|
(21), (22) Заявка: 2008139450/06, 03.10.2008
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
03.10.2008
(46) Опубликовано: 20.03.2010
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
RU 40396 U1, 10.09.2004. RU 2266426 C1, 20.12.2005. RU 2003132558 A1, 10.04.2005. RU 2042856 C1, 27.08.1995. RU 2008493 C1, 28.02.1994. US 2008110420 A1, 15.05.2008. JP 2006046211 A, 16.02.2006. JP 2002295921 A, 09.10.2002. WO 8203660 A1, 28.10.1982. JP 2004360633 А, 24.12.2004.
Адрес для переписки:
390044, г.Рязань, ул. Костычева, 1, РГАТУ, патентный отдел
|
(72) Автор(ы):
Дмитриев Николай Владимирович (RU), Гаврилов Андрей Владимирович (RU)
(73) Патентообладатель(и):
ФГОУ ВПО “Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А. Костычева” (RU)
|
(54) СИСТЕМА ПИТАНИЯ АВТОМОБИЛЯ НА СЖИЖЕННОМ ГАЗЕ
(57) Реферат:
Изобретение относится к двигателестроению, в частности к системам питания двигателей внутреннего сгорания, использующим в качестве топлива сжиженный нефтяной газ. Изобретение позволяет снижать температуру в салоне автомобиля без использования дополнительных устройств, которые требуют больших затрат энергии, исключить применение штатного испарителя газа, тем самым снизив стоимость системы, а сам процесс охлаждения осуществлять в автоматическом режиме и в соответствии с требованиями санитарно-гигиенических норм. Система питания автомобиля на сжиженном газе включает газовый баллон, электромагнитный газовый клапан, испаритель, контур циркуляции охлаждающей жидкости, редуктор, смеситель и трубопроводы. Испаритель, встроенный через дополнительный электромагнитный клапан, управляемый электронным блоком, в контур циркуляции охлаждающей жидкости, снабжен вентилятором, подключенным к выходу электронного блока, на входе которого установлены датчики температуры. Испаритель представляет собой теплообменник «труба в трубе». 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к двигателестроению, в частности к системам питания двигателей внутреннего сгорания, использующим в качестве топлива сжиженный нефтяной газ.
Известна система газобаллонного оборудования автомобиля с возможностью кондиционирования внутрисалонного воздуха [1], которая представляет собой систему, работающую на сжиженном газе и состоящую из баллона, клапана и редуктора. Для обеспечения возможности кондиционирования внутрисалонного воздуха параллельно редуктору через дозирующее устройство подключен радиатор с системой обдува, располагающийся в салоне автомобиля.
Недостатком известной системы является то, что при охлаждении внутрисалонного воздуха весь поток газа, необходимый для работы двигателя, проходит через радиатор, установленный в салоне автомобиля, в этом случае испарение происходит исключительно за счет теплообмена газа с воздушной средой салона, что при больших расходах газа может привести к попаданию его жидкой фазы в двигатель. Также данная система не позволяет поддерживать оптимальную температуру в салоне автомобиля в автоматическом режиме.
Известна система питания газового двигателя транспортного средства [2], включающая соединенные с редуктором-испарителем контур подачи газа и контур циркуляции охлаждающей жидкости с климатическим устройством. В контур циркуляции охлаждающей жидкости через запорную арматуру встроены дополнительный насос и дополнительный редуктор-испаритель, при этом последний соединен с контуром подачи газа и с основным редуктором-испарителем. Дополнительный редуктор-испаритель выполнен в виде термоизолированного одноступенчатого редуктора.
Недостатком данной системы является ее сложность, поскольку в ней имеются дополнительный контур циркуляции охлаждающей жидкости и насос. Помимо этого система не позволяет поддерживать температуру в салоне автомобиля в автоматическом режиме.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к заявляемому техническому решению является система питания двигателя, работающего на сжиженном нефтяном газе [3], включающая газовый баллон, магистральный электромагнитный газовый клапан, испаритель, подключенный к системе охлаждения двигателя, редуктор, смеситель и трубопроводы. Система снабжена дополнительным испарителем, выполненным в виде теплообменника, подключенным к системе питания параллельно основному между газовым баллоном и редуктором при помощи дополнительного электромагнитного клапана. Теплообменник установлен в салоне автомобиля и позволяет снижать температуру воздуха в нем за счет поглощения теплоты испаряющимся газом.
Недостатком данной системы является также то, что она не позволяет автоматически поддерживать температуру воздуха салона в заданных пределах.
Задача изобретения заключается в расширении функциональных возможностей путем оптимизации холодопроизводительности, обеспечение автоматического регулирования режима работы, упрощение конструкции и снижении стоимости системы.
Технический результат – повышение комфортности условий в салоне автомобиля за счет автоматического поддержания температуры воздуха салона, упрощение конструкции и снижение стоимости системы.
Указанный технический результат достигается тем, что испаритель, встроенный через дополнительный электромагнитный клапан, управляемый электронным блоком, в контур циркуляции охлаждающей жидкости, снабжен вентилятором, подключенным к выходу электронного блока, на входе которого установлены датчики температуры, при этом испаритель представляет собой теплообменник «труба в трубе». Испаритель выполнен в виде трубы, расположенной в оребренном кожухе и имеет штуцеры для подключения к газовой магистрали и контуру циркуляции охлаждающей жидкости.
На фиг.1 представлена схема питания автомобиля на сжиженном газе; на фиг.2 – схема испарителя.
Система состоит из газового баллона 1, предназначенного для хранения сжиженного нефтяного газа, электромагнитного клапана 3, управляющего подачей жидкой фазы в систему, испарителя 4, предназначенного для перевода жидкой фазы в газообразную и охлаждения воздуха в салоне автомобиля, редуктора 9, служащего для понижения давления газа, смесителя 10, предназначенного для смешивания топлива в газообразной фазе с воздухом, дополнительного электромагнитного клапана 2, который служит для включения или отключения дополнительного контура циркуляции жидкости из системы охлаждения двигателя через испаритель, соединенных между собой трубопроводами, датчиков 7, 8 температуры забортного воздуха и воздуха в салоне автомобиля, необходимых для формирования допустимого диапазона изменения температуры в салоне автомобиля по отношению к температуре забортного воздуха, а также контроля за температурой воздуха в салоне, вентилятора 5 обдува испарителя 4, необходимого для подачи охлажденного воздуха в салон и электронного блока 6.
Испаритель представляет собой теплообменник «труба в трубе». Конструктивно он выполнен в виде трубы 11, в которой протекает сжиженный газ, расположенной в кожухе 12, где циркулирует жидкость из системы охлаждения, для подключения испарителя к газовой магистрали и контуру циркуляции охлаждающей жидкости предусмотрены штуцеры 13 и 14.
Испарение газа может осуществляться как за счет теплообмена с окружающей средой, так и за счет теплообмена с жидкостью из системы охлаждения автомобиля.
Система работает следующим образом. Нефтяной газ (пропан-бутановая смесь) находится в газовом баллоне 1 в сжиженном состоянии. Газ поступает к электромагнитному клапану 3. После открытия электромагнитного клапана 3 газ поступает по трубопроводу в испаритель 4, который установлен в салоне автомобиля. Под воздействием теплого воздуха в салоне и жидкости из дополнительного контура циркуляции охлаждающей жидкости (на чертеже не указана), сжиженный нефтяной газ переходит в газообразное состояние. Затем газ поступает в редуктор 9, где давление снижается до близкого атмосферному. Из редуктора газ подается в смеситель 10, откуда газо-воздушная смесь поступает в цилиндры двигателя.
По сигналам датчика 7 температуры забортного воздуха и датчика 8 температуры воздуха в салоне автомобиля электронный блок 6 формирует допустимый диапазон изменения температуры в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями к перепаду температур в рабочей зоне. И если верхняя граница сформированного диапазона ниже или равна допустимой температуре, электронный блок 6 включает вентилятор 5 обдува испарителя 4 и отключает контур циркуляции жидкости из системы охлаждения двигателя через испаритель при помощи дополнительного электромагнитного клапана 2, охлажденный при отборе тепла газом воздух поступает в салон автомобиля. При достижении оптимального значения температуры электронный блок отключает вентилятор обдува 5 и при помощи дополнительного электромагнитного клапана 2 включает в работу контур циркуляции жидкости из системы охлаждения через испаритель, охлаждение прекращается и начинается нагрев салона.
В известных установках кондиционирования, состоящих из компрессора, конденсатора, ресивера, терморегулирующего клапана, блока управления и испарителя, охлажденный воздух подается в салон от испарителя при испарении жидкой фазы хладогента. В предлагаемой установке данный эффект достигается без использования в автомобиле дополнительных устройств, которые требуют больших затрат энергии и позволяет исключить применение штатного испарителя газа, заменив его на теплообменник «труба в трубе». А охлаждение воздуха в салоне автомобиля осуществляется автоматически и в соответствии с требованиями санитарно-гигиенических норм.
Данная схема при переключении клапана 2 позволяет использовать охлаждающую жидкость в качестве аккумулирующего вещества, позволяющего уменьшить колебания температуры внутри испарителя при различных режимах работы двигателя.
Поскольку в кожухе испарителя протекает жидкость из системы охлаждения двигателя, имеющая температуру 85-95 градусов, возможна установка испарителя вместо штатного отопителя салона.
Применение такой системы питания также обосновано преимуществами питания двигателей внутреннего сгорания сжиженным газом. Более высокое содержание водорода в газовом топливе обеспечивает более полное сгорание топливной смеси в цилиндрах двигателя, что дает существенное снижение выброса вредных веществ по основным контролируемым компонентам (СО – в 2-4 раза, NOx – в 1,2-2,0 раза, СmНn – в 1,1-1,4 раза). Газовое топливо обладает также следующими преимуществами: при работе двигателя на газе происходит более совершенное смесеобразование; применение газа: уменьшает нагарообразование, исключает возможность конденсации паров топлива на стенках цилиндров, смывание масляной пленки и разжигание масла, что увеличивает (в 1,5-2 раза) срок службы двигателя и периодичность смены масла; низкая стоимость газа по сравнению с другими видами топлива (мировое соотношение цены бензина к газу – 10:6).
Источники информации
1. Патент РФ 70481 МПК В60Н 1/00, 2008 г.
2. Патент РФ RU 2256814 С2 МПК F02M 21/00, В60Н 1/32, 2003 г.
3. Патент РФ RU 40396 U1 МПК F02B 43/02, 2004 г.
Формула изобретения
1. Система питания автомобиля на сжиженном газе, включающая газовый баллон, электромагнитный газовый клапан, испаритель, контур циркуляции охлаждающей жидкости, редуктор, смеситель и трубопроводы, отличающаяся тем, что испаритель, встроенный через дополнительный электромагнитный клапан, управляемый электронным блоком, в контур циркуляции охлаждающей жидкости, снабжен вентилятором, подключенным к выходу электронного блока, на входе которого установлены датчики температуры, при этом испаритель представляет собой теплообменник «труба в трубе».
2. Система по п.1, отличающаяся тем, что испаритель выполнен в виде трубы, расположенной в оребренном кожухе и имеет штуцеры для подключения к газовой магистрали и контуру циркуляции охлаждающей жидкости.
РИСУНКИ
|
|