Патент на изобретение №2167074

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2167074 (13) C2
(51) МПК 7
B61K7/08
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 27.05.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 98120685/28, 11.11.1998

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

11.11.1998

(43) Дата публикации заявки: 27.08.2000

(45) Опубликовано: 20.05.2001

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 1754545, 15.08.1992. SU 59965, 31.05.1941. SU 1801843, 15.03.1993. US 4198909, 04.22.1980.

(71) Заявитель(и):

Самарский институт инженеров железнодорожного транспорта

(72) Автор(ы):

Бородулин А.В.,
Бородулин В.И.

(73) Патентообладатель(и):

Самарский институт инженеров железнодорожного транспорта

(54) ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ ПУТЕВОЕ ТОРМОЗНОЕ УСТРОЙСТВО


(57) Реферат:

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. Устройство содержит закрепленную на основании направляющую, смонтированный на основании своим корпусом цилиндр, тормозной башмак, состоящий из соединенного со штоком цилиндра полоза и шарнирно связанного с ним упора для взаимодействия с колесом транспортного средства, и взаимосвязанный с полозом ползун, установленный в направляющей. Полоз имеет возможность разместить все колесные пары затормаживаемой тележки, цилиндр выполнен в виде набора упругих элементов различной жесткости, упор башмака жестко закреплен на связанном с ползуном промежуточном элементе выполненном с возможностью его поворота вокруг вертикальной оси, которая смонтирована на пластине, причем последняя жестко закреплена на боковой поверхности полоза со стороны направляющей. Технический результат – повышение эффективности торможения. 2 ил.


Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано для торможения и закрепления рельсовых транспортных средств на станционных путях.

Известно устройство для торможения вагонов, содержащее тормозной башмак, возвращаемый в исходное положение посредством пружины и состоящий из полоза и упора, причем последний выполнен поворотным относительно полоза около горизонтальной оси, а в рельсе выполнена выемка для опускания в нее упора /1/.

Недостатком данного технического решения является низкая эффективность торможения подвижного состава и снижение безопасности движения рельсовых транспортных средств вследствие необходимости выполнения в рельсе выемки.

Известно железнодорожное путевое тормозное устройство, содержащее закрепленную на основании направляющую с горизонтальным и направленным вниз наклонным участками, смонтированный на основании своим корпусом силовой цилиндр, взаимосвязанный посредством штока с тормозным башмаком, включающим шарнирно соединенные между собой полоз и упор, причем последний снабжен ползуном, взаимодействующим с направляющей, а в полозе для взаимодействия с поверхностью катания колеса транспортного средства выполнен нормально открытый сообщенный с атмосферой клапан, связанный пневмомагистралью с полостью силового цилиндра /2/.

Недостатками данного технического решения являются повышенные динамические нагрузки на элементы конструкции затормаживаемого транспортного средства и высокая зависимость величины тормозного усилия от степени износа поверхности катания колеса транспортного средства.

Данное техническое решение принято в качестве прототипа.

Целью предполагаемого изобретения является повышение эффективности торможения и закрепления подвижного состава на станционных путях и минимизация динамических нагрузок на элементы конструкции транспортного средства в процессе торможения последнего.

Указанная цель достигается тем, что в известном устройстве, содержащем закрепленную на основании направляющую, смонтированный на основании своим корпусом цилиндр, тормозной башмак, состоящий из соединенного со штоком цилиндра полоза, шарнирно связанного с ним упора для взаимодействия с колесом транспортного средства, и связанный с полозом ползун, установленный в направляющей, причем цилиндр выполнен в виде набора упругих элементов различной жесткости, упор башмака жестко закреплен на связанном с ползуном промежуточном элементе, выполненным с возможностью его поворота вокруг вертикальной оси, которая смонтирована на пластине, причем последняя жестко закреплена на боковой поверхности полоза со стороны направляющей, а полоз имеет возможность разместить на своей поверхности все колесные пары затормаживаемой тележки.

Преимущества предлагаемого технического решения заключаются в следующем. Благодаря применению полоза, способного разместить все колесные пары затормаживаемой тележки транспортного средства, сила трения между полозом и рельсом возрастает кратно количеству колесных пар, что существенно повышает эффективность торможения. Использование цилиндра с размещенными внутри него упругими элементами различной жесткости позволяет плавно наращивать тормозное усилие в процессе торможения, что обеспечивает минимизацию динамических нагрузок на элементы конструкции затормаживаемого транспортного средства.

При исследовании отличительных признаков описываемого железнодорожного путевого тормозного устройства не выявлено аналогичных технических решений, позволяющих повысить эффективность торможения рельсовых транспортных средств и снизить динамические нагрузки, возникающие при торможении подвижного состава посредством рельсовых тормозных устройств.

Проведенный заявителем анализ уровня техники, включающий поиск по патентным и научно – техническим источникам информации, позволил установить, что заявитель не обнаружил аналог, характеризующийся признаками, тождественными всем существенным признакам заявленного изобретения. Определение из перечня выявленных аналогов прототипа, как наиболее близкого по совокупности существенных признаков, позволило выявить совокупность существенных по отношению к усматриваемому заявителем техническому результату отличительных признаков в заявленном устройстве, изложенных в формуле изобретения.

Следовательно, заявленное изобретение соответствует условию “новизна”.

Заявленное изобретение не вытекает для специалиста явным образом из известного уровня техники, поскольку из уровня техники, определенного заявителем, не выявлено влияние предусматриваемых существенными признаками заявленною изобретения преобразований на достижение указанного технического результата.

Следовательно, заявленное изобретение соответствует условию “изобретательский уровень”.

Предлагаемая конструкция железнодорожного путевого тормозного устройства позволяет повысить эффективность торможения и закрепления подвижного состава и существенно снизить динамические нагрузки на элементы конструкции транспортного средства при торможении последнего.

Следовательно, заявленное изобретение соответствует условию “промышленная применимость”.

Сущность заявленного изобретения поясняется чертежами, где изображены: на фиг. 1 – железнодорожное путевое тормозное устройство, вид сбоку; на фиг. 2 – то же, вид сверху.

Железнодорожное путевое тормозное устройство состоит из установленного на головку рельса 1 тормозного башмака, включающего полоз 2 и упор 3, жестко закрепленный на промежуточном элементе 4, который выполнен поворотным вокруг вертикальной оси 5, смонтированной на пластине 6, жестко закрепленной на боковой поверхности полоза 2, взаимосвязанного с цилиндром 7 посредством штока 8. Ползун 9, взаимосвязанный с промежуточным элементом 4, контактирует с направляющей 10. Для снятия тормозного башмака с головки рельса 1 (при пропуске подвижного состава) на штоке 8 цилиндра 7 закреплен рычаг 11.

Устройство работает следующим образом.

В исходном положении упор 3 тормозного башмака размещен на поверхности полоза 2. При накате колеса транспортного средства на упор 3 полоз 2 приобретает скольжение по головке рельса 1 и посредством штока 8 воздействует на упругие элементы цилиндра 7, которые создают дополнительное сопротивление движению транспортного средства. Ползун 9 препятствует повороту промежуточного элемента 4 вокруг оси 5, смонтированной на пластине 6, тем самым удерживая упор 3 на поверхности полоза 2. При дальнейшем перемещении тормозного башмака по головне рельса 1 ползун 9, выходя из направляющей, прекращает удерживать промежуточный элемент 4 от поворота. Под воздействием колеса транспортного средства упор 3 поворачивается на промежуточном элементе 4, пропуская колеса затормаживаемой тележки. Упругие элементы силового цилиндра 7, расслабляясь, перемещают тормозной башмак в исходное положение.

Для пропуска подвижного состава вручную или с помощью привода поворачивают шток 8 за закрепленный на нем рычаг 11, в результате чего башмак устройства снимается с головки рельса 1.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
1. СССР А.с. N 55466 B 61 K 7/02 Устройство для торможения вагонов, автор Г.Г. Попов. Опубл. 31.08.39
2. СССР A. c. N 1754545 B 61 K 7/08, Железнодорожное путевое тормозное устройство, авторы К.С. Исаев, В.В. Бычков, В.В. Гора и др. Опубл. 15.08.92. БИ. N 30 (прототип).

Формула изобретения


Железнодорожное путевое тормозное устройство, содержащее закрепленную на основании направляющую, смонтированный на основании своим корпусом цилиндр, тормозной башмак, состоящий из соединенного со штоком цилиндра полоза и шарнирно связанного с ним упора для взаимодействия с колесом транспортного средства, и взаимосвязанный с полозом ползун, установленный в направляющей, отличающееся тем, что полоз имеет возможность разместить все колесные пары затормаживаемой тележки, цилиндр выполнен в виде набора упругих элементов различной жесткости, упор башмака жестко закреплен на связанном с ползуном промежуточном элементе, выполненном с возможностью его поворота вокруг вертикальной оси, которая смонтирована на пластине, причем последняя жестко закреплена на боковой поверхности полоза со стороны направляющей.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 12.11.2005

Извещение опубликовано: 10.10.2006 БИ: 28/2006


Categories: BD_2167000-2167999