Патент на изобретение №2167075

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2167075 (13) C1
(51) МПК 7
B61K9/12
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 27.05.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2000103205/28, 11.02.2000

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

11.02.2000

(43) Дата публикации заявки: 20.05.2001

(45) Опубликовано: 20.05.2001

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 201665 A, 08.09.1967. SU 1685774 A1, 23.10.1991. SU 154075 A, 05.09.1963. SU 1580138 A1, 23.07.1990. DE 4312876 A, 27.10.1994. FR 2590666 A, 24.11.1986. US 4932783 A, 12.06.1990.

(71) Заявитель(и):

Петербургский государственный университет путей сообщения

(72) Автор(ы):

Говоров В.В.,
Яковлев В.Ф.,
Говоров П.В.,
Ларкин А.В.,
Шмельков Н.А.,
Дудкин Е.П.

(73) Патентообладатель(и):

Петербургский государственный университет путей сообщения

(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СНЯТИЯ ПРОФИЛЕЙ ПОВЕРХНОСТЕЙ КАТАНИЯ КОЛЕС ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА


(57) Реферат:

Изобретение предназначено для использования на железнодорожном транспорте для изучения формы и величины износа колес. Устройство содержит имеющую фиксирующие упоры базу, на которой закреплены фотоаппарат и масштабная линейка. База выполнена в виде пластины. Масштабная линейка является одним из упоров. Фотоаппарат прижат к пластине своей боковой гранью. Его оптическая ось направлена параллельно поверхности пластины в сторону масштабной линейки. Эта ось проходит ее на расстоянии, равном половине высоты гребня колеса, от грани, предназначенной для взаимодействия с гребнем колеса в момент съемки. Техническим результатом является сокращение затрат времени на выполнение операции съемки. 1 ил.


Предлагаемое изобретение предназначается для использования на железнодорожном транспорте для изучения формы и величины износа колес подвижного состава в процессе его эксплуатации.

Известна конструкция устройства для съемки профилей крестовин (В.Ф. Яковлев. Профилограф для измерения износов крестовин. Жур. “Железнодорожный транспорт” N 9 за 1955 г. Стр. 81, 82, рис. 1, 2 и 3), которое с одинаковым успехом используется для съемки профилей поверхностей катания колес подвижного состава. К его недостаткам можно отнести:
– большие затраты времени на съемку каждого колеса (закрепление устройства специальными зажимами на винтах, плавный перенос профиля на бумагу, развинчивание зажимов, замена использованного листа чистым);
– высокие требования к освещенности. При съемке профилей колес в затемненном помещении (в депо, под вагонами, в вечернее время суток нужно местное освещение (фонарь);
– невозможность переноса изображения на бумагу при атмосферных осадках также ограничивает область применения профилографа, работающего на механическом принципе действия.

Известна конструкция “Бандажного профилографа” (Авторское свидетельство СССР N 201665, 08.09.1967), в которой используется метод фотографирования бандажей колес. Это устройство для снятия профилей поверхности катания колес подвижного состава содержит фиксирующие упоры, базу для установки устройства на колесе, на которой закреплены фотоаппарат и масштабная линейка.

Методом фотографирования съемка профиля производится быстрее, чем с помощью вычерчивания его на листе бумаги, на пленку в камере фотоаппарата не оказывают воздействие атмосферные условия. Это безусловные преимущества устройства перед аналогом, но оно обладает и рядом недостатков:
– при установке устройства на колесе некоторое время затрачивается на регулировку положения отдельных его частей перед съемкой (наводка на резкость объектива, установка зеркала в нужное положение, чтобы отраженный луч падал на снимаемый профиль);
– здесь нужен источник света не только для общего освещения, но и для передачи луча через зеркало на поверхность колеса.

При определении среднестатистического профиля изношенных колес в масштабах страны или отдельной отрасли количество фотографируемых колес исчисляется тысячами штук, и сокращение в 3-5 раз интервала времени, необходимого на съемку одного колеса существенно повысило бы производительность процесса.

Устройство по авт. св. N 201665 ближе всего к предлагаемому техническому решению. Предлагаемое изобретение решает задачу повышения производительности труда за счет сокращения затрат времени на выполнение операции съемки.

Решение задачи обеспечивается за счет того, что база предлагаемого устройства выполнена в виде пластины, масштабная линейка является одним из упоров, а фотоаппарат прижат к пластине своей боковой гранью и сориентирован так, что его оптическая ось направлена параллельно поверхности пластины в сторону масштабной линейки, проходя последнюю на расстоянии, равном половине высоты гребня колеса, от ее грани, предназначенной для взаимодействия с гребнем колеса в момент съемки.

Предлагаемое техническое решение поясняется с помощью чертежа, на котором указаны основные детали устройства: база прибора в виде пластины 1, упоры 2 и 3, фотоаппарат 4, закрепленный неподвижно относительно пластины 1 на полочке 5 в положении, перпендикулярном этой пластине. На колесе 6 приспособление зафиксировано в единственно возможном положении за счет упоров 2 и 3, плотно прижатых к гребню 7 колеса 6. Упор 2 выполнен в виде масштабной линейки, расположенной перпендикулярно пластине 1 в картинной плоскости, след которой показан штрихпунктирной линией 8 на поверхности катания колеса 6.

Поскольку изображение профиля фиксируется на пленке в уменьшенном виде, наличие в кадре масштабной линейки необходимо, чтобы при расшифровки данных получить с помощью фотоувеличителя изображение снимка в масштабе 1:1. При этом масштабная линейка 2 и снимаемый профиль находятся на одинаковом расстоянии от оптической оси ОО (AB= BC) объектива фотоаппарата 4. Это обеспечивает точность изображения даже изношенного колеса.

Устройство работает следующим образом. Для производства снимка необходимо базу прибора (пластину 1) прижать к внутренней нерабочей плоскости колеса 6 так, чтобы оба его упора 2 и 3 уперлись в гребень 7 колеса, и нажать на спуск аппарат. Т.к. база обеспечивает постоянное расстояние между объективом и объектом съемки, аппарат на резкость наводится один раз. Нет необходимости на каждом колесе снова крутить объектив, даже не надо заглядывать в видоискатель, или регулировать какое-то зеркальце, как это предусмотрено в конструкции прототипа. Съемка производится в один прием. Прибор прикладывается в нужном положении к колесу и срабатывает затвор фотоаппарата. По времени операция занимает на более двух секунд. В условиях недостаточной освещенности срабатывает вспышка.

Таким образом, существенные отличия прелагаемого технического решения от прототипа позволяют решить главную задачу, поставленную при разработке предлагаемого изобретения: повышение производительности труда при съемке профилей колес подвижного состава.

Формула изобретения


Устройство для снятия профиля поверхности катания колеса железнодорожного подвижного состава, содержащее имеющую фиксирующие упоры базу для установки устройства на колесе, на которой закреплены фотоаппарат и масштабная линейка, отличающееся тем, что база устройства выполнена в виде пластины, масштабная линейка является одним из упоров, а фотоаппарат прижат к пластине своей боковой гранью и сориентирован так, что его оптическая ось направлена параллельно поверхности пластины в сторону масштабной линейки, проходя последнюю на расстоянии, равном половине высоты гребня колеса, от ее грани, предназначенной для взаимодействия с гребнем колеса в момент съемки.

РИСУНКИ

Рисунок 1


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 12.02.2002

Номер и год публикации бюллетеня: 11-2003

Извещение опубликовано: 20.04.2003


Categories: BD_2167000-2167999