Патент на изобретение №2382169

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2382169 (13) C1
(51) МПК

E21B33/06 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 27.10.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2008144371/03, 10.11.2008

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

10.11.2008

(46) Опубликовано: 20.02.2010

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 39909 U1, 20.08.2004. RU 48354 U1, 10.10.2005. RU 2264529 C1, 20.11.2005. SU 576389 A, 19.10.1977. SU 720138 A, 05.03.1980. SU 791936 A, 30.12.1980. SU 1273503 A1, 30.11.1986. US 3416767 A, 17.12.1968.

Адрес для переписки:

625031, г.Тюмень, ул. Ветеранов труда, 58а, ЗАО “НПП “СибБурМаш”

(72) Автор(ы):

Хайруллин Булат Юсупович (RU),
Легостаев Андрей Михайлович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Закрытое акционерное общество “Научно-производственное предприятие “СибБурМаш” (RU)

(54) ПРЕВЕНТОР

(57) Реферат:

Изобретение относится к нефтегазовой промышленности, в частности к оборудованию для герметизации устья нефтяных и газовых скважин при их строительстве, освоении, исследовании и ремонте. Содержит корпус с вертикальным осевым каналом и горизонтальной полостью, в которой установлены подвижные плашки, гидропривод плашек, включающий гидроцилиндр, ручной привод и узел кинематической связи ручного привода с гидроцилиндром. Узел кинематической связи включает втулку, установленную на конце винта с возможностью вращения, и стопор. На втулке перпендикулярно оси выполнены сквозные отверстия в количестве не менее четырех, с которыми взаимодействует стопор. Гидроцилиндр гидропривода включает поршень, шток и крышку, с которой связан кожух, в торце которого выполнена гайка, взаимодействующая с резьбой винта. На конце штока гидроцилиндра перпендикулярно оси выполнено сквозное отверстие, взаимодействующее со сквозными отверстиями втулки и стопором. В стенках кожуха в вертикальной плоскости дополнительно выполнены диаметрально противоположные сквозные пазы, длина которых превышает величину хода плашек. За счет усовершенствования узла кинематической связи позволяет сократить время на проведение операций закрывания-открывания плашек в случае необходимости перехода с гидравлического привода на ручной, обеспечивает повышение надежности работы превентора, исключая возможность накопления в полости кожуха остатков бурового раствора и атмосферных осадков, а также повышает безопасность работ при эксплуатации. 5 ил.

Изобретение относится к оборудованию для герметизации устья нефтяных и газовых скважин при их строительстве, освоении, исследовании и ремонте с целью обеспечения безопасности, предупреждения и ликвидации нефтегазоводопроявлений, охраны недр и окружающей среды.

Известен «Превентор плашечный гидравлический ППГ-280-350 (Г.М.Гульянц, «Справочное пособие по противовыбросовому оборудованию», М., «Недра», 1983, стр.72-74, рис.11.15), содержащий:

– корпус с вертикальным осевым каналом и горизонтальной полостью,

в которой установлены подвижные плашки,

– гидропривод плашек, включающий гидроцилиндр с крышкой, с которой связан кожух, в стенках которого выполнены диаметрально противоположные сквозные вырезы,

– и ручной привод, содержащий винт со штурвалом, взаимодействующий с гайкой, выполненной в поршне гидроцилиндра.

В известном превенторе в случае отказа гидропривода ручной привод предназначен только для закрывания плашек. Для их возврата в исходное положение ручной привод не может быть использован, что является недостатком известного превентора.

Известен «Превентор» (Патент ПМ 39909, Е21В 33/03, БИМП 23 от 20.08.2004), содержащий:

– корпус с вертикальным осевым каналом и горизонтальной полостью,

в которой установлены подвижные плашки,

– гидропривод плашек, включающий гидроцилиндр с крышкой, с которой связан кожух, выполненный в виде стакана, в стенках которого выполнены диаметрально противоположные сквозные вырезы, расположенные в горизонтальной плоскости,

– ручной привод, содержащий винт со штурвалом, взаимодействующий с резьбой, выполненной в штоке гидроцилиндра,

– и узел кинематической связи ручного привода с гидроприводом, содержащий подвижную опорную пластину, установленную в торце стакана и взаимодействующую отверстиями различного диаметра с винтом,

– большее из которых взаимодействует с наружной цилиндрической поверхностью винта,

– а меньшее – с проточкой, выполненной на наружной цилиндрической поверхности винта.

Ручной привод известного превентора при отказе гидропривода обеспечивает как поступательное, так и возвратное перемещение плашек, но это связано с дополнительными затратами времени. Объясняется это тем, что для возврата плашек в исходное положение необходимо предварительно возвратить в исходное положение винт, вывинчивая его из штока гидроцилиндра до совмещения проточки на винте с плоскостью, в которой перемещается подвижная опорная пластина. После этого последнюю необходимо расфиксировать, переместить до совмещения отверстия меньшего диаметра с проточкой и зафиксировать в этом положении. Тем самым будет обеспечена неподвижность винта в продольном направлении и кинематическое взаимодействие винта со штоком для возврата плашек. Затем вращением винта, ввинчивая его в шток, вытягивают последний вместе с поршнем и плашкой в исходное положение.

Аналогичную процедуру при отказе гидропривода, но с обратной последовательностью действий необходимо произвести и для закрывания плашек.

Столь значительные затраты времени с применением ручного привода в известном превенторе для закрывания-открывания плашек могут негативно сказаться на надежности и безопасности работ, проводимых на скважине, например по предотвращению или ликвидации нефтегазопроявлений и открытых фонтанов. Это обусловлено тем, что попытка закрытия превентора от гидравлического пульта управления, выявление неисправности последнего и само ручное закрытие требует немалых затрат времени в ситуации, где счет его идет на минуты и даже секунды. Последствием неоперативности закрытия превентора в таких случаях будет открытый газонефтяной фонтан, ликвидация которого потребует значительных затрат.

Расположение сквозных вырезов, выполненных диаметрально противоположно в стенках стакана в горизонтальной плоскости, обеспечивает удобство визуального контроля расположения конца штока гидроцилиндра, по которому контролируется открытое, закрытое или промежуточное положение плашек. Однако горизонтальное расположение вырезов позволяет накапливаться в полости стакана остаткам бурового раствора, атмосферным осадкам и пр., что при отрицательных температурах, превращаясь в лед, сцементированный твердой фазой раствора, может препятствовать перемещению плашек в конечные положения. А это, в свою очередь, приведет к тому, что при закрывании плашки могут не сомкнуться на теле трубы и не будет достигнута герметичность перекрытия, последствием чего может быть открытый газонефтяной фонтан.

Кроме того, в известном превенторе узел кинематической связи ручного привода с гидроприводом, содержащий подвижную опорную пластину, не обеспечивает соблюдение правил безопасности при эксплуатации, которые предусматривают обязательную ручную фиксацию плашек после закрытия превентора гидроприводом. Эта операция должна осуществляться штурвалами с ручного дистанционного пульта управления, расположенного в укрытии на некотором удалении от устья скважины. Для этого от штурвалов к винтам ручного привода монтируют карданные валы. Однако переключение известного превентора на ручное управление требует восстановления кинематической связи ручного привода с гидроприводом, т.е. расфиксации, перемещения и фиксации подвижной опорной пластины с целью совмещения ее отверстия меньшего диаметра с проточкой на винте, для чего обслуживающему персоналу необходимо подойти непосредственно к превентору, т.е. к устью скважины, находящейся под давлением, что небезопасно.

Совокупность перечисленных обстоятельств значительно снижает надежность и безопасность работы известного превентора.

Задачей изобретения является создание технического решения превентора, обеспечивающего повышение надежности работы.

Для обеспечения этого технического результата в известном превенторе, содержащем:

– корпус с вертикальным осевым каналом и горизонтальной полостью,

в которой установлены подвижные плашки,

– гидропривод плашек, включающий гидроцилиндр с поршнем, штоком и крышкой, с которой связан кожух, выполненный в виде стакана, в стенках которого выполнены диаметрально противоположные сквозные пазы, расположенные в горизонтальной плоскости,

– ручной привод, содержащий винт со штурвалом, взаимодействующий со штоком гидроцилиндра,

– и узел кинематической связи ручного привода с гидроприводом,

СОГЛАСНО ИЗОБРЕТЕНИЮ,

– узел кинематической связи ручного привода с гидроприводом содержит втулку, установленную на конце винта с возможностью вращения, на которой перпендикулярно продольной оси выполнены сквозные отверстия в количестве не менее четырех,

– и стопор, взаимодействующий со сквозными отверстиями втулки,

– гайка, взаимодействующая с резьбой винта, выполнена в торце кожуха,

– а на конце штока гидроцилиндра перпендикулярно оси выполнено сквозное отверстие, взаимодействующее со сквозными отверстиями втулки и стопором,

причем в стенках кожуха в вертикальной плоскости дополнительно выполнены диаметрально противоположные сквозные пазы,

– и длина всех пазов превышает величину хода плашки.

Изобретение поясняется чертежами, где изображены:

на фиг.1 – продольный разрез превентора, плашки открыты гидроприводом;

на фиг.2 – вид на кожух сверху;

на фиг.3 – шток ручного привода;

на фиг.4 – продольный разрез превентора; плашки закрыты гидроприводом и зафиксированы ручным приводом;

на фиг.5 – продольный разрез превентора; плашки открыты ручным приводом;

на фиг.6 – продольный разрез превентора, ручной привод кинематически связан с гидроприводом с целью последующего открывания плашек.

Превентор содержит корпус 1 (фиг.1) с проходным отверстием 2, плашки 3 и гидроприводы плашек. Гидропривод плашки 3 состоит из гидроцилиндра 4 с поршнем 5, штоком 6 и крышкой 7 и ручного привода, включающего в себя выполненный совместно с крышкой 7 кожух 8, выполненный в виде стакана, и винт 9, имеющий резьбу и установленный в гайке 10, размещенной на торце кожуха 8. В стенках кожуха 8 выполнены диаметрально противоположные сквозные пазы: вертикальные 11 и горизонтальные 12 (фиг.2). На винтах 9 установлены штурвалы 13, вместо которых могут быть присоединены карданные валы дистанционного ручного управления (не показаны).

На конце штока 6 перпендикулярно оси выполнено сквозное отверстие 14, расположенное на кольцевой проточке 15. В канавке 16 (фиг.3), выполненной перед головкой 17 винта 9, установлена навинчиванием втулка 18, имеющая внутреннюю резьбу 19, соответствующую резьбе винта 9, и сквозные отверстия 20, расположенные перпендикулярно оси втулки 18, фиксация которой в канавке 16 осуществляется стопорным кольцом 21. Кинематическая связь гидропривода с ручным приводом осуществляется посредством стопора 22, который взаимодействует с отверстием 14 штока 6 и отверстиями 20 втулки 18 (фиг.5 и 6).

Превентор, смонтированный на устье скважины (не показано), работает следующим образом.

Работа в гидравлическом режиме управления.

Для герметизации устья скважины заявляемым превентором в закрывающую полость гидроцилиндра 4 (фиг.4) подается гидравлическая жидкость от гидростанции (не показана). Плашки 3 под воздействием поршня 5 и штока 6 перемещаются и перекрывают проходное отверстие 2 корпуса 1. После закрытия превентора плашки 3 фиксируются в этом положении ручным приводом, для чего вращением штурвала 13 винт 9, взаимодействующий с гайкой 10, перемещается до контакта головки 17 с торцем штока 6 (фиг.4). В этом положении даже при отказе гидропривода благодаря ручному приводу плашки 3 будут закрыты, обеспечивая герметизацию устья скважины, что предотвращает возникновение открытого фонтана и повышает безопасность работ на скважине.

Для открытия превентора гидроприводом необходимо предварительно произвести расфиксацию плашек 3 ручным приводом, для чего вращением штурвалов 13 отвести винт 9 от торца штока 6 в крайнее заднее положение и затем подать гидравлическую жидкость в открывающую полость гидроцилиндра 4 (фиг.1). Работа в ручном режиме управления.

Для управления превентором ручным приводом необходимо предварительно кинематически связать последний с гидроприводом. Для этого после совмещения одной из пары отверстий 20 втулки 18 с отверстиями 14 штока 6, что осуществляется благодаря возможности свободного вращения втулки 18 на конце винта 9, в отверстия 20 и 14 через сквозные пазы 11 или 12 вставляется стопор 22 (фиг.6). При этом плоскости расположения отверстий 20 и 14 совмещаются автоматически в крайних положениях штока 6 и винта 9 с втулкой 18.

Для закрытия плашек 3 превентора вращением штурвала 13 по часовой стрелке винт 9, взаимодействуя с гайкой 10, перемещается с втулкой 18, связанной стопором 22 со штоком 6 и плашкой 3 в крайнее переднее положение. При этом гидравлическая жидкость вытесняется поршнем 5 из полости гидроцилиндра 4 в бак гидростанции. Благодаря тому, что длина пазов 11 и 12 превышает величину хода плашки 3, стопор 22, перемещаясь в этих пазах из заднего крайнего положения в переднее крайнее положение, не будет оказывать препятствия перемещению винта 9, втулки 18, штока 6 и плашки 3, чем будет обеспечена работоспособность превентора. Дополнительное выполнение в стенках кожуха 8 диаметрально противоположных сквозных пазов 11 в вертикальной плоскости предотвращает накопление в полости кожуха 8 остатков бурового раствора и атмосферных осадков, которые при отрицательных температурах, превращаясь в лед, сцементированный твердой фазой раствора, могут препятствовать перемещению плашек 3 в конечные положения, поскольку остатки бурового раствора и атмосферные осадки благодаря силе тяжести удаляются через нижнюю составляющую вертикального паза 11 вниз, не накапливаясь в полости кожуха 8. Таким образом, дополнительные вертикальные пазы 12 обеспечивают повышение надежности работы превентора.

Для открытия плашек 3 вращением штурвала 13 против часовой стрелки винт 9, взаимодействуя с гайкой 10, перемещается с втулкой 18, связанной стопором 22 со штоком 6 и плашкой 3 в крайнее заднее положение (фиг.5). При этом гидравлическая жидкость вытесняется поршнем 5 из полости гидроцилиндра 4 в бак гидростанции.

Для дистанционного ручного управления превентором к винтам 9 вместо штурвалов 13 присоединяются карданные валы (не показаны), концы которых оснащенные штурвалами с целью соблюдение правил безопасности при эксплуатации превентора, размещаются за укрытием на некотором расстоянии от устья скважины, на котором смонтирован превентор. При необходимости фиксации ручным приводом закрытых гидроприводом плашек 3 вращением по часовой стрелке штурвалов с карданными валами винт 9, взаимодействующий с гайкой 10, перемещается до контакта головки 17 с торцем штока 6 (фиг.4), фиксируя плашку 3 в закрытом положении. При этом обслуживающему персоналу нет необходимости подходить к устью, находящемуся под давлением, для каких-либо манипуляций с гидро- или ручным приводом, что повышает безопасность работ при эксплуатации заявляемого превентора.

Формула изобретения

Превентор, содержащий корпус с вертикальным осевым каналом и горизонтальной полостью, в которой установлены подвижные плашки, гидропривод плашек, включающий гидроцилиндр с поршнем, штоком и крышкой, с которой связан кожух, выполненный в виде стакана, в стенках которого выполнены диаметрально противоположные сквозные пазы, расположенные в горизонтальной плоскости, ручной привод, содержащий винт со штурвалом, взаимодействующий со штоком гидроцилиндра, и узел кинематической связи ручного привода с гидроприводом, отличающийся тем, что узел кинематической связи ручного привода с гидроприводом содержит втулку, установленную на конце винта с возможностью вращения, на которой перпендикулярно продольной оси выполнены сквозные отверстия, в количестве не менее четырех, и стопор, взаимодействующий со сквозными отверстиями втулки, гайка, взаимодействующая с резьбой винта, выполнена в торце кожуха, а на конце штока гидроцилиндра перпендикулярно оси выполнено сквозное отверстие, взаимодействующее со сквозными отверстиями втулки и стопором, причем в стенках кожуха в вертикальной плоскости дополнительно выполнены диаметрально противоположные сквозные пазы и длина всех пазов превышает величину хода плашки.

РИСУНКИ

Categories: BD_2382000-2382999