|
(21), (22) Заявка: 2007144812/11, 03.12.2007
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
03.12.2007
(43) Дата публикации заявки: 10.06.2009
(46) Опубликовано: 20.02.2010
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
RU 2263828 C1, 10.11.2005. SU 985399 A, 30.12.1982. SU 462941 A, 05.05.1975. JP 2003-090308 A, 28.03.2003. RU 2342570 C1, 27.12.2008.
Адрес для переписки:
360004, г.Нальчик, ул. Толстого, 185, КБГСХА, НИС, патентный отдел, М.К. Кожокову
|
(72) Автор(ы):
Бугов Хазретали Умарович (RU), Егожев Артур Мухамедович (RU), Семенов Лиуан Хамзетович (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Федеральное государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ (КБГСХА) (RU)
|
(54) УЗЕЛ РЕЗЬБОВОГО СОЕДИНЕНИЯ
(57) Реферат:
Изобретение относится к ответственным узлам, используемым в машиностроении. Узел соединения деталей машин содержит две соединяемые детали, цилиндрическую втулку, шпильку и гайки. С одной стороны часть шпильки выполнена конической, для установки с натягом в коническое отверстие цилиндрической втулки, установленной в отверстии одной детали с зазором. В другой детали выполнено отверстие с участком, в который шпилька установлена без зазора. В результате повышается прочность и жесткость соединения, существенно снижается трудоемкость изготовления узла. 1 ил.
Изобретение относится к ответственным узлам, используемым в машиностроении.
Известны узлы соединения сильнонагруженных деталей машин, в которых осуществляется соединение болтами, установленными в отверстия без зазора [1] (стр.36 фиг.1.20).
В узле соединения, в котором болты устанавливают в отверстия без зазора, соединяемые детали должны совместно обрабатываться. Причем отверстия в соединяемых деталях калибрируют разверткой или растачивают совместно с большой точностью, а диаметр стержня болта выполняют с допуском, обеспечивающим заданную посадку.
Эти технологические операции весьма трудоемки, в особенности для крупногабаритных деталей, изготавливаемых нередко в разных городах. Сборка и разборка таких соединений приводит к задирам посадочных поверхностей отверстий деталей и шлифованных поверхностей болтов.
При расчете такого типа групповых болтовых соединений от совместного действия поперечных и осевых усилий принимают, что болты нагружены равномерно. Однако, как показали экспериментальные исследования усталостной прочности металлических моделей с полнофакторным моделированием таких соединений, коэффициент равномерности распределения поперечной нагрузки находится в пределах 0,25-0,35 [2].
Эти недостатки существенно снижают эффективность использования рассматриваемого узла соединения, являющегося весьма дорогостоящим, в особенности для крупногабаритных узлов машин.
Известен еще узел соединения деталей машин, в котором в детали, к которой примыкает гайка, выполнено отверстие для установки цилиндрической втулки под посадку болта без зазора, а в другой детали выполнено отверстие, в котором болт установлен с расчетным зазором, выбираемым при сборке соединения [3].
Основным недостаткам данного решения является недостаточная жесткость соединения на сдвиг, а также необходимость обеспечения достаточно высокой точности соосности отверстий соединяемых деталей, что также трудновыполнимо в узле с групповым резьбовым соединением.
Цель изобретения – повышение усталостной прочности соединения путем уменьшения напряжения изгиба под резьбовой частью, повышение равномерности распределения поперечной нагрузки в групповом болтовом соединении, повышение жесткости узла на сдвиг и существенное снижение трудоемкости изготовления узла.
Поставленная цель достигается тем, что с одной стороны часть шпильки выполнена конической, для установки с натягом в коническое отверстие цилиндрической втулки, установленной в отверстии одной детали с зазором, а в другой детали выполнено отверстие с участком, в котором шпилька установлена без зазора.
Узел (см. чертеж) содержит установленные в отверстие детали 2 втулку 3, деталь 1, шпильку 4, гайки 5 и 6.
В детали 2 выполнено цилиндрическое отверстие с диаметром d8 и высотой l4 для установки втулки 3 диаметром d7 с зазором . В детали 1 выполнено отверстие с диаметром d3, в котором поясок шпильки установлен без зазора.
При сборке соединения часть шпильки диаметром d4 свободно проходит через отверстие d3 детали 1 и входит в коническое отверстие цилиндрической втулки 3 под посадку без зазора, одновременно участок шпильки с пояском диаметром d3 плотно входит в отверстие детали 1 на участке l3. Затем последовательно производится затяг гаек 5 и 6 на заданное усилие натяга.
При этом равномерность распределения поперечной нагрузки доходит до 1 и существенно повышается реальная прочность и жесткость соединения.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
1. Иванов М.Н. Детали машин. – М.: «Высшая школа», 1991 г., с.382.
2. Бугов Х.У. Фланцевые соединения. Расчет и проектирование. «Машиностроение» Л.о. 1975 г. 191 с.
3. Патент 2263828. Москва 10.11.2005 (прототип). Авторы: Бугов X.У., Егожев А.М. и др.
Формула изобретения
Узел соединения деталей машин, содержащий две соединяемые детали, цилиндрическую втулку, шпильку и гайки, отличающийся тем, что с одной стороны часть шпильки выполнена конической для установки с натягом в коническое отверстие цилиндрической втулки, установленной в отверстии одной детали с зазором, а в другой детали выполнено отверстие с участком, в который шпилька установлена без зазора.
РИСУНКИ
|
|