Патент на изобретение №2381845

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2381845 (13) C2
(51) МПК

B21B1/28 (2006.01)
B32B15/01 (2006.01)
B32B7/02 (2006.01)
F16C33/04 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 17.09.2010 – действует

(21), (22) Заявка: 2007147417/02, 19.12.2007

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

19.12.2007

(43) Дата публикации заявки: 27.06.2009

(46) Опубликовано: 20.02.2010

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
ДМИТРОВ Л.Н. и др. Биметаллы, Пермь, 1991, с.23-24. SU 965673 А1, 15.10.1982. SU 1230776 A1, 15.05.1986. RU 2210462 C1, 20.08.2003. DE 19953576 A1, 21.06.2001.

Адрес для переписки:

617000, Пермский край., г. Нытва, ул. К. Маркса, 71, ОАО “Нытва”, Главному инженеру А.А. Болдыреву

(72) Автор(ы):

Болдырев Александр Александрович (RU),
Глумов Сергей Александрович (RU),
Калугин Павел Владимирович (RU),
Колдомов Александр Александрович (RU),
Полякова Валентина Петровна (RU),
Тулупов Евгений Александрович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

ОАО “Нытва” (RU)

(54) БИМЕТАЛЛИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ

(57) Реферат:

Изобретение может быть использовано при изготовлении узлов трения, а именно для вкладышей металлофторопластовых подшипников скольжения. Биметаллическая композиция получена холодным плакированием с последующей холодной прокаткой. Содержит основу из стальной нержавеющей ленты AISI321(08X18H10T) и два слоя из лент томпаковых Л90. Толщина исходных составляющих слоев биметаллической композиции подобрана для обеспечения заданной толщины плакирующего слоя с каждой стороны от 3,0 до 6,0% от общей толщины биметаллической ленты. Изобретение обеспечивает достижение качественных характеристик биметалла, способствующих повышению эксплуатационных характеристик подшипников: долговечности, стойкости к износу, устойчивости к коррозии в агрессивных средах, механической прочности. 2 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к области обработки металлов давлением, а именно к производству многослойных композиций совместной холодной прокаткой. Изобретение может найти применение в машиностроении, автомобилестроении, авиации и других отраслях при изготовлении узлов трения в качестве конструкционной основы.

Известен многослойный антифрикционный материал, включающий в качестве конструкционной основы стальную основу с припеченным к ней пористым слоем, который пропитывают пастой, содержащей водную суспензию фторопласта, наполнитель и коагулятор (патент 1415572, 20.10.1993 г.).

Известен биметаллический металлофторопластовый материал, включающий также в качестве конструкционной основы стальную основу с припеченным к ней пористым слоем в виде бронзолатунной сетки и заполнением пор композиционным материалом на основе фторопласта (патент 2212307,17.01.2002 г.).

Недостатками обоих указанных материалов является использование стальной основы в качестве конструкционной основы, что значительно снижает эксплуатационные характеристики подшипников скольжения (вкладышей подшипников скольжения) по сравнению с биметаллической конструкционной основой.

Известны также:

биметалл для вкладышей подшипников скольжения, состоящий из стальной основы с плакирующим слоем из оловянноцинкосвинцовой бронзы и промежуточным слоем из меди или однофазной латуни (авт.св. SU 965673, В23К 20/04);

биметалл для вкладышей подшипников скольжения, состоящий из стальной основы с плакирующим слоем из омедненной бронзы (патент 2244612, 14.04.2003).

Недостатком этих биметаллов является использование в качестве стальной основы низкоуглеродистой стали, значительная трудоемкость их получения и недостаточная прочность соединения составляющих слоев, что значительно снижает эксплуатационные характеристики вкладышей подшипников (подшипников) скольжения.

За ближайший аналог изобретения принята известная биметаллическая композиция сталь + латунь, применяемая в качестве конструкционной основы (для последующего нанесения фторопласта) подшипников скольжения (Л.Н.Дмитров и др. Биметаллы. Пермь. 1991, с.23-24) Недостатком этого материала является использование в качестве стальной основы низкоуглеродистой стали, что также снижает эксплуатационные характеристики подшипников скольжения по сравнению с нержавеющей сталью, особенно коррозионную стойкость.

Технический результат изобретения – биметаллическая композиция, являющаяся конструкционной основой для металлофторопластовых подшипников, с достижением качественных характеристик, способствующих повышению эксплуатационных характеристик подшипников скольжения: долговечности, стойкости к износу, устойчивости к коррозии в агрессивных средах, механической прочности и др.

Технический результат изобретения достигается тем, что для конструкционной основы вкладышей подшипников скольжения предложена биметаллическая композиция цветной металл (сплав) – сталь – цветной металл (сплав), содержащая основу из стальной ленты и два слоя из лент цветного металла (сплава), полученная холодным плакированием с последующей холодной прокаткой.

В качестве лент цветного металла биметаллическая композиция содержит ленты томпаковые марки Л90.

В качестве стальной ленты биметаллическая композиция содержит ленту из нержавеющей стали марки AISI 321, 08Х18Н10Т.

Толщину исходных составляющих слоев биметаллической композиции подбирают для обеспечения заданной толщины плакирующего слоя с каждой стороны от 3,0 до 6,0% от общей толщины биметаллической ленты.

Биметаллическую композицию для вкладышей подшипников скольжения получают холодным плакированием с последующей холодной прокаткой.

Пример осуществления изобретения:

В качестве исходных материалов используют:

– томпаковую ленту марки Л90 размером 0,22×293 мм с химическим составом по массовой доле содержания основных элементов: медь – 88-91%; остальное – цинк; содержание примесей сурьма, висмут, свинец, железо, фосфор, кремний, алюминий – составляют 0,2%, никель – 0,3%;

– стальную ленту из нержавеющей стали марки AISI 321 размером 4,0×280 мм с химическим составом по массовой доле содержания элементов: углерод – не более 0,08%; хром – 17-19%; никель – 9-12%, кремний – не более 0,75%; марганец – не более 2,0%; фосфор – не более 0,045%; сера – не более 0,030%.

Исходные материалы используют для получения биметаллической композиции холодным плакированием с последующей холодной прокаткой.

Полученная биметаллическая композиция томпак – нержавеющая сталь – томпак обладает прочным соединением слоев, характеризуется высокой коррозионной стойкостью в агрессивных средах. Механические свойства готовой биметаллической композиции:

временное сопротивление разрыву, в – не более 770 МПа;

относительное удлинение, – не менее 30%;

глубина сферической лунки – не менее 10 мм.

Таким образом, биметаллическая композиция томпак Л90 – нержавеющая сталь AISI321(08X18H10T) – томпак Л90 позволяет использовать ее в качестве конструкционной основы для металлофторопластовых подшипников скольжения за счет достижения качественных характеристик биметалла, способствующих повышению эксплуатационных характеристик подшипников: долговечности, стойкости к износу, устойчивости к коррозии в агрессивных средах, механической прочности и др.

Формула изобретения

1. Биметаллическая композиция для конструкционной основы подшипников скольжения, содержащая основу из стальной ленты и два слоя из лент цветного металла, полученная способом холодного плакирования с последующей холодной прокаткой, отличающаяся тем, что в качестве стальной ленты она содержит ленту из нержавеющей стали, а в качестве ленты цветного металла она содержит томпаковую ленту, при этом толщина исходных составляющих слоев биметаллической композиции подобрана для обеспечения заданной толщины плакирующего слоя с каждой стороны от 3,0 до 6,0% от общей толщины биметаллической ленты.

2. Биметаллическая композиция по п.1, отличающаяся тем, что в качестве ленты из нержавеющей стали она содержит нержавеющую стальную ленту марки AISI 321 или 08Х18Н10Т.

3. Биметаллическая композиция по п.1, отличающаяся тем, что в качестве томпаковой ленты она содержит ленту томпаковую марки Л90.

Categories: BD_2381000-2381999