|
(21), (22) Заявка: 2008122597/11, 04.06.2008
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
04.06.2008
(46) Опубликовано: 10.02.2010
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
RU 2297941 С2, 27.04.2007. RU 2075421 C1, 20.03.1997. RU 2268193 С2, 20.01.2006. RU 2217348 C1, 27.11.2003. СА 2208935 A1, 28.12.1997.
Адрес для переписки:
196158, Санкт-Петербург, Московское ш., 44, ФГУП “ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова”, Управление персоналом, группа ИПС и патентоведения
|
(72) Автор(ы):
Апполонов Евгений Михайлович (RU), Беляшов Валерий Адамович (RU), Мацкевич Вадим Александрович (RU), Пашин Валентин Михайлович (RU), Симонов Юрий Андреевич (RU), Сазонов Кирилл Евгеньевич (RU), Тумашик Александр Петрович (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Федеральное государственное унитарное предприятие “Центральный научно-исследовательский институт имени академика А.Н. Крылова” (ФГУП “ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова”) (RU)
|
(54) ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО
(57) Реферат:
Изобретение относится к области ледокольных судов. В подзоре ледокольного судна в диаметральной его плоскости установлена винторулевая колонка. С каждой стороны винторулевой колонки расположено по одному традиционному гребному судовому движителю, установленному на валу. Винторулевая колонка смещена к корме от плоскости дисков гребных движителей судна для обеспечения возможности ее вращения. Достигается защита винторулевой колонки от разрушающего воздействия со стороны льда. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к области судостроения, а более конкретно – к ледокольным судам и буксирам, предназначенным для эксплуатации во льдах в арктических условиях.
Для обеспечения тяговых характеристик движительного комплекса и повышения маневренности ледокольных судов используют движительно-рулевой комплекс, содержащий винторулевые колонки (ВРК). Однако в тяжелых ледовых условиях такой движительно-рулевой комплекс недостаточно эффективен при околке крупнотоннажных судов и подвержен разрушению со стороны ледовых нагрузок.
Однако бортовые движители при движении ледокола на переднем ходу обычно в 2-3 раза чаще взаимодействуют со льдом, чем винтовой движитель, установленный на валу и расположенный в диаметральной плоскости (ДП) судна. В связи с этим вероятность их повреждения и выхода из строя существенно выше. Кроме того, при маневрировании ледокольного судна наружная относительно оси поворота судна на циркуляции ВРК в еще большей степени взаимодействует со льдом и подвержена большему риску разрушения, чем при прямолинейном движении судна. С учетом более сложной конструкции ВРК по сравнению с обычным винтовым движителем размещение ВРК побортно приводит к уменьшению надежности комплекса.
Задачей предлагаемого изобретения является повышение надежности работы ВРК в составе движительно-рулевого комплекса ледокольного судна путем защиты ее от ледовых разрушений за счет улучшения работы ВРК.
Для этого в ледокольном судне, имеющем корпус с кормовым подзором и содержащее размещенный в кормовом подзоре движительно-рулевой комплекс, включающий установленный на валу гребной движитель судна и установленную на корпусе судна поворотную ВРК с гребным винтом, по изобретению движительно-рулевой комплекс дополнен вторым гребным движителем судна, при этом упомянутые движители расположены побортно, а ВРК установлена расположенной в ДП судна и смещенной в корму от уровня плоскости дисков гребных движителей судна на расстояние, обеспечивающее бесконтактный с гребными движителями судна поворот на 360° ВРК вокруг своей оси поворота.
Кроме того, гребные движители судна и винторулевой колонки расположены по высоте судна так, что концевые кромки их движителей при этом не выходят за пределы уровня основной плоскости судна.
Благодаря расположению гребных движителей традиционного типа по бортам ледокольного судна, а поворотной ВРК – по ДП судна, обеспечивается улучшение условий работы ВРК путем ее защиты работающими бортовыми движителями, отбрасывающими большую часть разломанного корпусом судна льда, от возможности попадания на нее крупных ледовых образований, и тем самым уменьшается вероятность выхода из строя такой уязвимой к внешним ледовым нагрузкам установки, какой является ВРК.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен схематический вид ледокольного судна сбоку, а на фиг.2 – вид на судно на фиг.1 с кормы, на фиг.3 – вид на судно с днища.
Ледокольное судно (фиг.1, 2, 3) содержит корпус 1, имеющий кормовой подзор 2, в котором размещен движительно-рулевой комплекс судна, включающий два побортно расположенных традиционных гребных движителя судна 3, установленных на валах 4, и установленную на корпусе 1 судна поворотную винторулевую колонку 5 с гребным винтом 6.
ВРК 5 расположена в ДП судна смещенной в корму от уровня плоскости дисков гребных движителей 3 судна на расстояние L, обеспечивающее свободный поворот на 360° ВРК 5 вокруг своей вертикальной оси поворота 7 без контакта с обоими гребными движителями 3 судна.
При этом гребные движители 3 судна и движитель 6 ВРК 5 расположены по высоте судна таким образом, что концевые кромки всех движителей при этом не выходят за пределы уровня основной плоскости 8 судна.
Устройство работает следующим образом.
При движении ледокольного судна в ледовом поле образуемые при этом сектора льда притапливаются корпусом 1 судна, создавая на поверхности корпуса 1 судна так называемую «ледовую рубашку». Двигаясь по бортам и днищу судна, льдины всплывают в районе кормы в сторону бортов. При этом большие обломки основной массы «ледовой рубашки» наталкиваются на побортно расположенные традиционные винтовые движители 3 судна, которые, вращаясь, фрезеруют льдины и отбрасывают в стороны от расположенной за ними по ДП судна ВРК 5 основную массу обломков льдин. В результате этого количество обломков льда с уменьшенной массой, попадающих на ВРК 5, снижается в несколько раз, вследствие чего уменьшается интенсивность ледовых нагрузок на ВРК 5, и соответственно возрастает надежность ее работы.
Формула изобретения
1. Ледокольное судно, имеющее корпус с кормовым подзором и содержащее размещенный в кормовом подзоре движительно-рулевой комплекс, включающий установленный на валу гребной движитель судна и установленную на корпусе судна поворотную винто-рулевую колонку с гребным винтом, отличающееся тем, что движительно-рулевой комплекс дополнен вторым гребным движителем судна, при этом упомянутые движители расположены побортно, а винто-рулевая колонка установлена расположенной в диаметральной плоскости судна и смещенной в корму от уровня плоскости дисков гребных движителей судна на расстояние, обеспечивающее бесконтактный с гребными движителями судна поворот на 360° винто-рулевой колонки вокруг своей оси поворота.
2. Ледокольное судно по п.1, отличающееся тем, что гребные движители судна и винто-рулевой колонки расположены по высоте судна так, что концевые кромки их движителей при этом не выходят за пределы уровня основной плоскости судна.
РИСУНКИ
|
|