кольца, стержни и узлы их скрепления – см. прилагаемый эскиз чертежа 1.1Д451М – 00.050СБ, инв. 335-03 от 12.02.2004 г. разработчика ОАО «Конструкторное бюро химавтоматики», г.Воронеж.

По своим признакам и достигаемому результату эта рама наиболее близка к заявляемой и принята за прототип.

Рама выполнена металлической, а скрепление ее стержней и опорных колец осуществлено через цельные промежуточные муфты посредством сварки.

Недостатки рамы заключаются в малой надежности и значительной массе.

Малая надежность и значительная масса рамы обусловлена изготовлением ее из металла со скреплением стержней, промежуточных муфт и опорных колец между собой посредством сварки, неудовлетворительно работающей при вибрационных нагрузках.

Задачей изобретения является повышение надежности и уменьшение массы рамы.

Эта задача решается усовершенствованием рамы реактивной двигательной установки, содержащей опорные кольца, стержни и узлы их скрепления.

Усовершенствование заключается в том, что, по крайней мере, стержни и узлы их скрепления с опорными кольцами выполнены из полимерного композиционно-волокнистого материала и соединены между собой клеемеханическим способом; стержни выполнены с утолщениями на концах, а узлы скрепления стержней и опорных колец – в виде полумуфт, охватывающих утолщения стержней; опорные кольца выполнены из полимерного композиционно-волокнистого материала за одно целое с полумуфтами, расположенными на опорных кольцах с внутренней стороны одного и с наружной – другого.

Выполнение, по крайней мере, стержней и узлов их скрепления с опорными кольцами из полимерного композиционно-волокнистого материала и соединение их между собой клеемеханическим способом позволило уменьшить массу рамы и улучшить восприятие ею вибрационных нагрузок при работе реактивной двигательной установки и тем самым повысить надежность рамы.

Выполнение стержней с утолщениями на концах, а узлов скрепления стержней и опорных колец в виде скрепленных между собой полумуфт, охватывающих утолщения стержней, позволило повысить несущие возможности стержней с узлами их крепления, а также упростить и повысить точность сборки рамы.

Выполнение опорных колец из полимерного композиционно-волокнистого материала за одно целое с полумуфтами, расположенными на опорных кольцах с внутренней стороны одного и с наружной другого, позволило повысить надежность силового соединения узлов скрепления полумуфт с опорными кольцами.

Ниже со ссылкой на прилагаемый чертеж, где показано на:

Фиг.1 – рама на общем виде;

Фиг.2 – рама с узлами скрепления в виде полумуфт;

Фиг.3 – рама с опорными кольцами, совмещенными с рядом полумуфт узлов скрепления,

дается описание предлагаемой рамы.

Рама реактивной двигательной установки содержит опорные кольца 1 и 2, стержни 3 между ними и узлы их скрепления.

Стержни 3 (например, трубчатые) и узлы скрепления, например цельные муфты 4, 5, выполнены из полимерного композиционно-волокнистого материала (например, углепластика) и соединены между собой клеемеханическим способом, например с использованием клеевого состава 6, штифтов 7 и винтов 8 (что обеспечило уменьшение массы рамы и улучшило восприятие ею вибрационных нагрузок).

В вариантах исполнения рамы:

на Фиг.2 – стержни 3 выполнены с утолщениями 9 на концах, а узлы скрепления стержней 3 и опорных колец 1 и 2 – в виде полумуфт 10, 11 и 12, 13, охватывающих утолщения 9 стержней 3, клеевого состава 6 и винтов 8, (что позволило повысить несущие возможности стержней с узлами их крепления, а также упростить и повысить точность сборки рамы);

на Фиг.3 – опорные кольца 1 и 2 выполнены из полимерного композиционно-волокнистого материала за одно целое с полумуфтами 14 и 15, расположенными соответственно на опорных кольцах 1 и 2 с внутренней стороны одного и с наружной – другого (что позволило повысить надежность соединения узлов скрепления полумуфт с опорными кольцами).

При этом полумуфты 16 и 17, образующие пары с полумуфтами 14 и 15 соответственно, закреплены на кольцах 1 и 2 болтами 18 с гайками и клеевым составом 6.

Рама и ее элементы в процессе эксплуатации с реактивной двигательной установкой работают в условиях сжимающих вибрационных нагрузок. При этом по стержням 3 и узлам их скрепления (благодаря их изготовлению из полимерного материала и соединению с использованием клеевого состава) распространяются силовые (ударные) волны с меньшей (пропорционально плотности материала) скоростью и создают соответственно пропорционально меньшие напряжения в узлах скрепления: муфтах 4-5, полумуфтах 10, 11-12, 13 или 14, 16-15, 17 и стержнях 3.

В раме по изобретению наибольший результат достигается соответственно при выполнении ее опорных колец 1, 2 из полимерного материала за одно целое с полумуфтами 14, 15, расположенными на опорных кольцах 1 и 2 с внутренней стороны соответственно одного и с наружной – другого, с использованием клеевого состава 6 и утолщений 9 стержней 3 (Фиг.3).

Рама реактивной двигательной установки по сравнению с прототипом имеет меньшую массу и благодаря лучшему восприятию вибрационных нагрузок – повышенную надежность.

Выполнение рамы по изобретению обеспечивает также повышение надежности реактивной двигательной установки в целом.

Формула изобретения

1. Рама реактивной двигательной установки, содержащая опорные кольца, стержни и узлы их скрепления, отличающаяся тем, что, по крайней мере, стержни и узлы их скрепления с опорными кольцами выполнены из полимерного композиционно-волокнистого материала и соединены между собой клеемеханическим способом.

2. Рама по п.1, отличающаяся тем, что стержни выполнены с утолщениями на концах, а узлы скрепления стержней и опорных колец – в виде полумуфт, охватывающих утолщения стержней.

3. Рама по п.1 или 2, отличающаяся тем, что опорные кольца выполнены из полимерного композиционно-волокнистого материала за одно целое с полумуфтами, расположенными на опорных кольцах с внутренней стороны одного и с наружной другого.

РИСУНКИ

Categories: BD_2385000-2385999